Научная статья на тему 'Некоторые проблемы эффективности защиты прав человека в международном и российском праве'

Некоторые проблемы эффективности защиты прав человека в международном и российском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5837
680
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОМБУТСМАН / КОНФЛИКТ / ДЕМОКРАТИЯ / ЗАКОН / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERNATIONAL LAW / HUMAN RIGHTS / LIBERTY / JUSTICE / OMBUDSMAN / CONFLICT / DEMOCRACY / LAW / LEGAL CULTURE / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мингазов Ленарис Харисович

В статье рассматриваются вопросы международных и внутрегосударственных правовых механизмов защиты прав человека и факторы, влияющие на эффективность достижения этой цели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of the efficiency of the protection of human rights in international and Russian law

The article reveals issues of international and domestic legal mechanisms of the protection of human rights and factors influencing the efficiency of achieving this goal.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы эффективности защиты прав человека в международном и российском праве»

УДК: 341

ББК: 67.412.2+67.400.7

Мингазов Л.Х.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Mingazov L. K.

SOME PROBLEMS OF THE EFFICIENCY OF THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN INTERNATIONAL AND RUSSIAN LAW

Ключевые слова: международное право; права человека; свобода; справедливость; омбутсман; конфликт; демократия; закон; правовая культура; правовое образование.

Keywords: international law, human rights, liberty, justice, ombudsman, conflict, democracy, law, legal culture, legal education.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы международных и внутрегосударственных правовых механизмов защиты прав человека и факторы, влияющие на эффективность достижения этой цели

Abstract:

The article reveals issues of international and domestic legal mechanisms of the protection of human rights and factors influencing the efficiency of achieving this goal.

С момента принятия Всеобщей декларации прав человека, ознаменовавшей начало провозглашения прав человека в глобальном масштабе, прошло 60 лет. Декларация разрабатывалась и принималась в условиях, когда сотрудничество по правам человека только начиналось. Защита прав человека рассматривалась государствами как сугубо внутреннее дело, и международное право, за некоторыми исключениями, не вторгалось в эту сферу. Принятие Декларации стало отправной точкой для развития отдельного направления в международном сотрудничестве, формирования самостоятельной отрасли международного права.

С тех пор в мире произошел существенный прогресс, отражением чего служат разработка и принятие государствами свыше 300 международных договоров по вопросам прав человека.1 Таким образом, рекомендательный документ, каковым была Декларация, обрел конкретизацию своих положений в договорах и конвенциях, содержащих юридические обязательства государств и предусматривающих органы контроля и мониторинга за соблюдением прав человека.

После нескольких десятилетий успешного установления стандартов основной задачей в сфере прав человека стала реализация взятых на себя обязательств. По словам Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, «для международного сообщества завершилась эпоха взятия на себя обязательств. Сейчас ему необходимо вступить в эпоху их реализации, в которой оно мобилизует волю и ресурсы, необходимые для исполнения данных обещаний». Актуализирует проблему реализации и то, что ситуацию с правами человека в реальной действительности нельзя назвать идеальной. Более того, она характеризуется некоторыми авторами как катастрофическая. По оценке специалистов, государства, многие из которых принимали участие в разработке «международного билля о правах» и подписали его, не соблюдают принятые обязательства. В этих обстоятельствах особое значение приобретает предотвращение нарушений прав человека,

1 Словарь прав человека и народов / отв. ред. РА. Тузмухамедов, В. И. Кузнецов. М., 1993 С. 118

в частности, структурными мерами, например, национальными институтами или путем включения измерения прав человека в миротворческие миссии1. Разрабатывается несколько новых методов для укрепления реализации прав человека на местном, национальном и международном уровнях, что будет иметь важный превентивный эффект2.

Ниже нами будет рассмотрен ряд вопросов, связанных с понятием реализации прав человека и отдельных факторов и условий, влияющих на эффективность защиты прав человека.

1. Понятие реализации (осуществления) прав человека

Права человека, закрепленные в конвенциях и других международных соглашениях и документах, реализуются прежде всего на национальном уровне государств. В преамбуле Всеобщей декларации по этому поводу говорится: «...необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона». С самого начала цель сотрудничества государства в области прав человека определялась как принятие внутригосударственных мер, формирование национальных правовых механизмов, деятельность компетентных государственных органов по реализации положений законодательства.

Однако на пути внутригосударственной реализации могут возникнуть препятствия для эффективного осуществления прав человека, такие как отсутствие «добросовестного управления», т.е. коррупция и неэффективное государственное управление или судебная власть. Для обеспечения исполнения государством своих обязанностей большинством международных конвенций по правам человека был введен международный мониторинг деятельности государства. Этот мониторинг (или контроль) может осуществляться в разных формах и различными способами, например, путем введения системы отчетов,

когда государства через определенные промежутки времени обязаны предоставлять отчет

3

о защите прав человека .

Содержание понятия реализации (осуществления) прав человека включает в себя обязанности государства уважать, защищать и реализовывать права человека.

Во многих случаях реализация означает то, что государства и их органы власти должны уважать принятые права, например, право на личную жизнь или право на выражение мнения. Это особенно относится к гражданским и политическим правам, в то время как в отношении экономических, социальных и культурных прав реализация означает реальную деятельность государства, т. е. предоставление определенных услуг, таких как обучение и здравоохранение, обеспечение определенных минимальных стандартов. В этой ситуации принимаются во внимание возможности каждого конкретного государства. Например, статья 13 Международного пакта экономических, социальных и культурных прав признает право каждого человека на образование, однако она признает, что только начальное образование должно быть бесплатным для всех. Что касается среднего и высшего образования, оно должно быть открытым и доступным для всех, но бесплатное образование может вводиться постепенно. Концепция постепенного достижения соответственно возможностям касается нескольких экономических, социальных и культурных прав.

1 См.: Понимаем права человека. Европейский Центр обучения и исследования в области прав человека и демократии (ЕТС). Грац. 2005. С.26. Проблема безнаказанности является еще одной проблемой. Борьба против безнаказанности и за ответственность стала сегодня распространенной глобальной проблемой. Безнаказанность крупных нарушителей прав человека является распространенной во всем мире практикой. Она противоречит принципу ответственности, который все больше реализуется на национальном и региональном уровнях, например, путем создания специальных и общих международных уголовных трибуналов и судов.

2 См.: там же. С. 42

3 В задачу нашего исследования не входит подробное рассмотрение международных механизмов имплементации прав человека. Здесь мы ограничимся рассмотрением внутригосударственных средств реализации прав человека.

Обязанность защищать требует от государства предотвращать насилие и иные нарушения прав человека среди людей на своей территории. Здесь особое значение придается предотвращению нарушений прав человека структурными мерами, например, национальными институтами. На это обратила внимание Генеральная Ассамблея ООН, которая утвердила рекомендацию по созданию национальных учреждений для поощрения и защиты прав человека, таких как омбудсман или национальные комиссии по правам человека, а также рекомендацию о некоторых принципах относительно их компетенции и обязанностей и плюрализма и методов деятельности1.

Одной из важных целей предотвращения насилия является обеспечение безопасности человека, изучению которой сегодня требуется придать приоритетное

значение. Существует тесная взаимосвязь между правами человека и безопасностью

2

личности , так как поощрение и реализация прав человека являются неотъемлемой частью безопасности человека. Нарушения прав человека угрожают безопасности человека. Большинство угроз безопасности человека прямо или косвенно указывают на аспекты прав человека3. Поэтому они могут использоваться в качестве индикаторов в механизмах раннего предупреждения для предотвращения конфликтов. Следовательно, права человека являются существенным инструментом в предотвращении конфликтов, а также в разрешении и трансформации конфликтов.

2. Причины, влияющие на уровень эффективности норм и механизмов защиты прав человека

Несмотря на прогресс, достигнутый в сфере кодификации норм по правам человека, и то, что были приняты многочисленные документы, пакты, конвенции, а также различные программы, направленные на защиту прав человека на международном и национальном уровнях, ситуацию с правами человека в разных странах нельзя назвать идеальной. Более того, она характеризуется некоторыми авторами как катастрофическая. По оценке специалистов, государства, многие из которых принимали участие в разработке «международного билля о правах» и подписали его, не соблюдают принятые обязательства. В докладе Генерального секретаря Amnesty International Айрин Кан на презентации «Доклад Amnesty International-2008: права человека в современном мире» говорилось: «Несправедливость, неравенство и безнаказанность - явления, типичные для современного мира. Правительства должны действовать немедленно и преодолеть зияющий разрыв между обещаниями и действительностью». По данным Доклада Amnesty International-2008, 60 лет спустя после принятия ООН Всеобщей декларации прав человека люди по-прежнему подвергаются пыткам и жес-токому обращению не менее чем в 81 стране мира, несправедливые судебные разбирательства проводятся по меньшей мере в 54 странах, и как минимум в 77 гражданам не позволяют свободно высказываться4.

Проблема реализации норм о правах человека, эффективности правовой защиты стоит остро и в нашей стране.

Демократический правовой путь развития был оформлен в России принятием Конституции 1993 г., которая закрепила принцип приоритета прав человека и обозначила переход от тоталитарной системы к правовому государству и демократии. Конституция

1 «Национальные учреждения, занимающиеся поощрением и защитой прав человека» ООН ГА - Рез. 48I134 от 20 декабря 1993г.

2 Эта связь существует на нескольких уровнях. Безопасности в смысле личной безопасности (например, защита от произвольного задержания), социальной безопасности (например, удовлетворение базовых потребностей, таких как продовольственная безопасность) и международная безопасность (право жить в безопасном международном порядке) соответствует существующим правам человека. См.: Безопасность человека: безопасность людей в изменяющемся мире. Департамент иностранных дел и международной торговли. Канада, 1999г.

3 2-я встреча министров сообщества по безопасности человека. Люцерна, май 2000г.И Понимаем права человека I ред. В. Бенедек и М. Николова. Европейский центр обучения и исследований в области прав человека и демократии (ЕТС). Грац. 2005. С. 17.

4 В 123 государствах из 185 ежедневного грубого нарушаются права человека: www.amnesty.org

Российской Федерации впервые в нашей конституционной практике закрепила идею о естественной природе прав человека, принцип прямого, непосредственного действия Конституции, включая нормы оправах и свободах человека, ввела новый для нас институт уполномоченного по правам человека, зафиксировала новые нормы демократического судопроизводства, ввела институты Конституционного суда, присяжных заседателей. Правам и свободам человека и гражданина, их содержанию и путям их реализации отводится в ней особое место - из 138 статей Конституции в 66 статьях прямо или косвенно затрагиваются вопросы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и роль государства в их признании и защите. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что права и свободы человека, закрепленные в Конституции России, не просто соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека. В Основном законе России они сформулированы еще более полно и конкретно.

Однако их практическое воплощение в жизнь пока оставляет желать лучшего. И это понятно. Общечеловеческие ценности и достижения демократии нелегко прививаются в стране, где долгие годы господствовал жесткий авторитарный режим. Причины такой ситуации следует искать в правовой и социально-политической и других сферах жизни российского государства. Остановимся на некоторых из них подробней.

Среди причин недостаточной эффективности защиты прав человека в России необходимо отметить слабость наших внутренних правовых механизмов в сфере прав человека. Правовая система России и сегодня страдает рядом недостатков. Далеко не все обязательства могут быть выполнены в нынешних условиях. Российское законодательство и практика его применения крайне медленно приводятся в соответствие с европейскими стандартами. Это относится, прежде всего, к отраслевому законодательству. Отсутствуют существенные сдвиги в защите прав граждан судебными и административными органами. Нарушаются правовые нормы, связанные со свободой передвижения, условиями содержания под стражей арестованных или задержанных лиц, не обеспечены права внутренних мигрантов, права детей, инвалидов. К этому следует добавить и сроки содержания под стражей лиц до судебного разбирательства. Все это связано с неотлаженностью механизма защиты прав человека и контроля за этим процессом, отсутствием ответственности за нарушение прав человека, безнаказанностью чиновников за бездушное отношение к людям.

Отражением ситуации с правами человека в нашей стране может послужить практика Европейского суда по правам человека. В результате 10-летнего участия России в Европейской конвенции по правам человека мы имеем следующую удручающую статистику: всего поступило 46 685 российских жалоб, а в стадии производства находятся около 20 тысяч 300 жалоб против России, это 26% от общего числа дел1. При этом следует отметить, что ратификация Россией Конвенции о защите прав человека за это время так и остается в сознании и граждан, и государства лишь правом обращения в Европейский суд, но не обрела в полной мере своего другого смысла - как основания для защиты нарушенных прав в судах России. Другими словами, «конвенция не привнесена домой» (Цивадзе Н.А. Значение Всеобщей декларации прав человека в современном мире. См. с. 177 - 187 настоящей работы). Между тем это право прямо вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей приоритет международных договоров над федеральными законами2. Таким образом, Европейская конвенция, как и другое международное соглашение в области прав человека, может быть непосредственно применена. Постановление Конституционного суда РФ своим толкованием «закрепило обязательство придать решениям международных органов, включая Европейский суд по правам человека,

1 По состоянию на май 2008 года.

2 В ней говорится: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

непосредственное действие» .

3. Всеобщность прав человека и национальная специфика государств

(культурный релятивизм)

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека говорится: «...всеобщее

понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», т.е. положения о правах человека должны одинаково трактоваться государствами и всеми субъектами. Таким образом, фактическая реализация идеи всеобщности прав человека в практике государств - это одна из предпосылок эффективности норм, содержащихся в декларации и в других международных актах. И хотя современная концепция прав человека в основном исходит из Европы, надо заметить, что идеи свободы и социальной справедливости, являющиеся фундаментальными для прав человека, присущи всем культурам2. Однако концепция всеобщих, универсальных прав человека для всех людей стала приемлемой для всех государств только после итогов Второй мировой войны, когда было достигнуто согласие в отношении Всеобщей декларации прав человека между 48 государствами ООН. Однако на практике согласованная концепция всеобщности прав человека время от времени подвергается критике со стороны отдельных государств, включая тех, кто участвовал в ее разработке и выразил поддержку Всеобщей декларации прав человека. Некоторые государства

используют свои исторические, религиозные и культурные особенности в качестве

доводов для обоснования утверждений о том, что права человека не могут применяться к ним так же, как к остальным государствам. Так называемые «нелиберальные страны» считают, что права человека отражают лишь западный подход к их оценке и не учитывают национальных традиций и культурных особенностей. Это порождает сомнения в отношении существования общепризнанных представлений о правах человека.

Приверженцы так называемого культурного релятивизма (относительности прав человека) отрицают универсальный характер прав человека исходя из очевидных различий, присущих отдельным локальным культурам, допускают и оправдывают применительно к последним все возможные отступления или ограничения, введение различных оговорок в отношении общепризнанных стандартов по правам человека3.

Наиболее определенно идеи культурного релятивизма были высказаны делегацией Китая, Ирана при обсуждении проблем прав человека в рамках ООН и Всемирной конференции по правам человека, которая состоялась в Вене в 1993 г. Так, в заявлении Китая говорилось о том, что концепция прав человека является продуктом исторического развития. Страны на различных этапах развития или с различающимися историческими традициями и культурными ценностями имеют различное понимание и практику в области прав человека. Соответственно нельзя считать, что стандарты и модели прав человека, принятые некоторыми странами, являются единственными. И нельзя требовать, чтобы все страны подчинялись им. Попытки навязывать критерии прав человека, принятые одними странами или регионами, ведут к нарушению суверенитета стран и вмешательству в их внутренние дела... И вывод о том, что принцип невмешательства во

1 Постановление Конституционного суда РФ от 2 февраля 1996 г. №4-П «По делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 с. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, B.C. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова» II Вестн. Конституционного суда РФ. 1996. №2. С. 2.

2 Над текстом Всеобщей декларации прав человека трудились 80 человек, представителей Юга и Севера, практически всех континентов, оттачивая ее идеи и язык. Права человека стали всемирной концепцией, с сильным влиянием Востока и Севера, т.е. концепцией экономических, социальных и культурных прав, права на самоопределение и развитие, свободу от расовой дискриминации и апартеида.

3 См. об этом подробнее: Мингазов Л.Х. Универсализм прав человека и культурное многообразие мира II Российский ежегодник международного права - 2007. СПб.: Россия-Нева. С. 280 - 291.

внутренние дела неприменим в этой области, есть не что иное, как форма политического

1

давления .

Представитель Ирана в ООН в одном из своих выступлений привел ряд аргументов для обоснования того, почему следует пересмотреть некоторые идеи, получившие

2

отражение во Всеобщей декларации прав человека . Один из них состоит в том, что имеются существенные различия между доктриной

прав человека в Исламской Республике Иран и ценностями, получившими закрепление в Декларации. Всеобщая декларация прав человека не может применяться мусульманами и не соответствует системе ценностей, признанной в Иране. В связи с этим его страна имеет право нарушать ее положения, поскольку она стоит перед выбором нарушения божественного права своей страны и нарушением нерелигиозного документа. Конвенции, резолюции и декларации международных организаций, нарушающие принципы ислама, не имеют силы в Исламской Республике Иран.

В этом контексте необходимо также отметить Каирскую декларацию о правах человека в исламе 1990 года, которая была разработана министрами иностранных дел Организации Исламской конференции, но которую так и не приняли на официальном уровне. Все права, закрепленные в этой декларации, подчиняются исламскому шариату.

Россия в этой дискуссии тоже не осталась в стороне.

В последние годы в России все чаще в политико-правовой сфере разрабатываются концепции особого пути, отрицающего направления «либерально-правового развития западной цивилизации». Это обосновывается тем, что демократия и права человека - это специфически западные феномены и они не подходят странам с иной цивилизационной моделью. При этом делаются ссылки на самобытность нашего права и демократии. А самобытность заключается в особом подходе к вопросу о соотношении прав человека с

3

ценностями нравственного, религиозного, национального порядка . В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» говорится: «Разработку и применение концепции прав человека необходимо согласовывать с нормами морали, с нравственным началом, заложенным Богом в природу человека и

4

опознаваемым в голосе совести» . Далее также отмечается: «Права человека не могут быть выше ценностей духовного мира». А «западная» правовая доктрина основывается на признании приоритета прав человека перед другими социальными ценностями. Ведь именно право (т.е. права человека), а не нравственность, религия или идеология, являются, согласно Всеобщей декларации и Пактам о правах, «основой свободы, справедливости и всеобщего мира». Как мы видим, это сейчас оспаривается. Однако подобные представления о том, будто право должно быть моральным, нравственным, являются ошибочными: По мнению В. Нерсесянц, «...подобное требование, если оно выходит за рамки ...правового способа удовлетворения правомерных правопритязаний морали (или нравственности), означает по сути дела, что право должно быть не правом, а

1 См.: Всемирная конференция по правам человека. Вена. 17 июня 1993 г. Следует отметить, что в последние годы происходят изменения в позиции Китая. Согласно его современному подходу «в деле обеспечения и защиты прав человека значительную роль играет межгосударственное сотрудничество и соблюдение основополагающих международных соглашений по правам человека». если первоначально Китай рассматривал вопросы, относящиеся к правам человека, как исключительно свое внутреннее дело, то в 1990-х гг. позиция страны определенно меняется, КНР начинает активно сотрудничать с различными органами ООН, контролирующими процесс соблюдения прав человека // СМ.: Лимей Ю. Законодательство КНР и Пакты о правах человека // Юрист-международник. 2004. №1. С. 52-55.

2UN Doc. A/C. 3/39/SR. 65, paras 91-95 (1983).

3 «...такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество , стоят не ниже прав человека». Из Выступления митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата // Права человека и нравственная ответственность. X Всемирный Русский Народный Собор «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке».

4 Журнал «Эксперт». 2008. 13 октября. № 40 (629).

моралью, что содержание закона (позитивного права) должно быть не правовым, а моральным. ...Такое моральное правопонимание неизбежно деформирует существо не только права, но и морали, поскольку морализация права неизбежно сопровождается

юридизацией морали. И в том, и в другом случае праву и морали приписывается

1

произвольное содержание и значение» . А всякое отклонение от присущего только праву универсального принципа формального равенства в сторону иных нормативных регуляторов (нравственных, религиозных, идеологических и т.п.) неизбежно чревато произволом и насилием над личностью (см. подробней: Цивадзе Н.А. Значение Всеобщей декларации прав человека в современном мир. См. стр. 177 настоящей работы).

Необходимо сказать, что споры по поводу приоритетов определенных прав и их всеобщности в противовес культурному релятивизму, которые разгораются время от времени, были предметом обсуждения двух международных конференций по правам человека в Тегеране и Вене. Конференция в Тегеране в 1968 г. прояснила, что все права человека являются неделимыми и взаимозависимыми, а на конференции в Вене в 1993 г. участники пришли к следующему консенсусу: «Хотя значение национальной и

региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, обязаны поощрять и защищать все права человека и

2

основные свободы» . Таким образом, Декларация и Программа действий Венской всемирной конференции признали существование различных подходов к реализации прав человека, основанных на факторах истории, религии и культуры, но в то же время еще раз обратили внимание на обязанность государств выполнять все права человека. Поэтому существование культурных или религиозных различий не должно использоваться для оправдания неполного выполнения международных обязательств в области прав человека. Это означает, что необходимо принимать во внимание культурный контекст. Происходящий в настоящее время в рамках Организации Объединенных Наций диалог цивилизаций имеет конкретной целью признание несомненной ценности различных цивилизаций без предоставления оправданий для невыполнения своих обязательств. Представляется, что признание и применение государствами в своей практике именно такого подхода к проблеме взаимосвязи универсальности (всеобщности) прав человека и культурного релятивизма в плане выполнения ими международных обязательств будет содействовать успешному решению задачи повышения эффективности защиты прав человека.

4. Образование в сфере прав человека как фактор эффективности защиты прав личности

Важным условием эффективности действия международных и национальных норм и принципов в сфере прав человека является знание и понимание людьми своих прав, образование в сфере прав человека.

Знание каждым человеком своих прав и практическое участие в отстаивании своих прав содействуют становлению подлинного демократического общества, поскольку понимание принципов и процедур прав человека дает возможность людям участвовать в принятии решений, которые определяют их жизнь.

Права человека могут служить средством, которое люди могут использовать в качестве инструментами для социальных преобразований, социальной трансформации на национальном или региональном уровне. Однако эффект этих преобразований и трансформации будет зависеть от знания и понимания прав человека самими людьми, от их готовности использовать их в качестве средства для достижения изменений в обществе.

1 Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М.: Норма - ИНФРА, 1999.

2 Параграф 5 Венской декларации и Программы действий 1993г.

Образование и обучение в области прав человека может внести существенный вклад в безопасность человека. Общепризнан тезис о том, что отрицание прав человека неминуемо порождает условия и конфликтов как внутри общества и стран, так и между государствами. Образование и обучение в области прав человека - это влиятельный инструмент для предупреждения конфликтов и нарушений прав человека, а также - в процессах постконфликтной трансформации, а потому является ключевым фактором достижения безопасности человека. Стратегии предупреждения конфликтов и постконфликтного восстановления должны поэтому строиться на стратегиях поощрения и защиты прав человека. Система образования призвана и должна способствовать взаимопониманию, терпимости, миру и поддержанию дружеских отношений между народами и всеми расовыми и религиозными группами.

Из всего сказанного выше следует вывод о том, что каждый человек должен научиться отстаивать свои права и свободы. А для этого необходимо знать и понимать содержание этих права и свободы. А для этого необходимо знать и понимать содержание этих прав и свобод, так как они отражены в национальных законах и в международных актах1 Это может быть достигнуто путем образования и обучения в области прав человека. Образование и обучение в области прав человека должны проводиться всем общественным спектром, гражданским обществом, а так же правительственными органами государства.

Казанский государственный университет имеет значительный опыт преподавания прав человека в рамках специальных курсов, курса по правам человека, по теории права и т.д. В Казанском университете несколько лет назад была создана кафедра ЮНЕСКО по правам человека, которая является филиалом кафедры, созданной в МГИМО. В рамках этой кафедры читаются спецкурсы для студентов-юристов. Однако мы понимаем, что обучение правам человека должно вестись на всех уровнях образования и что оно должно охватывать студентов не только юридического факультета, но и других гуманитарных факультетов. Поэтому выступаем с инициативой включения дисциплины «Права человека» в образовательную программу других гуманитарных факультетов университета.

В порядке обсуждения разнообразных программ и методов, предложений по совершенствованию обучения правам человека хотелось высказать некоторые соображения по этим проблемам.

- О программах преподавания прав человека в высших учебных заведениях. Они не могут быть одинаковыми для всех. Учебные программы должны составляться с учетом профиля учебного заведения. Например, для высших военных учебных заведений необходимо достаточно подробно изучать нормы международного гуманитарного права, для высших школ, академии милиции необходимо уделять особое внимание изучению принципов обращения с правонарушениями. Здесь будет уместным специальный курс международного пенитенциарного права.

На юридических факультетах, в юридических институтах общего профиля важно определить, какие знания нужны будущим молодым специалистам-юристам. Разные отрасли права под своим углом зрения изучают проблему прав человека, не делая специальный акцент на их защите. Однако нужен общий, целостный взгляд на проблему прав человека, который требует изучения вопросов возникновения, истории правовых идей, практики осуществления и защиты прав человека в Российской Федерации, теоретических проблем, которые не затрагиваются в отраслевых юридических

1 Еще во Всеобщей декларации прав человека 1948г. отмечалось, что каждый орган общества должен стремиться «путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод...»

В документах Всемирной конференции по правам человека, Венской декларации и Программе действий, принятых в Вене в июне 1993г., было подтверждено, что «государства обязаны обеспечить, чтобы система образования была направлена на укрепление уважения к правам человека и основным свободам». Конференция подчеркнула «важность включения вопроса о правах человека в учебные программы» и призвала государства «осуществлять это на практике».

дисциплинах (например, вопросы соотношения прав человека и его обязанностей, проблемы ограничения прав человека, ответственность государства за нарушение прав человека на национальном и международном уровнях и т.д.). Поэтому считаем целесообразным ввести во всех российских вузах юридической специальности самостоятельную дисциплину «Права человека в России».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в ряде российских учебных заведений имеются разработанные программы, так же как учебники и методические пособия, достаточные, чтобы обеспечить учебный процесс на должном уровне. В целях приведения их к единообразию было бы целесообразным совместными усилиями разработать образовательные стандарты обучения правам человека в вузах, школах и других учебных заведениях.

- Методы (методика) обучения правам человека. Применяемые методы обучения, как нам представляется, должны быть активными. Начинать, конечно, надо с преподавания прав человека. Но не следует им ограничиваться. Студенту нужно не просто знать о правах человека, но и усвоить их для того, чтобы то, что они делают, принесло им максимальную практическую пользу. Познавательный метод для студентов необходимо дополнить практическим применением их знаний. Эффективным способом для этого может стать прохождение практики в юридических консультациях, юридических

клиниках при факультете. Такая практика при факультете может быть организована в форме консультации, помощи в составлении заявлений гражданам, связанных с защитой их прав.

Сегодня назрела общественная потребность в изучении прав человека на разных уровнях обучения и образования. В системе высшего образования необходимо вводить такое изучение на всех гуманитарных факультетах университетов и институтов в качестве обязательной дисциплины. В идеале культура прав человека должна пронизывать всю их учебную программу. Считаем необходимым ввести изучение прав человека в

образовательные стандарты не только в вузах, но и в школах, колледжах, гимназиях, в средних специальных образовательных учреждениях. Подготовку или переподготовку учителей обществознания в школах могут обеспечить высшие учебные заведения.

Библиографический список

1. Безопасность человека: безопасность людей в изменяющемся мире. Департамент иностранных дел и международной торговли. Канада, 1999г.

2. Журнал «Эксперт». 2008. 13 октября. № 40 (629).

3. Лимей Ю. Законодательство КНР и Пакты о правах человека II Юрист-

международник. 2004. №1. С. 52-55.

4. Мингазов Л.Х. Универсализм прав человека и культурное многообразие мира II Российский ежегодник международного права - 2007. СПб.: Россия-Нева. С. 280 - 291.

5. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М.: Норма - ИНФРА, 1999.

6. Параграф 5 Венской декларации и Программы действий 1993г.

7. Понимаем права человека I ред. В. Бенедек и М. Николова. Европейский центр обучения и исследований в области прав человека и демократии (ЕТС). Грац. 2005. С. 17.

S. Словарь прав человека и народов I отв. ред. РА. Тузмухамедов, В. И. Кузнецов. М., 1993 С. 118

9. UN Doc. A/C. 3/39/SR. 65, paras 91-95 (19S3).

10. www.amnesty.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.