Научная статья на тему 'Некоторые аспекты школьной политики самодержавия в отношении татар Поволжья (вторая половина XIX начало XX века)'

Некоторые аспекты школьной политики самодержавия в отношении татар Поволжья (вторая половина XIX начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ / ТАТАРЫ / РУССКО-ТАТАРСКИЕ ШКОЛЫ / РУССКИЕ КЛАССЫ ПРИ МЕКТЕБАХ И МЕДРЕСЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саматова Чулпан Хамитовна

The article is devoted to the research of the main trends in the school policy of the Russian state as regards the Tatars-Moslems in the period from the reformation of 1860-1870-s till the overthrow of tsarism. Different functioning aspects of the educational establishments organized by the state especially for the Moslems are examined. The power structures discussion concerning the school education of Tatars in the period after the first Russian revolution is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Саматова Чулпан Хамитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты школьной политики самодержавия в отношении татар Поволжья (вторая половина XIX начало XX века)»

ИСТОРИЯ

УДК 94(47)

САМАТОВА Чулпан Хамитовна, ассистент кафедры биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины Казанского государственного медицинского университета, соискатель Института истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Автор пяти научных публикаций

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ САМОДЕРЖАВИЯ В ОТНОШЕНИИ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

Школьная политика самодержавия, татары, русско-татарские школы, русские классы при мектебах1 и медресе2

В пореформенный период важным элементом модернизации России стала школьная политика правительства, впервые обратившего внимание на сферу образования коренных народов империи и выработавшего комплекс мероприятий для их интеграции в российское социокультурное пространство.

Ключевые позиции школьной политики были обозначены в утвержденных Александром II 26 марта 1870 г. правилах «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», которые определяли разные образовательные меры для инородцев-христиан и инородцев-мусульман. В отношении последней категории предполагалось за счет самого населения учреждать русско-татарские (башкирские, киргизские) училища и русские классы при исламских конфессиональных школах, чтобы учащиеся последних могли параллельно получить русское обра-

зование. Однако противодействие консервативного духовенства и недостаток экономических средств сельских обществ, с одной стороны, а также административные меры чиновников учебного ведомства и местных властей, ориентированные на обязательное открытие нового типа учебных заведений — с другой, привели к тому, что правительство инициировало государственное финансирование русско-татарских училищ и настоятельно рекомендовало учреждать за счет казенных или земских средств русские классы при мусульманских учебных заведениях.

По уровню образования русско-татарские училища соответствовали начальной школе. Первоначальное обучение осуществлялось на родном языке. В дальнейшем, по мере усвоения учащимися русской разговорной речи, занятия продолжались на русском языке. Предметами изучения в русско-татар-

ских школах являлись русский язык, арифметика, мусульманское вероучение. Могли быть введены уроки рисования, российская история и география. При этом авторы «Правил» 1870 г. не составили для русско-национальных школ программу преподавания и таблицу уроков, что привело к аморфности процесса обучения. Аналогичный объем знаний предоставляли русские классы при мектебах и медресе. С целью подготовки профессиональных педагогических кадров для указанных выше учебных заведений в 1876 г. в Казани была учреждена Татарская учительская школа.

Согласно оценкам руководства Казанского учебного округа3 (далее — КУО) учащиеся нового типа школ не достигали необходимых результатов в усвоении государственного языка. Отмеченная ситуация была связана в том числе с тем, что полный курс русско-татарских школ и русских классов даже к началу XX в. проходило приблизительно 15% учащихся. Недостаточный интерес татар к русскому языку был обусловлен тем, что у них существовала выработанная веками национальная система образования, которая сводилась преимущественно к изучению религии и связанных с нею дисциплин. Вследствие этого другие формы обучения (в т.ч. сформированные правительством специально для мусульман), воспринимавшиеся как альтернативный вариант религиозного образования, способный привести к потере конфессиональной идентичности, вызывали недоверие и противодействие.

Кроме того, у татар практиковалось изучение русского языка посредством домашних учителей. К их услугам обращались главным образом предприниматели, профессиональная деятельность которых была связана с государственными учреждениями и русскоязычным населением. Основная масса мусульман, проживавшая в сельской местности, не ощущала острой потребности в

знании русской грамоты в силу того, что находилась на периферии развития промышленного производства и системы железнодорожных коммуникаций.

При реализации соответствующего школьного курса возникла острая потребность в управленческих кадрах, владеющих языками коренных народов. В 1871 г. для курирования нового школьного направления была введена должность инспектора татарских, башкирских и киргизских школ, на которую был назначен известный тюрколог В.В. Радлов. Вследствие упразднения 27 ноября 1889 г. указанной должности его функции перешли дирекциям народных училищ, служащие которого в большинстве своем инородческие языки не знали.

В соответствии с вышеизложенным, к началу XX в. в КУО были открыты всего лишь 57 русско-татарских училищ и 9 русских классов при мектебах и медресе4.

С 31 марта 1906 г. вступили в действие «Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России». Согласно им, преподавание в организуемых одноклассных и двуклассных русско-татарских училищах осуществлялось в соответствии с таблицами уроков; школьная программа была дополнена такими общеобразовательными дисциплинами, как естествоведение, черчение и сведения по геометрии; родной язык являлся не только средством обучения русскому языку, но и предметом изучения; национальность пре-подавателей-мусульман должна была быть идентична национальности учащихся. «Правила» от 31 марта 1906 г. вызвали петиционную кампанию мусульманского населения Поволжья и вынудили МНП организовать с 27 сентября по 15 октября 1907 г. совещание по их пересмотру, в работе которого приняли участие и представители мусульман. Результатом компромисса стали «Правила о начальных училищах для инородцев» от

ИСТОРИЯ

1 ноября 1907 г. В отмеченном документе уже отсутствовала введенная «Правилами» от 31 марта 1906 г. статья о моноэтничном составе русско-инородческих школ; увеличивалось количество часов, отводимых на изучение родного языка и арифметики; устанавливалась возможность открытия при начальных одноклассных и двуклассных училищах ремесленных классов и классов ручного труда с целью формирования у учащихся определенных профессиональных навыков.

Одновременно наметилась другая любопытная тенденция: позитивное влияние русского образования на новую татарскую интеллигенцию и духовенство стали вызывать у определенной категории чиновников недовольство. На состоявшемся в Казани в августе 1907 г. съезде директоров народных училищ КУО большинство присутствовавших поставило под сомнение правомерность школьного курса правительства. Обозначенные на указанном съезде позиции получили дальнейшее развитие на заседаниях «Особого совещания по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае» при МВД (12—

29 января 1910 г.). Его участники, мотивируя тем, что классы русского языка при мекте-бах и медресе дали татарам основание предполагать, что духовная школа может быть преобразована в общеобразовательную, высказались за их закрытие.

Отдельные разработки действовавшего при МНП с некоторыми перерывами с

30 ноября 1910 г. до 14 декабря 1911 г. совещания «По вопросу о постановке школьного образования для инородческого, инославно-го и иноверного населения» нашли реализацию в «Правилах о начальных училищах для инородцев» от 14 июня 1913 г. По сравнению с предыдущими, новые «Правила» значительно увеличили объем изучения русского языка для детей мусульман в одноклассных и двуклассных училищах.

Сфера школьного образования мусульман являлась объектом рекомендательных инициатив со стороны местных администраций. Так, вице-губернатор Казанской губернии Г.Б. Петкевич в секретном донесении в МВД от 30 октября 1913 г. утверждал, что деятельность русско-татарских школ в будущем может представлять опасность для государства в плане усиления национальных идеологий у мусульманских народов.

Трансформация взглядов центральных властей на необходимость изучения русского языка татарами четко обозначилась в работе совещания «По мусульманским делам» (29 апреля — 16 мая 1914 г.), которое пришло к выводу, что «параллельно с изучением русского языка (среди татар. — Ч.С.) начинает развиваться известный радикализм и рушится их прежнее строго консервативное политическое направление»5. Несмотря на это, МНП не отказалось от использования русско-татарской школы для распространения всеобщего начального образования в среде татар-мусульман и распоряжением от 22 мая 1914 г. за № 25605 указало руководству КУО на необходимость распространения школ данного типа для всех инородцев, проживавших на территории округа, в том числе и татар. Вследствие этого в КУО было запланировано в ближайшей перспективе организовать за счет казенных и земских средств 65 русско-татарских училищ. Однако военное лихолетье выдвинуло на первое место другие социальные проблемы.

В целом, распространение русского образования среди мусульманских народов внутренних губерний России являлось частью правительственного курса по формированию гражданского общества, члены которого должны были знать русский язык не только в качестве государственного, но и как средство межнационального общения. В связи с тем, что школьная политика была неотъемлемой частью внутренней политики

государства, значительное влияние на характер нововведений и методов их реализации оказывали руководители губерний и чиновники МВД, ставившие во главу угла общественное спокойствие. Несмотря на усилия учебных властей, в населенных мусульманами регионах и особенно в сельской местности внедрение русского языка происходило медленно и к моменту падения самодержавия еще не получило широкого распространения. Тем не менее организация новых ти-

пов школ сыграла позитивную роль в приобщении татар к передовым европейским достижениям в области культуры и науки. Татарская молодежь, получившая соответствующие знания, стала использовать их для развития национальной культуры, что противоречило первоначальному сценарию государственных чиновников. Именно поэтому в 1910—1914 гг. в верхних эшелонах власти происходили дискуссии о целесообразности проводимого школьного курса.

Примечания

'Начальные мусульманские конфессиональные учебные заведения.

2Средние и высшие мусульманские конфессиональные учебные заведения.

3К 1870 г. КУО состоял из следующих губерний: Казанская, Вятская, Пермская, Нижегородская, Саратовская, Пензенская, Оренбургская, Симбирская, Астраханская. В 1874 г. из состава КУО были исключены Пермская, Пензенская, Нижегородская, Оренбургская губернии, но включена Самарская.

4Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 2246. Л. 69об.

5Российский государственный исторический архив. Ф. 821. Оп. 133. Д. 576. Л. 309.

Samatova Chulpan

SOME ASPECTS OF THE AUTOCRATIC SCHOOL POLICY AS REGARDS THE VOLGA REGION TATARS (LATE XIX CENTURY- EARLY XX CENTURY)

The article is devoted to the research of the main trends in the school policy of the Russian state as regards the Tatars-Moslems in the period from the reformation of 1860-1870-s till the overthrow of tsarism. Different functioning aspects of the educational establishments organized by the state especially for the Moslems are examined. The power structures discussion concerning the school education of Tatars in the period after the first Russian revolution is analyzed.

Рецензент — Соколова Ф.Х., доктор исторических наук, профессор, начальник управления аспирантуры, докторантуры и аттестации научно-педагогических кадров Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.