Научная статья на тему 'Некоторые методологические и методические проблемы, возникающие при построении эмпирической программы этнопсихологического исследования'

Некоторые методологические и методические проблемы, возникающие при построении эмпирической программы этнопсихологического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Свешникова Д. А.

Эмпирические этнопсихологические данные оказались особенно необходимыми при решении задач прогнозирования возможных и регулирования уже существующих межэтнических конфликтов. Однако именно в этот момент исследователи столкнулись с острым дефицитом теории, методологии и эмпирики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые методологические и методические проблемы, возникающие при построении эмпирической программы этнопсихологического исследования»

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© Свешникова Д.А.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Эмпирические этнопсихологические данные оказались особенно необходимыми при решении задач прогнозирования возможных и регулирования уже существующих межэтнических конфликтов. Однако именно в этот момент исследователи столкнулись с острым дефицитом теории, методологии и эмпирики.

При построении эмпирической программы этнопсихологического исследования существует ряд важных и общих вопросов вне зависимости от того, исследования ли это отдельных этнических групп, кросскультурные исследования этносов, разделенных тысячами километров или даже живущих на разных континентах, или это исследования напряженности между народами, живущими рядом.

Для начала стоит совершить небольшой экскурс в историю развития этнопсихологии. Известно, что более 50 лет в нашей стране существовал негласный запрет на исследования в области этнической психологии и ее важнейшей сферы - психологии межэтнических отношений. Теоретиче -ские и практические разработки практически не велись, а отечественный банк этнопсихологических данных к 80-м гг. прошлого века пополнился совсем незначительно со времен эмпирического исследования, проведенного А.Р. Лурией [18] еще в начале 30-х гг. XX в. в Узбекистане. Следует отметить, что это исследование представляло собой экспериментальную проверку идей культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, которое в качестве перспективного направления было «вывезено» из СССР и получило дальнейшее развитие в трудах американских ученых. В частности, в исследованиях известного у нас профессора М. Коула (M. Cole) [13] , являющегося учеником А.Р. Лурии.

Тем не менее, начиная с 1980-х гг., потребность в такого рода исследованиях не только возникла, но и усиливалась. Так, в отечественной психологии одними из центральных объектов изучения становятся этническое самосознание и его когнитивно-мотивационное ядро этническая идентичность. Это труды В.С. Агеева [1]; А.Г. Асмолова, Е.И. Шлягиной [3]; Э.Ц. Данзановой [11]; Е.В. Евмененко [12]; Г.У Кцоевой (Солдатовой) [14, 25]; Н.М. Лебедевой

* Соискатель.

[15]; В.П. Левкович, Н.Г. Панковой [16]; А.А. Леонтьева [17], Л.И. Науменко [19]; Ю.В. Платонова, Л.Г. Почебут [20]; Т.Л. Смолиной [23]; И.А. Снежковой [24]; Г.В. Старовойтовой [26]; Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягиной, С.Н. Ени-колопова [27]; С.В. Тысячной [29], В.Ю. Хотинец [30] и других ученых.

Однако вместе с появлением первых этнопсихологических работ исследователи столкнулись с острым дефицитом теории, методологии и эмпирики. Особенно остро это ощущалось во все более обостряющейся области межэтнических отношений, а ведь именно здесь в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века эмпирические этнопсихологические данные оказались особенно необходимыми при решении задач прогнозирования возможных конфликтов и регулирования уже существующих. Последующий рост межэтнической напряженности лишь увеличил потребность в этнопсихологических исследованиях.

Итак, остановимся на основных методологических и методических проблемах, возникающих в процессе построения эмпирической программы этнопсихологического исследования.

Бум, который наступил в исследованиях межэтнических отношений после продолжительного затишья, показал, что сегодня развитие этнопсихологии происходит по типу так называемых «теорий среднего ранга». В этом смысле мы следуем за Западом, используя в первую очередь достижения американской кросскультурной психологии и европейской психологии межгрупповых отношений. Эти теории «замешиваются» и на наиболее известных отечественных концепциях: теории этногенеза Ю. В. Бром-лея [5, 6], историко-психологической концепции межгрупповых отношений Б.В. Поршнева [21], биолого-географической концепции развития этноса и этногенеза Л.Н. Гумилева [10]. Созданные специально под определенную социальную задачу: миграции, конфликты, проблемы суверенитета и т.д., «теории среднего ранга» требуют разработки специфического методического аппарата.

Следует также отметить, что многослойность и неоднозначность этнопсихологических явлений неизбежно порождают необходимость деж-дисциплинарного подхода к их исследованию. В западной науке, к примеру, это произошло при соединении культурной антропологии с психоанализом. Вскоре к ним подключилась и социология, которая придала этнопсихологическим исследованиям новые измерения. Несколько позже, ориентировочно в 70-х гг. прошлого века, функции между этими науками были условно распределены следующим образом: сбором данных занимается антропология, методологию представляет психология, а теорию, которая необходима для дальнейшего анализа полученных данных, - социология. В последние десятилетия XX века к перечню наук, непосредственно связанных с этнопсихологией, добавились также политология, психолингвистика и история.

Социальная этнопсихология и ее субдисциплина - психология межэтнических отношений, предполагают изучение этнических групп в качестве исторических и социокультурных образований и отношений между ними через отдельную личность, которая, по меткому выражению А.А. Леонтьева [17], является «историко-этнической категорией». То есть содержательную опору социальной этнопсихологии составляют не только первичные данные собственно эмпирического этнопсихологического исследования, но и «родительских» или смежных дисциплин. Таким образом, этнопсихологический анализ должен опираться и на психологические теории и концепции, и на реалии межэтнических отношений, а также на эмпирические факты антропологии, социологии, истории, языкознания, политологии, демографии, которые отражают этнокультурную действительность.

Бесспорно, антропология является главной содержательной основой этнопсихологии. В этой науке интегрированы как этнография (монографическое описание, наблюдение и анализ традиционно-бытовой культуры этнических групп в целях реконструкции их образа жизни), так и этнология (сравнительное изучение материалов, которые собраны в полевых исследованиях разных народов).

Известно, что антропология является родовой дисциплиной для этнопсихологии. Развитие современной этнопсихологии более отчетливо можно проследить, начиная от «этнографической психологии», то есть с работ русских ученых в 40-50-х гг. XIX в. [7], и психологии народов В. Вундта [9] до психологической антропологии - от известного направления «культура и личность» [2, 4, 28] до различных направлений кросс-культурной психологии. В современных антропологических исследованиях психологический подход при решении многих проблем уже давно рассматривается в качестве обязательного.

Этнологами и этнографами во многих регионах нашей страны накоплен объемный информационный банк по отдельным культурам, который включает в себя описание традиционно-бытовой сферы, коммуникативных аспектов, систем поощрений и наказаний, способов социального взаимодействия, решения различных проблемных ситуаций, форм социализации, стереотипов, норм, ролей и правил, регулирующих поведение человека в различных социальных ситуациях и многое другое [31, 32]. Очевидно, что в содержательном плане все вышеперечисленное тесно связано с задачами, которые обозначают для себя этнопсихологи.

Именно этнографический банк данных является той необходимой основой, в соответствии с которой может и, по всей видимости, должна осуществляться вся работа, касающаяся содержательной коррекции программы эмпирического этнопсихологического исследования, подбора методик, их модификации или создания нового инструментария. Однако, к большому сожалению, уровень обобщения и систематизации в нашей этнологии

далек от желаемого, а обширные этнографические данные сильно разрознены и рассыпаны по страницам узкоспециализированных монографий.

В качестве примера упорядоченности этнографических и этнологических материалов, а также создания содержательной основы для проверки гипотез широкого антропологического характера, включая психологические, хотелось бы привести так называемую «Ареальную картотеку человеческих отношений» (Human Relations Area Files). Основателем этой картотеки, начавшим ее формирование еще в 1937 г., является известный американский антрополог Дж. Мердок (G. Murdock) [34]. Не будем слишком вдаваться в подробности создания этой картотеки, отметим лишь, что за 40 лет ее формирования более трети проведенных исследований осуществлено именно психологами [33]. Картотека широко используется для проверки в первую очередь психоаналитических гипотез.

С точки зрения использования систематизированных научных данных для организации этнопсихологических исследований интерес представляют и материалы структуралистского направления современной культурной антропологии - когнитивной антропологии, базирующейся на этнолингвистике и общей теории познания, объектами которой являются разнообразные классификационные и таксономические системы. Они функционируют в той или иной этнической культуре: цветовые таксономии, системы родственных связей, категоризации и классификации различных объектов [22]. Исследования такого типа развиваются также в современной отечественной науке [8].

Желание исследователей восполнить пустоты в этнопсихологии на основе «теорий среднего ранга» нередко реализуется в расширении диапазона эмпирических направлений. Поэтому развитие отечественной этнопсихологии на данном этапе ее становления носит экстенсивный характер. Несмотря на то, что это соответствует общей логике исторических этапов развития знания: сначала накопление эмпирических фактов, а затем попытки их обобщения и интерпретации, в этнопсихологии мы не являемся первопроходцами. Россия неповторима в своем этническом и культурном многообразии, но не уникальна в смысле полиэтничности и общих закономерностей, связанных с этим. Задержка же в развитии отечественной этнопсихологии на несколько десятилетий ставит исследователей, которые работают в этой области знания, перед необходимостью изучения богатого мирового этнопсихологического опыта. Его достижения нужно грамотно использовать, а на ошибках - учиться. Игнорирование же этого опыта может привести к тому, что мы еще долгое время будем стоять на одном месте.

На примере американской кросскультурной психологии мы также можем хорошо увидеть недостатки экстенсивного эмпирического развития без своевременной теоретической коррекции. Так, использование самых разнообразных методик и отсутствие единой теории привели к созданию

обширной «этнопсихологической коллекции», которая представляет собой собрание интересных, но трудносопоставимых данных. А представители этого направления в большинстве случаев сами подвергают сомнению правомерность сравнения результатов, полученных в существенно отличающихся друг от друга культурах разными или различным способом адаптированными методами. В итоге одна из главных декларируемых целей кросскультурной психологии - сопоставление этнопсихологических характеристик различных культур и выявление обобщающих «культурных» законов - на практике оказалась труднодостижимой.

Список литературы:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). - М., 1990.

2. Артановский С.Н. Современная зарубежная философская мысль и проблемы этнокультурных исследований // Этнологические исследования за рубежом. - М., 1973.

3. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности. - М.; Л., 1984. - Вып. 2.

4. Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США // Этнология в США и Канаде. - М., 1989.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.

6. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. - М., 1987.

7. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. - М., 1983.

8. Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. - М., 1987.

9. Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., 1912.

10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.

11. Данзанова Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности / На материале бурятского этноса: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - М., 1997.

12. Евмененко Е.В. Психологические особенности формирования этнического самосознания у детей младшего школьного возраста: дисс. ... канд. псих. наук. - Ставрополь, 2003.

13. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - М., 1977.

14. Кцоева (Солдатова) Г.У Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: дисс. ... канд. псих. наук. - М., 1985.

15. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. -М., 1993.

16. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. - М., 1985.

17. Леонтьев А.А. Личность как этническая категория // Сов. этнография. - 1983. - № 3.

18. Лурия А.Р. Историческое развитие познавательных процессов. -М., 1974.

19. Науменко Л.И. Особенности социальной перцепции внутригруп-повой интеграции и межгрупповой дифференциации (По материалам социально-психологического исследования в Литве и Белоруссии): автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - М., 1992.

20. Платонов Ю.В., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. - СПб., 1993.

21. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1966.

22. Свод этнографических понятий и терминов. Этнография и смежные дисциплины. - М., 1988.

23. Смолина Т. Л. Особенности этнического самосознания молодежи в зависимости от опыта проживания в инокультурной среде: дисс. ... канд. псих. наук. - СПб., 2006.

24. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества. - М., 1983.

25. Солдатова Г.У Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

26. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. - М., 1985.

27. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. - М., 1993.

28. Токарев С.А. Этнопсихологическое направление в американской этнографии. - М, 1978.

29. Тысячная С.В. Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004.

30. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб., 2000.

31. Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985.

32. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - М., 1989.

33. Brislin R.W., Lonner W. ., Thorndike M. Cross-cultural research methods. - N.Y., 1973.

34. Murdock G.P. Ethnography atlas. - Pittsburg, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.