Научная статья на тему 'Некоторые приемы обучения иностранных учащихся языку специальности на занятиях по физике'

Некоторые приемы обучения иностранных учащихся языку специальности на занятиях по физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / FOREIGN STUDENTS / TEACHING LANGUAGE / NATURAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Татьяна Семёновна, Хлопенко Нина Александровна, Шевченко Елена Викторовна

Приводится методика обучения естественным дисциплинам иностранных учащихся подготовительного отделения на основе физиологических и психологических закономерностей процессов запоминания информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some methods of teaching foreigners the specialty language at physics classes

Description of the methods of teaching natural disciplines to foreign students of preparatory department on the basis of physiological and psychological regularities of processes of memorizing information has been presented.

Текст научной работы на тему «Некоторые приемы обучения иностранных учащихся языку специальности на занятиях по физике»

© ЗАЙЦЕВА Т.С., ХЛОПЕНКО Н.А., ШЕВЧЕНКО Е.В. — 2010

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ

Т.С. Зайцева1, Н.А. Хлопенко2, Е.В. Шевченко3 ('Иркутский государственный технический университет,

2Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Приводится методика обучения естественным дисциплинам иностранных учащихся подготовительного отделения на основе физиологических и психологических закономерностей процессов запоминания информации. Ключевые слова: иностранные учащиеся, обучение языку, естественные дисциплины.

SOME METHODS OF TEACHING FOREIGNERS THE SPECIALTY LANGUAGE AT PHYSICS CLASSES

T.S. Zaitseva, N.A. Khlopenko, E.V. Shevchenko2 ('Irkutsk State Technical University, 2Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. Description of the methods of teaching natural disciplines to foreign students of preparatory department on the basis of physiological and psychological regularities of processes of memorizing information has been presented.

Key words: foreign students, teaching language, natural disciplines.

В качестве важнейшего элемента программы по естественным дисциплинам для иностранных учащихся выступает знание языка предмета в объеме, обеспечивающем восприятие и понимание текстов учебников, научно-популярной и научной литературы, лекций в вузах в общих потоках с российскими студентами. Большое значение имеет также формирование умения выражать конкретные знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины, на ее специальном языке.

Содержание, характер и специфика обучения учащихся на довузовском этапе предъявляют повышенные требования к методике обучения. Вопрос формирования навыков правильного и свободного владения иностранных учащихся языком на материале специальности остается одним из наиболее сложных. В процессе обучения они не только должны понять и запомнить новый материал, но и воспроизвести его на русском языке.

Основные физиологические и психические закономерности процессов памяти и запоминания являются основой построения педагогического процесса. Современные научные данные позволяют предполагать, что при выполнении человеком логических операций значительная доля информации перерабатывается не только в сфере кода смысла, но и на низших кодах — коде звуков и знаков, то есть в подсознании.

Объем запоминания определяется многообразием устанавливаемых временных связей, а быстрота запоминания находится в прямой зависимости от быстроты установления тех же связей. Запоминания на основе обобщения — то, что называется логической памятью, — объясняется закономерностями второй сигнальной системы. Она является «сигналом сигналов».

В мозгу человека происходит этажная переработка информации системой все усложняющихся кодов (знаков, слов, фраз). Мозг человека перерабатывает информацию одновременно указанными кодами: это означает, что некоторые сведения человек извлекает и перерабатывает неосмысленно, на самых низких кодах, без участия сознания. Нельзя научить логическому мышлению, пользуясь только верхними кодовыми системами (словом, фразой, выявлением смысла). Нижние коды (звуки, буквы, символы, форма записей, рисунки, таблицы, жест и пр.) служат фундаментом, на котором строятся верхние кодовые системы по извлечению смысловой информации.

В педагогической практике преимущественно ориентируются на произвольную память, а это приводит к серьезным недостаткам в развитии самой памяти. При обучении иностранных учащихся языку специальности крайне важно использовать ресурсы непроизвольного запоминания, возможности первой сигнальной системы, низших этажей переработки информации. Приемы

механического запоминания играют важную роль только при обучении учащихся русскому языку как иностранному, но не предметам.

Опыт показал целесообразность использования на занятиях по физике несложного набора символов, помогающих учащимся запоминать слова, стандартные фразы. Применение нижних кодовых систем — удачного расположения записей, подчеркивания рисунков и пр. — облегчает работу памяти и мышления. При этом будет задействован зрительный канал. Известно, что с помощью зрения и соответствующих центров мозга человек перерабатывает информации за одно и то же время больше, чем только с помощью органа слуха и слуховых центров мозга. Соединение зрения со слухом обеспечивает слаженную работу зрительной и слуховой памяти. Большую информацию несут мимика, жесты, действия преподавателя, они помогают понять изучаемый материал.

Практика показала, что наиболее труден для иностранных учащихся материал первых занятий, который преподносится на русском языке. Перед преподавателем стоит задача с первых занятий формировать речевые умения и излагать материал в доступной для учащихся форме. При введении терминологической лексики необходимо постоянно учитывать психологолингвистические трудности, возникающие у учащихся при ее освоении, минимизировать количество вводимой лексики, использовать наиболее простые модели предложений. Этому способствует использование возможностей нижних кодовых систем.

Психологи и дидакты акцентируют внимание на роли двухсторонних связей между сигнальными системами (символ — слово, система символов — фраза, рисунок — фраза). Например, если у учащихся установились прочные связи между символом и словом, записью фразы сочетанием символов и словами при изучении одного вида механического движения, то при изучении впоследствии другого вида движения у этих учащихся самопроизвольно, опережая пояснения преподавателя, автоматически возникают те же самые связи, которые облегчают им процесс усвоения нового материала. При этих условиях учащийся, уже выполнявший в своей мыслительной практике анализ уравнений и графиков движения одного вида, используя символы, рисунки, и пр., обладает некоторой программой, обеспечивающей усвоение другого вида движения. Важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, то есть включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применения ими знаний в процессе выполнения упражнений, в процессе усвоения знаний.

Структура изложения материала такова, что изучение каждого факта опирается на знание раннего изу-

ченного и в то же время готовит учащихся к изучению нового. При этом используются приемы многократного повторения, постепенного наполнения языковым и информационным материалом, что позволяет усилить информативную емкость фраз. Кроме строгих логических формулировок и правил полезно использовать мнемонические правила. Такая подача материала помогает овладеть лексикой темы и усвоить определенный учебный материал.

Для результативности процесса усвоения материала и формирования активной речевой деятельности на занятиях по физике применяется система заданий, при выполнении которых используются ресурсы оперативной памяти. Известно, что информация, воспринятая мозгом, должна циркулировать в оперативной памяти 40-50 мин для того, чтобы возникли соответствующие структурные изменения в нейронах, обеспечивающих долговременное хранение информации. Система заданий должна быть такова, чтобы они требовали от учащихся не механического многоразового повторения, это должны быть повторяющиеся упражнения одного типа.

При повторении изученного материала составляются обобщающие таблицы под руководством преподавателя. Они являются базой для выполнения последующих заданий, написания физических диктантов, самостоятельных и домашних работ. Например, учащимся могут быть предложены задания:

а) скажи словами;

б) вставьте пропущенные слова;

в) закончи предложения;

г) ответь на вопросы (если даны рисунки, уравнение движения, графики движения) используя вопросы и схему ответа;

д) по данному графику нарисуй остальные графики.

На начальном этапе закрепления перед учащими-

ся (на доске или использовать раздаточный материал) находятся рисунки, мнемотические правила (если..., то...). Даже при написании диктантов можно учащимся разрешать пользоваться рисунками и мнемоническими правилами. Это снимает психологическую нагрузку и при этом более продуктивно работает оперативная память, будет работать непроизвольная память.

Срабатывают механизмы памяти на уровне первой сигнальной системы, которые являются подспорьем в проявлении ассоциативных связей второй сигнальной системы, длительного хранения информации, логического мышления.

При составлении упражнений можно рекомендовать следующее:

1. Задания наряду с предметно-содержательным аспектом должны содержать языковой аспект.

2. Для составления монологического высказывания включать в задания планы, схемы ответов, обучающие видам речевой деятельности.

3. Постепенно усложнять языковые и смысловые задания.

4. Теория и упражнения должны представлять логически единое целое.

При подготовке к занятиям необходимо учитывать, что оптимизация процесса обучения возможна лишь на основе соблюдения принципов обратной связи. Обратная связь существует там, где имеется процесс коррекции, контроля, серия поправок, непрерывно совершаемых по ходу выполнения задания. Система заданий, выполняемых учащимися на занятии и дома, не дает ослабевать потоку обратной информации; взаимный обмен информацией обеспечивает корректировку деятельности обучаемого и обучающего.

Таким образом, использование этих несложных приемов позволяет иностранным учащимся быстрее и качественнее освоить специальный материал.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1.

Шевченко Елена Викторовна — д.б.н., профессор, декан педиатрического факультета, заведующая кафедрой, Хлопенко Нина Александровна — к.х.н., доцент, заведующая кафедрой,

Зайцева Татьяна Семеновна — старший преподаватель.

© ЗОБНИН Ю.В. — 2010

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ

Ю.В. Зобнин

(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Обсуждаются вопросы обучения выпускников высшего медицинского учебного заведения принципам неотложной медицинской помощи с использованием инновационных технологий в свете требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта третьего поколения

Ключевые слова: острые отравления, неотложная помощь, обучение

INNOVATIVE APPROACHES TO FORMATION OF COMPETENCES IN THE FIELD OF RENDERING THE URGENT HELP IN ACUTE POISONINGS

Y.V. Zobnin

(Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. tte problems in training of graduates of the higher medical educational institution in the field of urgent medical help with the use of innovative technologies taking into consideration the requirements of the Federal State Educational Standard of the third generation have been discussed.

Key words: acute poisonings, the urgent help, training.

В большинстве стран мира отмечается постоянное увеличение числа бытовых (случайных или суицидальных) отравлений, которые происходят во внепроизвод-ственных условиях и составляют 98% [2]. Известно, что к любому острому отравлению следует относиться как к жизнеопасной ситуации, а любого больного с подо-

зрением на острое отравление следует госпитализировать и наблюдать в стационаре. «.Незамедлительное и адекватное лечение острого отравления может свести к минимуму его вредные последствия и спасти жизнь человеку...» (ВОЗ, 1998) [1]. Результаты токсикологического мониторинга указывают на то, что более 70%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.