Научная статья на тему 'Некоторые черты религиозной жизни в российском мегаполисе'

Некоторые черты религиозной жизни в российском мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
503
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые черты религиозной жизни в российском мегаполисе»

Оценка геополитического потенциала приграничных городов Ленинградской области позволяет сделать вывод о том, что города Выборг, Приморск и Высоцк оказывают глобальное геополитическое влияние на страны Европы за счет статуса порта, прежде всего обеспечивая потребность топливно-энергетическими ресурсами страны ЕС.

Города Ивангород и Светогорск представляют собой части ин-тегративных площадок «города-близнецы» (Ивангород - Нарва; Светлогорск и Иматра) как одной из форм приграничного сотрудничества в Балтийском регионе [1].

Геополитическое влияние города Кингисеппа увеличивается и обеспечивается за счет порта Усть-Луга, химической промышленности и транзитного положения.

Города Сланцы и Каменногорск фактически не оказывают геополитического влияния в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией.

Таким образом, Ленинградская область сохраняет геополитический код «окно в Европу» и является составной частью геополитического потенциала России.

Список литературы

1. Анищенко А.Г., Сергунин А.А. «Города-близнецы»: новая форма приграничного сотрудничества в Балтийском регионе? // Балтийский регион. - 2012. -№ 1. - С. 27-38.

2. Бакланов П.Я., Ганзей С.С., Трансграничные территории: проблемы устойчивого природопользования. - Владивосток: Дальнаука, 2008. - 216 с.

3. Гладкий Ю.Н., Писаренко С. В. «Геополитическая конструкция», «геополитический потенциал» как основные понятия геополитики // Изв. Рос. гос. пед. ун-а им. А.И. Герцена. Сер. Общественные и гуманитар. науки. - 2013. - № 154. -С. 129-137.

4. Писаренко С. В. Иванова Н.В. Приграничное положение как лимитирующий фактор социально-экономического развития Омской области // Социально-экономические, геополитические и социокультурные проблемы развития приграничных районов России. - М.: Эслан, 201б. - С. 84-95.

М. Ю. Смирнов

Некоторые черты религиозной жизни в российском мегаполисе

Сложноустроенный состав населения любого мегаполиса предполагает наличие полирелигиозного социального спектра. В одном городском пространстве сосуществуют последователи разных религий. Причём в религиозный спектр входят не только сообщества с давней традицией существования в данном регионе (в российских мегаполисах это преимущественно последователи православия и

ислама), но и различные религиозные новообразования. Рассмотрим некоторые из существующих особенностей такой религиозной полифонии1.

1. Наряду с религиозными сообществами, исторически пребывающими по месту расположения мегаполиса, могут распространиться и новые для этого места религии. Одни из них имеют длительную историю в регионах своего возникновения, но прежде отсутствовали в регионе мегаполиса. Другие представляют собой так называемые новые религиозные движения (НРД), имеющие недавнее происхождение.

Замечу, что НРД, как ни спорно это может прозвучать - преимущественно городской феномен, как минимум по своему происхождению, но также сплошь и рядом и по дислокации. Это кажется странным, поскольку известны НРД, тяготеющие к природной среде обитания, как более естественной, одновременно и удалённой от контролирующего надзора (Церковь Последнего завета, последователи культа Анастасии, какие-то группы из так называемого неоязычества и проч.). Но и в этом случае основной контингент образуют именно горожане, бывшие или остающиеся в этом статусе. Деревенский житель, причастный к НРД, это, скорее, казус.

2. Принципиальное значение для ситуации в мегаполисе имеет социокультурная адаптация того контингента жителей, который возникает и растёт из-за массовой миграции населения (прежде всего трудовой). Это значит, что меняется демографический состав обитателей мегаполиса, возникают устойчивые сообщества носителей иных, прежде не имевших распространения в этом месте привычек, быта, нравов и верований. Именно последнее обстоятельство воспринимается автохтонным населением наиболее болезненно. Напряжённость вызывает не столько ситуация на рынке труда, сколько отсутствие в среде мигрантов потребности в культурной адаптации и уважительном отношении к традициям мест пребывания, усугубляемое неудачными административными действиями властей.

Отсюда ответная реакция местных жителей в виде бытовой неприязни, ксенофобии и националистических проявлений. При встрече носителей разных религиозных верований обнаруживается взаимное невежество, незнание элементарных свойств той или иной религии. Проблема ещё и в том, что с так называемой «собственной религией» большинство как местного населения, так и мигрантов знакомо весьма приблизительно. В то же время, при сложности отношений по поводу мигрантов, среди причин напряжённости религиозный фактор остаётся на последних местах.

1 В статье развивается ряд положении, высказанных автором в одной из его предшествовавших публикаций; см.: [3].

103

3. Ещё одна проблемная сторона религиозной жизни мегаполиса - это ситуация вокруг присутствия инфраструктуры религиозных организаций в публичном пространстве. Остановлюсь только на одном аспекте - интегрированности строений для отправления религиозного культа в архитектурный ландшафт мегаполиса.

В исторической части городского пространства, как правило, уже сложилась своя топология, в том числе связанная с расположением храмовых зданий. Здесь речь может идти, скорее, о поддержании существующих объектов и их защите от возможной новой застройки, разрушающей сложившуюся архитектурно-планировочную среду. Очевидно, что такие зоны в мегаполисе уязвимы. Будучи местом концентрации крупных финансовых ресурсов, мегаполис в наиболее выигрышных своих местах подвергается так

и V V I и и

называемой престижной застройке, деформирующей устоявшийся образ этих мест.

Это вторжение нередко рассматривается как одно из следствий секуляристской установки современного сознания, якобы не признающего святынь. На наш взгляд, здесь как раз обнаруживается своего рода возвращение к сакральному. Только сакральностью наделяются уже не прежние религиозные объекты, духовная ценность которых девальвируется вместе с упадком авторитета стоящей за ними религиозной организации. Сакральность придаётся символам тех видов деятельности, которые помогли достичь преуспеяния, даже если это далеко не благочестивая деятельность. Когда над храмами религий возвышаются высотные сооружения различных корпораций, это свидетельствует о горделивом убеждении в магической силе тех нерелигиозных ресурсов (финансовых прежде всего), которые обеспечили благоденствие их владельцам.

Возникают и зоны, где престижная застройка бизнес-структур и религиозных организаций соседствует и даже иногда образует парадоксальные комплексы. Известно, что тандем «храм и рынок» -это издревле возникший элемент городского пространства [2]. В нынешних российских городах такое соседство нередко умножается за счёт расширения зон торговли и параллельного восстановления или же нового строительства храмов поблизости или в самих этих зонах. Добавляется только, пожалуй, ещё один компонент - банковские учреждения; в мегаполисах соседство храмов и банков иногда происходит вплоть до плотного чередования.

4. Особую остроту приобретает ситуация, когда сами религиозные организации стремятся через развитие своей инфраструктуры реализовать корпоративные амбиции своих служителей. В таких российских мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург это очень бросается в глаза и болезненно воспринимается значительной частью населения. Прежде всего, возникает конфликт интересов обитателей жилых зон и энтузиастов нового храмового строительства.

Местные жители часто противятся появлению храмов. Причём происходит это не по антирелигиозным соображениям. Новые храмы обычно планируются в местах рекреации населения, зелёных зонах и т. п., к тому же избираются площадки с уже разработанной сетью электро-, водо- и теплокоммуникаций, что повышает нагрузку на эти, иногда весьма изношенные, сети.

Кроме того, в российских условиях, в отличие от большинства европейских городов, храмы очень редко допускают многофункциональность, т. е. мало кто наряду с религиозными служениями в этих же стенах осуществляет концертную или выставочную деятельность. Пожалуй, только протестантские церкви занимают в этом смысле особое положение. Другие же религиозные объединения обозначают своё присутствие в публичном пространстве путём наращиванием площадей, с созданием на них прихрамовых комплексов. Такая манера чревата конфликтами с местным населением, причём вовсе не по поводу мировоззрения или богослужения.

Конфликты интересов населения (бытовых, рекреационных, эстетических) с экспансионистскими амбициями религиозных организаций влекут для последних очевидные репутационные потери. Четверть века назад религиозные организации, во многом авансовым образом, обрели доверие не только верующих, но и нерелигиозной части населения. Но ныне уже и от тех, кто считает себя верующими, всё чаще звучит, что вера - это одно, а церковь - уже совсем другое.

5. Мегаполис это всегда светское пространство, с явными чертами секуляризации, если под последней понимать размежевание областей институциализированной религии и светской жизнедеятельности, вытеснение религиозного из большинства сфер жизни населения. Объективными обстоятельствами, обуславливающими эту светскость, можно считать такие сущностные признаки мегаполиса, как: 1) полифункциональность (сосредоточение функций административного управления, производственных, транспортных, торговли и услуг, науки и образования); 2) неоднородность населения (социальную, профессиональную и образовательную), при том, что средний уровень образованности городского жителя выше, чем у сельского; 3) концентрацию учреждений культуры, науки и светского образования; 4) насыщенность и разнообразие светских форм досуга.

Слишком весомы именно в мегаполисах оказываются стимулирующие секулярность светские начала культуры: мощнейшие центры научной мысли, наиболее авторитетные учреждения высшего светского образования. Здесь происходят динамичные творческие процессы в искусстве и литературе и всегда концентрированно представлены самые передовые интеллектуальные и промышлен-но-индустриальные достижения страны, безусловно связанные с высоким уровнем образования и квалификации значительной части

городского населения. Всё это создает особый ритм и атмосферу городской жизни и формирует тип жителя, для которого религиозная составляющая - это лишь одна из граней многомерного бытия в огромном и культурно насыщенном мегаполисе.

Секулярность - это одно из органичных свойств урбанистического образа жизни [1, с. 340]. Духовный облик любого города не сводим исключительно к религиозной сфере. Чем значительнее культурный и политический масштаб городского пространства, тем шире в нём вариативность мировоззренческого выбора, который вовсе не обязательно должен лежать в области конкретной религии или даже вообще - именно религии. Стоит добавить, что верующий человек в пространстве такого города интегрирован во множество нерелигиозных отношений. Духовная свобода совсем не обязательно влечёт за собой полное удаление от мирских и внешних для религиозного сознания факторов. В конфессиональной среде нет единообразного толкования вовлечённости верующих в социокультурные процессы. Но, наверное, здесь уже и сам мегаполис диктует определённый ответ. Перефразируя известное изречение, можно сказать: жить в мегаполисе и быть свободным от него нельзя. А это значит, что секулярные факторы неизбежно будут задавать тон в общем настрое жизни мегаполиса, определяя в том числе и динамику бытия конфессиональных сообществ.

Список литературы

1. Кокс Х. Стиль мирского града / пер. с англ. К. Гуровской // Социально-политическое измерение христианства: избр. теологические тексты XX в. / сост. С. В. Лёзов и О. В. Боровая. - М.: Наука; Вост. лит., 1994. - С. 340-361.

2. Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб.: Алетейя, 1999. - 304 с.

3. Смирнов М. Ю. Религиозная жизнь в пространстве мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга) // Религиозное многообразие в российском мегаполисе. Правовые и социокультурные аспекты: сб. ст. / ред.-сост. М. Ю. Смирнов. -СПб.: Древо жизни, 2014. - С. 77-88.

О. В. Смирнова

Образовательная среда города как элемент его социокультурного пространства

Под образовательной средой следует понимать область отношений между людьми, включающая в себя процесс и результат образования, систему учреждений и государственную образовательную политику. Образовательная сфера, являясь значимым структурным элементом социальной подсистемы общества, призвана обеспечивать как реализацию образовательных потребностей индивида, так и удовлетворение духовных запросов общества. Не случайно про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.