Научная статья на тему 'Некоторые пробелы в УПК Украины относительно нормирования вопроса о подготовке запроса в другую страну о выдаче лица (экстрадиции)'

Некоторые пробелы в УПК Украины относительно нормирования вопроса о подготовке запроса в другую страну о выдаче лица (экстрадиции) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУДЕБНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ЭКСТРАДИЦИЯ / ВЫДАЧА ЛИЦА / ЗАПРОС ОБ ВЫДАЧИ / ЗАПРАШИВАЕМАЯ СТОРОНА / УГОЛОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РОЗЫСК ЛИЦА / PRE-TRIAL INVESTIGATION / THE INVESTIGATOR / EXTRADITION / EXTRADITION OF A PERSON / THE REQUEST FOR EXTRADITION / THE REQUESTED PARTY / THE CRIMINAL PROCEEDINGS / SEARCH FOR THE PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимов Л. В.

Данная статья посвящена рассмотрению процессуальных особенностей реализации экстрадиции за УПК Украины. Автором сделано предпосылки по внесению изменений и дополнений в УПК Украины относительно производства выдачи лица (экстрадиции) с целью минимизации существующих пробелов нормативно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые пробелы в УПК Украины относительно нормирования вопроса о подготовке запроса в другую страну о выдаче лица (экстрадиции)»

Максимов Л.В. ©

Соискатель кафедры уголовного процесса и криминалистики, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин и оперативно-розыскной деятельности Львовского государственного университета внутренних дел, Украина

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЕЛЫ В УПК УКРАИНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО НОРМИРОВАНИЯ ВОПРОСА О ПОДГОТОВКЕ ЗАПРОСА В ДРУГУЮ СТРАНУ О ВЫДАЧЕ ЛИЦА

(ЭКСТРАДИЦИИ)

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению процессуальных особенностей реализации экстрадиции за УПК Украины. Автором сделано предпосылки по внесению изменений и дополнений в УПК Украины относительно производства выдачи лица (экстрадиции) с целью минимизации существующих пробелов нормативно-правового регулирования.

Ключевые слова: досудебное расследование, следователь, экстрадиция, выдача лица, запрос об выдачи, запрашиваемая сторона, уголовное производство, розыск лица.

Keywords: pre-trial investigation, the investigator, extradition, extradition of a person, the request for extradition, the requested party, the criminal proceedings, search for the person.

Содержание и форма запроса о выдаче лица (экстрадиции) должны соответствовать требованиям статьи 548 УПК Украины или международного договора Украины, который применяется в конкретном случае. Запрос о выдаче лица (экстрадиции) должен содержать такие же обязательные реквизиты, что и запрос о международной правовой помощи (часть вторая статьи 552 УПК Украины) [1, 538]. В соответствии с этими требованиями запрос и приобщены к нему документы составляются в письменной форме, удостоверяются подписью уполномоченного лица и печатью соответствующего органа. Запрос и приобщены к нему документы сопровождаются заверенным в установленном порядке переводом на язык, определенный соответствующим международным договором Украины, а при отсутствии такого договора - официальным языком запрашиваемой стороны или другим приемлемым для этой стороны языком. Запрос направляется за границу по почте, а в неотложных случаях электронным, факсимильным или другим средством связи. В таком случае оригинал запроса направляется по почте не позднее трех дней с момента его передачи по электронной почте, факсимильной или другим средством связи. Уполномоченный (центральный) орган Украины может принять к рассмотрению запрос, поступивший от запрашивающей стороны электронным, факсимильным или другим средством связи. Выполнение такого запроса осуществляется при условии подтверждения отправки или передачи его оригинала. Направление компетентному органу иностранного государства материалов исполнения запроса возможно только после получения украинской стороной оригинала запроса (части вторая-четвертая статьи 548 УПК Украины). Запрос должен содержать: 1) название органа, который обращается за помощью, и компетентного органа запрашиваемой стороны, 2) ссылку на соответствующий международный договор или на соблюдение принципа взаимности, 3) наименование уголовного производства, в отношении которого запрашивается международная правовая помощь 4) краткое описание уголовного правонарушения, что является предметом уголовного производства, и его правовую квалификацию 5) сведения о сообщении о подозрении, обвинения с изложением полного текста соответствующих статей Уголовного кодекса Украины, 6) сведения о соответствующем лице, в частности его имя и фамилия, процессуальный статус, место жительства или пребывания, гражданство, другие сведения, которые могут способствовать выполнению запроса, а также связь этого лица с предметом уголовного производства, 7)

© Максимов Л.В., 2013 г.

четкий перечень запрашиваемых процессуальных действий и обоснования их связи с предметом уголовного производства; 8) сведения о лицах, присутствие которых считается необходимым при выполнении процессуальных действий, и обоснование этой необходимости; 9) другие сведения, которые могут способствовать выполнению запроса или предусмотренные международным договором или требованием компетентного органа запрашиваемой стороны (часть вторая статьи 552 УПК Украины) [2].

Однако предоставление такой информации имеет определенные особенности. Так, кроме сведений о сообщении о подозрении с полной выкладкой текста соответствующих статей УК Украины следует также указывать о судебном решении (приговоре), которым осуждено лицо. Нужно также четко указывать конкретный тип выдачи лица (экстрадиции), например, временная выдача или транзит, при этом необходимо обоснование связи выдачи лица (экстрадиции) с предметом уголовного производства [1, 538].

Следует отметить, что в силу требований части пятой статьи 575 УПК Украины запрос о выдаче лица (экстрадиции) готовит только центральный орган Украины при наличии оснований, предусмотренных международным договором Украины, обращается в компетентный орган иностранного государства с запросом о выдаче лица в Украину. Запрос о выдаче направляется руководителем центрального органа Украины или уполномоченным им лицом в течение пяти дней со дня получения ходатайства [1, 540]. То есть, такой запрос является конечным процессуальным документом на данном этапе экстрадиции, а принятие процессуального решения о его подготовке уполномоченным УПК субъектом требует принятия комплекса мер, подготовки ряда документов и выполнения процессуальных требований в определенные УПК сроки.

Следует согласиться с ведущими процессуалистов в том, что на основании пункта первого части четвертой статьи 574 УПК Украины и части первой статьи 575 УПК Украины центральный орган Украины относительно выдачи лица (экстрадиции) может обратиться в компетентные органы иностранных государств с запросами исключительно при наличии соответствующего ходатайства [1, 540].

Так, указанное выше ходатайство о выдаче лица в Украину в соответствии с частью первой статьи 575 УПК Украины готовит следователь, прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законов при проведении досудебного расследования или суд, рассматривающий дело или которым вынесен приговор, с соблюдением требований, предусмотренных УПК и соответствующим международным договором Украины. В силу требований частей второй-четвертой настоящей нормы УПК Украины ходатайство составляется в письменной форме и должно содержать данные о лице, выдача которого требуется, обстоятельства и квалификацию совершенного преступления. К ходатайству прилагаются следующие документы: 1) заверенная копия постановления следователя судьи или суда о содержании лица под стражей, если выдача запрашивается для привлечения к уголовной ответственности, 2) копия приговора с подтверждением вступления в законную силу, если выдача запрашивается для исполнения приговора; 3) справка о сведениях, которые указывают на совершение уголовного преступления лицом, или справка о доказательствах, которыми подтверждается виновность разыскиваемого лица в его совершении, 4) положения статьи закона Украины об уголовной ответственности, по которому квалифицируется уголовное преступление, 5) заключение компетентных органов Украины о гражданстве лица, выдача которого запрашивается, составленное согласно требованиям закона о гражданстве Украины, 6) справка о части не отбытого наказания, если речь идет о выдаче лица, которое отбыло часть назначенного судом наказания, 7) информация о истечении сроков давности, 8) другие сведения, предусмотренные международным договором Украины, который также действителен для иностранного государства, на территории которого установлен разыскиваемый человек. Ходатайство и предусмотренные частью второй настоящей статьи документы подписываются следователем, прокурором или судьей, удостоверяются печатью соответствующего органа и переводятся на язык, предусмотренный международным договором Украины [2].

В выше приведенном перечне документов, прилагаемых к ходатайству, на наш взгляд, законодателю целесообразно было бы предусмотреть тот процессуальный документ на основании которого лицо находится в межгосударственном розыске. Согласно действующему УПК им является постановление следователя, согласованное с прокурором или постановление прокурора об объявлении подозреваемого в розыск или постановление о приостановлении досудебного расследования по розыску подозреваемого. Также целесообразно часть вторую статьи 575 УПК Украины дополнить новым пунктом 9, предусмотрев в нем как обязательный документ постановление следователя об объявлении в розыск подозреваемого (постановление о приостановлении предварительного расследования на этом же основании, если следователем или прокурором принято такое решение одновременно), которое среди других, установленных в этой части нормы документов, добавляется к ходатайству о выдаче лица в Украину.

Итак, ходатайство должно содержать те же реквизиты, что и запрос о выдаче лица (экстрадиции). Оно подписывается и скрепляется гербовой печатью компетентного органа, который определен в части первой статьи 575 УПК Украины. Учитывая то, что приложения к ходатайству в дальнейшем будут направлены к запрашиваемой стороны, указанные документы должны быть заверены гербовой печатью учреждения, органа или ведомства, которое их составило или выдало, а также подписью уполномоченного лица с указанием должности и фамилии. Важное значение имеет перевод ходатайства соответствующим языком согласно международным договорам. Так, согласно статье 17 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года

[3] во взаимоотношениях при выполнении настоящей Конвенции учреждения юстиции договаривающихся сторон пользуются государственными языками Договаривающихся Сторон или русским языком. Согласно статье 23 Европейской конвенции о выдаче 1957 года

[4], документы, которые подают, составляются на языке запрашивающей или запрашиваемой стороны. Запрашиваемая сторона может обязать сделать перевод одним из официальных языков Совета Европы (английский или французский), который она определяет по своему усмотрению. Другим примером может быть статья 4 Договора между Украиной и Федеративной Республикой Бразилия о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2002 года, согласно которому запрос сопровождается переводом на язык запрашиваемой стороны [1, 542].

С собственного практического опыта работы в следственных подразделениях приходится констатировать одну из самых глобальных и болезненных проблем при подготовке документов о выдаче лица (экстрадиции), которая заключается в отсутствии средств в следственных подразделениях на оплату сертифицированных переводов указанного выше перечня документов. На законодательном уровне эта проблематика не имеет никакого практического решения, ведь за выполненный перевод следует заплатить немедленно и, как правило, наличными, так и это бремя «поиска» средств ложится на плечи следователей, которые расследуют уголовные правонарушения по которым возникла необходимость проведения экстрадиции подозреваемых. На наш взгляд, эту проблему следует решать совершенно по-другому, например путем предвидения в Законе Украины «О государственном бюджете» на текущий год отдельной статьи расходов на финансирование международного сотрудничества в ходе уголовного производства.

Ходатайство о выдаче лица (экстрадиции), согласно части четвертой статьи 575 УПК Украины, передается в соответствующий центральный орган Украины через прокуратуру Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя, и через приравненные к ним прокуратуры в десятидневный срок со дня задержания лица на территории иностранного государства. В указанный срок руководитель соответствующего органа досудебного расследования в составе центрального аппарата органа внутренних дел, органа безопасности, органа, осуществляющего контроль за соблюдением налогового законодательства, органа Государственного бюро расследований Украины непосредственно передает Генеральной прокуратуре Украины ходатайство о выдаче лица (экстрадиции).

Центральными органами Украины относительно выдачи лица (экстрадиции), если иное не предусмотрено международным договором Украины, является в соответствии со статьей 574 УПК Украины Генеральная прокуратура Украины и Министерство юстиции Украины. Генеральная прокуратура Украины является центральным органом Украины по выдаче (экстрадиции) подозреваемых, обвиняемых в уголовных процессах в ходе досудебного расследования. Министерство юстиции Украины является центральным органом Украины по выдаче (экстрадиции) подсудимых, осужденных по уголовным процессах в ходе судебного производства или исполнения приговора. Центральные органы Украины относительно выдачи лица (экстрадиции) в соответствии с УПК: 1) обращаются в компетентные органы иностранных государств с запросами о выдаче лица (экстрадиции), временной выдаче или транзите; 2) рассматривают запросы компетентных органов иностранных государств о выдаче лица (экстрадиции), временной выдаче или транзите и принимают решения по ним; 3) организуют проведение экстрадиционной проверки; 4) организуют прием-передачу лиц, в отношении которых принято решение о выдаче (экстрадиции), временной выдаче или транзите; 5) осуществляют иные полномочия, определенные УПК, международным договором о выдаче лица (экстрадиции) [2].

То есть, промежуточным звеном между следователем, который готовит ходатайство о выдаче лица (экстрадиции) и Центральным органом Украины относительно выдачи лица (экстрадиции) в ходе досудебного расследования, которым является Генеральная прокуратура Украины, есть прокуратура областного уровня. Именно на это промежуточное звено в процедуре официального обращения об установлении места пребывания на территории запрашиваемого государства лица, которое необходимо выдать, возлагается обязанность проверки законности принятого решения и правильности оформления документов. При этом составление прокуратурой областного уровня процессуального акта по результатам такой проверки УПК Украины не предусматривает. В случае выявления нарушений требований законодательства Украины и / или оформления документов прокуратура областного уровня должна немедленно вернуть материалы компетентному органу с указанием соответствующих нарушений для их исправления. После приведения документов в соответствие их снова направляют в прокуратуру [1, 542].

Итак, нами установлено, что официальное обращение об установлении места пребывания на территории запрашиваемого государства лица, которое необходимо выдать предусматривает сложную процессуальную деятельность определенных в части первой статьи 575 УПК Украины субъектов, которая направленная на обоснование и подготовку ходатайства и сбор, оформление и перевод обязательных документов о выдаче лица в Украину, которые определены в части второй статьи 575 УПК Украины. Эти документы подлежат передачи в десятидневный срок через прокуратуру областного уровня до центрального органа Украины относительно выдачи лица (экстрадиции), который при наличии к тому оснований готовит запрос к компетентным органам иностранных государств о выдаче лица (экстрадиции) с соблюдением требований части первой статьи 573 УПК Украины.

Литература

1. Кримшальний процесуальний кодекс Украши. Науково-практичний коментар: у 2 т. Т. 2

[Текст]/ СМ. Блаж1вський, Ю.М. Грошевий, Ю.М. Дьомш та ш; за заг. ред. В.Я. Тащя, В.П. Пшонки, А.В. Портнова - Х.: Право, 2012. - С. 538 (664 с.)

2. Кримшальний процесуальний кодекс Украши [Електронний ресурс]. - Режим доступу: httр://zакоn.rаdа.gov.uа/сgi-ЫnЛаws/mаm.сgi?nrеg (вступив в дда з 20 листопада 2012 року).

3. Конвенщя про правову допомогу i правовi вщносини у цившьних, шмейних i кримшальних справах 1993 року [Текст]// Вщом. Верх. Ради Украши. - 1994. - №46. - Ст. 417.

4. Свропейська конвенщя про видачу правопорушниюв 1957 року, Додатковий протокол 1975 року та другий додатковий протокол 1978 року до Конвенцп [Текст]// Вщом. Верх. Ради Украши. -1998. - №23. - Ст. 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.