Научная статья на тему 'Некоторые особенности терминосистемы субъязыка компьютерной обработки и создания музыки'

Некоторые особенности терминосистемы субъязыка компьютерной обработки и создания музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
312
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЗЫКА / COMPUTER MUSIC / СУБЪЯЗЫК КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБРАБОТКИ И СОЗДАНИЯ МУЗЫКИ / SUBLANGUAGE FOR COMPUTER PROCESSING AND CREATING MUSIC / ТЕРМИН / TERM / ОБЩАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / GENERAL TERMINOLOGY / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / SPECIALIST TERMINOLOGY / ТЕРМИНОСИСТЕМА / TERM SYSTEM / ПОЛИСЕМИЯ / POLYSEMY / ОМОНИМИЯ / HOMONYMY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецов В.В.

Целью статьи является описание термина, терминосистемы и терминологии субъязыка компьютерной обработки и создания музыки, а также рассмотрение их некоторых отличительных особенностей. Несмотря на наличие исследований в области как музыкальной, так и компьютерной терминологии, материал субъязыка компьютерной обработки и создания музыки остается по большей части неизученным, что объясняет выбор темы данной статьи и ее специфику. Теоретической основой послужили работы отечественных языковедов и зарубежных лингвистов, материалом для иллюстрации содержания статьи термины субъязыка компьютерной обработки и создания музыки из словарей, интернет-энциклопедий, музыкальных форумов и журнальных статей. Статья может быть полезна в курсах по терминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Term system of sublanguage for computer processing and creating music

The article aims at describing the term, term system and terminology of sublanguage for computer processing and creating music, as well as considering some of its features. Despite the fact that there are certain researches in the fields of both music and computer terminology, the material of the abovementioned sublanguage hasn’t still been investigated properly; hence the choice of topic for this article and its specifics. The material for the article is terms of the sublanguage taken from dictionaries, internet encyclopedias, music forums and magazine articles. This article may prove useful in courses on terminology.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности терминосистемы субъязыка компьютерной обработки и создания музыки»

УДК 81'276.6 + 81'373; 001.4

В. В. Кузнецов

Некоторые особенности терминосистемы субъязыка компьютерной обработки и создания музыки

Целью статьи является описание термина, терминосистемы и терминологии субъязыка компьютерной обработки и создания музыки, а также рассмотрение их некоторых отличительных особенностей. Несмотря на наличие исследований в области как музыкальной, так и компьютерной терминологии, материал субъязыка компьютерной обработки и создания музыки остается по большей части неизученным, что объясняет выбор темы данной статьи и ее специфику. Теоретической основой послужили работы отечественных языковедов и зарубежных лингвистов, материалом для иллюстрации содержания статьи - термины субъязыка компьютерной обработки и создания музыки из словарей, интернет-энциклопедий, музыкальных форумов и журнальных статей. Статья может быть полезна в курсах по терминологии.

Ключевые слова: компьютерная музыка, субъязык компьютерной обработки и создания музыки, термин, общая терминология, специальная терминология, терминосистема, полисемия, омонимия.

V. V. Kuznetsov

Term system of sublanguage for computer processing and creating music

The article aims at describing the term, term system and terminology of sublanguage for computer processing and creating music, as well as considering some of its features. Despite the fact that there are certain researches in the fields of both music and computer terminology, the material of the abovementioned sublanguage hasn't still been investigated properly; hence the choice of topic for this article and its specifics. The material for the article is terms of the sublanguage taken from dictionaries, internet encyclopedias, music forums and magazine articles. This article may prove useful in courses on terminology.

Key words: computer music, sublanguage for computer processing and creating music, term, general terminology, specialist terminology, term system, polysemy, homonymy.

Тема настоящей статьи - коммуникативная. В условиях активной глобализации и стремительного развития компьютерных и музыкальных технологий как никогда актуальна проблема распространения информации между представителями мирового музыкального сообщества. Эффективное обучение технологиям и обмен опытом подразумевает владение специальной лексикой, неотъемлемой частью которой являются термины и терминология.

Терминология подъязыка компьютерной обработки и создания музыки представляется перспективным направлением для исследования. Существует немало научных работ, посвященных как компьютерной, так и музыкальной терминологии, но нам не удалось обнаружить языковых исследований на стыке этих двух сфер деятельности. Актуальность работы подкрепляется тем, что создание музыки на компьютере становится все доступнее для обычных людей, а взаимодействие со специальной терминологией

© Кузнецов В. В., 2015

является неотъемлемой составляющей этой деятельности.

Не претендуя на полноту освещения проблемы, в данной статье мы ставим своей целью уточнить природу терминов, терминологии и терминосистемы одного из профессиональных субъязыков - субъязыка компьютерной обработки и создания музыки, сравнить и оценить их некоторые структурные, семантические, социолингвистические особенности.

Сначала необходимо дать определение ряду понятий: компьютерная музыка, субъязык компьютерной обработки и создания музыки, термин, терминология и терминосистема субъязыка компьютерной обработки и создания музыки.

Компьютерная музыка

Д. Кейслар предлагает различать два основных определения компьютерной музыки: (1) музыкальный жанр или категория, аналогичная симфонической, джазовой или иной другой, в

которой компьютер является частью процесса композиции, выступления или иной звуковой реализации; и (2) техническая дисциплина, аналогичная компьютерной графике, которая включает в себя множество аспектов использования компьютера, применимых к музыке.

Стоит оговориться, что для нас в рамках данной статьи важно второе значение, так как в контексте компьютерной музыки здесь и далее мы рассматриваем именно компьютерную обработку и создание музыкальных произведений с нуля. Однако, как отмечает Д. Кейслар, даже такой узкий пласт на деле оказывается шире, чем можно того ожидать [8, с. 11-12].

Субъязык компьютерной обработки и создания музыки

В данной статье субъязык интересует нас как часть системы, включающей в себя термины, терминологию и терминосистему, поэтому здесь мы ограничимся лишь определением понятия. Присоединяясь к определению субъязыка, предложенному В. П. Коровушкиным, под субъязыком компьютерной обработки и создания музыки мы понимаем исторически сложившуюся, относительно устойчивую для данного периода автономную экзистенциальную форму национального языка, обладающую своей системой взаимодействующих социолингвистических норм первого и второго уровней, представляющую собой совокупность некоторых фонетических, грамматических и, преимущественно, специфических лексических средств общенародного языка, обслуживающих речевое общение компьютерных музыкантов, характеризующегося единством профессионально-корпоративной деятельности своих индивидов и соответствующей системой специальных понятий [3, с. 206].

Термин субъязыка компьютерной обработки и создания музыки

Понятие «термин» в широком смысле слова исследователи трактуют по-разному. Согласно теории Д. С. Лотте, термин - это лишенное многозначности, краткое специальное слово в лексическом составе языка [7, с. 18-36, 72-79].

Г. О. Винокур предлагал считать термины любыми словами в особой функции [1, с. 5]. Исходя из этого, определения делятся на две группы. Наше определение термина относится ко второй группе.

Термин субъязыка компьютерной обработки и создания музыки - это стандартная лексическая

или синтаксическая номинативная единица с нейтральной коннотацией, обозначающая общемузыкальное, компьютерное или музыкально-специальное техническое понятие и функционально закрепленная за профессионально-корпоративной областью музыкального творчества конкретного общества и соответствующей музыкальной сферой функционирования национального языка в музыкальном социуме.

Терминосистема субъязыка компьютерной обработки и создания музыки

Терминосистема субъязыка компьютерной обработки и создания музыки представляет собой совокупность технических компьютерно-музыкальных терминов литературного языка. В рамках данного субъязыка терминосистема противопоставлена другому его компоненту -компьютерно-музыкальному жаргону.

Терминология субъязыка компьютерной обработки и создания музыки

Наряду с субстандартной лексикой компьютерно-музыкальная терминология является одним из компонентов лексической системы субъязыка компьютерной обработки и создания музыки и составляет ядро языка профессиональной коммуникации.

Терминология субъязыка компьютерной обработки и создания музыки языка может быть дифференцирована на общую и специальную компьютерно-музыкальную терминологию.

Общая компьютерно-музыкальная терминология - это совокупность компьютерно-музыкальных терминов, понятийно и функционально закрепленных за профессионально-корпоративной областью музыкального бизнеса, общей для всей сферы создания и обработки музыки на компьютере и всех категорий компьютерных музыкантов.

Ср.: MIDI - musical Instrument Digital Interface. Standardised in 1983, MIDI is a protocol agreed on and adhered to ever since by electronic instrument manufacturers and software developers that enables their devices to talk to each other [13]; цифровой интерфейс для электронных музыкальных инструментов. Международный стандарт, принятый в 1982 г. и регламентирующий обмен информацией между цифровыми и музыкальными инструментами, компьютерными программами и другими аудио- и видеоустройствами [9].

Специальная компьютерно-музыкальная терминология - это совокупность компьютерно -музыкальных терминов, понятийно и функционально закрепленных за определенной профессионально-корпоративной областью создания музыки, специфичной для одного или, реже, нескольких тесно связанных компонентов сферы создания музыки и соответствующей определенной части компьютерных музыкантов.

Ср.: Chip tune - a module that is made to sound like an early computer music synthesiser, usually sounding like the Commodore 64 (SID), or Game Boy sound chips. [14]; чиптюн - музыкальные произведения, которые создаются в реальном времени при помощи аудиочипа (англ. SID, sound interface device) компьютера или игровой приставки - в основном используются устройствами первых поколений [12].

Специалисты-терминологи отмечают, что, вопреки требованиям к терминам, выдвинутым Лотте и дополненным его последователями, ситуация расхождения с предложенными критериями наблюдается во многих профессиональных терминологиях.

Так, Гринев указывает на то, что в настоящее время в специальной лексике развитых языков наблюдается ее несоответствие практическим запросам профессионалов и современному уровню развития науки. Это происходит из-за таких негативных явлений, как «совпадение форм различных терминов, различное толкование терминов представителями разных научных школ и направлений, синонимия (достигающая в некоторых областях 50 % от общего числа терминов), произвольная вариантность форм одних и тех же терминов, нечеткое определение многих понятий, необоснованное введение иноязычных терминов, распространение немотивированных и ложномотивирующих терминов, отсутствие научно обоснованных общих принципов образования терминов и конкретных оптимальных моделей образования терминов подавляющего большинства областей знания» [2, с. 5-6].

Два основных печатных словаря, наиболее полно отражающих русскую компьютерно-музыкальную терминологию - «Музыкально-компьютерный словарь» А. Королева и «Словарь компьютерно-музыкальных терминов» В. Л. Шилова и А. А. Шарова, были выпущены в 2003 г. Для стремительно развивающегося субъязыка 12 лет - это ощутимый срок.

В прошлом десятилетии понятие «мультимедийный компьютер» особо выделялось в журна-

лах, рекламе и учебных пособиях. Так, Э. П. Ла-нина в своей работе 2001 г. «История развития вычислительной техники» дает подробное объяснение тому, что такое «мультимедиа компьютер» [4]. В настоящее время практически любой современный персональный компьютер является мультимедийным, то есть способным воспроизводить аудио- и видеосодержимое, а также предоставлять доступ к ресурсам интернета, поэтому нет нужды в уточнении.

Таким образом, при анализе терминологии необходимо опираться не только на печатные источники, но и на интернет-словари и энциклопедии, созданные по «вики-технологии», которая позволяет авторам быстро и эффективно публиковать все изменения и нововведения в специальной терминологии. Производители аудиотех-ники и программного обеспечения, такие как Roland или HP, даже публикуют списки терминов, чтобы помочь клиентам ориентироваться в выборе товара, встречаются глоссарии и на сайтах учебных центров.

Одним из свойств терминологии компьютерной обработки и создания музыки является многозначность: (1) driver - компьютерный драйвер; (2) driver - головка динамическая громкоговорителя. (1) Filter - входной фильтр MIDI-сообщений; (2) filter - устройство или программа, которая служит для удаления определенных звуковых частот из сигнала.

Случаи омонимии: в результате транскрибирования двух английских терминов beat и bit в русском подъязыке компьютерной обработки и создания музыки появились два омонимичных термина: (1) бит - от англ. beat - один удар бочки [10]; (2) бит - от англ. bit - двоичная единица, в теории информации - единица количества информации. Бит в вычислительной технике - двоичная цифра, двоичный разряд. Число бит памяти ЭВМ определяет максимальное количество двоичных цифр, вмещаемых ею; число бит данных есть количество двоичных разрядов, в которых они записаны [11].

Таким образом, изучив отдельные лексические единицы с точки зрения полисемии (то есть наличия нескольких значений у терминов) и омонимии (то есть появления терминов, отличных друг от друга, но совпадающих в плане написания), можно констатировать, что они пришли в субъязык компьютерной обработки и создания музыки из двух разных областей - музыкальной и компьютерной соответственно.

У русскоговорящих начинающих музыкантов, в отличие от англоговорящих, термины субъязыка компьютерной обработки и создания музыки могут вызывать трудности, так как большая часть их транскрибируется или транслитерируется при заимствовании, теряя свою мотивированность: луп семпл, патч, пресет. Тем не менее, такие интернационализмы прижились в среде современных российских музыкантов-профессионалов.

Д. С. Лотте выделил следующие экстралингвистические причины заимствований слов: «(1) Культурное влияние одного народа на другой. (2) Наличие устных и письменных контактов. (3) Повышение интереса к изучению того или иного языка. (4) Авторитетность языка-источника. (5) Исторически обусловленное увлечение определенных социальных слоев культурой чужой страны. (6) Условия языковой культуры социальных слоев, принимающих новое слово» [6, с. 112].

В рамках данной статьи наиболее актуальными представляются пункты 1, 2 и 3. Опытные музыканты, звукорежиссеры и авторы тематических информационных ресурсов, таких как «WikiSound.org», настоятельно не рекомендуют начинающим устанавливать программные продукты, русифицированные третьей стороной. Объясняют они это в частности и тем, что в учебной литературе термины и понятия не переводятся на русский язык по причине отсутствия официальных переводов иностранных программных продуктов. Передать названия параметров часто можно разными способами, и русские аналоги в таких текстах, как правило, употребляются только для относительно устоявшихся терминов, вроде «осциллятор» (англ. «oscillator»). Пример: «Этот осциллятор генерирует синусоидальный сигнал, источник модуляции, в звуковом диапазоне» [15].

Для любого развивающегося языка, такого как субъязык компьютерной обработки и создания музыки, характерным является постоянный процесс формирования системы понятий. Терминология в таком случае представляет собой множество взаимосвязанных терминологических полей, возникающих вокруг базовых понятий компьютерной музыки, таких как «DAW» - цифровая звуковая рабочая станция, «система, разработанная для записи, редактирования и воспроизведения цифровых аудиофайлов» [15].

Таким образом, в данной статье были сформулированы основные понятия, связанные с тер-миносистемой субъязыка компьютерной обра-

ботки и создания музыки, раскрыты их некоторые особенности. Субъязык компьютерно-музыкальных технологий, зародившихся в середине XX в., на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся пластов специальной лексики. Терминологию субъязыка компьютерной обработки и создания музыки характеризует стилистическая нейтральность, преобладание интернационализмов, сохранение исходного написания, многозначность, предметная направленность терминов. Некоторые термины теряют актуальность, и их сменяют другие, постоянно возникают новые. Адекватный перевод терминов на русский язык, их систематизация и подробное описание представляются важными задачами в рамках современного терминоведения.

Перспективы применения результатов и материалов статьи заключаются в возможности использования их в лекционных курсах по терминологии и лексикологии, при составлении толковых и переводных словарей, при разработке учебных пособий по созданию и обработке музыки на компьютере, в переводческой деятельности, связанной с локализацией программных продуктов, справочников и учебных пособий.

Библиографический список

1. Винокур, Г. О. О некоторых явления словообразования в русской технической терминологии [Текст] / Г. О. Винокур // История отечественного терминоведения: классики терминоведения. - М., 1994.

2. Гринев-Гриневич, С. В. Терминоведение [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Гринев-Гриневич. - М. : Академия, 2008. - 304 с.

3. Коровушкин, В. П. Теоретические основы Контрастивной социолексикологии [Текст] : монография / В. П. Коровушкин. - Череповец : ГОУ ВПО ЧГУ, 2009. - 246 с.

4. Королев, А. Музыкально-компьютерный словарь [Текст] / А. Королев. - Спб. : Композитор, 2000.

5. Панина, Э. П. История развития вычислительной техники [Текст] / Э. П. Панина. -Иркутск : ИрГТУ, 2001.- 166 с.

6. Лейчик, В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура [Текст] / В. М. Лейчик. - 4-е изд. - М. : Либроком, 2009. - 256 с.

7. Лотте, Д. С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и

терминоэлементов [Текст] / Отв. ред.: Т. Л. Канделаки, С. В. Гринев ; Академия наук СССР. Комитет научно-технической терминологии. - М. : Наука, 1982.

8. Лотте, Д. С. Основы построения научно-технической терминологии: Вопросы теории и методики [Текст] / Отв. ред.: И. И. Артоболевский ; Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. - М. : АН СССР, 1961.

9. Словарь DJ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jm.kiev.ua/articles/dictionary. -(Дата обращения: 20.11.2015).

10. Словарь масс медиа терминов и понятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. slovarmedia.ru/a/spiski3/termin 163 .html. -(Дата обращения: 20.11.2015).

11. Уваров Я. Б.. Чиптюн — что это такое, и с чем его едят. Часть первая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/81346/. - (Дата обращения: 20.11.2015).

12. Keislar, D. A Historical View of Computer Music Technology in The Oxford Handbook of Computer Music by Roger T. Dean, Editor Oxford University Press, USA, 2009 - 611 s.

13. The A to Z of computer music [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.musicradar.com/tuition/tech/the-a-to-z-of-computer-music-m-part-two-594101. - (Дата обращения: 20.11.2015).

14. Trackers Handbook Glossary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://resources.openmpt.org/tracker_handbook/page /Glossary.htm. - (Дата обращения: 20.11.2015).

15. Wikisound.org [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://wikisound.org/. - (Дата обращения: 20.11.2015).

Bibliograficheskij spisok (in Russ)

1. Vinokur, G. O. O nekotoryh javlenija slovoobrazovanija v russkoj tehnicheskoj terminologii [Tekst] / G. O. Vinokur // Istorija otechestvennogo terminovedenija: klassiki terminovedenija. - M., 1994.

2. Grinev-Grinevich, S. V. Terminovedenie [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / S. V. Grinev-Grinevich. M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2008. - 304 s.

3. Korovushkin, V. P. Teoreticheskie osnovy Kontrastivnoj socioleksikologii [Tekst] :

monografija / V. P. Korovushkin. - Cherepovec : GOU VPO ChGU, 2009. - 246 s.

4. Korolev, A. Muzykal'no-komp'juternyj slovar' [Tekst] / A. Korolev. - Spb. : Kompozitor, 2000.

5. Lanina, Je. P. Istorija razvitija vychislitel'noj tehniki [Tekst] / Je. P. Lanina. - Irkutsk : IrGTU, 2001,- 166 s.

6. Lejchik, V. M. Terminovedenie: predmet, metody, struktura [Tekst] / V. M. Lejchik. 4-e izd. -M. : Librokom, 2009. 256 s.

7. Lotte, D. S. Voprosy zaimstvovanija i uporjadochenija inojazychnyh terminov i terminojelementov [Tekst] / Otv. red.: T. L. Kandelaki, S. V. Grinev ; Akademija nauk SSSR. Komitet nauchno-tehnicheskoj terminologii. -M. : Nauka, 1982.

8. Lotte, D. S. Osnovy postroenija nauchno-tehnicheskoj terminologii: Voprosy teorii i metodiki [Tekst] / Otv. red.: I. I. Arto-bolevskij ; Akademija nauk SSSR. Komitet tehnicheskoj terminologii. - M. : AN SSSR, 1961.

9. Slovar' DJ [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.jm.kiev.ua/articles/dictionary. -(Data obrashhenija: 20.11.2015).

10. Slovar' mass media terminov i ponjatij [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.slovarmedia.ru/a/spiski3/termin 163 .html. -(Data obrashhenija: 20.11.2015).

11. Uvarov Ja. B.. Chiptjun — chto jeto takoe, i s chem ego edjat. Chast' pervaja. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://habrahabr.ru/post/81346/. - (Data obrashhenija: 20.11.2015).

12. Keislar, D. A Historical View of Computer Music Technology in The Oxford Handbook of Computer Music by Roger T. Dean, Editor Oxford University Press, USA, 2009 - 611 s.

13. The A to Z of computer music [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.musicradar.com/tuition/tech/the-a-to-z-of-computer-music-m-part-two-594101. - (Data obrashhenija: 20.11.2015).

14. Trackers Handbook Glossary [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://resources.openmpt.org/tracker_handbook/page /Glossary.htm. - (Data obrashhenija: 20.11.2015).

15. Wikisound.org [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://wikisound.org/. - (Data obrashhenija: 20.11.2015).

Дата поступления статьи в редакцию: 06.09.2015 Дата принятия статьи к печати: 12.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.