Научная статья на тему 'Некоторые направления совершенствования бюджетно-налогового регулирования в Таджикистане'

Некоторые направления совершенствования бюджетно-налогового регулирования в Таджикистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетно-налоговое регулирование / составная часть / финансовая политика государства / основные инструменты / налоговое администрирование / микроимитационные модели / электронный документооборот / budget-tax regulation‚ compound part‚ state financial policy‚ basic instruments‚ tax administering‚ micro-imitational models‚ electronic documental circulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акилов Акмал Ахмаджонович

В статье рассмотрены и обозначены основные приоритеты совершенствованиябюджетно-налогового регулирования в переходной экономике Таджикистана. Бюд-жетно-налоговая политика рассмотрена как составная часть финансовой политикигосударства. Для обоснования выбора действенных инструментов бюджетно-налоговогорегулирования предпринята попытка оценки роли и места основных инструментовбюджетно-налоговой политики последних лет. Важное место отведено таким инстру-ментам, как доходы и расходы государственного бюджета, бюджетно-налоговыймеханизм и налоги. Основные меры совершенствования бюджетно-налогового регу-лирования социально-экономических процессов в Таджикистане могут предлагаться вдвух направлениях. Обоснована важная роль мер и мероприятий налогового адми-нистрирования как первое направление совершенствования. Заметное место отведеноширокому использованию микроимитационных моделей при планировании налоговогобремени налогоплательщика. Уместна реализация алгоритма микроимитационной моделипринятия решений в сфере налоговых отношений и расчет на этой основе коэффициентаналоговой лояльности плательщика на основе расчета ожидаемых значений финансовыхпоказателей предприятий-плательщиков по соответствующим рангам. Вторым направ-лением является определенный упор на достигнутые результаты в соседних государст-вах, являющиеся практически одинаковыми по признакам переходного процесса экономик.Особый интерес направлен на передовой опыт Республики Казахстан в части широкого икомпетентного использования методов электронного документооборота междуналогоплательщиками и налоговыми органами через защищенные каналы информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN STREAMLINES OF IMPROVEMENT IN REFERENCE TO BUDGET-TAX REGULATION IN TAJIKISTAN

In his article the author canvasses and designates basic priorities of improvement in reference to budget-tax regulation in the transitional economy of Tajikistan. The budget-tax policy is considered as a compound part of the state`s financial policy. For a substantiation of an option of valid instrument of budget-tax regulation he makes an endeavour of an assessment in regard to role and place of a basic instrument of budget-tax policy of the latest years. An important consideration is aimed at such instruments as incomes and expenses of state budget‚ budget-tax mechanism and taxes. The principal measures of improvement in reference to budgettax regulation of social-economic processes in Tajikistan may be proposed in two streamlines. The important role of measures aimed at tax administering is grounded as the first streamline of improvement. A noticeable place is given to a wide usage of micro-imitational models by planning a tax burden of a tax payer. Realization of an algorhythm of a micro-imitational model for taking decisions is appropriate in the sphere of tax relations; calculation of a co-efficiency of tax-payer`s solvency is done on the basic of the one of anticipated results dealing with financial indices of enterprises-payers according to respective ranks. The second streamline is a certain emphasis on the results achieved by neighboring states being practically alike by the tokens of the transitional period of economics. Special interest is aimed at the progressive experience of Kazakhstan Republic in the realm of wide and competent usage of the method of electronic circulation in regard to documents between tax-payers and tax bodies through protected channels of information.

Текст научной работы на тему «Некоторые направления совершенствования бюджетно-налогового регулирования в Таджикистане»

УДК 336.02 ББК У65

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ

CERTAIN STREAMLINES OF IMPROVEMENT IN REFERENCE TO BUDGET-TAX REGULATION IN TAJIKISTAN

Акилов Акмал Ахмаджонович,

соискатель кафедры экономической теории Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции (Таджикистан, Худжанд)

Akilov Akmal Akhamdjonovich,

claimant for candidate degree of the department of economic theory pertaining to the Institute of Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand)

E-MAIL: akmal_okilov@mail.ru

Ключевые слова: бюджетно-налоговое регулирование, составная часть, финансовая политика государства, основные инструменты, налоговое администрирование, микроимитационные модели, электронный документооборот

В статье рассмотрены и обозначены основные приоритеты совершенствования бюджетно-налогового регулирования в переходной экономике Таджикистана. Бюджетно-налоговая политика рассмотрена как составная часть финансовой политики государства. Для обоснования выбора действенных инструментов бюджетно-налогового регулирования предпринята попытка оценки роли и места основных инструментов бюджетно-налоговой политики последних лет. Важное место отведено таким инструментам, как доходы и расходы государственного бюджета, бюджетно-налоговый механизм и налоги. Основные меры совершенствования бюджетно-налогового регулирования социально-экономических процессов в Таджикистане могут предлагаться в двух направлениях. Обоснована важная роль мер и мероприятий налогового администрирования как первое направление совершенствования. Заметное место отведено широкому использованию микроимитационных моделей при планировании налогового бремени налогоплательщика. Уместна реализация алгоритма микроимитационной модели принятия решений в сфере налоговых отношений и расчет на этой основе коэффициента налоговой лояльности плательщика на основе расчета ожидаемых значений финансовых показателей предприятий-плательщиков по соответствующим рангам. Вторым направлением является определенный упор на достигнутые результаты в соседних государствах, являющиеся практически одинаковыми по признакам переходного процесса экономик. Особый интерес направлен на передовой опыт Республики Казахстан в части широкого и компетентного использования методов электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами через защищенные каналы информации.

- 87 -

Акилов А.А. Некоторые направления совершенствования бюджетно-налогового регулирования в Таджикистане

Key words: budget-tax regulation, compound part, state financial policy, basic instruments, tax

administering, micro-imitational models, electronic documental circulation

In his article the author canvasses and designates basic priorities of improvement in reference to budget-tax regulation in the transitional economy of Tajikistan. The budget-tax policy is considered as a compound part of the state's financial policy. For a substantiation of an option of valid instrument of budget-tax regulation he makes an endeavour of an assessment in regard to role and place of a basic instrument of budget-tax policy of the latest years. An important consideration is aimed at such instruments as incomes and expenses of state budget, budget-tax mechanism and taxes. The principal measures of improvement in reference to budget-tax regulation of social-economic processes in Tajikistan may be proposed in two streamlines. The important role of measures aimed at tax administering is grounded as the first streamline of improvement. A noticeable place is given to a wide usage of micro-imitational models by planning a tax burden of a tax payer. Realization of an algorhythm of a micro-imitational model for taking decisions is appropriate in the sphere of tax relations; calculation of a co-efficiency of tax-payer's solvency is done on the basic of the one of anticipated results dealing with financial indices of enterprises-payers according to respective ranks. The second streamline is a certain emphasis on the results achieved by neighboring states being practically alike by the tokens of the transitional period of economics.

Special interest is aimed at the progressive experience of Kazakhstan Republic in the realm of wide and competent usage of the method of electronic circulation in regard to documents between tax-payers and tax bodies through protected channels of information.

Регулирование социально-экономических процессов в современном мире является объективной необходимостью в силу несовершенства рыночных механизмов. Период трансформации экономики Таджикистана в рыночную лишний раз доказывает, что рыночные механизмы не способны самостоятельно реагировать на происходящие изменения в социально-экономической среде общества. Они нуждаются в воздействии государства через регулирующие инструменты. Несомненно, самым действенным инструментом регулирования, которым может воспользоваться государство, является финансовая политика.

Бюджетно-налоговая политика является составной частью финансовой политики государства. Опыт развитых стран говорит о широких возможностях бюджетно-налоговой политики в части воздействия на социально-экономические процессы в обществе. Совокупные объемы централизованных денежных фондов современных развитых стран в среднем составляют от 30 до 50 % ВВП, а в некоторых этот показатель превышает 50 % [5, с. 13], что говорит о возрастающей роли государственного регулирования экономики.

Исходя из этого, целью настоящей статьи является обозначение основных приоритетов совершенствования бюджетно-налогового регулирования в переходной экономике Таджикистана, что в свою очередь является действенным рычагом финансовой политики государства.

Целью бюджетно-налоговой политики является мобилизация финансовых ресурсов на базе экономического роста, что необходимо для более полного удовлетворения потребностей общества. В результате действия бюджетно-налоговой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней

- 88 -

Akilov A.A. Certain Streamlines of Improvement in Reference to Budget-Tax Regulation in Tajikistan

развития различных регионов страны, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

Основной формой проведения финансовой политики является бюджетная политика, так как все остальные виды деятельности в области финансовой политики находятся в сильной зависимости от тех или иных параметров бюджета. Соответственно, бюджет как финансовый план является основным экономическим инструментом в области как финансовой, так и экономической политики в целом. Однако степень использования потенциала бюджетной политики в Таджикистане, где трансформационный период принял затяжной характер, неадекватна курсу Правительства РТ, принятому в долгосрочном и краткосрочном периоде. К такому выводу приводит, например, тот факт, что Правительство еще в 2010 г. при принятии перспективного проекта государственного бюджета на 2011-2012 гг. относило к основным направлениям бюджетной политики финансирование и поддержку таких отраслей, как энергетика, транспорт, коммуникации, сельское хозяйство, малый и средний бизнес, образование, здравоохранение, наука, культура, социальная защита и др. Рассмотрим в этой связи некоторые плановые показатели бюджетной политики: согласно планам Правительства, только в 2015 г. расходы государственного бюджета составят 15 542 463 тыс. сомони [1], что равняется 30,7 % от ВВП (что близко к сложившемуся в мировой практике показателю), и, соответственно, приоритетом служат перечисленные отрасли экономики. В 2016 г. также предусмотрено приращение доходной части бюджета. Министерство финансов до 20 сентября 2015 г. должно представить на утверждение в Правительство РТ проект государственного бюджета Республики Таджикистан на 2016 год. Практика показывает, что в последние годы госбюджет Таджикистана ежегодно увеличивался в среднем на 10%. Это, несомненно, говорит о том, что Правительством задействован потенциал бюджетноналоговой политики в части аккумулирования финансовых ресурсов в централизованный фонд государства. Однако ниже нами будет предпринята попытка обоснования теоретической позиции относительно эффективного действия бюджетно-налоговой политики посредством бюджетно-налогового механизма, что подводит к некоторым результатам аналитического характера. Теоретически содержание бюджетно-налоговой политики многообразно и обычно представляется в виде трех основных направлений (рис. 1):

1) разработка общей концепции бюджетно-налоговой политики (с учетом концепции финансовой политики), определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного бюджетно-налогового механизма;

3) управление бюджетом и налоговыми поступлениями, в том числе осуществление конкретных действий на каждом этапе развития экономики.

Сейчас Правительством РТ задействованы и реально используются такие составляющие бюджетно-налоговой политики, как бюджетные и налоговые инструменты, методы и способы их использования, органы, уполномоченные на реализацию отдельных частей бюджетно-налоговой политики. Однако что касается инструментов бюджетно-налогового регулирования, то речь идет о целом арсенале методов, приемов и элементов государственного регулирования социально-экономических процессов, о которых можно судить, познакомившись с этапами развития мер государственного регулирования экономики в развитых странах. Относительно мер налогового стимулирования, а также предоставления различных форм финансовой поддержки жизненно важным отраслям экономики, Правительством РТ за последние десять лет осуществлено немало мероприятий. На это и

- 89 -

Акилов А.А. Некоторые направления совершенствования бюджетно-налогового регулирования в Таджикистане

были направлены основные мероприятия налогового реформирования, которые практически поэтапно исчерпали основной потенциал предоставления налоговых преференций и льгот. Мировой опыт развития бюджетно-налогового регулирования социальноэкономических процессов свидетельствует, что основным инструментом такого регулирования служит бюджетно-налоговое администрирование.

Рисунок 1. Содержание бюджетно-налоговой политики

о

я

н

<D

*

ч

2

w

СП

5

ti

*

ft

н

я

о

о

►ч

о

W

Е

St

Речь идет о мерах налогового и бюджетного контроля. Теоретически, используя бюджетно-налоговый механизм, можно обеспечить стимулирование социально-экономического развития страны. Однако необходим составляющий механизм, который дает информацию о том, насколько эффективны предоставленные преференции и льготы, каково количественное выражение эффекта от финансовой поддержки по отдельным отраслям или регионам. То есть, дальнейшие решения в области бюджетно-налоговой политики должны быть построены на аналитических выводах бюджетно-налогового администрирования. Исходя из этого, необходимо разработать основные концептуальные направления для более полного использования потенциала бюджетно-налоговой политики в Таджикистане.

Одним из путей решения проблем налогового администрирования призвано считать принятие Налогового кодекса РТ в новой редакции. Этот курс налоговой реформы поддерживается Правительством РТ. В этом направлении Налоговым комитетом при Правительстве РТ были разработаны плановые показатели налоговых поступлений в бюджет на базе вновь принимаемого Налогового кодекса для следующих периодов. Однако есть

- 90 -

Akilov A.A. Certain Streamlines of Improvement in Reference to Budget-Tax Regulation in Tajikistan

научно обоснованные соображения [6, с. 117], которых придерживается и автор настоящей статьи, что даже при существовавшем Налоговом кодексе были возможности для повышения собираемости налогов при реализации потенциала налогового администрирования. Такой уровень собираемости налогов, по мнению некоторых ученых-специа-листов отрасли [6, с. 117; 3, с. 89], достигается за счет расширения существующей налоговой базы, что опять-таки реализуется с помощью эффективного налогового администрирования. Тем не менее, мы здесь предпринимаем попытку рассчитать разницу в поступлении бюджетообразующих налогов при существовавшем и при принятом в новой редакции Налоговом кодексе. Только после этого будет возможно предложить разработку мер и мероприятий по повышению эффективности налогового администрирования.

Итак, проанализировав промежуточные результаты реформ в области бюджетноналогового регулирования, отметим, что основные меры совершенствования бюджетноналогового регулирования социально-экономических процессов в Таджикистане с наших позиций предлагаются в двух направлениях.

Первое направление включает совершенствование инструментов бюджетноналогового администрирования. Вывод об эффективности такого администрирования в качестве основного рычага бюджетно-налогового регулирования обоснован группой российских и отечественных ученых [7, с. 15; 8, 48; 6, с. 9]. В этом направлении предложено использование зарубежного и отечественного опыта работы с крупными налогоплательщиками в целях совершенствования налогового администрирования. Такая же практика с учетом сложившейся социально-экономической и политической обстановки применима и в Таджикистане.

Также позитивной мерой признано налаживание документооборота между органами налогового администрирования и налогоплательщиками в электронном формате. В этом направлении предлагается на законодательном уровне закрепить обязанность сдавать декларации в электронном виде или разрешить налогоплательщикам, представляющим электронные декларации, сдавать их в более поздние сроки, чем это предусмотрено для бумажной отчетности.

В этом смысле показателен опыт Республики Казахстан. С 2004 года в Казахстане налогоплательщикам разрешено сдавать декларации в электронном виде в более поздний срок. В результате по итогам 2004 года объем деклараций, представляемых по каналам связи, составил 60% от общего количества подаваемых деклараций. Такая мера налогового администрирования ускоряет и улучшает процесс обмена информацией между государственными фискальными органами и налогоплательщиками, а также содействует эффективному налоговому контролю.

Кроме этого, в данном направлении на основе существующих микроимитационных моделей, нами предлагается широкое использование алгоритма имитационной модели для оценки эффекта принимаемых решений в области налоговых отношений. Достоинства микроимитационных моделей и целесообразность их применения в российской практике налогового администрирования научно обоснованы в работах Д.Г. Черника и М.В. Мишустина [2, с. 298; 4, с. 169].

Алгоритм имитационной модели предлагается для оценки эффекта предоставляемых преференций и льгот национальным налогоплательщикам (в основном крупным). Однако посредством имитационных моделей представляется возможной только количественная оценка предоставляемых налоговых преференций. Данное обстоятельство в современ-

- 91 -

Акилов А.А. Некоторые направления совершенствования бюджетно-налогового регулирования в Таджикистане

ных условиях развития налоговых отношений и поставленных задач перед налоговым планированием как элементом системы налогового регулирования не- приемлемо. Микроимитационные модели необходимо применять как для количественной, так и для качественной оценки принимаемых решений в области налоговых отношений. Согласно существующей концепции, назначение качественной оценки - определение степени стимулирующего (дестимулирующего) влияния принимаемых налоговых решений на перспективы экономического развития хозяйствующего субъекта либо совокупности хозяйствующих субъектов [7, с. 15]. Для решения данной проблемы при расчетах в микроимитационных моделях необходимо применять разработанный группой ученых коэффициент налоговой лояльности.

Коэффициент налоговой лояльности (К.н.л.) представляет собой качественный показатель налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта, определяемый путем комплексной оценки изменения его финансового положения [7, с. 14].

Коэффициент налоговой лояльности рассчитывается по формуле:

“Н.Л.

П D 1 И1

где (К.н.л.) - численная оценка коэффициента налоговой лояльности; n -количество элементов системы финансовых показателей; Ri - ранг i-го элемента системы финансовых показателей (задаваемая экспертным путем порядковая оценка значимости i-ro элемента системы в соответствии со стратегическими целями развития объекта; для наиболее значимого элемента R = 1); А - изменение темпов роста (вторая производная) i-ro элемента системы финансовых показателей [более подробно см.: 7, с. 15].

Определяемый таким образом коэффициент не зависит от целей функционирования налогоплательщика, особенностей его хозяйственной деятельности и управления, организационно-правовой формы, принадлежности к рыночному (нерыночному) сектору экономики и т. п. Все эти факторы учитываются на подготовительном этапе расчета, когда определяется система финансовых показателей и производится ранжирование элементов этой системы.

Второе направление совершенствования бюджетно-налогового регулирования в Таджикистане предполагает использование международного опыта. Таким образом, оценивая имеющуюся практику и перспективы развития методов бюджетно-налогового регулирования социально-экономических процессов в Таджикистане в условиях развития рыночных отношений и опираясь на закономерности развития бюджетно-налогового регулирования в мире, следует сосредоточить усилия на следующих направлениях:

1. Необходимо выработать четкую, научно обоснованную бюджетно-налоговую политику в стране, сформировать ее стабильную нормативно-правовую базу.

2. При использовании инструментов бюджетно-налоговой политики должны учитываться объективные благоприятные предпосылки для внедрения методов бюджетно-налогового регулирования. При этом должны учитываться национальные особенности и сложившаяся социально-экономическая обстановка в Таджикистане.

3. В функционировании бюджетно-налогового механизма необходимо постоянное совершенствование административных, правовых, экономических, финансовых условий действия, с учетом меняющихся условий развития национальной (региональной) и мировой

- 92 -

Akilov A.A. Certain Streamlines of Improvement in Reference to Budget-Tax Regulation in Tajikistan

экономики в целом.

4. При реализации бюджетно-налогового механизма, который является производным от бюджетно-налоговой политики страны на соответствующем этапе развития экономики, необходимо установить и соблюдать баланс между налоговым бременем, с одной стороны, и увеличением социальной составляющей расходов бюджета, - с другой стороны.

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Таджикистан от 24 ноября 2014 года, № 1132 "О Государственном бюджете Республики Таджикистан на 2015 год".

2. Введение в экономико-математические модели налогообложения: Учеб. пособие/подред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 298 с.

3. Измайлов А.Т. Налоговое администрирование и его значение в повышении собираемости налогов: автореф. канд. экон. наук/Измайлов Алексей Тахирович: 08.00.10. -М., 2005. - 146 с.

4. Мишустин М.В. Механизм государственного налогового администрирования в России: дис. канд. экон. наук/МишустинМихаил Владимирович. 08.00.10. -М., 2003. - 169 с.

5. Назаров Н.Н., Кораев А.Б. Финансовая политика как инструмент воздействия на экономику// Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. -№ 1, -2006.-С. 13-18.

6. Тухтаев Т.М. Налоговое регулирование социально-экономического развития особых экономических зон России: автореферат диссертации канд. экон. наук:/ Тухтаев Тухтабой Мукимович. 08.00.10 и 08.00.05. -М.: ГУУ, 2006. - С. 9-10.

7. Юрзинова И.Л., Незамаикин В.Н. Качественная оценка эффективности государственных решений в области налогообложения //Налоговая политика и практика.. -№5, 2004. - С. 15.

8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 48.

Reference Literature

1. Tajikistan Republic Law from November 24, 2014, № 1132 «On the State Budget of Tajikistan Republic for 2015».

2. Introduction into Economic-Mathematical Models of Taxation. Manual under the editorship of D.G. Chernik. - M.: Finances and Statistics. 2000. - 298 pp.

3. Izmaylov A.T. Tax Administering and its Importance in Elevation of Tax Collection. Synopsis of candidate dissertation in economy //Izmaylov Alexey Tokhirovich: 08.00.10. -M.,2005. -146pp.

4. Mishustin M.V. Mechanism of State Tax Administering in Russia. Candidate dissertation in economy //Mishustin Mikhail Vladimirovich. 08.00.10. - M., 2003. - 169 pp.

5. Nazarov N.N., Korayev A.B. Financial Policy as an Instrument of Affection upon Economy // Bulletin of North Caucasian State Engineering University. № 1, 2006. - pp. 13-18.

6. Tukhtayev T.M. Tax Regulation of Social-Economic Development of Special Economy Zones of Russia. Synopsis of candidate dissertation in economy // Tukhtayev Tukhtaboy Mukimovich. 08.00.10. and08.00.05. -M.: GUU, 2006, - 19pp.

7. Yurzinova I.L., Nezamaykin V.N. Qualitative Assessment of Effectiveness of State Resolutions in Taxation Sphere // Tax Policy and Practice. № 5, 2004.

8. Yutkina T.F. Tax and Taxation . - M. : Finances and Statistics. 2002. - p. 48.

- 93 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.