Научная статья на тему 'Некоторые проблемные аспекты уголовно-правовой защиты деловой репутации юридических лиц'

Некоторые проблемные аспекты уголовно-правовой защиты деловой репутации юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемные аспекты уголовно-правовой защиты деловой репутации юридических лиц»

Рыбина Е.О.

ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

4.26. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Рыбина Е.О., аспирант

МГОПИ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В современных условиях рыночной экономики, поддержание на должном уровне деловой репутации юридических лиц приобретает особое значение, поскольку этим зачастую определяется не только реальное экономическое благополучие самих организаций, но и эффективное развитие экономики страны в целом. Поэтому обеспечение должной правовой защиты деловой репутации юридических лиц является неотъемлемой задачей любого государства.

Деловая репутация, наряду с честью и достоинством, является особого рода нематериальным благом, которое в силу своего особого социального значения подлежит обязательной правовой защите. При этом если честь и достоинство могут принадлежать только гражданам, то деловой репутацией могут обладать и юридические лица.

Современным российским законодательством предусмотрена возможность защиты деловой репутации юридических лиц только в гражданско-правовом порядке посредством опровержения порочащих деловую репутацию юридического лица сведений, а также возмещения материального ущерба (ст. 152 ГК РФ).

В уголовном кодексе не содержится статьи, которая бы прямо предусматривала ответственность за распространение порочащих и не соответствующих действительности сведений, подрывающих деловую репутацию юридического лица, не смотря на то, что такие действия могут негативно отразиться на коммерческой деятельности юридического лица, вплоть до его банкротства.

Это обстоятельство, на наш взгляд, можно рассматривать как результат недоработки законодателя. Поэтому, считаем необходимым, рассмотреть и проанализировать некоторые проблемные аспекты уголовно-правовой защиты деловой репутации юридических лиц.

Но прежде чем перейти к непосредственному выявлению проблем, касающихся уголовной защиты деловой репутации юридических лиц, необходимо раскрыть само содержание данного понятия.

Деловая репутация - это приобретенная в процессе профессиональной или предпринимательской дея-

тельности общественная оценка, общее или широко распространенное мнение о деловых качествах, достоинствах человека или юридического лица.1 Таким образом, деловая репутация представляет собой оценку профессиональных качеств гражданина или юридического лица. При этом деловой репутацией может обладать любая коммерческая и некоммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и др.

Уголовный кодекс РФ предоставляет защиту деловой репутации только физическим лицам, устанавливая ответственность за клевету (ст. 129 УК РФ) и оскорбление (ст. 130 УК РФ), а также предусматривая ряд других составов преступлений, в которых потерпевшими могут выступать судьи, прокуроры, приставы, военнослужащие и др. При этом, как уже было сказано выше, УК РФ не содержит статьи, предусматривающей ответственность за распространение заведомо ложных сведений, подрывающих деловую репутацию юридического лица, поскольку потерпевшими и подсудимыми в уголовном деле о клевете или оскорблении могут быть только граждане.

В условиях усложнившихся экономических отношений, связанных с переходом нашей страны к рынку, значительно увеличилось и количество правонарушений в экономической сфере. Зачастую, для того чтобы устранить своих конкурентов с рынка, хозяйствующие субъекты распространяют ложные и порочащие их деловую репутацию сведения, что является проявлением недобросовестной конкуренции и ведет к ее ограничению. УК РСФСРС 1960 года не предусматривал ответственности за посягательства на деловую репутацию юридических лиц. С принятием нового УК РФ данная проблема частично была решена. Статьей 178 УК РФ предусмотрена ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

По сравнению с предыдущей статьей УК РСФСР, которая предусматривала ответственность лишь за незаконные действия, связанные с установлением цен, ст. 178 УК РФ включает гораздо больше способов борьбы с конкуренцией на товарном рынке, среди которых - устранение с рынка других субъектов экономической деятельности.

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие свободу и добросовестность конкуренции. Если преступление, предусмотренное ст. 178 УК РФ, совершается путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (ст. 10 Закона "О Конкуренции и ограничении монополистической

1 Юридическая энциклопедия /Под. ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: 2002. С. 287.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

4’2007

деятельности на товарных рынках"2), то дополнительным объектом данного преступления будет выступать деловая репутация хозяйствующего субъекта. При этом ответственность по ст. 178 УК РФ наступит только в том случае, если распространением сведений, подрывающих деловую репутацию юридического лица, был причинен крупный ущерб на сумму свыше миллиона рублей. Таким образом, состав данного преступления сформулирован как материальный.

Потерпевшими от недобросовестной конкуренции, проявляющейся в форме распространения заведомо ложных сведений, подрывающих деловую репутацию, могут быть только организации (коммерческие и некоммерческие), занимающиеся предпринимательской деятельностью, что вытекает из понятия хозяйствующего субъекта, данного в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

При этом распространение ложных и порочащих деловую репутацию юридического лица сведений, возможно только с прямым умыслом, т.е. субъект осознает, что совершаемые им действия ведут к ограничению или устранению конкуренции, и желает этого.

Целью преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ является недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Субъектом данного рода правонарушения может быть физическое лицо, управомоченное принимать решения, либо любое физическое лицо, действующее от имени хозяйствующего субъекта или государственного органа в качестве соответственно руководителя, должностного или иным образом управомоченного лица.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что ответственность по ст. 178 УК РФ наступает лишь в том случае, когда распространение заведомо ложных и порочащих деловую репутацию юридического лица сведений связано с желанием лица устранить своего конкурента с рынка, и если в результате таких действий был причинен материальный ущерб на сумму свыше миллиона рублей. Остальные случаи посягательств на деловую репутацию юридических лиц не предусмотрены уголовным законодательством, что свидетельствует о ее неполной уголовно-правовой защите.

Выход из сложившейся ситуации может быть найден путем включения в главу 22 УК РФ (преступления в сфере экономической деятельности) специальной статьи, устанавливающей ответственность за распространение заведомо ложных сведений, подрывающих деловую репутацию юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

2 Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 07.03.2005) "О Конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"//Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 499.

Непосредственным объектом данного преступления будет выступать деловая репутация юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Преступление будет считаться оконченным с момента распространения заведомо ложных сведений, не зависимо от размера причиненного ущерба и желания лица, распространившего такие сведения, устранить своих конкурентов с рынка. Квалифицирующими признаки здесь можно заимствовать из ст. ст. 129 и 130 УК РФ (клевета, оскорбление): распространение ложных и порочащих сведений в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации; а также добавить - причинение крупного ущерба, использование служебного положения, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и др.

Субъективная сторона данного преступления будет выражаться в форме прямого умысла - лицо осознает, что распространенные им сведения не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию юридического лица и желает этого.

Субъектом преступления, устанавливающего ответственность за посягательство на деловую репутацию юридического лица будет выступать любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, специальным субъектом в квалифицированном составе - должностное лицо, использовавшее свое служебное положение.

При этом необходимо иметь в виду, что защита деловой репутации в уголовном порядке возможна только в отношении организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку в данном случае страдают отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных ценностей и услуг.

Что же касается организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности, то они могут подать гражданский иск о защитите своей деловой репутации, а так же конкретные физические лица, представляющие данное юридическое лицо, могут реализовать право на защиту своих чести, достоинства и деловой репутации, как в уголовном, так и в гражданском порядке.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.