Научная статья на тему 'Некоторые особенности междисциплинарной подготовки будущих дизайнеров'

Некоторые особенности междисциплинарной подготовки будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / INTERDISCIPLINARY RELATIONS / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / INTERDISCIPLINARY TRAINING OF DESIGNERS / DESIGN ENGINEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева И.В.

В статье изучается проблема междисциплинарности в современных условиях развития образования и образовательного процесса вузов России при обучении будущих дизайнеров, которая заключается в перспективах развития дизайн-образования, опирающихся на методические, методологические, научно-педагогические аспекты междисциплинарного подхода как в деятельности дизайнера, так и в процессе его творческого мышления. Рассмотрено понятие междисциплинарности в сфере дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of interdisciplinary training of future designers

The article studies the problem of interdisciplinarity in the contemporary education and educational process of Russian universities in the training of future designers, which consists in the prospects of design education development based on methodical, methodological, scientific and pedagogical aspects of the interdisciplinary approach both in the designers' activities and in the process of their creative thinking. The author considers the concept of interdisciplinarity in the sphere of design.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности междисциплинарной подготовки будущих дизайнеров»

УДК 378.147

Алексеева Ирина Викторовна

Alekseeva Irina Viktorovna

доктор педагогических наук, профессор Гжельского государственного университета

D.Phil. in Education Science, Professor, Gzhel State University

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

SOME FEATURES OF INTERDISCIPLINARY TRAINING OF FUTURE DESIGNERS

Аннотация:

Summary:

В статье изучается проблема междисциплинарно-сти в современных условиях развития образования и образовательного процесса вузов России при обучении будущих дизайнеров, которая заключается в перспективах развития дизайн-образования, опирающихся на методические, методологические, научно-педагогические аспекты междисциплинарного подхода как в деятельности дизайнера, так и в процессе его творческого мышления. Рассмотрено понятие междисциплинарности в сфере дизайна.

The article studies the problem of interdisciplinarity in the contemporary education and educational process of Russian universities in the training of future designers, which consists in the prospects of design education development based on methodical, methodological, scientific and pedagogical aspects of the interdisciplinary approach both in the designers' activities and in the process of their creative thinking. The author considers the concept of interdisciplinarity in the sphere of design.

Ключевые слова:

междисциплинарные связи, междисциплинарная интеграция, междисциплинарная подготовка дизайнеров, дизайн-проектирование.

interdisciplinary relations, interdisciplinary integration, interdisciplinary training of designers, design engineering.

Keywords:

Современные условия развития образования в России характеризуются расширением спектра междисциплинарных исследований в различных сферах деятельности выпускников вузов. Многие ученые отмечают междисциплинарный синтез, развивающийся в системе вузовского образования, интеграцию и взаимопроникновение одних предметов и дисциплин в другие. Именно междисциплинарность подчеркивает и развивает интегративный характер современной образовательной системы.

Если в науковедческом плане междисциплинарность научных исследований рассматривается учеными как результат единства и объединения основ различных дисциплин и объектов исследования в контексте процесса межнаучного синтеза и интеграции наук, то современные междисциплинарные исследования зачастую являются системным изучением механизмов некоторых процессов нескольких научных областей знаний.

Значимость и существующий научный интерес к проблеме междисциплинарности подчеркиваются исследованиями в сфере культуры и образования таких ученых, как В.Г. Борзенков, Ю.В. Долина, И.Н. Ивашкевич, Д.В. Погонцев, Б.Г. Юдин и др. Необходимость интеграции теоретических и практических знаний и умений из различных областей науки об объекте изучения актуализирует междисциплинарный подход в научном и творческом исследовании. Следует отметить, что проблема междисциплинарной подготовки будущих дизайнеров мало изучена и требует более продуктивного подхода в исследовании. Исходя из положения о том, что дизайн - это постоянно изменяющаяся, сложная и многомерная система, возможно определение задачи, требующей необходимости выявления и определения тенденций развития современного дизайна, изучения его основ, а также требований к профессиональной подготовке бакалавров и магистров в области дизайна.

Современное образование в области дизайна характеризуется интегративностью научного познания и поиском инновационных решений в данной сфере. В недавнем прошлом обучение дизайну было направлено на профилизацию и узкопрофессиональность специализаций, таких как: графический дизайн, дизайн костюма, дизайн среды или ландшафтный дизайн и т. д., что подчеркивало дисциплинарную разобщенность. Но с реформой образования и принятием нового Закона об образовании возникают процессы интеграции, актуализирующие проблему междисци-плинарности, т. е. процессы, абсолютно противоположные происходившим ранее.

С развитием науки и техники от машинного производства к информационным технологиям меняются проблемы, сопровождающие человека - одну из составляющих сферы дизайна. При разработке дизайн-проекта и создании готового дизайнерского продукта в тесном сотрудничестве работают инженеры, дизайнеры, биологи и другие специалисты. Но в современном обществе потребителей возникает проблема сбыта товаров производства, и для решения данной задачи подключаются профессионалы из других областей, например специалисты и менеджеры в

сфере рекламы, а присоединение к дизайнерской среде психологов, антропологов и педагогов обеспечивает ее междисциплинарную природу.

В сфере современного дизайна расширяется круг профессиональных задач, что повышает интерес к выявлению междисциплинарных особенностей дизайна, направленных на решение дизайнерских задач на базе интегративного характера современного научного познания в области дизайна.

Особенности междисциплинарной подготовки будущих дизайнеров заключаются в перспективах развития дизайн-образования, опирающихся на методические, методологические, научно-педагогические аспекты междисциплинарного подхода как в деятельности дизайнера, так и в процессе его творческого мышления.

Междисциплинарная подготовка необходима для формирования и развития профессиональных компетенций будущего дизайнера, когда при решении художественно-творческих и проектных задач, при проектировании целостного и гармоничного окружающего пространства устанавливается взаимосвязь между знаниями и навыками из различных предметных областей и дисциплин. Рассмотрим понятие междисциплинарности, которое имеет интегративный характер научного познания при дифференциации и интеграции в контексте данного исследования и обозначает сотрудничество двух или более научных теоретических, проектных, художественных, творческих, прикладных дисциплин, а также предметных областей, профессий, технологий в зависимости от основной образовательной программы, включающей учебный план по направлению подготовки бакалавров дизайна [1].

Таким образом, понятие междисциплинарности в сфере дизайна предполагает комбинирование дизайнером новейших теоретических и практических достижений науки в данной области, владение знаниями о передовых технологиях и материалах, принципах и методах научно-технических исследований. Следует отметить, что дизайн как феномен культуры тесно взаимосвязан с информационными технологиями и компьютерным программированием, что подчеркивает его междисциплинарный характер, который усиливается блоком профессиональных дисциплин, содержащим модуль дизайн-проектирования, который состоит из дисциплин компьютерной графики, 3D-моделирования, конструирования, материаловедения, эргономики и др. Проектирование пространственной среды средствами компьютерных программ позволяет визуализировать и конструировать виртуальный мир и демонстрировать объемную трехмерную реальность спроектированного дизайн-объекта [2].

Научные исследования в сфере проектной культуры представляют особый раздел знаний интегративного характера науки, искусства и культуры на основе создания принципиально нового проекта в области дизайна и архитектуры.

Таким образом, фундаментом для решения дизайнерских задач является интеграция новейших технологий и технических возможностей науки с психологией и педагогикой. Профессиональное дизайн-мышление, т. е. способность дизайнера к креативности, образному, художественно-творческому мышлению, системности, инновационности, что является сферой психологической науки, совместно с творческим поиском методов и принципов дизайн-проектирования, что относится к педагогике, на основе знаний материаловедения, техники и технологии создает творческий проект средового пространства. Вышеобозначенные аспекты подчеркивают наличие междисциплинарных основ в сфере дизайна. Отметим, что при решении творческой проектной задачи на основе скрытой композиционной логики, художественно-творческого мышления и выявления индивидуальной картины мира как средства художественной организации средового пространства дизайн-объекта требуется учет наличия различных источников поиска информации и аналоговых рядов, что позволяет интерпретировать психологические особенности человека и способы художественной выразительности объекта проектирования.

Модульность образовательной системы дизайн-проектирования обусловлена выявлением и оценкой междисциплинарных связей, отраженных в рабочей программе дисциплины, что подчеркивает необходимость учета междисциплинарной интеграции. Параметры разработки содержания рабочей программы дисциплины задают федеральные образовательные стандарты и обозначенные в них компетенции, определяющие знания, умения и навыки студентов в области художественно-творческой и проектной деятельности. Фонды оценочных средств дисциплины дизайн-проектирования определяют различные уровни и обозначают междисциплинарные связи освоения компетенций. Отметим, что принцип междисциплинарности учитывает целенаправленную активизацию междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности образовательной дисциплины и ее разделов, глав, параграфов, обозначенных в рабочей программе [3].

Таким образом, междисциплинарные связи и междисциплинарная интеграция позволяют расширять образовательное пространство, создавая определенные условия междисциплинарной проектной мастерской, где будущие дизайнеры, развивая умения и навыки владения необходи-

мыми компетенциями, сформированными за рамками самой дисциплины, в иных условиях получают новый опыт применения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности. Отметим, что в ситуации междисциплинарной интеграции дисциплин дизайна, где многократно умножается ситуация применения общекультурных и профессиональных знаний и умений в новых условиях изучения дизайн-проектирования, студенты обретают компетентностный уровень обучения.

В завершение следует отметить, что в образовательном процессе высшей школы общепризнано положительное влияние междисциплинарной интеграции и междисциплинарных связей на качество знаний, хотя многие важные аспекты требуют более детального и тщательного изучения.

Ссылки:

1. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. И.Т. Касавина. М., 2009.

2. Кольцова Е.А., Алексеева И.В. Развитие проектного мышления бакалавров как пропедевтика формирования профессиональных компетенций студентов // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (2-3 дек. 2015 г., г. Челябинск) / под ред. В.В. Садырина [и др.]. М., 2015. С. 181-185.

3. Там же.

References:

Kasavin, IT (ed.) 2009, Encyclopedia of epistemology and philosophy of science, Moscow, (in Russian). Koltsova, EA & Alekseeva, IV 2015, 'Development of design thinking as a bachelor propaedeutics of formation of professional competence of students', Propedevtika inzhenernoy kul'tury obuchayushchikhsya v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem (2-3 dek. 2015 g., g. Chelyabinsk), Moscow, pp. 181-185, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.