Научная статья на тему 'Некоторые аспекты современной демографической политики в России: тенденции и приоритеты'

Некоторые аспекты современной демографической политики в России: тенденции и приоритеты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3150
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / ТЕНДЕНЦИЯ / ПРИОРИТЕТ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ / РОЖДАЕМОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Качалкин В. М.

Рассматриваются основные тенденции, детерминирующие демографическую ситуацию в России. Исследуются некоторые процессы реализации демографической политики в России и ее влияние на социально-экономическое развитие. Характеризуются приоритеты этой политики. Предлагаются пути оптимизации исследуемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF MODERN DEMOGRAPHIC POLICY IN RUSSIA: ITS TENDENCIES AND PRIORITIES

The article deals with some tendencies determining the demographic situation in Russia. It presents a research on some aspects of implementing the demographic policy in Russia and its impact on social and economic development. It determines the priorities of this policy, suggesting the ways to optimize the problems in question.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты современной демографической политики в России: тенденции и приоритеты»

УДК 312.1/.9

В.М. Качалкин, аспирант, 8-953-955-63-42, vkachalcin-m@mail.ru (Россия, Орел, РАНХиГС)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ

Рассматриваются основные тенденции, детерминирующие демографическую ситуацию в России. Исследуются некоторые процессы реализации демографической политики в России и ее влияние на социально-экономическое развитие. Характеризуются приоритеты этой политики. Предлагаются пути оптимизации исследуемых проблем.

Ключевые слова: демографическая политика, депопуляция, тенденция,

приоритет, воспроизводство населения, рождаемость, социально-экономическое развитие, институт семьи.

В Российской Федерации на протяжении последних двадцати лет сохраняется негативная тенденция депопуляции: население России

сокращается, что представляет собой серьезную угрозу ее национальной безопасности в XXI веке. Социально-экономические преобразования в постсоветском обществе оказали негативное влияние на демографическую ситуацию. За 19 лет, с 1992 по 2010 гг., Россия потеряла 4,5 % своего населения (это 6,7 млн человек) [9]. При такой ситуации ставится под вопрос дальнейшие возможности народов России развивать накопленный веками материальный, духовный и культурный потенциал.

В 2001 году число жителей России уменьшилось почти на один миллион человек (на 943252 человек). Убыль населения продолжалась с незначительными колебаниями почти все последующие годы (таблица) [4].

Динамика сокращения численности населения России в последние годы

№ п/п Годы Численность населения России (в млн. человек)

1 1996 148,3

2 2002 145,2

3 2003 145,0

4 2004 144,2

5 2005 143,5

6 2006 142,8

7 2007 142,2

8 2008 142,0

9 2009 141,9

10 2010 142,9

11 2011 142,9

Из этих данных видно, как на протяжении последних лет сохраняется тенденция депопуляции, несмотря на ряд положительных мер, принятых Правительством, таких, как материнский капитал, национальный проект «Здоровье» и другие меры социальной поддержки семей. Увеличению численности населения в 2010 году способствовал миграционный прирост, который на 67,9 % компенсировал численные потери населения [9].

Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности населения может привести к тому, что уже через 15 лет население России уменьшится еще на 10 млн человек.

Наметилась и другая чрезвычайно опасная тенденция - идет массовый отток из России квалифицированных кадров, особенно молодежи, что неизбежно ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциала Российского общества. По оценке

Минэкономразвития в начале второго десятилетия XXI века может возникнуть острый дефицит рабочей силы [2, с. 28].

Реальная угроза для социально-экономического развития страны связана также с уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала. Если раньше большинство умирающих составляли люди преклонного возраста, то сейчас ситуация резко изменилась в худшую сторону. При снижении контингента трудоспособного населения увеличивается численность пенсионеров, что повышает нагрузку на пенсионный бюджет, систему здравоохранения и социального обеспечения, способствует обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий. Но если смотреть на эту проблему в контексте модернизации, то старение населения будет иметь самые тяжелые последствия. Именно молодые люди призваны осуществить модернизацию, так как они более восприимчивы к инновациям и творческим инициативам. В конечном счете, нехватка квалифицированных молодых кадров в ведущих отраслях промышленности является серьезным препятствием для развития бизнеса, для дальнейшего роста инвестиций в стране.

Важным аспектом демографической проблемы является продолжительность жизни населения. По этому показателю Россия занимает 157-е место в мире [10]. В России в среднем люди живут на 12 лет меньше, чем в США и умирают на 15 лет раньше, чем в Японии.

Есть ли выход из создавшегося положения? Да, такой выход есть. В решении демографической проблемы можно использовать исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Так, в советский период, благодаря системной демографической политике, при должном финансировании, никакой депопуляции не было. Более того, из года в год

происходило увеличение населения. Только за 1960 год естественный прирост населения в СССР составил около 2 млн человек [3, с. 36].

Каковы те факторы, которые обуславливают процессы депопуляции в современном Российском обществе? Основными причинами вымирания населения в России являются следующие. Во-первых, низкий общий уровень жизни. Так, прожиточный минимум в России на душу населения в конце 2011 года составил 6287 рублей. Для современного развитого социального государства этот уровень является крайне низким. В 2011 году общей рейтинг России в рейтинге стран мира по уровню жизни занял 63 место [10]. Во-вторых, недоступность медицинских услуг в лечении сложных заболеваний для всех категорий населения. Основной закон Российской Федерации, в соответствие со ст. 41, гарантирует право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако право граждан на бесплатное лечение сердечно-сосудистых и других сложных заболеваний в целом ряде случаев не обеспечивается из-за отсутствия или необходимых лекарств, или современных технологий. В-третьих, алкоголизм. В России ежегодно около 40 тысяч человек травится контрафактным алкоголем [6, с. 106]. Алкоголь стал поистине национальным бедствием, причиной преступлений, снижением рождаемости, повышением смертности. Некоторые ученые видят в увеличении потребления алкоголя россиянами главную причину деградации нации.

Также отрицательно сказывается на демографии употребление россиянами поддельных лекарств, производство которых в последние годы приняло гигантские масштабы. В результате отравлений поддельными лекарствами только в 2010 году в России скончалось 60 тысяч человек [8, с. 284].

Среди других факторов депопуляции в России отметим: наркоманию (особенно среди молодежи), утрату значительной частью населения мотивации к здоровому образу жизни, самоубийства, сердечнососудистые заболевания, а также отравления и несчастные случаи, по которым наша страна занимает первое место в мире.

Таким образом, если не предпринять своевременных и эффективных мер по народосбережению, процесс вымирания населения в России станет необратимым. И тогда никакие социально-экономические программы будут не способны искоренить тенденцию депопуляции.

Между тем от демографической ситуации в России зависит решение ключевых социально-экономических проблем в стране. Это и освоение огромных территорий, и более масштабное вовлечение в экономический оборот природно-сырьевых ресурсов, и сохранение территориальной целостности Российской Федерации, а в целом и безопасность страны.

Сложившаяся ситуация в области демографии - следствие, прежде всего, недальновидной политики руководства страны, в первую очередь тех государственных органов, которые ответственны за демографическое развитие, отсутствие системного подхода в решении демографических проблем, а также недостаточное финансирование поддержки семьи и деторождения. К примеру, в 2009 году совокупные расходы на детские и материнские пособия составили менее 0,3 % ВВП [8, с. 286].

В последние годы Правительство Российской Федерации приняло ряд мер, направленных на исправление демографической ситуации. Об изменении демографической политики России свидетельствует новая Концепция, разработанная на период до 2025 года и утвержденная Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 [7]. Согласно этой Концепции, целями демографической политики являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн человек и создание условий для её роста к 2025 году до 145 млн.

Концепция демографической политики, утвержденная Президентом РФ, дает четкие ориентиры и направления деятельности как федеральным, так и региональным органам власти по сбережению и увеличению населения. Основными задачами демографической политики на перспективу определены: повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, формирование мотивации здорового образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений [7]. В этом контексте важное значение приобретают меры, которые принимаются на региональном уровне. Так, например, в 2011 году Тульская областная Дума приняла закон о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, по которому многодетные семьи могут получить безвозмездно земельные участки от 3 до 15 соток [11].

На основании президентской Концепции аналогичные документы приняты в большинстве субъектов Российской Федерации. В них определены региональные планы поддержки молодых семей, они предусматривают выделение из местных бюджетов средств на улучшение демографической ситуации. Чтобы эти средства использовались по назначению, необходим жесткий контроль Федерального центра за ходом реализации намеченных концепций и программ. В социальном государстве не должно быть многодетных семей с доходом ниже прожиточного минимума, как это имеет место сегодня. И это можно закрепить в уставах муниципальных образований, документах субъектов Российской Федерации, концепциях, программах и законах федерального центра.

За последние годы на федеральном уровне были приняты и некоторые меры по стимулированию рождаемости. Заметно активизировалась подобная работа на региональном уровне. В ряде

областей и национальных республик из местных бюджетов также стали выделять деньги молодым и многодетным семьям с низкими доходами. Примером может служить субъект Федерации г. Москва, в котором при рождении первого ребенка в молодой семье (в которых одному из родителей менее 30 лет) выплачивается дополнительное единовременное пособие в пятикратном размере от городского прожиточного минимума; при рождении второго ребенка - в семикратном размере; при рождении третьего и последующих детей - в десятикратном размере. Это тоже способствует стимулированию рождаемости. Молодые семьи города Москвы, почувствовав конкретную заботу государства, уверенность в завтрашнем дне, чаще стали принимать решение о сознательном увеличении семьи.[8, с. 287].

Глубокий кризис института семьи является одной из ключевых проблем демографической политики в современном Российском государстве. Утрата семейных традиций, сокращение количества многодетных семей способствуют усилению демографического кризиса в России.

Ряд федеральных законов, принятых в последнее время,

направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не достаточно результативны и не могут в корне изменить

демографическую ситуацию. Это подтверждают данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Так, в 2010 году рождаемость в России достигла уровня западных

стран, но в соотношении с уровнем смертности она по-прежнему не

обеспечивает рост населения в нашей стране. Потери в численности населения в 2010 году, без учета компенсирующей миграции, составили 239,6 тыс. человек [5]. Процесс депопуляции в 2010 году охватил все федеральные округа. В частности, в Центральном федеральном округе сокращение населения происходило в 15 субъектах из 18 [9].

Следовательно, реальная демографическая политика в России, не достаточно эффективно воздействует на народонаселение страны для обеспечения условий непрерывного возобновления поколений людей в Российском государстве.

Особой заботы требует сегодня и здоровье молодых семей. Необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, создавать условия для занятий спортом: строить спортзалы, спортивные площадки, фитнес-клубы. И не только в городах, но и на селе. Некоторый положительный опыт в регионах уже есть. Приоритетность работы в этом направлении заметно повысилась в Краснодарском крае, где в рамках реализации губернаторской программы «Площадки нашего двора» планируется

построить по одному мини-стадиону в каждом муниципалитете региона. Всего за 3 года на Кубани появятся 144 спортивно-игровых площадок. Если этот опыт найдет широкую поддержку среди населения, его следовало бы осуществить во всех регионах России.

К решению демографических проблем нужно активнее привлекать российский бизнес. Организационно это может принимать различные формы. На основе социальной ответственности бизнеса можно создать фонд в поддержку материнства и детства, обеспечить финансирование муниципальных спортивных объектов, организовать спонсорскую деятельность в поддержку творческих инициатив российской молодежи. Воздействовать на бизнес-структуры можно с помощью имеющихся механизмов власти. Например, использовать правовой, финансовый механизмы. Это и предоставление льготных кредитов, и снижение налогов, и предоставление различных льгот и др.

Положительных результатов можно достичь, если такая работа будет носить системный характер. Деятельность в этом направлении уже проводится. Например, российская горно-металлургическая компания «Норильский никель» стала выплачивать молодым матерям по 11 тысяч рублей ежемесячно до достижения ребенком семилетнего возраста. Тем самым Компания создает базу для подготовки своих кадров в привязке именно к этому производству, стимулирует рост рождаемости в данном регионе. Подобные социальные начинания можно распространить в качестве положительного опыта и на другие предприятия крупного бизнеса.

В заключение следует отметить, что по официальным заявлениям Правительства Российской Федерации демографическая проблема становится приоритетным направлением в деятельности государства. Важно, чтобы эта приоритетность стала реальным фактом повышения эффективности проводимой демографической политики в России.

На современном этапе в решении проблем народосбережения в России чрезвычайно важен фактор времени. Чем раньше, своевременнее будут сделаны необходимые коррективы в этой области, тем больше возможностей получить положительный результат.

Отметим также, что особая роль в решении демографических проблем принадлежит институту семьи. При утрате традиционных семейных ценностей в российском обществе возникает необходимость дополнять концепции и программы демографической политики мерами по нравственному возрождению нашего общества. Нравственное воспитание - вот тот приоритет, который следует положить в основу современной демографической политики.

Список литературы

1. Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. М.: ТЕИС, 2008.

С. 17.

2. Бреева Е.Б. Социально-демографические и демографические проблемы формирования и подготовки кадров в России // Вопросы социального развития современной России: сб. науч. тр. АПК ППРН, 2009. Вып. 2. C. 28.

3. Борисов В.А., Киселева Г.П., Лукашук Ю.М. Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР. М.: Наука, 1987. С. 36.

4. Данные Федеральной службы государственной статистики на 01.11.2011. Естественное движение населения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 11.01.2012).

5. Итоги всероссийской переписи населения за 2010 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.12.2011).

6. Кара-Мурза С. Россия под ударом. М.: ЯУЗА-ПРЕСС, 2010.

С. 106.

7. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/ (дата обращения: 15.01.2012).

8. Моисеев В.В. Социальная политика России: монография. М.:Изд-во «Аплит». 2010. С. 284.

9. По материалам доклада на Московском международном демографическом саммите [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demography.ru/ (дата обращения: 20.11.2011).

10. Рейтинг 2011 стран мира. Рейтинг Росси// По материалам исследований LegatumInstitute. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.7sekretov.ru// (дата обращения: 21.01.2012).

11. Тульская областная Дума подвела итоги своей работы за период весенней сессии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.er-tula.ru/ (дата обращения: 26. 12. 2011).

V.M. Kachalkin

ASPECTS OF MODERN DEMOGRAPHIC POLICY IN RUSSIA: ITS TENDENCIES AND PRIORITIES

The article deals with some tendencies determining the demographic situation in Russia. It presents a research on some aspects of implementing the demographic policy in Russia and its impact on social and economic development. It determines the priorities of this policy, suggesting the ways to optimize the problems in question.

Key words: demographic policy, depopulation, tendency, priority, procreation, birth rate, social and economic development, institution of family.

Получено 20.11.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.