Научная статья на тему 'Некоторые предложения по повышению эффективности противодействия преступности в социально-бюджетной сфере'

Некоторые предложения по повышению эффективности противодействия преступности в социально-бюджетной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скаков А.Б.

Автор статьи дает некоторые предложения и рекомендации по повышению эффективности борьбы с экономической преступностью, в том числе в социально-бюджетной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые предложения по повышению эффективности противодействия преступности в социально-бюджетной сфере»

А.Б. СКАКОВ,

доктор юридических наук, профессор

некоторые предложения по повышению эффективности противодействия преступности

в социаЛьно-бюджетной сфере

В современных условиях глобального экономического кризиса устойчивость, стабильность и поступательность социально-экономического развития нашей страны в значительной степени зависит от эффективной реализации государственных мер, направленных на повышение жизненного уровня общества и эффективной деятельности государства. Комплекс таких антикризисных мероприятий предусмотрен в Плане действий Правительства по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» (Дорожная карта). В этих условиях значение деятельности органов сил обеспечения национальной безопасности по повышению эффективности и качества реализуемых мероприятий по оперативному сопровождению выполняемых антикризисных мер в рамках их компетенций неизмеримо возрастает. Подразделениям данных государственных органов следует осуществлять свою деятельность по реализации профилактических мер; совершенствованию работы агентурного аппарата; усилению борьбы с организованной преступностью в экономике страны, в том числе и в социально-бюджетной сфере; повышению эффективности противодействия коррупционной системе и выявлению лоббистских групп из числа должностных лиц в органах исполнительной, законодательной и судебной власти Казахстана.

Перечень направлений деятельности подразделений сил обеспечения национальной безопас-ности1, указанных в Законе Республики Казахстан от 26 июня 1998 года «О национальной безопасности Республики Казахстан», наводит на мысль о необходимости закрепления достигнутых положительных результатов в противодействии преступности в социально-бюджетной сфере, а также принятия законодательными и исполнительными органами государства2 новых стра-

тегических решений концептуального, законодательного и организационно-управленческого характера с целью воздействия на экономическую преступность, в том числе исследуемой нами области. Необходимо отметить, что при принятии указанных стратегических решений должны, на наш взгляд, учитываться и сопоставляться следующие обстоятельства:

во-первых, уголовно-правовые, криминологические и иные параметры преступности в целом и ее определенных видов (например, преступности в социально-бюджетной сфере). Комплекс данных параметров показывает реальную картину состояния преступности и сигнализирует при существенном ее ухудшении. Это позволит органам сил обеспечения национальной безопасности в рамках своих компетенций выявить «узкие места» - условия, детерминирующие преступность, и разработать и реализовать оперативно-розыскные мероприятия по их нейтрализации и устранению;

во-вторых, реальные возможности, которыми располагают на данном этапе подразделения сил обеспечения национальной безопасности; результативность их деятельности, измеряемой уровнем латентной преступности, объемами возмещенного ущерба и т.д.;

в-третьих, состояние социальной среды функционирования (например, способность населения поддерживать правоприменительную деятельность подразделений сил обеспечения национальной безопасности); состояние и уровень правосознания сотрудников сил обеспечения национальной безопасности, реализующих уголовную политику нашего государства;

в-четвертых, государственно-политические задачи и требования, выдвигаемые Президентом страны и другими институтами высших органов власти государства в сфере обеспечения эконо-

1 В соответствии со ст. 8 Закона Республики Казахстан от 26 июня 1998 года «О национальной безопасности Республики Казахстан», к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования, органы национальной безопасности, внутренних дел внешней разведки, военной и налоговой полиции, Службы охраны Президента, налоговая и таможенная службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2 Наглядным подтверждением высказанного нами мнения является принятие новой Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» от 24 августа 2009 года № 858.

мической безопасности, в том числе в социально-бюджетной сфере; нормативные правовые акты, закрепляющие указанные требования как обязательные и приоритетные для подразделений сил обеспечения национальной безопасности, реализующих уголовную политику.

Перечисленные обстоятельства, учитываемые при принятии стратегических решений, дают возможность утверждать нам о необходимости оценки сложившейся уголовно-правовой ситуации. При этом данная оценка должна производиться на основе комплексного анализа правовых, информационных и ресурсных составляющих (сведений -сноска автора), а также данных о кадровом обеспечении деятельности сил обеспечения национальной безопасности в противостоянии экономической преступности, в том числе в социально-бюджетной сфере. Иными словами полнота, эффективность и своевременность адекватного воздействия на экономическую преступность непосредственно зависят от правильно организованного мониторинга динамических изменений в правоприменительной практике подразделений экономической безопасности в рамках их компетенций [1].

В этом случае целями мониторинга должны быть:

- получение комплексной и надлежащим образом обработанной и оцененной информации об экономической преступности, посягающей на экономическую безопасность страны, об ее отдельных видах, причинах и условиях возникновения и результатах борьбы с ней;

- формирование на основе метода экспертных оценок дифференцированного состояния уголовно-правовой ситуации как в стране в целом, так и в отдельной области;

- корректировка выводов, основанных на информации, полученной оперативным путем, с помощью научно обоснованных мнений независимых экспертов.

При организации мониторинга производится постоянное отслеживание и оценка криминогенных процессов, а также эффективности противодействия экономической преступности, посягающей на экономическую безопасность страны. Основной задачей оценки уголовно-правовой ситуации является выявление в общественных отношениях определенных деформаций (причин и условий, детерминирующих экономическую преступность - сноска автора), требующих специального реагирования со стороны уполномоченных на то государственных органов, в том числе сил обеспечения национальной безопасности в

рамках своих компетенций. Основным свойством оценки является уголовно-правовое прогнозирование. Именно прогнозирование дает возможность правильно определить цели, задачи, а также способствует выработке оптимальных решений, т.е. повышает эффективность профилактических мер, реализуемых подразделениями сил обеспечения национальной безопасности в рамках своих компетенций.

Из изложенного следует:

1. Органам сил обеспечения национальной безопасности необходимо постоянно проводить оценку соответствия нормативно определенных в уголовном законодательстве видов преступного поведения и тех деяний, которые также являются потенциально общественно опасными, однако в силу ряда причин еще не нашли отражения в указанном законодательстве. В теории права данные случаи называются пробелами права и представляют собой неурегулированные законом (и тем самым не защищены государством - сноска автора) общественные отношения. С другой стороны иногда складываются такие обстоятельства, при которых наличие уголовно-правовой нормы (в основном запретительного характера -сноска автора) тормозит дальнейшее развитие общественных отношений.

2. В целях дальнейшего совершенствования профилактической деятельности сил обеспечения национальной безопасности настоятельно требуется продолжить реформирование агентурного аппарата при увеличении его численного состава с привлечением высококвалифицированных специалистов в области хозяйствования объекта, представляющий оперативный интерес. При этом для успешной реализации данными конфидентами и лицами, оказывающими содействие субъектам оперативно-розыскной деятельности, поставленных задач по получению сведений целесообразно создать структуры прикрытия и использовать существующие объекты хозяйствования и производства. Получаемая от указанных лиц информация должна быть подвергнута тщательному анализу (в том числе научному -сноска автора) с целью выработки предложений и рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений.

3. Необходимо проведение дальнейшей модернизации ресурсного обеспечения профилактической деятельности сил обеспечения национальной безопасности в рамках их компетенции путем внедрения современной техники и технологии,

компьютерного моделирования и проектирования и т.д. с целью применения адекватных современным угрозам предупредительных мер. Ресурсное обеспечение деятельности органов сил обеспечения национальной безопасности требует значительных материальных затрат. Однако эффективное ее применение, на наш взгляд, обеспечит экономическую безопасность нашей страны, обладающей значительными природными богатствами, являющимися объектами посягательства со стороны национальной и транснациональной организованной преступности. Кроме того, широкое применение современной техники, технологии и т.д. в борьбе с преступностью в социально-бюджетной сфере обеспечит выявление и устранение причин и условий, детерминирующих данную преступность, что предупредит возможный социальный взрыв в обществе.

4. Для реализации профилактической деятельности органов сил обеспечения национальной безопасности требуются новые высококвалифицированные кадры, обладающие современными знаниями и навыками в различных отраслях науки и техники. В целях привлечения данной категории лиц в органы сил обеспечения национальной безопасности предлагается изучить вопрос по активизации кадровой работы по подбору кандидатов из числа, например, студентов гражданских вузов. Вновь принятые сотрудники в этом случае должны пройти 6-ти, 12-месячные курсы переподготовки по профилю предстоящей деятельности.

Отмечая вопросы кадрового обеспечения правоохранительных органов и спецслужб, следует в этой связи отдельно осветить проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией (подкуп государственных служащих, использование незаконного влияния, эксплуатация слабостей и шантаж общественных и политических деятелей и т.д.).

Необходимо отметить, что процесс интегрирования Казахстана в мировое сообщество цивилизованных стран мира и глобализация экономической жизни, наряду с положительными достижениями в социально-экономическом развитии, имели определенные негативные последствия. В частности, они способствовали объединению усилий национальных преступных организаций и их активизации для получения сверхприбылей. В результате транснациональная организованная преступность фактически стала основной реальной угрозой не только для национальной безопасности Казахстана, но и

всего человечества, как по своим масштабам, так и по разрушительному эффекту. Постоянно растущие преступные силы, угрожающие социальному, экономическому и иному развитию государств, их нацеленность на подрыв экономической безопасности, в первую очередь, развивающихся стран и стран с переходной экономикой - таковы основные направления деструктивной деятельности транснациональной организованной преступности.

Транснационализация организованной преступной деятельности, т.е. выход ее за границы национальной территории одного государства в настоящее время является международным процессом. В сущности - это один из высших уровней криминальной эволюции [2, с. 5].

Осознавая масштабы угрозы экономической безопасности страны, исходящей от транснациональной и национальной организованной преступности, руководство нашего государства приняло решение об усилении борьбы с ней. Реализация поставленной задачи возможна при совершенствовании профилактической деятельности сил обеспечения национальной безопасности, а также при активной реализации агентурно-оперативных мероприятий в отношении объектов, представляющих оперативный интерес. Хотелось бы более подробно остановиться на вопросах совершенствования оперативно-розыскной деятельности сил обеспечения национальной безопасности.

При реализации агентурно-оперативных мероприятий в отношении национальной и транснациональной организованной преступности органам сил обеспечения национальной безопасности в рамках своих компетенций должны учитываться следующие обстоятельства:

1. Большие финансовые возможности национальной и транснациональной организованной преступности, основанной на «теневой» экономике, торговле людьми, оружием, наркотиками, проституции и т.д. Так, согласно заключению экспертов Вашингтонского национального Стратегического Информационного комитета, доход «мировой мафии» составляет приблизительно 1 трл. долларов. Эта сумма является почти эквивалентной американскому федеральному бюджету. Обладая огромными финансовыми ресурсами, организованная преступность может решать любые вопросы, в частности в сфере экономики, с помощью коррумпированных государственных чиновников, лоббирующих ее интересы.

2. Республика Казахстан относится к числу государств с высоким уровнем коррупции. Это-

му имеется подтверждение в виде экспертных оценок, которые ежегодно вычисляются авторитетной организацией Transparency International (TI). Казахстан, набрав 2,1 балла Индекса восприятия коррупции, находится в нижней части «таблицы о рангах», заняв 155-е место из 163.

Принимая во внимание то, что современное казахстанское общество, как все страны, обречено на постоянную борьбу с данным социальным злом в силу естественного стремления к самосохранению, ближайшей целью противодействия коррупции должно рассматриваться снижение распространенности и общественной опасности последней до уровня, который не является нгпре-одолимым препятствием развития общества в соответствии с законодательно закрепленными ценностями и приоритетами.

При этом в целях предупреждения коррупции должны применяться все без исключения профилактические меры социального, правового и иного характера. Вместе с тем, учитывая повышенную социальную опасность коррупции, предпочтение должно отдаваться уголовно-правовым превентивным мерам, обладающим высоким карательным эффектом.

3. Особую тревогу вызывает распространение коррупции в органах государственной власти и управления (исполнительной, законодательной и судебной ветви власти). Более того, данное социальное зло в органах власти приобрело системный, корпоративный характер, что свидетельствует о высокой степени организованности преступных сообществ и больших возможностей по лоббированию интересов определенных национальных и зарубежных предпринимателей в ущерб государственным интересам Казахстана.

Указанные обстоятельства должны стимулировать подразделения сил обеспечения национальной безопасности к совершенствованию оперативно-розыскной деятельности. При этом должны применяться как экстенсивные, так и интенсивные меры. Необходимо расширение агентурного аппарата с увеличением численного состава конфидентов и лиц, оказывающих содействие органам сил обеспечения национальной безопасности. С другой стороны для реализации агентур-но-оперативных мероприятий должны привлекаться не только высококвалифицированные специалисты, но и представители криминальных структур. Учитывая то, что криминалитет, особенно его элита, неохотно идет на сотрудничество с органами сил обеспечения национальной безопасности, необходимо законодательно предусмот-

реть соответствующие преференции, стимулирующие их к взаимодействию с сотрудниками указанного ведомства. На наш взгляд, участие представителей преступного мира в проводимых подразделениями сил обеспечения национальной безопасности оперативно-розыскных мероприятий повысит их эффективность и результативность в борьбе с организованной преступностью. Информация, полученная от криминального авторитета преступников, особенно «воров в законе», значительно повысит достоверность и правдивость проводимого оперативно-розыскного мероприятия и не вызовет никаких сомнений у руководителей преступных сообществ и коррупционеров. При этом следует отметить, что многие представители криминального мира добровольно согласятся, на наш взгляд, сотрудничать с органами сил обеспечения национальной безопасности. К такой категории лиц следует отнести, в первую очередь, осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, которые при освобождении их от дальнейшего исполнения приговора суда или замене данного наказания на более мягкое (исправительные работы, ограничение свободы и т.д.) пойдут на контакт с оперативным работником. В этом случае, в отношении указанных лиц, давших согласие на сотрудничество, должны применяться все необходимые меры по обеспечению их безопасности, так как они находятся под охраной государства.

Что же касается должностных лиц, участвующих в коррупционных системах, то эффективным стимулом для их сотрудничества с органами сил обеспечения национальной безопасности является прекращение в отношении данных конфидентов уголовного преследования. В этом случае, полезность предоставленной данными лицами сведений должна быть выше причинного совершенным ими преступлением вреда.

Высказанные нами суждения должны, на наш взгляд, иметь отражение в национальном законодательстве - уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном, оперативно-розыскном и т.д. Учитывая сказанное, хотелось бы обратить внимание правоведов и законодателей на наиболее важный нормативный правовой акт о борьбе с организованной преступностью в США - свод Законов РИКО - Государственные законы, призванные расследовать, контролировать и преследовать организованную преступность (RICO LAWS - Racketeer Influenced and Corrupt Organisation). Данный свод Законов РИКО был принят с целью предоставления правосудию та-

кого метода расследования криминальной деятельности преступных организаций, который не связывает разные преступления вместе только с одним преступником, а видит преступную индустрию как результат деятельности сообщества. Законы РИКО признают получение незаконной прибыли тем мотивом, ради которой создается и действует организованная преступность, и предусматривает комплексный механизм пресечения стимула наживы, прибыли и рецидива преступлений путем установления возможности конфискации любой прибыли и собственности, полученных преступной организацией или отдельным ее участником. Также Законы РИКО устанавливают наказание в виде лишения свободы до 20 лет и право потерпевших, в число которых входят и частные лица, предъявлять иск о возмещении причиненного совершенным преступлением ущерба в тройном размере.

Принимая во внимание то, что системная, корпоративная коррупция представляет собой один из видов организованной преступности, главной целью которой является получение незаконной прибыли, для чего и применяются властные полномочия ее участников, на наш взгляд, следует изучить положительный, профилактический эффект реализации данного свода законов и использовать его в законотворческой деятельности и правоприменительной практике органов государственной власти Казахстана.

Еще одна проблема, требующая своего всестороннего обсуждения, и на которой хотелось бы остановиться - это объективная оценка деятельности органов национальной безопасности, в том числе в области борьбы с экономической преступностью. Необходимо рассмотреть вопрос по выработке новых критериев оценки деятельности органов сил обеспечения национальной безопасности. При этом следует помнить, что эффективность борьбы с экономической преступностью определяется сопоставлением противодействия органов сил обеспечения национальной безопасности с теми изменениями, которые происходят в данном виде преступности. В любом случае оценка эффективности деятельности данных органов будет приблизительной. Это связано со сложностью воздействия деятельности правоохранительных органов и спецслужб на преступность, невозможностью количественной оценки некоторых ее элементов, неполнотой и недостоверностью определенной части полученной информации и т.д.

С данной проблемой правоохранительные органы и органы национальной безопасности столк-

нулись давно. Существующая статистика и критерии оценки деятельности вышеуказанных органов достались нам от тоталитарного режима и полностью не соответствуют требованиям демократического государства, каковым является Республики Казахстан. Учитывая данное обстоятельство, Президент страны в 2002 году поручил комиссии, состоящей из представителей правоохранительных органов и специальных служб (в работе данной комиссии принимал участие автор данного исследования), под руководством заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан разработать общие критерии оценки деятельности всех вышеуказанных органов. Однако комиссии не удалось решить данную задачу. Это на наш взгляд, связано с тем, что специфика деятельности каждого органа особая и, соответственно, критерии оценки ее должны быть отдельными.

Таким образом, резюмируя сказанное, хотелось бы высказать некоторые предложения и рекомендации по повышению эффективности борьбы с экономической преступностью, в том числе в социально-бюджетной сфере:

1. Реализация профилактических мер по выявлению и устранению причин и условий, детерминирующих экономическую преступность, должна осуществляться на основе анализа результатов мониторинга динамических изменений в правоприменительной практике подразделений экономической безопасности, в количественных и качественных характеристиках данных преступлений, оперативных сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, и иной информации, в том числе открытой (в СМИ, в Интернете и т.д. - сноска автора).

2. Совершенствование работы агентурного аппарата должна осуществляться путем привлечения в качестве конфидентов высококвалифицированных специалистов, представителей криминальной «элиты» и других, увеличение его численного состава, а также активного использование существующих структур прикрытия и создания новых.

3. Усиление борьбы с организованной преступностью в экономике страны, в том числе в социально-бюджетной сфере, повышение эффективности противодействия системной коррупции возможно при дальнейшем совершенствовании законодательства, регламентирующую деятельность органов сил обеспечения национальной безопасности и других государственных органов при

осуществлении ими своих функций, повышении эффективности и результативности деятельности подразделений сил обеспечения национальной безопасности, путем реализации организационных, управленческих и иных преобразований.

4. При реализации борьбы с преступностью широкое участие должны принимать обществен-

ности, средства массовой информации и институты гражданского общества путем пропаганды основ правового государства и обеспечения исполнения Указа Президента Республики Казахстан «О правовом всеобуче», а также иными профилактическими мерами, применяемыми в воспитательном процессе.

Использованная литература

1. Демидов Ю.Н. Проблемы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере: Монография. - М.: Издательство «Щит-М», 2004. - 438 с.

2. Воронин Ю.А. Транснациональная организованная преступность. Екатеринбург, 1997. - С. 5.

Мацаланыц авторы элеуметтЫ-бюджеттЫ саладагы экономикалыц цылмыстылыцпен куре-су тшмдшгт жогарылату бойынша кейбгр усыныстар бередг.

Автор статьи дает некоторые предложения и рекомендации по повышению эффективности борьбы с экономической преступностью, в том числе в социально-бюджетной сфере.

The author of article gives some offers and recommendations about increasing of efficiency of struggle against economic criminality, including social-budgetary sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.