Научная статья на тему 'Некоторые аспекты внедрения в образовательный процесс предмета "туризм"'

Некоторые аспекты внедрения в образовательный процесс предмета "туризм" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ФУНКЦИИ ТУРИЗМА / МОТИВАЦИЯ / ТУРИСТИКА / ТУРИЗМОВЕДЕНИЕ / TOURISM / EDUCATIONAL PROCESS / TRAINING / ACTIVITY / FUNCTIONS OF TOURISM / MOTIVATION / THE SCIENCE ABOUT TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талызов Сергей Николаевич, Воронина Елизавета Валерьевна, Коврова Анастасия Сергеевна

Стремительно меняющиеся социальная, экономическая, экологическая cитуация превращает труд, в особенности умственный, в интенсивную деятельность, требующую активизации всех систем организма. Огромную роль в данном процессе играет внедрение таких составляющих в учебный процесс, которые способствовали бы развитию высокого уровня самосознания (что, в свою очередь, оказывало бы влияние на погружённость в учебный процесс и общую социальную активность), личной ответственности; ускорению и оптимизации процесса самосовершенствования. Для осуществления вышеперечисленных целей необходима разработка учебного курса по туризму, совмещённого с рядом различных секций (в младшей и старшей школах) и объединений учащихся в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of the Implementation in the Educational Process of the Tourism

The impetuous, altering constituents of economy, ecology and society turn the labor, especially the mental one, into intensive activity that requires the energization of all the body’s systems. The establishment of the new course plays the huge role because it is suggested as the way of increasing the rate of consciousness (so it would influence on absorption in the education process and the social activity in the whole), the personal responsibility; the speedup and optimization of the self-improvement’s process. We think that the realization of the aforesaid aims depends on the creating of the new course of tourism. It will be combined with the different sections (in the elementary and the secondary schools) and the students’ associations in the university.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты внедрения в образовательный процесс предмета "туризм"»

УДК 796.5:370 ББК Ч581

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРЕДМЕТА «ТУРИЗМ»

С. Н. Талызов, Е. В. Воронина, А. С. Коврова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Стремительно меняющиеся социальная, экономическая, экологическая ситуация превращает труд, в особенности умственный, в интенсивную деятельность, требующую активизации всех систем организма. Огромную роль в данном процессе играет внедрение таких составляющих в учебный процесс, которые способствовали бы развитию высокого уровня самосознания (что, в свою очередь, оказывало бы влияние на погружённость в учебный процесс и общую социальную активность), личной ответственности; ускорению и оптимизации процесса самосовершенствования. Для осуществления вышеперечисленных целей необходима разработка учебного курса по туризму, совмещённого с рядом различных секций (в младшей и старшей школах) и объединений учащихся в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: туризм, образовательный процесс, воспитание, активность, функции туризма, мотивация, туристика, туризмоведение.

Для лучшего понимания предмета статьи введём определение туризма. «Энциклопедия туризма» И. В. Зорина и В. А. Квартальнова даёт следующее определение туризма — форма умственного и физического воспитания; временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях [1].

Для того чтобы каждый, кто впервые в рамках учебного процесса сталкивается с туризмом, осознавал его как полезный и приятный вид активного отдыха и воспитания, который необходимо включить в свою жизнедеятельность, следует знать и понимать важнейшие функции, обеспечивающие объекту образовательного процесса (учащемуся) полноценное и разностороннее развитие личности:

- оздоровительная функция; призвана оказывать положительное влияние на психологическое, физиологическое состояние, работоспособность и социальную активность;

- развивающая; направлена на активное вовлечение туристов в обучающие, познавательные и культурные программы расширения общего кругозора, повышения интеллектуального уровня [3];

- интеграционная; состоит во взаимном сближении, обмене взглядами, мнениями и знаниями между жителями разных стран и континентов. Туризм может служить способом установления связи между народами, закладывать основы для мирного сотрудничества и в итоге стать одним из путей укрепления мира [6];

- социальная; включает в себя восстановление трудоспособности человека и психофизиологических ресурсов общества в целом; рациональное использование свободного времени; обеспечение занятости населения и создание рабочих мест [8].

Основываясь на существующих функциях, каждый из учащихся может самостоятельно поставить цели, найти мотивацию, которая будет интересна для него самого и будет способствовать саморазвитию.

По нашему мнению, можно выделить три первостепенные мотивации для начинающего туриста. Во-первых, это, конечно же, стремление к оздоровлению или лечению организма и последующему сохранению здоровья. Это стремление может быть в полной мере реализовано через посещение курортов, санаториев, лечебно-оздоровительных учреждений, поездки оздоровительного характера, пребывание на лечебных водах, прочие виды лечения.

Следующей мотивацией для вступления в ряды активных туристов становится психологическая разрядка и повышение жизненной активности. Сюда входят туры, позволяющие заниматься различными видами спорта (горные лыжи, теннис, гольф и др.) в период отпуска (каникул), а также путешествия с развлекательно-познавательной программой [5].

Не менее важной мотивацией является обучение: изучение иностранных языков, разговорная практика и другие виды рекреационных занятий; различные виды спорта и профессиональные

С. Н. Талызов, Е. В. Воронина, А. С. Коврова

программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.); обучающие туры по интересам (кулинария, экология, астрономия и др.).

Несомненно, цели и мотивы для каждого индивидуальны, следовательно, существует и ряд других, которые помогают учащимся осознать необходимость туризма. Например, возможность для самовыражения и самоутверждения. Эта группа включает так называемые приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, покорение горных вершин, подводную охоту, различные экспедиции и др. Это прекрасная возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников. Проведение таких туров среди студентов может способствовать к тому же и сплочению коллектива.

Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня — такие задачи решаются во всех названных выше турах, но основную роль они играют в познавательных турах по городам, столицам, историческим и культурным центрам. В театральных турах — по знаменитым театрам оперы и балета, концертным залам. В литературных — по местам жизни и деятельности известных писателей, действия героев литературных произведений и др.

Туризм представляет собой область интересов многих наук и дисциплин: антропологии, географии, социологии, психологии и др. Каждая из них изучает туризм по-своему, но ни одна — в целом, хотя в наше время необходим целостный взгляд на туризм, в котором были бы синтезированы все аспекты его изучения. По своей сути туризм не научен, не имеет сформировавшегося научного и методологического аппарата. Его невозможно описать как научное явление, нельзя смоделировать, описать системой определённых постулатов, закономерностей и принципов. Тем не менее дискуссии на тему о необходимости формирования новой науки о туризме ведутся и будут продолжаться. Это подтверждается ещё и тем, что в последнее время предложено более десятка названий будущей науки о туризме — туризмоведе-ние, туризмология, туризмометрия, турография, туризмография, туристика, туропедия, турология и др. Наиболее разработаны и часто используются в научной литературе термины «туристика» и «туризмоведение» [3; 7].

Туристика представляет собой общую модель дисциплины о туризме, в основе которой лежат три взаимосвязанные подсистемы: субъект ту-

ристики (турист), объект туристики (индустрия туризма), а также туристский продукт (сфера услуг, обеспечивающая активный отдых, а также всевозможные комплексы природных и культурных условий).

Туризмоведение считается наукой, систематизирующей исследования трёх основных проявлений феномена «туризм» — теоретического аспекта, практической деятельности, истории становления и развития.

На наш взгляд, создание частных дисциплин, рассматривающих различные сферы жизни, способствует:

- непосредственному физическому воспитанию учащихся;

- повышению уровня их знаний географии и геологии родного края;

- вовлечённости в общий процесс обучения и осмысления всех остальных учебных дисциплин с точки зрения активного туризма.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс образовательных учреждений туристических кружков и секций, учебных предметов и дисциплин по туризму будет способствовать более динамичному развитию личности учащихся и студентов; усовершенствованию таких качеств, как решительность, находчивость, инициативность, упорство.

Также данные дисциплины и творческие объединения помогут решить ряд специальных задач, среди которых формирование способности у учащегося и студента переносить длительные статические напряжения при малоподвижном и монотонном труде; повышение общей устойчивости организма; восстановление функциональных нарушений систем организма. В дополнение к этому нужно учитывать и активное развитие личности в социуме, удовлетворение потребности в отдыхе, а также повышение культурного уровня.

Список литературы

1. Зорин, И. В. Энциклопедия туризма : справочник / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. — М. : Финансы и статистика, 2003. — 368 с.

2. Куликов, Л. М. Основы общего физкультурного образования студентов / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин. — Челябинск, 2014. — 114 с.

3. Кусков, А. С. Основы туризма : учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. — М. : КноРус, 2013. — 400 с.

4. Барчуков, И. С. Физическая культура / И. С. Барчуков. — М., 2015.

98

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 3

Некоторые аспекты внедрения в образовательный процесс предмета «туризм»

5. Туризм как отрасль экономики. Мотивация 7. Программный туризм [Электронный ре-программного туризма [Электронный ресурс]. — сурс] : лекции. — URL: http://www.studmed.ru/docs/ URL: http://lektsii.org/3-61089.html document24575?view=19

6. Классификация видов туризма по индивиду- 8. Социальное значение туризма [Электронный альным запросам клиентов [Электронный ресурс]. ресурс] // Студопедия. — URL: http://studopedia. // Мегапредмет. — URL: http://megapredmet.ru/1- su/4_30780_sotsialnoe-znachenie-turizma.html 69193.html

Поступила в редакцию 10 апреля 2017 г.

Для цитирования: Талызов, С. Н. Некоторые аспекты внедрения в образовательный процесс предмета «туризм» / С. Н. Талызов, Е. В. Воронина, А. С. Коврова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 97-99.

Сведения об авторах

Талызов Сергей Николаевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. sergeytalizov@mail.ru

Воронина Елизавета Валерьевна — студентка факультета лингвистики и перевода, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. elizaveta_voroni@mail.ru

Коврова Анастасия Сергеевна — студентка факультета лингвистики и перевода, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. kovreek@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 3, pp. 97-99.

Some Aspects of the Implementation in the Educational Process of the Tourism

S. N. Talyzov1, E. V. Voronina2, A. S. Kovrova3

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia 1sergeytalizov@mail. ru; 2elizaveta_voroni@mail. ru;3kovreek@mail.ru

The impetuous, altering constituents of economy, ecology and society turn the labor, especially the mental one, into intensive activity that requires the energization of all the body's systems. The establishment of the new course plays the huge role because it is suggested as the way of increasing the rate of consciousness (so it would influence on absorption in the education process and the social activity in the whole), the personal responsibility; the speedup and optimization of the self-improvement's process. We think that the realization of the aforesaid aims depends on the creating of the new course of tourism. It will be combined with the different sections (in the elementary and the secondary schools) and the students' associations in the university.

Keywords: tourism, the educational process, training, activity, the functions of tourism, motivation, the science about tourism.

References

1. Zorin I.V., Kvartal'nov V.A. Entsiklopediya turiz-ma: spravochnik [Encyclopedia of Tourism]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003. 368 p.

2. Kulikov L.M., Rybakov V.V., Yarushin S.A. Os-novy obshchego fizkul'turnogo obrazovaniya studentov [Fundamentals of General Physical Education of Students]. Chelyabinsk, 2014. 114 p. (In Russ.).

3. Kuskov A.S., Dzhaladyan Yu.A. Osnovy turizma [Fundamentals of Managemen]. Moscow, 2013. 400 p. (In Russ.).

4. Barchukov I.S. Fizicheskaya kul'tura [Physical Education]. Moscow, 2015. (In Russ.).

5. Turizm kak otrasl' ekonomiki. Motivatsiya pro-

grammnogo turizma [Tourism as a Sector of the Economy. Motivation Software Tourism]. Available at: http://le-ktsii.org/3-61089.html (In Russ.).

6. Klassifikatsiya vidov turizma po individual'nym zaprosam kliyentov [Classification of Types of Tourism on the Individual Needs of the Clients]. Megapredmet [Megapredmet]. Available at: http://megapredmet.ru/1-69193.html (In Russ.).

7. Programmnyy turizm [Software Hospitality]. Available at: http://www.studmed.ru/docs/ document24575?view=19 (In Russ.).

8. Sotsial'noye znacheniye turizma [Social Importance of Tourism]. Studopediya [Studopediya]. Available at: http://studopedia.su/4_30780_sotsialnoe-znachenie-turizma.html (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.