Научная статья на тему 'Некоторые особенности детерминации категории «Воспитание» в практике современной методологии педагогики физической культуры и спорта'

Некоторые особенности детерминации категории «Воспитание» в практике современной методологии педагогики физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности детерминации категории «Воспитание» в практике современной методологии педагогики физической культуры и спорта»

«ученического» фактора в организации учебной деятельности, укреплению физического и психического здоровья, формированию волевых качеств, закладывает основу формирования критического мышления, формирует креативную компетентность.

Полагаясь на практический опыт работы, можно сказать, что ни один педагогический метод не формирует ответственность, как это делает проектное обучение. Гордость за результаты труда, поиск рациональных вариантов решения проблемы повышают имидж учащихся, снимают со многих учащихся ярлыки «безразличных», «безответственных», «неполноценных».Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования и самоорганизации - это его самая сильная сторона

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в правовом образовании школьников. в процессе выполнения творческих проектов старшеклассники осуществляют профессиональные пробы, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующие адекватному профессиональному самоопределению. [2]

На основании вышеизложенного можем полагать что именно при выполнении творческого проекта учащиеся проверяют свои профессиональные способности, получают первоначальную профессиональную подготовку, в результате чего у них формируется профессиональные намерения и стремления.

В ходе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:1.коммуникативные: обсуждение проекта; консультации учителя; защита бизнес- плана; импровизация;2.личностные: самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность, предприимчивость;3.социальные:коллективная деятельность; самодисциплина; значимость товаров, услуг; терпимость к мнению других; Список используемой литературы:

1. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога.// Народное образование. - 2005. -№7.

2. Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность: дис... доктора псих.наук. М., 2004

© П.Д. Гаджиева, Х.Б. Багандалиева, 2015

УДК 378.1; 371.3

А. А.Галынин

студент 5 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: О. А.Козырева

к. п. н., доцент,

Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ» В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация

В статье представлены некоторые определения категории «воспитание», моделированные в ресурсах знаний современной методологии педагогики физической культуры и спорта, обеспечивающих качественное выявление и решение педагогических задач в деятельности педагога по физической культуре и тренера по выбранному виду спорта.

Ключевые слова

Воспитание, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, культура

самостоятельной работы, моделирование.

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

Определение и уточнение понятийного аппарата в ресурсах педагогической методологии и педагогики физической культуры и спорта - одна из верифицируемых и оптимизируемых задач современной профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре.

Знание современной педагогической методологии в спектре изучаемых методологических подходов важно не только при постановке задачи изучения общей структуры исследования по педагогике [1], но и в структуре практико ориентированной работы по решению противоречий и задач использования тех или иных педагогических средств и понятийного аппарата в раскрытии и доказательстве педагогически обусловленных явлений и процессов, механизмов и процедур. В модели определения возможных решений педагогического моделирования и уточнения категориального аппарата педагогики можно использовать несколько разработанных педагогических технологий - RP-технологию педагогического взаимодействия [2], технологию системно-педагогического моделирования [3], определяющих возможность продуктивного становления и развития личности в структуре изучения любого дидактического материала и профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов к самостоятельному планированию и организации личной педагогической практики.

Примеры собранных определений категорий «воспитание» выделены в работах [4-9], специфика которых затрагивает все области построения и верификации качества определения и формирования различных ценностей, личностно и профессионально важных качеств и компетенций педагога и обучающегося в постановке и решении задач оптимизации формирования социального опыта, мировоззрения, ценностей и ценностных ориентаций, моделей поведения и преобразования объективного во внутриличностном и мультисредовом становлении.

Не исключение в таком понимании и практика принятия идеи нормального распределения способностей, позволяющая подобрать эффективные педагогические средства, методы и технологии в решении задач педагогически верифицируемой подготовки обучающихся, принадлежность к группам «О» (одаренные), «Н» (нормальные), «А» (аномальные) [10] и определяет специфику педагогического выбора в детерминации и доказательстве необходимости включения тех или иных педагогических инноваций, нивелирующих отрицательные моменты в организации педагогического взаимодействия с определенной группой обучающихся образовательного учреждения.

Попытаемся в соответствии с вышеперечисленными аспектами подготовки будущих педагогов по физической культуре и учетом индивидуальных и мультисредовых возможностей и ограничений уточнить понятие «воспитание» в ресурсах современного методологического знания, фасилитирующего будущему педагогу по физической культуре возможность понимания и решения выявляемых в личной практике различных противоречий, непосредственно связанных с выполнением им его трудовых функций.

Воспитание с точки зрения аксиологического подхода - это процесс оптимального восприятия социальных ролей, норм культуры и этики, эстетики и индивидуальных различий, гуманизма и толерантности, предопределяющих качественное развитие всех структур развивающейся личности, где ценностям и ценностно смысловым компонентам ведущей деятельности отводится фундаментальная роль, определяющая положение и феноменологические возможности иерархично структурирующих единиц и функций детерминации и развития личности (цели, смыслы, мотивы, условия, задачи, приоритеты, возможности, способности, роли и т.д.), обеспечивающая личность необходимым потенциалом для верификации и решения выявляемых противоречий внутриличностного и мультисредового генеза (Галынин А. А., 2015).

Воспитание с точки зрения акмеологического подхода - это процесс выбора педагогических технологий, средств, методов, форм, способов, условий пополнения и верификации социального опыта и своевременного развития личности в трех направлениях (человек-гражданин, человек-труженик, человек-семьянин), системно определяющих вершины и приоритеты саморазвития и самореализации личности в различных направлениях социализации и самореализации - спорт, наука искусство и т.д. (Галынин А. А., 2015).

Воспитание с точки зрения здоровьесбережения процесс - это процесс оптимизированного, педагогически обусловленного поиска новых эффективных средств, методов, форм, методик и технологий оздоровления субъектов воспитательно-образовательного пространства, возможности формирования объективно реализуемой потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ), продуктивном самовыражении и

самореализации личности в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях (Галынин А. А., 2015).

Воспитание с точки зрения гуманистического подхода - это процесс определения и верификации практики реализации идей гуманизма в постановке и решении противоречий внутриличностного и мультисредового генезов в модели «хочу - могу - надо - есть», визуализирующей и детерминирующей возможность выбора педагогических условий организации обучения и образования в образовательном учреждении (ОУ), располагающей личность к всестороннему анализу достигнутого и перспективного уровня развития в социальном и профессиональном аспектах оценки собственных способностей, возможностей, уровня достижений, социально-профессиональной востребованности, предопределяющих все изменения в среде, непосредственно связанные с личностью и системой, рассматриваемых в нами описываемом процессе (Галынин А. А., 2015).

Воспитание с точки зрения принятия идей нормального распределения способностей и практики гуманизации современного образования - процесс своевременного, личностно и социально обусловленного формирования ценностей и компетенций, системно обеспечивающих антропосреду и личность механизмами и процедурами самозащиты и развития, оптимально варьирующих качество и уровень социальной поддержки и дотации субъектам, объективно нуждающимся (согласно выборки и группы на кривой нормального распределения) в разного рода помощи, обеспечивающей минимизацию отрицательных последствий несостоятельности решения противоречий и задач жизнеобеспечении, самоутверждения и самореализации личности в ведущей деятельности и общении, а также акмесамореализации личности в различных направлениях саморазвития и самосовершенствования, пополняющих копилку культуры, науки, искусства, спорта, сферы жизнеобеспечения необходимыми, качественными продуктами, согласованно создаваемыми и распространяемыми в соответствии с изменяемыми условиями и спецификой научно-технического прогресса.

Выделенные модели категории «воспитание» используются и будут использоваться на занятиях с обучающимися в решении различных типовых и нестандартных задач общения и взаимодействия.

Список использованной литературы:

1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN978-5-7262-2006-2.

2. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5-85117-239-8.

3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 4-1.С. 136-142.

4. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.

5. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с.

6. Козырева О.А. Воспитание как категория педагогики: учеб. пособ. Новокузнецк: КузГПА, 2007. 95 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-300-4.

7. Козырева О.А. Воспитание как категория педагогики: учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с.

8. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии: учебн. пособ. Новокузнецк: КузГПА, 2007. 171 с. [+прил. на CD].

9. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [+приложение на CD]. ISBN 9785-85117-359-2.

10. Козырева О. А., Кучко Т. И., Шварцкопф Е. Ю. Формирование культуры самостоятельной работы педагога в структуре моделирования и апробации системы принципов педагогического взаимодействия // Вестник КузГПА. 2012. 11(25). URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/111/

© А. А. Галынин, О. А.Козырева, 2015

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

УДК 378

М.В.Гулакова

К.п.н., доцент

Институт образования и социальных наук Северо-Кавказский федеральный университет Г.Ставрополь, Российская Федерация Г.И.Харченко К.п.н., доцент

Институт образования и социальных наук Северо-Кавказский федеральный университет Г.Ставрополь, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассматривается роль и возможности использования современных информационных технологий в образовательном процессе высшей школы.

Ключевые слова

Информатизация образования, электронный учебно-методический комплекс, современные

информационные технологии Современный период развития общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности, которое обеспечивает распространение информационных потоков в обществе и образует глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать интеграции обучающегося в информационное общество.

В настоящее время внедрение компьютерной техники в образовании осуществляется по следующим направлениям: средства обучения; инструменты обучения; объекты изучения; средства творческого развития обучаемого; средства автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики; средства информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта; организация интеллектуального досуга; интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», поскольку все информационные технологии так или иначе связаны с применением компьютера. Однако термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя компьютерные технологии в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационные технологии».

И.В.Роберт [2] выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1.Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий: повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2.Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.