Научная статья на тему 'Некоторые проблемные аспекты взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений'

Некоторые проблемные аспекты взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1714
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горнев Роман Вадимович

Статья посвящена проблемам взаимодействия местного самоуправления и общественных объединений. Общественные объединения являются одним из институтов гражданского общества и взаимодействие органов местного самоуправления с ними должно быть направлено на решение возникающих в муниципальном образовании проблем. Считаем, что необходимо законодательно закрепить формы и способы правового взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of the connection of the local government and public associations

This article covers the problems of the connection of the local government and public associations is actual and insufficiently explored question nowadays. Public associations are one of the institutes of the civic society. Connection of the local government and public associations should be directed on the decision of the problems by municipality. We consider it is necessary to legislate forms and means of law connection local government and public associations.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемные аспекты взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений»

Марийский юридический вестник

Выпуск 10

УДК 342.55

Р. В. Горнев

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья посвящена проблемам взаимодействия местного самоуправления и общественных объединений. Общественные объединения являются одним из институтов гражданского общества и взаимодействие органов местного самоуправления с ними должно быть направлено на решение возникающих в муниципальном образовании проблем. Считаем, что необходимо законодательно закрепить формы и способы правового взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений.

Ключевые слова: местное самоуправление, общественные объединения, некоммерческие организации, взаимодействие, формы.

Проблема гражданского общества, взаимодействия его элементов с органами публичной власти относится к числу фундаментальных научных проблем современности. Она появилась с возникновением государства и разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности1. При этом, если в области взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества и общественными объединениями, в частности, некоторые проблемы в настоящее время решены1 2, то сфера взаимодействия местного самоуправления с общественными объединениями по-прежнему является мало изученной. Кроме того, следует отметить несовершенство собственно законодательного регулирования взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями.

Помимо указанного, стоит отметить отсутствие в юридической науке комплексных исследований непосредственного взаимодействия общественных объединений с органами местного самоуправления. Все вышеуказанное определяет актуальность темы, выбранной для исследования.

Юридическое определение местного самоуправления содержится в различных нормативных правовых актах и документах. В правовой литературе отмечается, что Конституция РФ непосредственно не предлагает исчерпывающей юридической трактовки местного самоуправления, вследствие чего создается иллюзия допустимости чрезмерно широкой интерпретации данного феномена в российских условиях3. Многообразие конституционных характе-

1 Лысенко В. В. Гражданское общество и общественные объединения в РФ // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права. - 2001. - № 1. - С. 25.

2 Шерьязова А. С. Взаимоотношения государственных органов и общественных объединений: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2011.

3 Князев С. Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права. - 2008. - № 6.

132

2013

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

ристик местного самоуправления, сопряженное с их известной противоречивостью и неупорядоченностью, на первый взгляд, позволяет с одинаковым успехом говорить как об абсолютной самостоятельности (изоляции) муниципальных институтов от системы управления государством, так и о самой жесткой зависимости от нее\ В этой связи полагаем, что особое значение для уяснения сущности местного самоуправления имеют положения Европейской хартии местного самоуправления1 2. В соответствии со статьей 3 указанного международного правового акта под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Ни российское законодательство, ни указанный международный правовой акт не оставляют сомнений по поводу сути местного самоуправления. Это -самостоятельный уровень публичной власти в государстве, одна из форм народовластия. Вместе с тем, иногда в юридической литературе можно встретить высказывания о местном самоуправлении как составной части гражданского общества, приводится мотивация о заинтересованности граждан в решении местных проблем на локальной территории, самостоятельных инициативах населения. Подобная самостоятельность ассоциируется с основополагающим принципом гражданского общества - его независимым положением по отношению к государству. Однако правильным представляется высказывание о том, что нельзя отождествлять местное самоуправление с одним из элементов гражданского общества3. Думается, что местное самоуправление - своеобразный мост между гражданским обществом и государством.

В правовой литературе общественные объединения определяются как «важнейшие институты гражданского общества, самодеятельные и самоуправляющиеся ассоциации его членов, добровольно создающиеся для реализации разнообразных личных интересов субъектов этих организаций и через их всеобщую зависимость и взаимосвязь для решения интересов общественных»4.

В работах отечественных исследователей В. С. Нерсесянца и Е. А. Лука-шевой отмечается, что общественные объединения есть «правовая форма взаимоотношений личности и общества»5, «форма ограничений притязаний

1 Волков В. Э. Местное самоуправление: конституционные основания правового регулирования компетенции муниципальных образований: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2007. - С. 3.

2 Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 // СЗ РФ. - 1998. - № 36. -Ст. 4466.

3 Уваров А. А. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 15.

4 Солдатов С. А. Общественные организации в РФ (политико-правовое и институционное исследование). - М, 1994. - С. 34.

5 Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. - М, 1993. - С. 15.

133

Марийский юридический вестник

Выпуск 10

власти..., противовес всесилию государственной власти, призванный обеспе-

1

чить ее ограничение и самоограничение» .

Общественное объединение является самостоятельным, самоуправляемым, независимым от органов публичной власти элементом гражданского общества, основной целью деятельности которого является реализация целей и интересов его участников.

Вместе с тем, И. В. Мерсияновой высказывается точка зрения об общественных объединениях как элементах местного самоуправления. В обоснование автор замечает, что указанная точка зрения, в отличие от юридической трактовки, более полно отражает социальную сущность местного самоуправления как системы субъектов, объектов, отношений и взаимосвязей между ними, функционирующей с целью удовлетворения потребностей населения1 2. Не вдаваясь в социологическую сущность исследуемых вопросов, отметим, что общественные объединения, будучи важным институтом гражданского общества, не являются элементом местного самоуправления, поскольку не входят в систему публичной власти и независимы от нее.

Отмечается, что некоммерческие организации (соответственно, и общественные объединения, в том числе) - это активная часть населения, взявшаяся за решение социальных проблем и образовавшая для этого формальные или неформальные группы. Поэтому они являются одними из институтов гражданского общества, и взаимодействие органов местного самоуправления с ними должно быть направлено на решение возникающих в муниципальном образовании проблем3.

Рекомендация 139(2003) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы «О неправительственных организациях и местной и региональной демократии» устанавливает, что местные неправительственные организации выполняют свои задачи в жизни и деятельности граждан. Они, будучи организованы на добровольной основе, играют в рамках уставных задач и в соответствии с правилами своей деятельности важную роль в строительстве подлинного гражданского общества, сближая граждан с органами местного самоуправления, и в укреплении подлинной плюралистической демократии. Партнерство, основанное на общем стремлении, как со стороны местных властей, так и со стороны некоммерческих организаций, позволяет укрепить местную демократию и расширить участие граждан, уменьшив дистанцию между местными властями и гражданами, гарантируя учет всех мнений и позиций.

1 Приоритет прав человека как определяющий принцип правового государства. Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. - М, 1996. - С. 25.

2 Мерсиянова И. В. Общественные объединения как элемент местного самоуправления: проблемы институционализации: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2010.

3 Социальная политика в муниципальных образованиях: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина, В. К. Егорова, С. В. Калашникова. - М., 2006. - С. 418.

134

2013

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

Данное партнерство основывается на необходимости приближения процесса принятия решений к уровню граждан и расширении механизмов консультаций, информирования и участия граждан в оценке новых форм управления на территориальном уровне, а также в направлении процесса постоянного согласования действий между НКО и местными властями. Такое партнерство характеризуется взаимодополняемостью тех услуг, которые могут предоставить гражданам на местном уровне, с одной стороны, местные власти, а с другой -НКО, во многих областях, таких, как социальная сфера, образование, культура, окружающая среда, градостроительство и управление природными ресурсами в контексте устойчивого развития территорий1.

В условиях реформирования отечественной правовой политики в рассматриваемой сфере целесообразным представляется законодательное совершенствование форм и способов взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. В частности, по нашему мнению, следует закрепить в Федеральном законе «Об общественных объединениях»1 2 следующие формы взаимодействия:

1) вовлечение представителей общественных объединений в работу временных рабочих органов по разработке проектов муниципальных правовых актов;

2) участие в избирательном процессе на местном уровне;

3) заключение договоров и соглашений о взаимодействии между органами местного самоуправления и общественными объединениями;

4) участие общественных объединений в выработке решений, принимаемых органами местного самоуправления в рамках постоянно действующих консультативных советов, экспертных советов, общественных палат, «круглых столов».

Кроме того, следует совершенствовать существующие и создавать новые экспертные и консультативные советы, общественные палаты, которые будут своеобразной «площадкой» для правового взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. Считаем, что указанные меры позитивно отразятся на механизме взаимодействия местного самоуправления и общественных объединений.

1 Рекомендация 139(2003) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы «О НПО и местной и региональной демократии» // Об участии граждан в общественной жизни на местном уровне. Обнинск: Институт муниципального управления (серия «Документы Совета Европы»), 2005. - С. 26-27.

2 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.

135

Марийский юридический вестник

Выпуск 10

R. V. Gornev

SOME PROBLEMS OF THE CONNECTION OF THE LOCAL GOVERNMENT AND PUBLIC ASSOCIATIONS

This article covers the problems of the connection of the local government and public associations is actual and insufficiently explored question nowadays. Public associations are one of the institutes of the civic society. Connection of the local government and public associations should be directed on the decision of the problems by municipality. We consider it is necessary to legislate forms and means of law connection local government and public associations.

Keywords: local government, public associations, uncommercial associations, connection, forms.

ГОРНЕВ Роман Вадимович - аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: law@marsu.ru

GORNEV Roman Vadimovich - Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Administrative Law of Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: law@marsu.ru

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.