Научная статья на тему 'Некоторые особенности преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий в современных условиях'

Некоторые особенности преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФГОС ВПО / ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панюшкина О.А.

Рассматриваются вопросы формирования коммуникативной культуры, как основной цели, которую преследует преподаватель иностранных языков, обучая студентов. На примере преподавания испанского языка в вузе показано, что в современных условиях наряду с традиционными методическими пособиями, аудиоматериалами все шире применяются информационные технологии (ИТ), растет использование Интернет-ресурсов для развития коммуникативной компетенции владения иностранным языком у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панюшкина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий в современных условиях»

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 79

мы и перспективы развития: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. -Красноярск: СибГТУ 2008 - С. 177-183.

3. Система автоматизированного тестирования знаний [Электронный ресурс] / [Б. а.]. - Cadregion.ru, 2011. - Режим доступа: http://cadregion.ru/pro-dukty/sistema-avtomatizirovannogo-testirovaniya-znanij.html.

4. Орлов М.М. Контрольно-тестовая система. Краткое описание пакета программ [Электронный ресурс] / М.М. Орлов. - [Б. м.]. - 2001-2002. - Режим доступа: http://omm2002.chat.ru/text1.htm.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Панюшкина О.А.*

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,

г. Москва

Рассматриваются вопросы формирования коммуникативной культуры, как основной цели, которую преследует преподаватель иностранных языков, обучая студентов. На примере преподавания испанского языка в вузе показано, что в современных условиях наряду с традиционными методическими пособиями, аудиоматериалами все шире применяются информационные технологии (ИТ), растет использование Интернет-ресурсов для развития коммуникативной компетенции владения иностранным языком у студентов.

Ключевые слова коммуникативная компетенция, ФГОС ВПО, интернет порталы для изучения испанского языка

В условиях реформирования системы образования в России особое значение в обучении уделяется развитию компетенций студентов и уровню компетентности выпускников. Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать.

Согласно документам Совета Европы, основной целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Сущность концепта «коммуникативная компетенция» является многоплановым и в настоящее время согласно Документу Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение,

Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат географических наук.

80

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

преподавание, оценка (Common European Framework of Reference, CEFR)» включает в себя отдельные компетенции, к которым относятся следующие:

- лингвистическая или языковая компетенция, подразумевающая умение пользоваться языковым материалом в процессе получения информации или сообщения таковой в ходе межкультурного общения;

- социолингвистическая компетенция, состоящая из умения пользоваться реалиями, особыми оборотами речи, специфическими правилами речевого общения, характерными для страны изучаемого языка, т.е. то своеобразие в языке, которое свидетельствует о влиянии обычаев, культуры;

- социокультурная компетенция, определяющая знание социокультурных особенностей страны изучаемого языка;

- стратегическая или компенсаторная компетенция, связанная с умением обходится в общении имеющимися языковыми средствами;

- общеучебная компетенция, включающая умения, обеспечивающие приобретение речевых навыков (умение работать со словарем, со справочной литературой и т.п.).

Выделенные Советом Европы компетенции нашли свое отражение в отечественной методике преподавания иностранных языков и положены в основу образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО 2010). Согласно ФГОС ВПО «иностранный язык» отнесен к обязательным дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока, так как содержательно и методически данный предмет связан с другими дисциплинами, что и определяет его междисциплинарный характер. Дисциплина «Иностранный язык» входит в профессиональную подготовку бакалавров по направлениям «Экономика», «Менеджмент» и «Бизнес-информатика», и ее изучение предполагается в тесной связи со следующими дисциплинами: «Маркетинг», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Финансы», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Информатика».

В современных условиях овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке, без погружения в языковую среду, дело весьма трудное. Особенно остро это проявляется при самостоятельном обучении. Объемы информации стремительно растут, и современные способы их передачи и обработки требуют новых подходов. Решением данной проблемы может стать использование новых информационных коммуникационных технологий, и прежде всего ресурсов Интернет, которые представляют большой спектр возможностей для формирования коммуникативной компетенции у студентов, обучающихся иностранному языку.

Испанский язык учат в настоящее время 14 млн. студентов, и он - третий, который изучают как иностранный, после английского и французского. Работа в локальном сегменте испанского языка в Интернете позволяет получить множество необходимой и зачастую уникальной информации - на-

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 81

чиная от необходимой литературы, аудио и видеоинформации, и заканчивая нецензурированными новостями из блогов и социальных сетей. Последние также позволяют познакомиться с гиперсовременным языком (вплоть до употребляемого локально жаргона), практически недоступным при иных способах обучения. Существует еще множество сервисов, которые пока еще неэффективно используются для обучения испанскому языку - видеохостин-ги youtube и иные, микроблоггинговые сервисы twitter, системы ссылочных обменов linkedln, а также RSS подписки новостных источников - все это способно обеспечить студентов наиболее оперативной и «чистой» языковой информацией.

Существует также множество примеров применения интернет-порталов как вспомогательного элемента для обучения испанскому языку.

Как отмечает профессор испанского языка Университета штата Колорадо (США) Сара Саз, которая в течение последних семи лет возглавляла Европейскую Ассоциацию преподавателей испанского языка, «в интернете можно найти целое богатство материалов для обучения испанскому языку и при этом важно выбрать тот, который наилучшим образом соответствует целям обучения. Для начинающих студентов, могут быть полезны адаптированные материалы, связанные с повседневной жизнью или культурой, в то время как для студентов, продолжающих обучение, важны подлинные документы и короткие видеоролики, которые обогащают их знания».

Большинство порталов или сайтов, посвященных изучению испанского учитывают этот аспект и его ресурсы классифицированы в соответствии с уровнем знания языка пользователя. Так происходит на сайте Practica espanol, который создает материал в сотрудничестве с агентством EFE (испанское новостное информационное агентство, крупнейшее в Испании и одно из крупнейших в мире. Основано в 1939 г.) и Институтом Сервантеса. Данный ресурс является открытым и бесплатным для всех пользователей Интернет, с актуальным содержанием в различных форматах (текст, аудио и видео), что позволяет практиковать устную и письменную речь. Портал «Practica espanol» каждый выставляемый материал отмечает соответствующим показателем уровня владения языком, необходимым для работы с ним в соответствии с Документом Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» (Common European Framework of Reference, CEFR), и включает в себя различные упражнения и грамматические правила для студентов, чтобы успешно выполнить задания. При желании, пользователь может получить доступ к полному списку грамматического материала по прямой ссылке и выбрать уроки синтаксиса, морфологии или форм глаголов, или задать с той же страницы вопросы по вызывающим сомнение темам в «Diccionario de la lengua espanola» (Словарь испанского языка) или в «Panhispanico de dudas» (Если сомневаешься в испанском языке).

82

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Представительство Европейской Комиссии в Испании разработало серию учебных материалов для изучения испанского через различные темы европейского содержания. Включает в себя три единицы обучения, соответствующих уровням A1, B1 и C1 из CEFR, которые можно загрузить с веб-сайта. Этот материал дополняется различными упражнениями видео и аудио, которые способствуют формированию коммуникативной компетенции студентов.

Aprender espanol содержит ссылки на сотни упражнений, с разбивкой по категориям, таким как словарный запас, грамматика и глаголы. В каждом разделе упражнения организованы по уровню сложности (начальный, средний и продвинутый). Портал также содержит ссылки на аудио песни, рассказы и видео, чтобы практиковать испанский язык.

Todoele - портал, созданный профессором Барнард-колледжа Колумбийского университета (США) Иисом Суаресом, в сотрудничестве с другими преподавателями испанского языка ведущих иностранных университетов. Собран интересный дидактический материал, разработан большой банк практических заданий, упражнений, упорядоченных по уровню сложности и которые могут выполняться и проверяться в сети.

Los sonidos del espanol - интересный ресурс для изучения испанской фонетики, разработанный различными департаментами Университета штата Айова (США). Пользователь может научиться правильно произносить каждую из букв алфавита благодаря аудио материалам, записанным на кастильском языке.

Aula Diez среди бесплатных материалов, которые размещены на этом сайте, выделяется разделы с грамматикой, тестами и разнообразными упражнениями чтобы развивать и практиковать навыки испанского языка.

Сообщество ru_esp в Живом Журнале (livejournal.com) позволяет заинтересованным в изучении испанского языка формировать «виртуальные классы», совместно разбираться в сложных и простых случаях перевода, а также служит отличным поставщиком знаний о социокультурном пространстве Испании и испаноязычных стран.

Интересен также опыт использования электронной почты, которая для овладения коммуникационной компетенцией может применяться для установления дружеской переписки, которую можно осуществлять на любом уровне владения языком. Возможно установление переписки с различными целями: для выполнения совместных проектов, обсуждения насущных проблем, ведения дискуссий между целыми коллективами студентов (например, между студентами, изучающими испанский язык в МФПУ «Синергия» и студентами университета Лас Комильяс в Мадриде). Электронная коммуникация - прекрасная практика языка, где осуществляется переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения и свободного полета мыслей. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка. Также существует высокая вероятность, что создание тематического форума в рамках обучения языку позволит еще больше поднять уровень заинтересованности студентов.

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 83

Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции. Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование ресурсов Интернет, - наиболее эффективный и доступный способ овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения.

Подводя итог, можно сделать некоторые выводы:

1. Информационные ресурсы представляют большой спектр возможностей для формирования коммуникативной компетенции у студентов, обучающихся испанскому языку. Возможности Интернета включают в себя электронную почту (для развития навыков письма), телеконференции, видеоконференции (для развития навыков говорения) и др., которые могут быть использованы на занятиях иностранного языка.

2. Подобные методы позволяют не только овладевать коммуникативной компетенцией, но и достаточно повышать творческий потенциал личности. Использование Интернета для обучения испанскому языку способствует созданию благоприятной для атмосферы, выступая как средство интерактивного подхода, повышает качество подготовки студентов и эффективность работы преподавателей.

3. Использование информационных и коммуникативных технологий будет оправданным, если оно приведет к повышению эффективности обучения, его результативности.

4. Применение средств ИТ в обучении должно быть обоснованным, а не по принципу «чем больше, тем лучше», что не может способствовать развитию коммуникативной компетенции. Используя ИТ на занятиях, преподавателю важно четко представлять себе, зачем он это делает и какого ожидает результата.

5. Большинство преподавателей предпочитают использовать информационные технологии наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя их в учебный процесс.

Список литературы:

1. Байдеко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие [Электронный ресурс]. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - Режим доступа: www.fgos-vpo.ru/uploadfiles/npo/20120325214402.pdf.

2. http://www.fgosvpo.ru.

3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка (Common European Framework of Reference, CEFR) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lang.mipt.ru/articles/ european_levels.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.