Некоторые особенности доверительного управления в России Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Научная статья на тему 'Некоторые особенности доверительного управления в России' по специальности 'Государство и право. Юридические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 10 — Государство и право. Юридические науки
  • ВАК РФ: 12.00.00
  • УДK: 34

Статистика по статье
  • 10
    читатели
  • 1
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Государство и право. Юридические науки" из научного журнала "Сибирский торгово-экономический журнал", ФЕДОРОВА И.А.

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Некоторые особенности доверительного управления в России". Научная статья по специальности "Государство и право. Юридические науки"

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
ФЕДОРОВА И.А.,
к.ю.н, доцент, Российский экономический университет, Москва
До принятия части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит основополагающие нормы о доверительном управлении имуществом, соответствующие правоотношения регулировались Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2296 «О доверительной собственности (трасте)», которым данный институт изначально введен в гражданское законодательство Российской Федерации. Необходимо отметить, что ранее, как видно из названия института, речь шла о передаче учредителем траста принадлежащего ему имущества и имущественных прав на определенный срок доверительному собственнику, который обязан осуществлять право собственности. Причем названным указом Президента РФ специально предусматривалось, что к праву доверительной собственности применяются правила о праве собственности, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации, данным указом и договором об учреждении траста.
В настоящее время ст. 1012 ГК РФ прямо предусматривает, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).1
Доверительное правление имуществом может быть учреждено:
1. на основании договора доверительного управления имуществом;
2. вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного в случаях, предусмотренных ст. 38 ГК РФ;
3. на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик);
4. по иным основаниям, предусмотренным законом.
Учредителем доверительного управления является собственник имущества, а также в случаях, когда доверительное управление имуществом учреждается иным, чем решение собственника
основаниям, права учредителя управления принадлежат соответственно органу опеки и попечительства, исполнителю завещания (душеприказчику) или иному лицу, указанному в законе.
Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия2. При этом, в случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения. Например, это касается исполнителя завещания (душеприказчика).
По общему правилу доверительный управляющий осуществляет доверительное управление имуществом лично. Доверительный управляющий может поручить другому лицу совершать от имени доверительного управляющего действия, необходимые для управления имуществом, если он уполномочен на это договором доверительного управления имуществом, либо получил на это согласие учредителя в письменной форме, либо вынужден к этому в силу обстоятельств для обеспечения интересов учредителя управления или выгодоприобретателя и не имеет при этом возможности получить указания учредителя управления в разумный срок. При этом, доверительный управляющий отвечает за действия избранного им поверенного как за свои собственные (п. 2 ст. 1021 ГК РФ).
Имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления. Кроме того, доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом.
Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. При этом, законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом. Такие ограничения, в частности, предусмотрены:
1 п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410.
2 п. 1 ст. 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410.
СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016
69
• указом Президента РФ от 09.12.1996 № 1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации» (с последующими изменениями)3;
• Положением о единых требованиях к правилам осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, к порядку раскрытия управляющим информации, а также требованиях, направленных на исключение конфликта интересов управляющего4.
Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка «Д.У.».
При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться особенности доверительного управления отдельными видами имущества. Так, например, особые правила передачи Российской Федерацией автомобильных дорог общего пользования федерального значения в доверительное управление некоммерческой организации - Государственной компании «Российские автомобильные дороги» установлены главой 7 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с последующими изменениями)5. Согласно пунктам 7 и 8 статьи 29 Федерального закона N 145-ФЗ правомочия доверительного управляющего в отношении автомобильных дорог, передаваемых в доверительное управление Государственной компании, осуществляются Государственной компанией с даты подписания соответствующего передаточного акта и передача автомобильных дорог общего пользования федерального значения в доверительное управление Государственной компании не подлежит государственной регистрации. В свою очередь, распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2133-р «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги»6 в доверительное управление передавались автомобильные дороги общего пользования, среди которых популярные М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, М-1 «Беларусь» - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест). Однако, каких либо договорных отношений между собственником этих дорог - Российской Федерацией и доверительным управляющим - государственной компанией «Российские автомобильные дороги» не возникает, поскольку осуществлялся этот процесс определяется Правительством в одностороннем распорядительном порядке, а не на основании договора. Представляется, что такая ситуация не в полной мере соответствует обозначенным в Гражданском кодексе условиям договора доверительного управления, а является примером распоряжения имуществом его собственником - Российской Федерацией.
3 «Вестник Банка России», N 117, 23.12.2015.
4 «Вестник Банка России», N 117, 23.12.2015
5 Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.07.2009, N 29, ст. 3582.
6 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 N 2133-р «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» // «Собрание законодательства РФ», 18.01.2010, N 3, ст. 338.
70
СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх