Научная статья на тему 'Некоторые проблемы формирования и развития армянской диаспоры во Франции'

Некоторые проблемы формирования и развития армянской диаспоры во Франции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
997
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Область наук
Ключевые слова
армянская диаспора / армянская община Франции / структура об- щины / диаспоральные институты / иммиграция / армянская культура / армяно- французские отношения

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эдуард Акопян, Александр Корнилов

Особое место в армянской диаспоре принадлежит общине Франции, которая по сво-ему влиянию и численности занимает третье место после общин РФ и США. Единствоармян в вопросах общенационального значения, их интеграция в местное общество,активная роль в экономической и культурной жизни страны обеспечили армянскойдиаспоре серьезный авторитет.Исторический опыт свидетельствует, что наличие общины в той или иной стра-не содействует развитию отношений между государствами. Исторические связи междуармянами и французами своими корнями уходят в средневековье. Политически ар-мянская диаспора оказалась не только частью социально-экономической жизни Фран-ции на широком историческом отрезке времени, но также превратилась в устойчивыйфактор поддержки стабильных и в целом дружественных отношений Пятой Республи-ки и Республики Армения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ARMENIAN DIASPORA IN FRANCE

The Armenian community of France holds a special place in Diaspora, as it is the third largest and most influential one after the communities in Russia and the USA. Unity of Armenians in pan-national issues, their integration in the local society, their active role played in economic and cultural life of the country ensured a serious prestige for the Armenian diaspora. The historical experience tells that existence of an ethnic community in one or another country contributes to development of relations between the states. Historical relations between Armenian and French people date back to medieval ages. In political terms, the Armenian diaspora not only had emerged as a part of the socio-economic life in France for a lengthy historical time period, but also had become a support factor for stable and generally friendly relations between the Fifth Republic and Republic of Armenia.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы формирования и развития армянской диаспоры во Франции»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ ВО ФРАНЦИИ

Эдуард Акопян’, Александр Корнилов”

Ключевые слова: армянская диаспора, армянская община Франции, структура общины, диаспоральные институты, иммиграция, армянская культура, армянофранцузские отношения

Изучение армянской общины в современных странах может быть относительно успешным и результативным, если авторы исследования «вооружены» определенными теоретическими представлениями о том, что есть диаспора. В политологической литературе России, Армении и за их пределами продолжаются дебаты о том, что понимать под термином «диаспора».

Армянский эксперт Арег Галстян* 1 полагает, что армянская диаспора является ярким примером этнокультурной группы, которой удалось сохранить свою национальную идентичность. Сегодня армян по всему миру объединяет «общность исторической судьбы», которая и определяет ее современную идеологическую парадигму. В основе идеологии сегодняшней диаспоры лежит «историческая память». «Общность исторической судьбы» - идеологическая матрица, на основе которой ведущими армянскими организациями по всему миру определяются те или иные задачи. По характеру пребывания на территории поселения, считает А.Галстян, армянская диаспора относится к типу «moved diaspora>. Представители данного типа склонны рассматривать государство «проживания» как некую транзитную зону, откуда должно следовать возвращение в «титульную» страну. Армянская диаспора также представляет собой такой

' Аспирант Нижегородского государственного университета (ННГУ) имени Н.И.Лобачевского.

" Д.и.н., профессор, директор Центра по изучению проблем мира и разрешению конфликтов при ННГУ имени Н.И.Лобачевского.

1 Галстян А, Диаспора и Армения: проблемы и перспективы. Часть 1 («Еркрамас». 20 ноября 2013 года // http://www.yerkramas.org/2013/11/20/diaspora-i-armeniya-problemy-i-perspektivy-chast-1).

97

Э.Акопян, А.Корнилов

21 й ВЕК», №2 (35), 2015г.

тип общности, члены которого длительное время проживают и исторически связаны с территорией поселения. Подобный факт оказал важное влияние на лояльное отношение правительств различных государств, принимающих у себя новые волны армянских иммигрантов. Благодаря уже созданным институтам и определенной поддержке новые поколения иммигрантов довольно быстро интегрируются в местном обществе. По принципу «Культурной схожести с местным населением» армянская диаспора относится к типу общины со «средней культурной дистанцией». Армянский эксперт также подчеркивает наличие ди-аспоральной элиты как индикатор зрелости армянской диаспоры.

С.Э.Давтян в своей кандидатской диссертации «Армянские общины Ближнего Востока: институциональные особенности и основные направления развития» пишет: «Диаспоры и составляющие их общины не создаются внезапно. До их формирования происходят определенные процессы, которые подготавливают, стимулируют создание общин и диаспор. Процессы подготовки формирования общин и диаспор имеют свои причины, которые бывают разного характера. Эти причины условно можно разделить на определенные группы: этнические, политические, религиозные или экономические» [1, с. 14]. В то же время на практике эти причины встречаются не в «чистом» виде, а часто синтезируются с другими причинами, в результате чего приходится говорить об этнополитических, религиозно-политических или экономико-политических причинах формирования общин и диаспор в мире [2].

Исторический опыт свидетельствует, что наличие общины в той или иной стране служит мостом для установления и развития отношений между государствами, является сдерживающим фактором при обострении противоречий и устранении конфликтов.

Этническая община формируется в том или ином государстве обычно двумя путями.

• Первый путь - мирный, когда в условиях трудовой, торговой, научнокультурной миграции формируется малочисленная община;

• Второй - насильственный, когда в результате гонений по национальному и политическому признаку большие группы людей покидают свою родину, спасаясь от физической расправы.

98

<21-й ВЕК», №2 (35), 2015г.

Э.Акопян, А.Корнилов

В случае с армянами действовали оба фактора. В настоящее время из 10 миллионов армян всего мира лишь треть проживает на родине, в Республике Армения.

Армения переступила порог 21 века, не раз за свою историю понеся большие потери: это и человеческие потери, и уничтожение культурных ценностей, а также потеря государственности. Речь в особенности идет о массовых погромах, организованных в период османского владычества (1895-1896гг.), в период правления младотурок (1915-1922гг.), когда были убиты более 1,5 миллиона армян, значительная часть армянского народа была лишена родины и рассеялась по всему миру, образовав многочисленную диаспору.

Особое место в армянской диаспоре принадлежит общине Франции, которая по своему влиянию и численности занимает третье место после общин РФ и США. Исторические связи между армянами и французами своими корнями уходят в средневековье. История свидетельствует о том, что армяне, чьи имена неизвестны, посещали Францию еще в раннем средневековье.

Первым армянином, побывавшим во Франции, был епископ Симон, которого принимали в церкви города Тур в 591г.1, а в записи, сделанной латиницей в церкви Сен Март, зафиксирован армянский алфавит без букв «о» и «և».

Торгово-экономические, политические и культурные связи существовали еще между Киликийской Арменией и Францией, что было обусловлено получением помощи от европейских христианских держав в борьбе с усиливающейся в регионе мусульманской властью.

Известно также о контактах между армянами и французами во время крестовых походов и в период Киликийского армянского царства, особенно при Лусинянах [3]. Трое из царей Киликийского армянского царства имели французское происхождение [3]. Последний киликийский царь Левон IV (13741375гг.) после продолжительного египетского плена нашел прибежище во Франции, где и скончался в 1399г. [4]. Он покоится на кладбище Сэн-Дени, рядом с Шарлем Мартелем и Королем-Солнце Людовиком XIV. В 1375г. после падения Киликийского армянского царства армяно-французские отношения имели свое продолжение.

1 www.azg.am.

99

Э.Акопян, А.Корнилов

21 й ВЕК», №2 (35), 2015г.

В XV-XVIbb. были созданы небольшие армянские общины в Париже, Марселе и Буже. В 1654г. в Марселе, а в 1672г. - в Париже армянин по имени Паскаль (Арутюн) открыл первые кафе во Франции1.

Интерес французов к армянской культуре возрос в 17-18 веках. В 1734г. арменист Гийом де Вильфра составил список 138 армянских рукописей Парижского королевского книгохранилища (сейчас - Национальная библиотека). В 1638г. в Париже был напечатан армяно-латинский словарь «Армянский словник» [5], а в 1672г. в Марселе Воскан Ереванци основал типографию.

Примечательна по своим объемам торговая деятельность Жана Алтына (Ованес Алтунян), который в 1758г. начал перерабатывать марену красильную, что способствовало расцвету всей провинции. В знак благодарности жители города установили ему памятник [5].

С 1798г. в Парижской школе живых восточных языков стали преподавать армянский язык, в 1846г. мхитаристы основали гимназию «Самуел Мурадян», которая действует по сей день. С 1848г. во Франции издаются армянские периодические издания, из которых можно выделить выходящие в Париже с 1850г. «Восток» и «Масеац Агавни» («Голубь Масиса»), а из издающихся в Марселе - еженедельную газету Мкртича Потругаляна «Армения» (1885г.), которая сыграла важную роль в деле пробуждения свободолюбивого духа среди армян.

В 1902г. в Париже была построена первая армянская церковь - Св. Ованес, в дальнейшем в Марселе и Лионе также были открыты армянские церкви, при которых действовали воскресные школы [6]. Формирование армянской общины Франции шло естественным путем, она была малочисленной и в основном являлась результатом миграции небольших групп торговцев и ремесленников.

После Геноцида армян, осуществленного в Османской Турции в годы Первой мировой войны, большое количество армян нашло пристанище во Франции, и численность армянской общины увеличилась именно в эти годы.

Армянский народ навсегда сохранит в своей памяти благодарность за помощь, оказанную французами во время армянских погромов в Турции: французский военный корабль «Гише»1 2 был среди кораблей, пришедших на помощь

1 Armenia-France relations, http://en.wikipedia.org.wiki.Armenia-France-relations.

2 Там же.

100

<21-й ВЕК», №2 (35) 2015г.

Э.Акопян, А.Корнилов

4000 армян, которые укрывались на горе Муса1. В эти годы при поддержке Аршака Чопаняна группа интеллигентов во главе с Францем Верфелем развернула во Франции армянофильское движение1 2. 24 мая 1915г. президентская декларация осудила политику уничтожения армян в Турции. Армянская община Франции увеличилась именно в эти годы, достигнув (по данным 1924 года) около 50.000-60.000 человек [6].

Во время Второй мировой войны армяне принимали активное участие в военных действиях, в годы Сопротивления был создан подпольный армянский фронт. Под командованием Мисака Манушяна действовало 4 интернациональных отряда. Имя Мисака Манушяна, расстрелянного немцами, стало легендарным во Франции. В Вердене, где французы понесли больше всего потерь, есть мемориальный комплекс с двумя большими гербами, на которых крупными буквами написано «ВАН-СИС» [6]. Среди имен павших героев есть и армянские имена.

В послевоенные годы жизнь колонии заметно активизировалась. Были созданы разнообразные союзы, основаны газеты и периодические издания. В 1970-е гг. колония пополнилась за счет выходцев с Ближнего Востока. Решение обосноваться во Франции объяснялось доброжелательным отношением к армянам со стороны ее властей и общества. Учитывался также тот факт, что Франция является христианской страной.

В настоящее время во Франции проживает 450.000-500.000 армян [6]. Единство армян в вопросах общенационального значения, их интеграция в местное общество, активная роль в экономической и культурной жизни страны обеспечили армянской диаспоре серьезный авторитет. К выдающимся деятелям французской культуры принадлежат писатель Анри Труайя, поэты Рубен Мелик, Ваге Кача, Артюр Адамов, художник Гарзу, писатель и режиссер Анри Верной, певица Рози Варди, певец Шарль Азнавур, композитор Жорж Карва-ренц и другие.

Основные города, где сосредоточена армянская диаспора: Париж, Марсель, Лион, Ницца, Канны, Сен-Рафаэль, Валанс, Кламар, Гренобль, Альфор-виль, Исси-ле-Мулино, Версаль и Шавиль. Община тесно сотрудничает с по-

1 www.armedia.am

2 www.azg.am

101

Э.Акопян, А.Корнилов

21 й ВЕК», №2 (35), 2015г.

сольством РА во Франции. Это сотрудничество включает все сферы, имеющие общенациональное значение, в частности урегулирование Карабахского конфликта и признание Геноцида армян. Наличие армянской общины будет обеспечивать продолжение контактов Франции с РА на разных уровнях, и это обстоятельство будет влиять на политику Франции в регионе.

Велика роль армян в создании школ (гимназии «Дпроцасер тикнанц вар-жаран», «Маштоц», «Таргманчац»), строительстве церквей (церковь Св. Акоб (Иаков) в Лионе, церковь Св. Ованес Мкртич (Иоанн Креститель) в Париже, церковь Святых переводчиков Св. Саака-Св. Месропа), в работе культурных союзов, национальных обществ и организаций (Книгохранилище Нубарян, книжный магазин Самуеляна, филиал ВАБС (Всеобщий Армянский Благотворительный Союз), Союз Армянской Помощи (САП) или «Синий крест армян Франции» (JAF), Всеобщий Армянский Благотворительный Союз (ВАБС), «Азнавур - Армении», группа «Ай Дат», Координационный совет армянских организаций Франции (CCAF), Культурный союз армян Франции (UCFAF), Комитет 24 апреля, Армянское Сообщество помощи бедным, Научно-исследовательский центр армянской диаспоры (C.R.D.A.), Межпрофессиоанальная международная армянская группа (GiA), Союз армянских врачей Франции (UMAF))1.

Во Франции действуют отделения трех традиционных армянских партий – АРФД (Армянская Революционная Федерация «Дашнакцуцюн»), ПРА (партия «Рамкавар-Азатакан») и социально-демократическая партия «Гнчакян». Несмотря на то что законы Франции специально не выделяют национальные и религиозные меньшинства, армяне расцениваются как единое целое благодаря деятельности церкви (Армянская Католическая, Армянская Евангелическая и Армянская Апостольская церкви), работе учебных заведений и культурных учреждений, профессиональных союзов, спортивных молодежных организаций, благотворительных организаций.

В Латинском квартале в Париже, на фасаде государственной библиотеки Сен-Жени, находящейся недалеко от Пантеона, среди имен многих мудрых мужей мы находим имя средневекового армянского философа Григора Магистроса1 2. В Париже и других городах есть много мест, площадей, имеющих

1 www.mfa.am.

2 Там же.

102

<21-й ВЕК», №2 (35) 2015г.

Э.Акопян, А.Корнилов

армянские названия, памятников, посвященных жертвам Геноцида армян. В центре Парижа, в аллее Канады, установлен четырехметровый бронзовый памятник Комитасу в память о жертвах Геноцида и воинах-армянах, защищавших Францию во время Первой и Второй мировых войн [7, с. 78].

Франция как член ЕС заинтересована в поддержании активных связей с РА. После обретения Арменией независимости активизировались двусторонние связи в самых различных сферах. Эти отношения нацелены на будущее, что создало прочную основу для развития сотрудничества между двумя народами и государствами. Политика Франции в отношении стран СНГ, в том числе РА, проводится в рамках единой политики ЕС.

В отношениях как с Западом, так и с Францией главным козырем Армении было и остается ее географическое положение и высокий интеллектуальный потенциал армянского народа, в том числе в диаспоре, взаимодействие с которой является одной из первоочередных задач властей Армении.

5 июня 1999г. перед зданием мэрии Гренобля был установлен хачкар в память о жертвах геноцида. В городе есть также площадь Армении, а на одном из примыкающих к площади зданий установлены мемориальные доски в память о жертвах Геноцида и М.Манушяне, что в свое время вызвало недовольство турецкого консульства, став причиной антиармянских протестов и действий. Одна из центральных улиц Гренобля была переименована в улицу Армении [7, с. 228]. Такие же памятники были установлены 21 мая 2000г. в Лиле, 14 сентября 2002г. в Каннах на центральном бульваре Круазетт [7, с. 111], в Марселе, на улице «24 апреля 1915г.» [8], 27 апреля 2004г. в Арнувиль-ле-Гонесе [9].

21 февраля 2004г. в Мон-Валериане состоялась церемония, посвященная 60-летней годовщине расстрела группы М.Манушяна, состоявшей из 23 человек [10]. По этому поводу 15-23 февраля 2004г. в разных городах прошли мероприятия, был показан фильм о героях «Красная афиша», а в Пэльвуазене был открыт парк имени М.Манушяна [7, с. 189].

В 2006г. в Медон-ла-Форе была открыта площадь «Армения», которая стала символом дружбы между районами Плеси-Робинсоном и Арабкирским райно-ном Еревана1. Армяно-французской дружбе посвящен памятник, установленный

1 www.aravot.am.

103

Э.Акопян, А.Корнилов

21-й ВЕК», №2 (35), 2015г.

в Шавиле [7, с. 110]. Во Франции есть более ста памятников, посвященных Геноциду армян, - яркое свидетельство того, что признание Геноцида армян на государственном уровне является выражением воли всего французского народа.

Армянская община Франции считается успешной и обеспеченной, однако до сих пор нет точных подсчетов ее экономического потенциала. Большинство армян Франции, в основном проживая в трех крупных конгломератах -Париже, Лионе и Марселе, живут обособленно, занимаясь экономической деятельностью независимо друг от друга.

Таким образом, исторически и политически армянская диаспора оказалась не только частью социально-экономической жизни Франции на широком историческом отрезке времени, но также превратилась в устойчивый фактор поддержки стабильных и в целом дружественных отношений Пятой Республики и Республики Армения. Важнейшей причиной такого важного статуса армянской диаспоры оказалась необычайно активная и хорошо продуманная деятельность всего комплекса диаспоральных институтов: церкви, политических партий, организаций социального и благотворительного характера вкупе с образовательными учреждениями и СМИ. Благоприятным фактором оказалась и политика французских властей в Париже и провинции. Несмотря на проблемы и даже угрозы идентичности армян, исходящие от общего ослабления евангельских ценностей в странах ЕС, армянская диаспора пока остается заметным христианским бастионом стабильности и интегральным компонентом межконфессионального и межэтнического согласия гражданского общества и политических процессов современной Франции.

Январь, 2015г.

Источники и литература

1. Давтян С.Э. Армянские общины Ближнего Востока: институциональные особенности и основные направления развития. Дисс. на соискание ученой степени к.пол.н. по специальности 23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Нижний Новгород, 2010.

2. Давтян С.Э, Корнилов А.А, Политика Армении в отношении армянской диаспоры: проблемы политической целесообразности // Власть. 2010. № 11, сс.61-62.

104

<21-й ВЕК», №2 (35) 2015г.

Э.Акопян, А.Корнилов

3. История армянского народа, том III. - Ер.: издательство АН Армянской ССР, 1976, сс. 784-785.

4. GerardDedeyan, “Histoire des Armeniens”. - Paris, 2006, p. 675.

5. Историко-дипломатический архив МИД РА, папка 1, дело N38, с. 40.

6. Ведомственный архив Министерства Диаспоры РА, Справка об армянской общине Франции, Ереван, 2013, с. 218.

7. Историко-дипломатический архив МИД РА, папка 5, дело №22.

8. Историко-дипломатический архив МИД РА, папка 9, дело №47, с. 100.

9. Историко-дипломатический архив МИД РА, папка 3, дело №33, с. 19.

10. Историко-дипломатический архив МИД РА, папка 1, дело №3, с. 7.

ՖՐԱՆՍԻԱՑՈՒՍ ՀԱՅԿԱԿԱՆ ՍՓՅՈՒՌՔԻ ՁԵՎԱՎՈՐՄԱՆ ԵՎ ԶԱՐԳԱՑՄԱՆ ՈՐՈՇ ԽՆԴԻՐՆԵՐ

Էդռւարդ Հակոբյան, Ալեքսանդր Կորնիլով

Ամփոփագիր

Հայկական սփյուռքում Ֆրանսիայի համայնքին հատուկ տեղ է պատկանում, որն իր ազդեցությամբ և թվաքանակով երրորդն է ՌԴ և ԱՍՆ հայ համայնքներից հետո: Հայերի միասնությունը համազգային նշանակության հարցերում, նրանց ինտեգրումը տեղի հանրությունում, ակտիվ դերը երկրի տնտեսական և մշակութային կյանքում Ֆրանսիայի հայ համայնքի համար լուրջ հեղինակություն են ապահովել:

Պատմական փորձը վկայում է, որ այս կամ այն երկրում համայնքի առկայությունն օժանդակում է պետությունների միջև հարաբերությունների զարգացմանը: Պատմական կապերը հայերի և ֆրանսիացիների միջև արմատներով ձգվում են դեպի միջնադար: Քաղաքական առումով հայկական սփյուռքը դարձել է ոչ միայն Ֆրանսիայի սոցիալ-տնտեսական կյանքի բաղկացուցիչ մասը ժամանակի պատմական լայն կտրվածքի համար, այլև վերածվել է Հինգերորդ Հանրապետության և Հայաստանի Հանրապետության միջև կայուն և ընդհանուր առմամբ բարեկամական հարաբերությունների պահպանման ամուր գործոնի:

105

Э.Акопян, А.Корнилов

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ ВО ФРАНЦИИ

«21-й ВЕК», №2 (35), 2015г.

Эдуард Акопян, Александр Корнилов

Резюме

Особое место в армянской диаспоре принадлежит общине Франции, которая по своему влиянию и численности занимает третье место после общин РФ и США. Единство армян в вопросах общенационального значения, их интеграция в местное общество, активная роль в экономической и культурной жизни страны обеспечили армянской диаспоре серьезный авторитет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исторический опыт свидетельствует, что наличие общины в той или иной стране содействует развитию отношений между государствами. Исторические связи между армянами и французами своими корнями уходят в средневековье. Политически армянская диаспора оказалась не только частью социально-экономической жизни Франции на широком историческом отрезке времени, но также превратилась в устойчивый фактор поддержки стабильных и в целом дружественных отношений Пятой Республики и Республики Армения.

SOME PROBLEMS

OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ARMENIAN DIASPORA IN FRANCE

Eduard Hakobyan, Alexander Kornilov

Resume

The Armenian community of France holds a special place in Diaspora, as it is the third largest and most influential one after the communities in Russia and the USA. Unity of Armenians in pan-national issues, their integration in the local society, their active role played in economic and cultural life of the country ensured a serious prestige for the Armenian diaspora.

The historical experience tells that existence of an ethnic community in one or another country contributes to development of relations between the states. Historical relations between Armenian and French people date back to medieval ages. In political terms, the Armenian diaspora not only had emerged as a part of the socio-economic life in France for a lengthy historical time period, but also had become a support factor for stable and generally friendly relations between the Fifth Republic and Republic of Armenia.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.