Научная статья на тему 'Некоторые особенности деятельности дознавателей по уголовному преследованию иностранных граждан, совершивших преступления на территории Российской Федерации'

Некоторые особенности деятельности дознавателей по уголовному преследованию иностранных граждан, совершивших преступления на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
563
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ МИГРАНТОВ / ДОЗНАНИЕ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / MIGRATION / CRIMES OF MIGRANTS / INQUIRY / INQUIRER / INVESTIGATION OF CRIMES / CRIMINAL PROSECUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермаков Сергей Вячеславович

Представлен обзор ситуации с преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами на территории Российской Федерации; выявлены особенности производства по уголовным делам в отношении иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the activities of inquiry officers on the criminal prosecution of foreign citizens who committed crimes on the territory of the Russian Federation

An overview of the situation with crimes committed by foreign nationals on the territory of the Russian Federation is presented; The peculiarities of criminal proceedings in relation to foreign citizens have been revealed.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности деятельности дознавателей по уголовному преследованию иностранных граждан, совершивших преступления на территории Российской Федерации»

© С.В. Ермаков, 2018 УДК 343 ББК 67.4

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ПО УГОЛОВНОМУ ПРЕСЛЕДОВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сергей Вячеславович Ермаков,

заместитель начальника кафедры предварительного расследования ФГКОУ ВО Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail: ermak27@mail.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлен обзор ситуации с преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами на территории Российской Федерации; выявлены особенности производства по уголовным делам в отношении иностранных граждан.

Ключевые слова: миграция, преступления мигрантов, дознание, дознаватель, расследование преступлений, уголовное преследование.

Для цитирования: Ермаков С.В. Некоторые особенности деятельности дознавателей по уголовному преследованию иностранных граждан, совершивших преступления на территории Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):103-6.

SOME FEATURES OF THE ACTIVITIES OF INQUIRY OFFICERS ON THE CRIMINAL PROSECUTION OF FOREIGN CITIZENS WHO COMMITTED CRIMES ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Sergey V. Ermakov,

Deputy Head of the Department of Preliminary Investigation Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Legal Sciences

Abstract. An overview of the situation with crimes committed by foreign nationals on the territory of the Russian Federation is presented; The peculiarities of criminal proceedings in relation to foreign citizens have been revealed.

Keywords: migration, crimes of migrants, inquiry, inquirer, investigation of crimes, criminal prosecution.

Ежегодно в Российскую Федерацию прибывает более полумиллиона иностранных граждан; данный уровень миграции достаточно стабилен на протяжении последних трех лет. В 2016 г. официально прибыло 575 158 иностранцев, превалирующая доля которых — выходцы из стран СНГ (89%) [1]. Международная миграция является объективным и закономерным процессом, однако потоки мигрирующего населения оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на политическую, экономическую и социальную сферы деятельности государств.

Имеется ряд неблагоприятных факторов, вызванных миграцией, и в правовой сфере. Как отмечают специалисты, в настоящий момент на территории России находится около 10 млн иностранных граждан, прибывших на территорию государства нелегальным путем, что способствует увеличению роста преступности и ухудшению криминогенной обстановки в стране [2, с. 15]. Так, по данным официальной статистики в 2016 г. количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, составляло 1,9% от общего показателя зарегистри-

рованных преступлений [3], но, тем не менее, стоит отметить, что данная категория преступлений характеризуется высоким уровнем латентности, а специалисты прогнозируют увеличение доли таких преступлений [4, с. 115].

Среди получивших распространение преступлений мигрантов следует отметить незаконные действия в отношении официальных документов (миграционных, документов для получения гражданства, водительских удостоверений и т.п.), дача взятки должностным лицам, а также преступления против собственности — кражи, грабежи и прочие. Наибольшее влияние на криминогенную обстановку такие преступления оказывают в крупных городах и отдельных субъектах Российской Федерации: в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Совершение преступлений и их особенности обусловлены в том числе этнопсихологическими, поведенческими, культурными, религиозными и иными особенностями мигрантов, как представителей различных наций и народов [5, с. 5—8].

С учетом особенностей расследования преступлений мигрантов в целях реализации требований национального законодательства и международного права в подразделениях дознания на уровне управлений (отделов) выделено специальное направление деятельности по обеспечению международного сотрудничества дознавателей с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств. Дознаватели органов внутренних дел обеспечены образцами процессуальных документов, необходимыми методическими материалами, разработанными по данному направлению деятельности.

В 2016 году наблюдалась тенденция расширения сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств [6]. Вместе с тем, возможности международного сотрудничества в полной мере используются лишь дознавателями отдельных территориальных органов внутренних дел. В качестве причин такого положения можно назвать опасения дознавателей относительно качества имеющихся материалов уголовных дел, сложность механизмов международного сотрудничества, правильность подготовки запросов о правовой помощи, долговременность их исполнения.

Стоит отметить что, общий правовой статус иностранных граждан закреплен в законодательстве Российской Федерации [7], а действующее уголовно-процессуальное законодательство не содержит систематизированной группы норм, которые бы четко определяли правовой статус иностранцев в уголовном судопроизводстве. При этом, существенных различий между правовым статусом иностранного гражданина и гражданина России при производстве дознания не существует.

При осуществлении уголовного преследования иностранных граждан, совершивших преступления на территории Российской Федерации, дознавателям необходимо учитывать ряд процессуальных и тактических особенностей.

1. Особый порядок уголовного судопроизводства в отношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации. При этом различают иммунитет дипломатический, консульский, специальных миссий, глав иностранных государств, который, в свою очередь, может быть абсолютным или функциональным. Случаи совершения преступлений на территории Российской Федерации такими лицами крайне редки, однако не исключены ситуации, когда иностранный гражданин может иметь дипломатический паспорт. Дознаватель должен знать, что только наличие дипломатического паспорта у иностранного гражданина не является однозначным подтверждением наличия иммунитета от уголовной юрисдикции. В связи с этим необходимо обращение в Департамент государственного протокола МИД России для установления аккредитации и наличия соответствующего иммунитета у иностранного гражданина [8].

2. Установление личности иностранного гражданина. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, вызывающий сомнение в подлинности, может подлежать проверке по учетам Генерального секретариата Интерпола на предмет утраты, нахождения лица в международном розыске.

3. Оценка степени владения подозреваемым русским языком, что влияет на принятие дознавателем решения о приглашении переводчика. Зачастую подозреваемые знают русский язык, но при общении с дознавателем «забывают» его, либо ссылают-

ся на непонимание юридических терминов. Дабы предупредить негативные последствия для расследования от возможного заявления требования подозреваемого о предоставлении переводчика на завершающем этапе расследования, изначально отказавшимся от него, дознавателю необходимо путем производства следственных и иных процессуальных действий доказать, что иностранный гражданин владеет русским языком. Например, этому может способствовать собственноручно написанный документ, допрос знакомых подозреваемого о степени владения русским языком, выяснение полученного образования в общеобразовательной школе. В иных случаях необходимо обеспечение участия переводчика в следственных действиях с участием подозреваемого, а также для перевода обвинительного акта (постановления) на родной язык подозреваемого.

4. Отсутствие необходимых представлений об уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации у иностранного гражданина. Дознавателю необходимо учитывать психологическое состояние иностранцев, которые могут неправильно оценивать и воспринимать происходящее, давать недостаточно точные показания. В этой связи целесообразно разъяснение иностранным гражданам основных положений российского уголовного права и процесса.

5. Необходимость уведомления консульства или посольства иностранного государства (консульского отдела) в срок не позднее 12 часов в случае задержания иностранного гражданина в порядке ст. 91 УПК РФ. Положения ст. 96 УПК РФ более жесткие, нежели требования соответствующих международных договоров, которые устанавливают зависимость такого уведомления от желания задержанного, а также предусматривают более длительные сроки для выполнения данного требования.

6. Выполнение значительного объема следственных и иных процессуальных действий в сжатые сроки по делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами. В случаях расследования преступлений, связанных с организацией незаконной миграции, фиктивной регистрацией, постановкой на учет по месту жительства, по месту пребывания и иных преступлений, есть риски административного выдворения, депортации за пределы Российской Федерации свидетелей, а в некоторых

случаях и подозреваемых. Законодательством предусмотрена специальная мера в виде помещения в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. При этом государство несет расходы по содержанию и выдворению иностранных граждан, поэтому затягивание сроков дознания является недопустимым. В случае помещения свидетелей в такие центры дознаватель обязан уведомить руководство центров о необходимости производства следственных действий с участием иностранных граждан, подлежащих депортации, указав конкретные сроки их проведения. В противном случае дознаватель может столкнуться с ситуацией, когда основные участники уголовного дела (свидетели, потерпевшие, подозреваемые) могут покинуть пределы Российской Федерации.

7. Необходимость подготовки и направления запросов о правовой помощи по уголовным делам с участием иностранных граждан.

Проведенное Управлением организации дознания МВД Российской Федерации обобщение показало, наиболее часто обращение к компетентным органам иностранных государств происходит при производстве по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и ч. 3 ст. 327, ст. 264.1, ст. 119, ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 159, ч. 1 ст. 322.1 УК РФ [6]. Подготовка и направление запросов о правовой помощи по уголовным делам дознавателями находится на постоянном контроле в Управлении организации дознания МВД Российской Федерации. Методические рекомендации и образцы таких запросов переданы в территориальные органы внутренних дел. Вместе с тем, встречаются факты нарушения требований п. 3 ч. 3 ст. 453 УПК РФ о направлении запросов по уголовным делам, находящимся в производстве дознавателей органов внутренних дел, исключительно через Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Среди встречающихся в практике дознания проблем стоит отметить невозможность направления запросов о правовой помощи на этапе проверки сообщения о преступлении. Так, например, при задержании водителя — иностранного гражданина с водительским удостоверением, имеющим признаки подделки, возникает необходимость в проверке данного удостоверения, назначения экспертизы. Мин-

ская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года не предполагает направление запросов по такому основанию. В связи с этим вопрос о возбуждении уголовных дел по ст. 327 УК РФ в таких ситуациях является весьма затруднительным.

8. Возможность убытия подозреваемого, — иностранного гражданина, не находящегося под стражей, за пределы Российской Федерации. Дознаватели расследуют уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, и не всегда судами удовлетворяются ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Не исключены случаи покидания подозреваемым пределов Российской Федерации. Как правило, национальное законодательство большинства государств не предусматривает возможность выдачи своих граждан для привлечения их к уголовной ответственности. В этой связи перспективы расследования совершенного на территории Российской Федерации преступления практически сводятся к нулю. Поэтому возникает необходимость направления в компетенные органы иностранного государства материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования. Как отмечается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в компетентные органы иностранных государств направляются ходатайства об осуществлении уголовного преследования иностранных граждан, совершивших преступления на территории России [9].

9. Проблемы прекращения уголовных дел о преступлениях, совершенными иностранными гражданами. Если материалы уголовного дела не были направлены в установленном порядке для уголовного преследования компетентным органам иностранных государств, то по истечении двух либо шести лет с момента совершения преступления в зависимости от категории преступления, подследственного дознавателям, возникает проблема прекращения уголовных дел о преступлениях, совершенных иностранными гражданами. В связи с истечением сроков давности прекращение уголовного дела (уголовного преследования) возможно лишь с согласия подозреваемого. Получение такого согласия от лица, находящегося в иностранном государстве является весьма проблематичным. В этой связи возможно закрепить в законодательстве пра-

вило, что в случаях, когда местонахождение подозреваемого лица установить не представляется возможным, прекращение уголовного дело по такому основанию возможно и без получения его согласия.

Эффективность уголовного преследования иностранных граждан в современных условиях требует учета многих особенностей, лишь некоторые из которых были рассмотрены в настоящей статье, а также выработки новых подходов, связанных с применением уголовно-процессуального законодательства.

Литература

1. Электронный ресурс. URL:http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/# (Дата обращения: 22.12.2017 г.).

2. Бирюков С.Ю. Особенности расследования незаконной миграции: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2011.

3. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Электронный ресурс. URL: crimestat.ru (Дата обращения: 22.12.2017 г.).

4. Шишкин Р.В. О причинах преступлений, совершаемых иностранными гражданами в Дальневосточном федеральном округе // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 5.

5. Иванов Д.А., Угольников А.В. Классификация обстоятельств, способствовавших совершению преступления и их значение при расследовании преступлений // Российский следователь. 2013. № 2.

6. Обзор практики подготовки и исполнения международных поручений об оказании правовой помощи подразделениями дознания МВД по республиками, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации за 2016 год.

7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

8. Электронный ресурс. URL: http://www.mid. ru/about/structure/central_office (Дата обращения: 22.12.2017 г.).

10. Электронный ресурс. URL: https://www. genproc.gov.ru/ms/index.php (Дата обращения: 22.12.2017 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.