Научная статья на тему 'Некоторые новые черты научной коммуникации, обусловленные Интернетом'

Некоторые новые черты научной коммуникации, обусловленные Интернетом Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / SCIENTIFIC COMMUNICATION / НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / E-COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кирилина Алла Викторовна

В статье характеризуются изменения в научном общении вследствие развития Интернета, влияющие на характер протекания коммуникации, что в значительной мере меняет и ее суть. Все количественные данные представлены по материалам ВИНИТИ [НТИ-2007].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some new features of scientific communication determined by the Internet

The article demonstrates the interdependence of the new features of scientific communication and the development of the Internet which influences the communication process and its essence.

Текст научной работы на тему «Некоторые новые черты научной коммуникации, обусловленные Интернетом»

УДК 81; 316.776.2

А.В. Кирилина

некоторые новые черты

научной коммуникации,

обусловленные интернетом1

В статье характеризуются изменения в научном общении вследствие развития Интернета, влияющие на характер протекания коммуникации, что в значительной мере меняет и ее суть. Все количественные данные представлены по материалам ВИНИТИ [НТИ-2007].

Ключевые слова: электронная коммуникация, научная коммуникация, Интернет.

A.V. Kirilina

some new features of scientific

communication determined by

the internet

The article demonstrates the interdependence of the new features of scientific communication and the development of the Internet which influences the communication process and its essence.

Key words: e-communication, scientific communication, the Internet.

1 Статья подготовлена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (Мероприятие 1.1. «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров»).

П остнеклассическая концепция знания признает его субъективность, наличие в нем ценностной составляющей, личностного смысла и отмечает направленность его на средства познания. Как следствие в новом свете предстают привычные понятия информации и коммуникации в науке. А в понимании самой науки доминирует ее социальная сторона, влияющая на «производство истины».

Научная коммуникация как совокупность различных видов профессионального общения представителей научного сообщества является неотъемлемой частью функционирования науки как социального института.

С конца ХХ века человечество осознало необходимость «упорядочивания научной работы, установления взаимосвязей между различными сферами научной деятельности и формирования единой системы, направленной на получение и распространение знаний в обществе и организации» [Дрешер 2007: 113].

Внимание к средствам познания и одновременно сильнейшие их изменения под влиянием новой среды - Интернета - заставляют обратить внимание на те изменения, которые происходят в научной коммуникации.

к числу значимых изменений технических средств познания мы относим:

1. Развитие цифровых технологий и связанное с ними все более широкое распространение интернет-коммуникации, сопровождающееся рядом инноваций в научном общении, получении и обработке данных:

А. Формируется электронное документальное пространство (ЭДП), понимаемое как «совокупность общедоступных электронных информационных ресурсов документного типа, циркулирующих в обществе» [Антопольский, Майстрович 2007: 11]. Динамика наращивания составляет примерно 20% в год [там же: 12]. Практически половина всех эл. библиотек создана любителями (там же).

Реализуется ряд проектов, направленных на упорядочение и разработку стандартов ЭДП:

- создание специализированных электронных порталов, например научной электронной библиотеки (elibrary.ru).

- создание интернет-системы экспертных оценок, которое предусматривает привлечение ведущих специалистов (ученых) к комплектованию библиотечных фондов, отбору претендентов на конкурсах и т.п.

- увеличение числа и обзорности т.н. документированных результатов научной деятельности, что позволяет выявить «точки роста», динамику и направления развития объекта научно-технической или предметной области, что дает возможность сделать качественный скачок в библиометрической деятельности и усилить обе ее функции -информационную (тематическую) и аналитическую (прогностическую).

Б. Расширение доступа к информации при облегчении самого процесса этого доступа: происходит создание специальной информационной системы, одна из целей которой - получение необходимых данных непосредственно на рабочем месте ученого [Арский, Яшукова 2007: 19]. Совершается постепенный переход к эл. форме научных текстов.

в. Расширение и приращение знаний (например, корпуса текстов помогают получить данные, прежде недоступные).

Г. Изменение институциональных норм научного общения: наблюдается параллельное сосуществование старой институциональной нормы и ее упрощенной формы; фиксируется также процесс вытеснения старой нормы.

Д. Изменение процессов социального конструирования институциональных - ролевых, статусных, хронотопических [по Ка-расик 2002] - характеристик научной коммуникации.

2. Сближение коммуникации и информации как понятий и возникновение понятия Инфокоммуникация.

3. Появление новых, не имевших ранее аналогов в «традиционном» научном общении свойств научной коммуникации, связанных с вовлечением в общение машины:

А. Формирование совокупной человеко-машинной системы, основной целью которой является анализ и синтез нового знания;

Б. Разработка новых форм формализации знаний; например, разработка онтологий - новой разновидности информационно-поисковых тезаурусов [Добров, Лукашевич 2007: 101].

Цифровые технологии создали и новые возможности научной деятельности и сбора данных. Приведем лишь некоторые из них:

- разработка интерактивных методов распространения и формирования информационных ресурсов, облегчение т.н. навигации в Интернете;

- разработка системы автоматизации научных исследований;

- наряду с хранилищами информации, работающими по принципу накопления документов и программ, все большее место занимают информационные ресурсы, назначение которых состоит в быстрой реакции на события, формирование текущей актуальной информации, т.е. динамичное сверхвариативное создание актуальных наборов данных;

- накопление и создание динамических баз данных по науке и научной деятельности: с 2005г. создаются Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), единый реестр научных публикаций (ЕРНП). Разработана общая Система государственной регистрации информационных ресурсов (СГРИР) и как ее часть создается "Реестр электронных научных изданий", позволяющий регистрировать эл. издания и сформировать их архив. Формируется единый реестр результатов научно-технической деятельности [Богданов и др. 2007: 49]; сами результаты определяются при помощи эл. носителей быстрее и точнее; так, при формировании индекса научного цитирования одним из источников являются базы данных различных фондов.

Меняется процедура цитирования и расширяется само это понятие:

- электронное онлайн-цитирование в дополнение к документному;

- распространение понятия цитирования на такие информационные объекты, как ис-

полнитель проекта, научный проект, научная организация, научное направление, город, регион и т.д.. Эта подсистема программно фиксирует все обращения (содержание и формальные признаки запроса, имя пользователя, время обращения и т.д.) к тому или иному информационному объекту (публикации, проекту, отчету, организации и т.п.) Такой запрос может рассматриваться как аналог цитирующей публикации;

- формирование массива данных о научных мероприятиях.

Понятие тиража в Интернете также претерпевает изменения: появилась возможность фиксировать виртуальный тираж (объем скачанного трафика).

специфичен и электронный поиск: он направлен не только на поиск запрошенных документов, но и на охват пограничных идей-аналогов, т.е. «документы, которые по формальным признакам будут мало соответствовать запросу, но в конкретной проблемной ситуации станут тем "склеивающим элементом", который позволит пользователю из множества отдельных информационных сообщений не только выделить нужные фрагменты, но и построить из них систему, проявляющую новое качество информации» [Максимов, Шабанова 2007: 190].

Как близкое будущее обсуждается т.н. онлайновая революция в науке, позволяющая ученому постоянно работать над текстом, находящимся в эл. пространстве, совершенствуя его. Это кардинально меняет современное представление о публикации и самом научном результате, придавая ему сверхдинамичный характер.

создаются скоростные подсистемы связи - инструмент, позволяющий зарегистрированному пользователю практически мгновенно связаться с любым другим зарегистрированным пользователем этого ресурса. такого рода указатели, помимо прямого назначения, позволяют получать «актуальные аналитические данные о состоянии российской науки: тенденции в той или иной области науки, квалификационные, демографические и гендерные характеристики

сотрудничества между индивидуальными учеными, многие десятки (если не сотни) различных статистических распределений» [Либкинд и др. 2007:181]. Так, можно выявить, кроме всего прочего, межличностные отношения - информационные связи между учеными, проследить историю научных открытий и личной причастности разных исследователей к этим достижениям. Тем самым обогащаются также история, социология и философия науки.

Необходимость соединять вычислительные мощности для обработки огромных объемов информации привела к появлению GRID-технологии и e-science - совокупности программных, технических и методологических средств для обеспечения территориально распределенных научных исследований. В центре внимания и в этом случае оказывается социальная составляющая e-science - организация работы сетевого научного сообщества. Электронная наука, кроме того, предполагает развитие сетевых сообществ исследователей и разработку принципов их организации.

В сетевых сообществах меняется и понятие знания: знаниями предлагается считать совокупность методов и результатов анализа и интерпретации материалов, реализованных и принятых научным сообществом. Истинность знаний проверяется воспроизведением методики исследования. Кроме задокументированных явных знаний предлагают различать и неявные (tacit) знания о коллекциях и методах исследования, опыт экспертов.

Формулируются принципы создания информационных систем, ориентированных на работу сетевых сообществ исследователей [Кравцов, Варфоломеев 2007: 383 и след.]:

1. Следование современным тенденциям развития Интернета (от статичных сайтов с качественной информацией - к социальным сетям и веб-сервисам (легкость наполнения, снижение качества).

2. Использование гипертекстовой природы Интернета, что предполагает использование гипертекстовых ссылок, причем уже на этапе подготовки для публикации, т.е.

создание ссылки на несуществующий (или виртуальный) объект, который впоследствии создается или заполняется по результатам дальнейших исследований.

3. Создание «двойного» текста, семантика которого создается для человека и машины (концепция развития Интернета нацелена на изменение процесса публикации информации, на добавление к ней описания, понятного компьютеру.

4. Многофункциональность. Совмещение целей публикации и исследования текста.

5. Многокомпонентная распределенная архитектура.

6. Управление знаниями.

Изменение процесса получения знания ведет и к глубочайшим изменениям в системе образования. Однако обсуждение этого вопроса выходит за рамки статьи.

главной задачей эл. науки выступает не совместное использование объединенных вычислительных мощностей, а территориальное распределение сбора и хранения самих данных, разработка стандартов для свободного обмена данными, а также сервисов, позволяющих с ними работать.

Электронная научная коммуникация еще более явственно демонстрирует связь развития науки и научной коммуникации с общими тенденциями развития человечества:

1. Формирование глобального информационного общества и общества знаний. Переход к информационному обществу меняет все научные и образовательные ориентиры: «происходит сдвиг от линейного, последовательного представления информации к сетевому» [Климов 2007: 150]. С 2000 г. в России реализуется программа ЮНЕСКО «Информация для всех»; с 2007г. Российский комитет программы приступил к работе над новым проектом «Развитие многоязычия в Интернете». ЮНЕСКО выдвигает лозунг «От информационного общества - к обществу знаний». Основными составляющими в создании общества знаний являются образование, наука, культура, средства массовой коммуникации. Сегодня также ставится задача создания национальной системы зна-

ний; открыт домен ру, функционирующий на русском языке.

2. Сближение логики науки с логикой развития рынка, отмечаемое сегодня все большим числом авторов.

3. Приближение образования и науки к практической деятельности, социальному заказу: «Оживились исследования свойств и закономерностей НтИ как составной части социальной системы научной коммуникации» [Климов 2007: 147]. Происходит также конвергенция услуг связи, информационных услуг и производства и переработки контента (содержания) [Родионов 2007: 276].

4. Наука и научная коммуникация становятся составной частью геополитики: создается «Электронное правительство» - система госуправления на основе современных информационно-коммуникационных технологий, т.е. электронных средств обработки, передачи и распространения информации. Во многих странах приняты программы, предусматривающие переход к информационному обществу и обществу знаний. важной составной частью таких программ стали развитие науки и образования - создание в сети образовательной и научно-инновационной системы.

Революционный характер изменений в научной коммуникации при всем разнообразии его проявлений может быть, на наш взгляд, сведен к следующим двум разнонаправленным тенденциям:

- размывание научного сообщества вследствие дистантного общения, смешение ученых, дилетантов и просто любопытствующих (блоги, Интернет-публикации, энциклопедии с возможностью редактировать их прямо « по ходу дела» и независимо

от научного статуса (википедия); снижение роли внешнего статуса и иных опознавательных возможностей. Сложности с определением авторства (в ряде случаев), изменение авторства как такового; смешение научного и обыденного сознания, знания и мнения. Создание у Интернет-комммуникантов иллюзии способности быть экспертом.

Эта тенденция соответствует общим тенденциям развития общества. В частности, это атомизация человеческого существования, поведение, определяемое впечатлением (т.е. восприятием), чему весьма способствует виртуальная среда и общение в ней. отражение в научной коммуникации общих тенденций как самого Интернета, так и общесоциальных тенденций - смешения частного и общественного (по Хабермасу), сакрального и профанного, насаждению общей усредненности. Так, Википедия - Интернет-энциклопедия - пополняется любым желающим, независимо от его компетентности.

При кажущейся анонимности и свободе Интернет-общение подвергается большему контролю, т.к. то, что ранее было физически бесследным или весьма частным - устные неформальные контакты (ср. «невидимые колледжи»), личная переписка и т.п. - теперь оставляет электронный след, доступный контролю извне.

Стремление ученых сохранить эзотерич-ность, создать более закрытое сообщество - Интернет-2, действующее по принципу системы идентификации пользователя и предоставления ресурсов лишь определенному круг лиц.

Мы назвали некоторые черты современной научной коммуникации, опосредованной Интернетом.

Литература

Антопольский А.Б., Майстрович Т.В. Актуальные проблемы развития электронного документального пространства России // НТИ-2007. Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. Материалы 7-ой международной конференции 24-6 октября 2007. М., ВИНИТИ, 2007. - С. 11- 15.

АрскийМ., Яшукова С.П. Формирование системы информационного обеспечения научной, научно-технической и информационной деятельности // НТИ-2007. Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. Материалы 7-ой международной конференции 24-26 октября 2007. М., ВИНИТИ, 2007. - С. 19-21.

Богданов Ю.М., Капицын В.М., Столярова Т.Д. Организация создания и пути совершенствования системы формирования единого реестра результатов научно-технической деятельности // НТИ-2007. Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. Материалы 7-ой международной конференции 24-26 октября 2007. М., ВИНИТИ, 2007. - С. 49-50.

Добров Б.В. Лукашевич Н.В. Онтология по естественным наукам и технологиям для автоматической обработки текста // НТИ-2007. Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. Материалы 7-ой международной конференции 24-26 октября 2007. М., ВИНИТИ, 2007. - С. 100-101.

Дрешер Ю.Н. Подготовка специалистов-документоведов в контексте задач управления знаниями // НТИ-2007. Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. Материалы 7-ой международной конференции 24-26 октября 2007. М., ВИНИТИ, 2007. - С. 112-115.

КарасикВ.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик, Волгоград, 2002.

Климов Ю.Н. О динамике числа публикаций в реферативных журналах. К столетию РЖ Chemical Abstracts (1907-2006) // НТИ-2007. Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. Материалы 7-ой международной конференции 24-26 октября 2007. М., ВИНИТИ, 2007. - С. 147-150.

КравцовИ.В., ВарфоломеевА.Г. Принципы организации информационного пространства сетевого сообщества исследователей рукописных текстов // НТИ-2007. Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. Материалы 7-ой международной конференции 24-26 октября 2007. М., ВИНИТИ, 2007. - С. 383-386.

Либкинд А.Н., Минин В.А., Либкинд И.А., Маркусова В.А., ЯнсцМ.М. Указатель РФФИ как инструмент информационного поиска и анализа тенденций в фундаментальной науке России // НТИ-2007. Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. Материалы 7-ой международной конференции 24-26 октября 2007. М., ВИНИТИ, 2007. -С. 180 - 183.

Максимов Н.В., Шабанова С.М. Динамическая модель информационного документального поиска // НТИ-2007. Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. Материалы 7-ой международной конференции 24-26 октября 2007. М., ВИНИТИ, 2007. - С. 190.

НТИ-2007. Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. Материалы 7-ой международной конференции 24-26 октября 2007. М., ВИНИТИ, 2007. - 405 с.

Родионов И.И. Программы поддержки НИОКР в области ИТ на основе частно-государственного партнерства // НТИ-2007. Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. Материалы 7-ой международной конференции 24-26 октября 2007. М., ВИНИТИ, 2007. - С. 274 - 276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.