Научная статья на тему 'Некоторые особенности организации государственной власти в Республике Дагестан'

Некоторые особенности организации государственной власти в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
996
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
федерализм / Республика Дагестан / полиэтничность / государственная власть / принцип разделения властей / federalism / Republic of Dagestan / polyethnic / the authority of the state / the principle of separation of powers.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Магомеднаби Магомедмирзоевич Айбатов, Мадина Курбанчиевна Гаджиева

Целью исследования является анализ организации органов государственной власти Республики Дагестан. Раскрываются некоторые особенности организации, деятельности и функций органов государственной власти в Республике Дагестан. Отмечается специфика взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Магомеднаби Магомедмирзоевич Айбатов, Мадина Курбанчиевна Гаджиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the organization of state power in the Republic of Dagestan

The aim of the study is to reveal the process of interaction between the State bodies of the Republic of Dagestan. Reveal some features of the Organization, the activities and functions of the organs of State power in the Republic of Dagestan. Notes the specifics of the relationship of federal and regional State authorities.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности организации государственной власти в Республике Дагестан»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-100013

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Магомеднаби Магомедмирзоевич АЙБАТОВ, профессор Юридического института Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук

Мадина Курбанчиевна ГАДЖИЕВА, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: dgamalova@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права

и государства; история учений о праве и государстве

Аннотация. Целью исследования является анализ организации органов государственной власти Республики Дагестан. Раскрываются некоторые особенности организации, деятельности и функций органов государственной власти в Республике Дагестан. Отмечается специфика взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти.

Ключевые слова: федерализм, Республика Дагестан, полиэтничность, государственная власть, принцип разделения властей.

Annotation: The aim of the study is to reveal the process of interaction between the State bodies of the Republic of Dagestan. Reveal some features of the Organization, the activities and functions of the organs of State power in the Republic of Dagestan. Notes the specifics of the relationship of federal and regional State authorities.

Keywords: federalism, Republic of Dagestan, polyethnic, the authority of the state, the principle of separation of powers.

Республика Дагестан является самым по-лиэтничным субъектом Российской Федерации. Специфика вертикальных и горизонтальных связей в сфере осуществления власти определяется социокультурными особенностями региона, исторически сложившейся практикой взаимоотношений федерального центра и республики.

Взаимоотношения органов власти определяются Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., Конституцией Российской Федерации 1993 г. и Конституцией Республики Дагестан 2003 г. После развала СССР в Российс-

кой Федерации сложилась довольно сложная ситуация, когда в регионах начался процесс суверенизации, и большинство регионов приняли конституции, противоречащие Конституции Российской Федерации. Все это способствовало нарушению основ федеративного устройства и нестабильности ситуации в стране в целом.

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. ситуация изменилась, конституции субъектов были приведены в соответствие с федеральным законодательством.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 249-0

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

положения Федеративного договора предусматривают суверенитет республик и позволяют, тем самым, обосновать ограничение суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, и это отразилось в конституциях некоторых субъектов Российской Федерации (в том числе и в Конституции Республики Дагестан).

Конституции субъектов Российской Федерации не могут действовать и не подлежат применению в случаях их противоречия Конституции Российской Федерации. В результате унификации конституционного законодательства сложилась довольно специфическая система федеративного устройства, отличавшаяся тем, что она носила смешанный этнотерриториальный характер построения Федерации, что создавало опасность этнонациональных конфликтов.

Кроме того, данная система отличалась асимметричностью масштабов федеральных единиц, неравенством статусов субъектов Федерации; экономической, социальной и политической дифференциацией регионов; дотационностью большинства субъектов Федерации, приводящей к их зависимости от субвенций федеральной власти; провинциальным центризмом1.

На сегодняшний день уровень самостоятельности определяется кругом полномочий и предметов ведения и представляет собой форму государственно-территориального устройства со строгим разграничением функций и полномочий между федеральным центром и субъектами. Специфика развития субъектов Российской Федерации определяется способом распределения полномочий, что обусловливает отличительную особенность российского федерализма — взаимное делегирование полномочий2.

Республика Дагестан представляет собой демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, которое выражает волю и интересы всего многонационального народа Дагестана. Специфика Республики Дагестан заключается в том, что это единственная республика в составе Российской Федерации, которая является самым полиэтничным регионом России и здесь отсутствует понятие «титульной» нации3.

В соответствии с Конституцией Республики Дагестан 2003 г. государственная власть в республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в своей деятельности независимы и самостоятельны.

Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется главой Республики Дагестан, Народным Собранием Республики Дагестан, Правительством Республики Дагестан, судами Республики Дагестан.

В соответствии с Конституцией 2003 г. глава Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан и возглавляет исполнительную власть Республики Дагестан.

В 2004 г. были внесены существенные изменения в систему организации органов государственной власти в регионах — были отменены прямые выборы главы республики. Глава республики назначался Президентом Российской Федерации; на основе федерального законодательства глава Республики Дагестан наделяется полномочиями Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом и Конституцией Республики Дагестан, сроком на пять лет.

Законодательная власть в Республике Дагестан осуществляется Народным Собранием — однопалатным парламентом, который является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Дагестан. Народное Собрание Республики Дагестан состоит из 90 депутатов и избирается сроком на пять лет по пропорциональной системе. На сегодняшний день «в парламенте Республики Дагестан удается обеспечить национальное и географическое представительство. Представители каждого муниципального района, городского округа и представители 14 коренных малочисленных народов Республики представлены в парламенте нынешнего созыва»4.

Подчеркнем, что, выбирая пропорциональную систему выборов в Республике Дагестан, учитывались как уровень развития российской государственности, так и национально-исторические особенности развития республики. Основной целью перехода к пропорциональной системе было содействие формированию единого общероссийского политического пространства.

Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан. Правительство Республики Дагестан формируется главой Республики Дагестан в составе Председателя Правительства Республики Дагестан, заместителей Председателя

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

Правительства Республики Дагестан и министров Республики Дагестан.

Судебная система Республики Дагестан представлена Верховным судом Республики Дагестан, Конституционным Судом Республики Дагестан, Арбитражным судом Республики Дагестан, федеральными судами Республики Дагестан и мировыми судьями. Создание чрезвычайных судов в Республике Дагестан не допускается.

В Республике Дагестан осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Подводя итог, отметим, что «при проведении национальной политики обязательным является равный учет национального фактора (язык, культура, обычаи, религия) в отношении всех лиц, проживающих на территории субъекта; вместе с тем равное участие независимо от национальной принадлежности в управлении делами субъекта и каждой части его территории»5.

Несмотря на сложный полиэтничный состав Республики Дагестан, особую геополитическую значимость региона, нестабильность политической элиты, Дагестан является субъектом, сохра-

нявшим даже в самые сложные для страны периоды устойчивые демократические принципы и проводившим политику процветания коренных малочисленных народов. Конституция России содержит все предпосылки для успешного решения данной задачи.

1 Магомедбеков Г.З. Особенности российского федерализма и территориально-политическая организация в современной России (на примере республик) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки.

2011. № 3 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-rossiyskogo-federalizma-i-territorialno-politicheskaya-organizatsiya-v-sovremennoy-rossii-na-primere-respublik (Дата обращения: 07.05.2018)

2 Там же.

3 Джамалова Э.К., Курбанова З.М. Конституционно-правовые основы равноправия языков народов России как фактор развития правовой культуры народов Дагестана // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8. С. 20—23.

4 Джамалова Э.К. Представительство народов Республики Дагестан в органах государственной власти и местного самоуправления как фактор повышения правовой культуры дагестанцев // Вестник Дагестанского гос. унта. 2011. № 2. С. 117—121.

5 Джамалова Э.К., Гамзатова М.М. Конституционно-правовые основы равноправия прав коренных малочисленных народов Республики Дагестан // Закон и право.

2012. № 3. С. 30.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.