Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития образования в сельскохозяйственном вузе на примере ВГАВМ (историко - философский аспект)'

Некоторые аспекты развития образования в сельскохозяйственном вузе на примере ВГАВМ (историко - философский аспект) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ВУЗ / HIGHER SCHOOL / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PROVISION / ВЕТЕРИНАРИЯ / VETERINARY

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Орешкина Марина Александровна

Создание нового учебного заведения всегда значительное событие. Однако учебные заведения не возникают спонтанно и неожиданно. Для этого всегда нужна общественная необходимость и целесообразность. Именно так в свое время и был создан институт ветеринарии в Витебске в 1924 году, преобразованный со временем в Витебскую государственную академия ветеринарной медицины. Которая стала одним из ведущих учебных заведений в своей отрасли в СССР и единственным учебным заведением данного профиля в Республике Беларусь. В статье освещены такие аспекты работы академии, как вовлечение студентов в научную деятельность, культура книги. А так же развитие непрофильных кафедр - экономики, политологии и философии, экономической истории и теории, компьютерной грамотности но без функционирования которых невозможно подготовить всесторонне развитого специалиста, способного к профессиональному росту и совершенствованию. Базируясь на достигнутом опыте, Витебская государственная академия ветеринарной медицины является не только лидером в подготовке высокообразованных и высококлассных специалистов в области ветеринарной медицины и биотехнологий, но растит всесторонне развитых специалистов, имеющих высокую мораль и нравственность и значительный багаж знаний в области гуманитарных дисциплин, могущих при необходимости конвертировать эти звания из теоретической области в практическую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN AN AGRICULTURAL HIGHER SCHOOL WITH THE EXAMPLE OF VITEBSK STATE ACADEMY OF VETERINARY MEDICINE (THE ASPECT OF HISTORY AND PHILOSOPHY)

Creation of a new educational institution is always a big event. However, educational institutions do not use to appear in a spontaneous and unexpected way. Such appearance requires public necessity and expedience. In this very way, the institute of veterinary was created in Vitebsk in its time in 1924 and later transformed to Vitebsk State Academy of Veterinary Medicine which became one of the leading higher schools in this industry in USSR and the only educational institution in this specialty in the Republic of Belarus. The article covers such aspects of the academy work as involving students in the scientific activities and the book culture. Another issue of the article is development of auxiliary departments, such as economics, politology and philosophy, economic history and theory, computer literacy, the work of which make an indispensable contribution to education of a comprehensively developed specialist capable of professional growth and improvement. Vitebsk State Academy of Veterinary Medicine, with due regard for the experience accumulated by it, is the leader in formation of highly educated and skilled specialists in the field of veterinary medicine and biotechnology and in training of comprehensively competent experts as well, who have got noble moral and ethical principles and obtained substantial knowledge in humanities, who can convert this knowledge from theory into practice as appropriate

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития образования в сельскохозяйственном вузе на примере ВГАВМ (историко - философский аспект)»

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

1

УДК 101:572.2:573.2

09.00.00 Философские науки

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ВГАВМ (ИСТОРИКО -ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

Орешкина Марина Александровна кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и философии ВГАВМ РИНЦ: SPIN-код: 2517-1252

Витебская государственная академия ветеринарной медицины, г. Витебск, Республика Беларусь

Создание нового учебного заведения всегда значительное событие. Однако учебные заведения не возникают спонтанно и неожиданно. Для этого всегда нужна общественная необходимость и целесообразность. Именно так в свое время и был создан институт ветеринарии в Витебске в 1924 году, преобразованный со временем в Витебскую государственную академия ветеринарной медицины. Которая стала одним из ведущих учебных заведений в своей отрасли в СССР и единственным учебным заведением данного профиля в Республике Беларусь.

В статье освещены такие аспекты работы академии, как вовлечение студентов в научную деятельность, культура книги. А так же развитие непрофильных кафедр - экономики, политологии и философии, экономической истории и теории, компьютерной грамотности но без функционирования которых невозможно подготовить всесторонне развитого специалиста, способного к профессиональному росту и совершенствованию. Базируясь на достигнутом опыте, Витебская государственная академия ветеринарной медицины является не только лидером в подготовке высокообразованных и высококлассных специалистов в области ветеринарной медицины и биотехнологий, но растит всесторонне развитых специалистов, имеющих высокую мораль и нравственность и значительный багаж знаний в области гуманитарных дисциплин, могущих при необходимости конвертировать эти звания из теоретической области в практическую

Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ВУЗ, УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ВЕТЕРИНАРИЯ

UDC 101:572.2:573.2 Philosophical sciences

SOME ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN AN AGRICULTURAL HIGHER SCHOOL WITH THE EXAMPLE OF VITEBSK STATE ACADEMY OF VETERINARY MEDICINE (THE ASPECT OF HISTORY AND PHILOSOPHY)

Marina Aleksandrovna Oreshkina

Candidate of Historical Sciences, associate professor

of the department of politology and philosophy

RSCI SPIN-code: 2517-1252

Vitebsk State Academy of Veterinary Medicine,

Vitebsk, Republic of Belarus

Creation of a new educational institution is always a big event. However, educational institutions do not use to appear in a spontaneous and unexpected way. Such appearance requires public necessity and expedience. In this very way, the institute of veterinary was created in Vitebsk in its time in 1924 and later transformed to Vitebsk State Academy of Veterinary Medicine which became one of the leading higher schools in this industry in USSR and the only educational institution in this specialty in the Republic of Belarus. The article covers such aspects of the academy work as involving students in the scientific activities and the book culture. Another issue of the article is development of auxiliary departments, such as economics, politology and philosophy, economic history and theory, computer literacy, the work of which make an indispensable contribution to education of a comprehensively developed specialist capable of professional growth and improvement. Vitebsk State Academy of Veterinary Medicine, with due regard for the experience accumulated by it, is the leader in formation of highly educated and skilled specialists in the field of veterinary medicine and biotechnology and in training of comprehensively competent experts as well, who have got noble moral and ethical principles and obtained substantial knowledge in humanities, who can convert this knowledge from theory into practice as appropriate

Keywords: EDUCATION, PHILOSOPHY, HIGHER SCHOOL, EDUCATIONAL PROCESS, PROVISION, VETERINARY

Рациональное построение любого образования, в том числе и

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

2

сельскохозяйственного, обуславливается возникновением соответствующих узлов бифуркации. Как пишет О.Н. Козлова, при таком развитии сам выбор реализуется как постепенное оформление, закрепление нового порядка, обусловленное бесконечно сложным сочетанием влияний социальных субъектов [1]. То есть, для создания высшего учебного заведения требуются необходимые и достаточные условия, выражаемые возникшей лакуной в образовательном ландшафте.

Именно в результате возникновения такой лакуны и был основан 4 ноября 1924 года Витебский ветеринарный институт [2], поскольку нехватка квалифицированных кадров в области ветеринарной медицины в постреволюционное время неминуемо должно было привести к тяжёлым последствиям как в плане негативной эпизоотической ситуации и, соответственно, в плане падежа животных, так и в плане последующего заболевания людей и их гибели. И эти тенденции необходимо было предотвратить заранее.

Развитие ветеринарного института имело количественную и качественную стороны. И если в момент организации в институте работало 11 преподавателей и училось 100 студентов [2] имелся один факультет, то уже в августе 1933 года был открыт ещё и зоотехнический факультет.

Когда же Витебской государственной академии ветеринарной медицины исполнилось 85 лет она имела 18 кафедр на факультете ветеринарной медицины и 10 кафедр на факультете биотехнологическом [3]. Следует так же отметить, что к 2008 году было выполнено 97 научных тем, созданы профильные научные школы получившие признание как в бывших республиках СССР, так пользующиеся мировым признанием. Что, безусловно, говорит о значительном качественном росте высшего учебного заведения.

В целом именно развитие науки является главнейшим критерием и

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

3

показателем развитости и зрелости учебного заведения. Поскольку занятие научной деятельностью преподавателями не только повышает их собственный научный и интеллектуальный уровень, позволяет им реально повышать свою квалификацию, открывая им новые горизонты знания, но и позволяет вовлекать в научно-познавательный процесс и студентов, что, может быть, ещё более важно. Поскольку тем самым проводится селекция интеллектуалов, способных в дальнейшем развивать то или иное научное направление, в конечном итоге, стать наследниками научного знания, продолжить развитие научных школ.

Необходимо отметить, что вовлечение студентов в научную деятельность весьма активно происходит в ВГАВМ и дня сегодняшнего. Ежегодно проводятся международные научно-практические конференции студентов и магистрантов. И год от года число студенческих работ, публикуемых в сборниках конференции возрастало. В 2008 году опубликованных работ было 144 [4], в 2011 году 152 студента и магистранта

приняли участие в конференции [5]. На конференции 2011 года работали следующие секции: болезни животных незаразной этимологии; заболевания животных заразной этимологии, биотехнология в микробиологии,

фармакология и токсикология; агрономия, зоотехния, экология и гигиена животных; нормальная и патологическая анатомия, гистология, физиология и ветеринарная экспертиза; социально-гуманитарные науки. Как видим, студенческая наука стала охватывать весьма значительный спектр научных дисциплин, что указывает не только на количественный, но и качественный рост в виду углубления специализации и расширения тематики научных исследований.

В 2012 году прошла 97-я по счёту Международная

научно-практическая конференция студентов, магистрантов и молодых

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

4

учёных в которой приняло участие 212 человек - рекордное за всё время существования конференции цифра. Секция № 5 на этой конференции была переименована и стала называться: «Социально-гуманитарные науки и инновационные технологии в аграрном образовании, научно-методическое обеспечение учебного процесса». Также была добавлена шестая секция -доклады учащихся аграрных колледжей, что отражало процесс расширения поля деятельности академии и включения в состав академии новых структурных подразделений. То есть это говорило о количественном и качественном росте самой академии и, безусловно, качественном улучшении ветеринарного образования в Республике Беларусь. Поскольку возрастало качество преподавания в колледжах, включённых в сферу влияния академии

[6]. А в 2015 состоится 100-я конференция данного цикла.

Рассматривая процесс развития образовательной системы академии в историческом аспекте нельзя не отметить развитие таких направлений образовательной и научной деятельности как экономические и гуманитарные науки.

Кафедра экономики в составе Витебского ветеринарного института была создана в 1933 году, когда стало ясно, что ветеринар, как и зоотехник должны быть всесторонне образованными людьми и хорошо разбираться в экономике сельского хозяйства [7], тем более что многие из них становились руководителями разных уровней.

Необходимо отметить, что на кафедре экономики была создана в дальнейшем усилиями выдающегося учёного и методолога, профессора Ю. Д. Корнилова, бывшего заведующим кафедрой 36 лет - с 1954 по 1990 год, известная научная экономическая школа в области экономики животноводства

[8]. О чём так же свидетельствуют его фундаментальные работы такие как: «Себестоимость продуктов животноводства на промышленной основе» [9], а

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

5

так же и другие, не менее значимые работы: «Правильно исчислить себестоимость сельскохозяйственной продукции» [10], «Снижение

себестоимости продукции животноводства» [11] и ряд других [12; 13].

Отметим, что во многом о культуре преподавания, о том, что студенты эффективно интегрированы в учебный процесс и вовлечены в научные исследования, проводимые вузом, можно судить по культуре книги, которая существует в учебном заведении [14]. В связи с этим можно констатировать, что данный вопрос на кафедре экономики и организации сельскохозяйственного производства решался и решается успешно. Достаточно рассмотреть издания последних лет. Среди них методические пособия по выполнению дипломных работ [15; 16]. Так же решены вопросы по обеспечению учебного процесса [17; 18; 19] и по выполнению курсовых и контрольных работ [20; 21; 22; 23; 24; 25].

Таким образом, можно вполне определённо заключить, что методическая работа кафедры находится на высоком уровне и труды профессора Ю. Д. Корнилова нашли достойных продолжателей его дела.

Не менее значимую роль, чем кафедра экономики, играет в становлении высоко- и всесторонне образованного специалиста - выпускника ВГАВМ - играют кафедры, на которых преподаётся блок гуманитарных дисциплин. Рассматривая процесс во времени, отметим, что блок гуманитарных дисциплин стал преподаваться в академии одновременно с её созданием (в то время, как мы отмечали выше, академия называлась институтом) с 1924 года. И преподавался гуманитарный блок на кафедре общественных наук, которая затем была реорганизована в кафедру экономической теории и истории.

В 1931 году курс политических дисциплин был разделён на три

цикла:

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

6

1) Диалектический материализм;

2) Политэкономия и теория сельского хозяйства;

3) Социалистическая реконструкция и хозяйственная экономика.

Студенты так же изучали: историю ВКП(б), диалектику природы,

историю революционного движения, Конституцию СССР [3, c.227, с.308-317]. Приказом № 189 от 9 октября 1964 года кафедра, называвшая к тому времени «Кафедрой марксизма-ленинизма» была разделена на две: 1. Кафедру философии и научного коммунизма и 2. Кафедру истории КПСС и политэкономии [26, c.341-342] в таком формате, но с несколько изменёнными названиями, кафедры существуют и по сей день.

Эти кафедры, объединённые исходя из их архетипических свойств в социально-гуманитарный цикл, внесли значительную лепту в формировании как мировоззренческих позиций будущих специалистов, так и их человеческих качеств, что невозможно в принципе без освоения таких наук, как философия, этика, эстетика. А осуществляли своё воздействие они через издание соответствующей литературы. Именно такими пособиями являются учебно-методическое пособие «Философия» автора Е.А. Рудко [27; 28] Изучение эстетики, как уже отмечалось выше, так же не менее необходимо будущему специалисту в силу того, что вся человеческая деятельность проистекает на основе определённых эстетических идей, представлений и установок. И в зависимости от их потенциала могут они служить как созиданию, так и разрушению. И небольшое по объёму, но чрезвычайно ёмкое по содержательной части учебно-методическое пособие по эстетике Е.А. Рудко служило формированию позитивных трендов в миросозерцании студентов [29]. Особо же надо отметить пособие по этике того же автора. Дело в том, что вскрывая такие категории, как нравственность, добро, зло, долг, совесть и др. автор кратко, но ярко показывает тот путь нравственного

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

7

самосознания и активного действия, по которому должен идти любой нравственный человек, человек долга и достоинства [30]. В контексте этического учения рефреном, если можно так выразится, «звучат» такие пособия как «Нравственность - разум сердца», дающего основы нравственного воспитания, что необходимо не только студентам, но и в перспективе и их детям [31]. Культура поведения за столом так же важна для будущего специалиста, поскольку большинство студентов не имеют сформированного ранее тезауруса истинной культуры поведения при застолье, причём не только торжественного, но и на бытовом уровне, а ведь это тоже коммуникативный канал, причём значительной силы. И его так же надо грамотно сформировать у нарождающегося специалиста [32]. Своего рода дополнением к этическому циклу является и такая брошюра, как «Я -куратор» авторов Л.В. Лукиной и О.Н. Губаревич [33]. Дополняет этот цикл брошюра о профессиональных праздниках, информация о которых сама по себе представляет ценность, но и ещё дающее начатки учения об этическом учении взаимодействия человека и природы [34], о чём всё-таки довольно мало говорится, но что составляет основы жизни социума. Ибо только нравственное отношение к природе может явиться основой не только выживания, но и дальнейшего совершенствования человека. Ну, и один из путей этического отношения студента к самому себе на основе конкретных и хорошо зарекомендовавших себя методов и методик оздоровления и психорегуляции даются в брошюре «Жизнь без устали!» [35].

Наряду со специальными кафедрами, которые только на биотехнологическом факультете, созданном как зоотехнический факультет 1 сентября 1933 года при объединении Витебского ветеринарного института и Белорусского государственного института свиноводства (город Могилёв) и на котором в тот период училось 30 студентов [3, c.272], вели подготовку по

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

8

специальностям: зоотехния (со специализацией птицеводство; биотехнология и селекция; технология первичной переработки продукции животноводства), ветеринарная фармация, ветеринарная санитария и экспертиза [36] и которые подготовили значительное число пособий по своему профилю, например таких как «Разведение сельскохозяйственных животных» [37]

«Товароведческая оценка мяса» [38], в котором изложена товароведческая классификация, деление по сортам, правила товароведческой маркировки, химический и морфологический состав мяса различных убойных животных; рекомендации «Технологические аспекты возделывания кормовых культур, используемых в зелёном конвейере» [39], в которых даны основные принципы производства высококачественных кормов; а так же ряд других, соответствующих основному профилю академии [40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48]. И так далее. Несколько особняком в этом ряду стоят учебные пособия по компьютерному образованию подготовленные кафедрой компьютерного образования, созданной в 1992 году на базе вычислительного центра академии и кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства [3, c.318], например «Информатика» [49] и «Вычислительная техника и программирование» [50]. Компьютерные науки как бы не совсем

вписываются в традиционные ветеринарные и животноводческие науки. Однако современность показывает ошибочность таких взглядов и подходов, поскольку роботизация производственных процессов на животноводческих фермах всё более и более становится реальностью и уже получила определённое, хотя и ограниченное распространение в той же Витебской области. А исследования и работы такого известного учёного в области компьютерных технологий, как кандидат физико-математических наук, доцент М.Н. Борисевич, доказали возможность тотального внедрения этих подходов в животноводство республики, что приведёт к качественно иному

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

9

состоянию животноводческой отрасли республики и соответственно росту её энергоотдачи и энергоэффективности [51; 52; 53; 54], что и является важнейшим показателем любой отрасли как сельского хозяйства, так и в целом народного хозяйства республики [55].

Рис. 1. Рост книжных фондов научной библиотеки ВГАВМ за 90 лет. По оси абсцисс - книжный фонд в тыс. единиц; по оси ординат - годы

В целом необходимо отметить, что культура книги во ВГАВМ достигла значительных высот (рис.1). Если в 1924 году библиотека ветеринарного института насчитывала 2 тыс. книг и обслуживала 137 читателей, то в 1957 году фонд составлял 120 тыс. книг (и это через 12 лет после войны), а в 2014 году библиотека имела 800 тыс. единиц хранения и её посещали 13 тыс. читателей. Хронологический охват фонда редкой книги составляет период от 1834 по 1945 годы и насчитывает 7000 экземпляров. В этом значительная заслуга ректората академии и лично ректора, крупнейшего учёного стран СНГ в области паразитологии, профессора А.И. Ятусевича, одновременно - крупного библиофила города Витебска.

Выводы. Базируясь на достигнутом опыте и таком фундаменте, как

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

10

значительное собрание научной литературы, воплощающее научные достижения и научную мысль многих поколений, Витебская государственная академия ветеринарной медицины с опорой на собственные силы, собственные научные достижения и исследования - является не только лидером в подготовке высокообразованных и высококлассных специалистов в области ветеринарной медицины и биотехнологий, но растит всесторонне развитых специалистов, имеющих высокую мораль и нравственность и значительный багаж знаний в области гуманитарных дисциплин, могущих при необходимости конвертировать эти звания из теоретической области в практическую. В этом, собственно говоря, и заключается подход по формированию всесторонне развитого специалиста, способного мыслить, а не быть рабом профессиональных догм и сводов окостеневших правил, способного к открытому творчеству, то есть имеющего открытый код своего разума, способного обучаться и совершенствоваться как сегодня, так и в дальнейшем.

Литература

1. Козлова, О.Н. Социокультурное развитие в режиме с обострением / О.Н. Козлова // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 157.

2. История кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства (к 75-летию образования кафедры). - 1933-2008 гг. / Сост. М.В.Базылев. -Витебск, ВГАВМ, 2008. - 35 с.

3. Витебская ордена “Знак Почёта” государственная академия ветеринарной медицины: история и современность (к 85-летию со дня основания) / Под. общ. ред. А.И. Ятусевича. - Витебск: ВГАВМ, 2009. - 500 с.

4. Студенческая наука и образование. Материалы 93-й Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов (Витебск 21-22 мая 2008 года) / Под ред. А.И. Ятусевича. - Витебск: ВГАВМ, 2008. - 198 с.

5. Программа 96-й Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. - Студенты - науке и практике АПК. - 25-26 мая 2011 г. - Витебск: ВГАВМ, 2011. - 23 с.

6. Программа 97-й Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых учёных. - Студенты - науке и практике АПК. - 22-23 мая 2012 г. -Витебск: ВГАВМ, 2012. - 23 с.

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

11

7. История кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства (к 80-летию образования кафедры) 1933-2013 гг. - Витебск: ВГАВМ. - 2013. - 23 с.

8. Корнилов, Ю.Д. Автобиографический очерк / Ю.Д. Корнилов / Витебск: ВГАВМ, 2007. - 42 с.

9. Корнилов, Ю.Д. Себестоимость продуктов животноводства на промышленной основе / Ю.Д. Корнилов. - Минск: Уроджай, 1975. - 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Корнилов, Ю.Д. Правильно исчислить себестоимость сельскохозяйственной прордукции / Ю.Д. Корнилов. - Минск: Ураджай, 1968. - 137 с.

11. Корнилов, Ю.Д. Снижение себестоимости продукции животноводства / Ю.Д. Корнилов. - Минск: Ураджай, 1983. - 152 с.

12. Корнилов, Ю.Д. Эффективность разного уровня продуктивности животных/ Ю.Д. Корнилов. - Минск: Ураджай, 1965. - 62 с.

13. Корнилов, Ю.Д. Резервы снижения себестоимости прродуктов животноводства / Ю.Д. Корнилов. - Минск: Сельхозгиз БССР, 1965. - 62 с.

14. Барыкин, В.Е. О некоторых аспектах культуры книги в современных условиях / В.Е.Барыкин // Книга: Исследования и материалы. - 1997. - Сб.74. - С.81-98.

15. Мотузко, Н.С. Выполнение дипломных работ и реферата / Н.С. Мотузко, Братушкина Е.Л., Базылев М.В. и др. - Витебск: ВГАВМ, 2008. - 33 с.

16. Базылев, М.В. Экономическое обоснование дипломной работы: учеб.-метод. пособие для студентов очной и заочной форм обучения / М.В. Базылев, И.А. Николайчик, Е.И. Бекишь, Е.А. Левкин и др. - Витебск: ВГАВМ, 2008. - 42 с.

17. Базылев, М.В. - Экономика и организация предприятий АПК: учеб.-метод. пособие / М.В. Базылев, Е.А. Левкин, Кузнецова Т.С. и др. - Витебск: ВГАВМ, 2012. - 84 с.

18. Базылев, М.В. Экономика и организация сельскохозяйственых предприятий с

основами менеджмента: учеб.-метод. Пособие / М.В. Базылев, И.А. Николайчик, Е.А. Левкин, В.В. Букас. - Витебск: ВГАВМ, 2012. - 116 с.

19. Николайчик, И.А. - Основы менеджмента и делопроизводства: учеб.-метод. пособие / И.А. Николайчик, М.В. Базылев. - Витебск: ВГАВМ, 2011. - 96 с.

20. Базылев М.В. Выполнение курсовой работы по экономике

сельскохозяйственного производства: учеб.-метод. пособие / М.В. Базылев, Е.И. Бекиш, Л.П. Большакова. - Витебск: ВГАВМ, 2009. - 20 с.

21. Базылев, М.В. Выполнение контрольной работы по организации сельскохозяйственного производства учеб.-метод. Пособие / М.В. Базылев, Л.П. Большакова, Л.Н. Болдырева. - Витебск: ВГАВМ, 2013. - 21 с.

22. Базылев, М.В. Выполнение контрольной работы по экономике и организации АПК / М.В. Базылев, Е.А. Левкин, В.В. Линьков. - Витебск: ВГАВМ, 2013. - 28 с.

23. Базылев, М.В. Выполнение контрольной работы по курсу “Экономика сельского хозяйства”: учеб.-метод. Пособие / М.В. Базылев, Л.П. Большакова, Н.М. Климович. - Витебск: ВГАВМ, 2013. - 32 с.

24. Николайчик, И.А. Выполнение курсовой работы по менеджменту в АПК: учеб.-метод. Пособие / И.А. Николайчик, В.В. Букас, М.В. Базылев, Н.С. Мотузко. -Витебск: ВГАВМ, 2013. - 40 с.

25. Базылев, М.В. Выполнение курсовой работы по экономике и организации предприятий АПК: учеб.-метод. Пособие / М.В. Базылев, Л.П. Большакова. - Витебск: ВГАВМ, 2014. - 28 с.

26. Учреждение образования “Витебская ордена “Знак Почёта” государственная

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

12

академия ветеринарной медицины”. История и современность (к 90-летию со дня основания) / Под общей ред. А.И. Ятусевича. - Витебск: ВГАВМ, 2014. - 576 с.

27. Рудко, Е.А. Философия: учебно-методическое пособие для студентов по специальностям “Ветеринарная медицина» и «Зоотехния». В 2-х частях. - Часть 1. Философия в исторической динамике культуры / Е.А. Рудко. - Витебск: ВГАВМ, 2007. - 35 с.

28. Рудко, Е.А. Философия: учебно-методическое пособие для студентов по специальностям «Ветеринарная медицина» и «Зоотехния». В 2-х частях. - Часть 2. Теоретическая философия / Е.А. Рудко. - Витебск: ВГАВМ, 2007. - 32 с.

29. Рудко, А.Е. Эстетика: учебно-методическое пособие для студентов по специальностям «Ветеринарная медицина» и «Зоотехния» / А.Е. Рудко. - Витебск: ВГАВМ, 2007. - 24 с.

30. Рудко, А.Е. Этика: учебно-методическое пособие для студентов по специальностям «Ветеринарная медицина» и «Зоотехния» / А.Е. Рудко. - Витебск: ВГАВМ, 2007. -31 с.

31. Петроченкова, Т.И. Нравственность - разум сердца: учеб.-метод. пособие / Т.И. Петроченкова, Н.Е. Кудрявин. - Витебск: ВГАВМ, 2009. - 28 с.

32. Лукина, Л.В. Культура поведения за столом: рекомендации, советы для студентов: метод. пособие / Л.В. Лукина, Н.Д. Лаберко, Г.М. Ромашков. - Витебск: ВГАВМ, 2009. - 36 с.

33. Лукина, Л.В. Я - куратор: учеб.-метод. пособие / Л.В. Лукина, О.Н. Губаревич. - Витебск: ВГАВМ, 2007. - 16 с.

34. Капитонова, Е.А. профессиональные праздники: метод. пособие для кураторов групп, потоков и курсов УО ВГАВМ, воспитателей сельскохозяйственных колледжей и техникумов / Е.А. Капитонова. - Витебск: ВГАВМ, 2007. - 26 с.

35. Петроченкова, Т.И. Жизнь без устали!: учеб.-метод. пособие / Т.И. Петроченкова, Н.Е. Кудрявин. - Витебск: ВГАВМ, 2009. - 41 с.

36. Биотехнологический факульттет - 80 лет. - Витебск: ВГАВМ, 2013. - 16 с.

37. Смунева, В.К. Разведение сельскохозяйственных животных: Учеб.-метод. пособие / В.К. Смунева, В.Ф. Соболева, Т.В. Видасова. - Витебск: ВГАВМ, 2004. - 20 с.

38. Лемеш, В.М. Товароведческая оценка мяса: Учеб.-метод. пособие / В.М. Лемеш, М.М. Алексин, П.И. Пахомов, Л.Г. Гурский и др. - Витебск: ВГАВМ, 2007. - 37 с.

39. Лукашевич, Н.П. Технологические аспекты возделывания кормовых культур, используемых в зелёном конвейере: рекомендации / Н.П. Лукашевич, С.Н. Янчик, В.А. Емелин и др. - Витебск: ВГАВМ, 2007. - 53 с.

40. Садовский, М.Ф. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине “Механизация и электрификация животноводства”: учеб.-метод. пособие. -Витебск: ВГАВМ, 2007. - 59 с.

41. Смунев, В.И. Организационно-технологические основы производства молока : учеб.-метод. пособие / В.И. Смунев, И.В. Щебеток, А.Ф. Железко, В.Ю.Маслюк. - Витебск: ВГАВМ, 2008. - 22 с.

42. Смунев, В.И. Выращивание ремонтных тёлок / В.И. Смунев, В.И. Шляхтунов, М.М. Карпеня, В.Н. Минаков: учеб.-метод. пособие. - Витебск: ВГАВМ, 2008. - 26 с.

43. Курдеко, А.П. Взятие крови животных : учеб.-метод. пособие/ А.П. Курдеко, Ю.К. Ковалёнок, А.П. Делждович, Е.Л. Братушкина и др.. - Витебск: ВГАВМ, 2008. - 36 с.

44. Карпеня, М.М. Рекомендации по применению органических форм селена в составе рационов выращивания племенных бычков / : учеб.-метод. пособие. - М.М.

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

13

Карпеня, ИИ. Горячев, Ю.В. Шамич. - Витебск: ВГАВМ, 2009. - 19 с.

45. Медведский, В.А. Зоогигеенические нормы технологического проектирования при содержании крупного рогатого скота: учеб.-метод. пособие / В. А. Медведский, И.В. Щебеток, А.Ф. Железко, В.И. Маслюк. - Витебск: ВГАВМ, 2010. - 28 с.

46. Бабкина, М.П. Автоматическая идентификация и штриховое кодирование : учеб.-метод. пособие / М.П. Бабкина, А.Г Кашнеров. - Витебск: ВГАВМ, 2010. - 60 с.

47. Тестовые задания по решению производственных ситуаций в животноводстве:

учеб.-метод. пособие / Сост. А.И. Ятусевич, В.А. Салианович, Н.С. Мотузко, М.Н.

Борисевич. - Витебск: ВГАВМ, 2010. - 149 с.

48. Медведовская, Т.В. Экологический мониторинг в сельскохозяйственном производстве: учеб.-метод. пособие / Т.В. Медведовская, М.С. Мацинович, Л.И. Рубина. -Витебск: ВГАВМ, 2011. - 14 с.

49. Хрущев, А.А. Информатика: учеб.-метод. пособие / А.А. Хрущев. - Витебск: ВГАВМ, 2010. - 60 с.

50. Борисевич, М.Н. Вычислительная техника и программирование: учеб.-метод. пособие / М.Н. Борисевич, А.А. Хрущев. - Витебск: ВГАВМ, 2008. - 52 с.

51. Борисевич, М.Н. Математические модели и методы в ветеринарной медицине / М.Н. Борисевич. - Витебск: ВГАВМ, 2007. - 267 с.

52. Борисевич, М.Н. Автоматизация технологических процессов в ветеринарной медицине / М.Н. Борисевич. - Витебск: ВГАВМ, 2007. - 245 с.

53. Борисевич, М.Н. Информационные технологии в ветеринарной медицине / М.Н. Борисевич. - Витебск: ВГАВМ, 2008. - 571 с.

54. Борисевич, М.Н. Интернет-ресурсы ветеринарной медицины / М.Н. Борисевич. - Витебск: ВГАВМ, 2008. - 378 с.

55. Орешкин, М.В. Основы биоэнергетического анализа / М.В. Орешкин, Ю.И. Усатенко, В.М. Брагин. - Луганск: ЭЛТОН-2, 2008. - 47 с.

References

1. Kozlova, O.N. Sociokul'turnoe razvitie v rezhime s obostreniem / O.N. Kozlova // Sinergeticheskaja paradigma. Chelovek i obshhestvo v uslovijah nestabil'nosti. - M.: Progress-Tradicija, 2003. - S. 157.

2. Istorija kafedry jekonomiki i organizacii sel'skohozjajstvennogo proizvodstva (k 75-letiju obrazovanija kafedry). - 1933-2008 gg. / Sost. M.V.Bazylev. - Vitebsk, VGAVM, 2008. - 35 s.

3. Vitebskaja ordena “Znak Pochjota” gosudarstvennaja akademija veterinarnoj mediciny: istorija i sovremennost' (k 85-letiju so dnja osnovanija) / Pod. obshh. red. A.I. Jatusevicha. -Vitebsk: VGAVM, 2009. - 500 s.

4. Studencheskaja nauka i obrazovanie. Materialy 93-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i magistrantov (Vitebsk 21-22 maja 2008 goda) / Pod red. A.I. Jatusevicha. - Vitebsk: VGAVM, 2008. - 198 s.

5. Programma 96-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i magistrantov. - Studenty - nauke i praktike APK. - 25-26 maja 2011 g. - Vitebsk: VGAVM, 2011. - 23 s.

6. Programma 97-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, magistrantov i molodyh uchjonyh. - Studenty - nauke i praktike APK. - 22-23 maja 2012 g. -Vitebsk: VGAVM, 2012. - 23 s.

7. Istorija kafedry jekonomiki i organizacii sel'skohozjajstvennogo proizvodstva (k 80-letiju

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

14

obrazovanija kafedry) 1933-2013 gg. - Vitebsk: VGAVM. - 2013. - 23 s.

8. Kornilov, Ju.D. Avtobiograficheskij ocherk / Ju.D. Kornilov / Vitebsk: VGAVM, 2007. -

42 s.

9. Kornilov, Ju.D. Sebestoimost' produktov zhivotnovodstva na promyshlennoj osnove / Ju.D. Kornilov. - Minsk: Urodzhaj, 1975. - 288 s.

10. Kornilov, Ju.D. Pravil'no ischislit' sebestoimost' sel'skohozjajstvennoj prordukcii / Ju.D. Kornilov. - Minsk: Uradzhaj, 1968. - 137 s.

11. Kornilov, Ju.D. Snizhenie sebestoimosti produkcii zhivotnovodstva / Ju.D. Kornilov. -Minsk: Uradzhaj, 1983. - 152 s.

12. Kornilov, Ju.D. Jeffektivnost' raznogo urovnja produktivnosti zhivotnyh/ Ju.D. Kornilov.

- Minsk: Uradzhaj, 1965. - 62 s.

13. Kornilov, Ju.D. Rezervy snizhenija sebestoimosti prroduktov zhivotnovodstva / Ju.D. Kornilov. - Minsk: Sel'hozgiz BSSR, 1965. - 62 s.

14. Barykin, V.E. O nekotoryh aspektah kul'tury knigi v sovremennyh uslovijah / V.E.Barykin // Kniga: Issledovanija i materialy. - 1997. - Sb.74. - S.81-98.

15. Motuzko, N.S. Vypolnenie diplomnyh rabot i referata / N.S. Motuzko, Bratushkina E.L., Bazylev M.V i dr. - Vitebsk: VGAVM, 2008. - 33 s.

16. Bazylev, M.V. Jekonomicheskoe obosnovanie diplomnoj raboty: ucheb.-metod. posobie dlja studentov ochnoj i zaochnoj form obuchenija / M.V. Bazylev, I.A. Nikolajchik, E.I. Bekish', E.A. Levkin i dr. - Vitebsk: VGAVM, 2008. - 42 s.

17. Bazylev, M.V - Jekonomika i organizacija predprijatij APK: ucheb.-metod. posobie / M.V Bazylev, E.A. Levkin, Kuznecova T.S. i dr. - Vitebsk: VGAVM, 2012. - 84 s.

18. Bazylev, M.V Jekonomika i organizacija sel'skohozjajstvenyh predprijatij s osnovami menedzhmenta: ucheb.-metod. Posobie / M.V Bazylev, I.A. Nikolajchik, E.A. Levkin, VV Bukas. - Vitebsk: VGAVM, 2012. - 116 s.

19. Nikolajchik, I.A. - Osnovy menedzhmenta i deloproizvodstva: ucheb.-metod. posobie / I.A. Nikolajchik, M.V Bazylev. - Vitebsk: VGAVM, 2011. - 96 s.

20. Bazylev M.V Vypolnenie kursovoj raboty po jekonomike sel'skohozjajstvennogo proizvodstva: ucheb.-metod. posobie / M.V Bazylev, E.I. Bekish, L.P. Bol'shakova. - Vitebsk: VGAVM, 2009. - 20 s.

21. Bazylev, M.V Vypolnenie kontrol'noj raboty po organizacii sel'skohozjajstvennogo proizvodstva ucheb.-metod. Posobie / M.V Bazylev, L.P. Bol'shakova, L.N. Boldyreva. - Vitebsk: VGAVM, 2013. - 21 s.

22. Bazylev, M.V Vypolnenie kontrol'noj raboty po jekonomike i organizacii APK / M.V Bazylev, E.A. Levkin, VV Lin'kov. - Vitebsk: VGAVM, 2013. - 28 s.

23. Bazylev, M.V Vypolnenie kontrol'noj raboty po kursu “Jekonomika sel'skogo hozjajstva”: ucheb.-metod. Posobie / M.V Bazylev, L.P. Bol'shakova, N.M. Klimovich. - Vitebsk: VGAVM, 2013. - 32 s.

24. Nikolajchik, I.A. Vypolnenie kursovoj raboty po menedzhmentu v APK: ucheb.-metod. Posobie / I.A. Nikolajchik, VV Bukas, M.V Bazylev, N.S. Motuzko. - Vitebsk: VGAVM, 2013.

- 40 s.

25. Bazylev, M.V Vypolnenie kursovoj raboty po jekonomike i organizacii predprijatij APK: ucheb.-metod. Posobie / M.V Bazylev, L.P. Bol'shakova. - Vitebsk: VGAVM, 2014. - 28 s.

26. Uchrezhdenie obrazovanija “Vitebskaja ordena “Znak Pochjota” gosudarstvennaja akademija veterinarnoj mediciny”. Istorija i sovremennost' (k 90-letiju so dnja osnovanija) / Pod obshhej red. A.I. Jatusevicha. - Vitebsk: VGAVM, 2014. - 576 s.

27. Rudko, E.A. Filosofija: uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov po

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

15

special'nostjam “Veterinarnaja medicina» i «Zootehnija». V 2-h chastjah. - Chast' 1. Filosofija v istoricheskoj dinamike kul'tury / E.A. Rudko. - Vitebsk: VGAVM, 2007. - 35 s.

28. Rudko, E.A. Filosofija: uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov po

special'nostjam «Veterinarnaja medicina» i «Zootehnija». V 2-h chastjah. - Chast' 2. Teoreticheskaja filosofija / E.A. Rudko. - Vitebsk: VGAVM, 2007. - 32 s.

29. Rudko, A.E. Jestetika: uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov po special'nostjam «Veterinarnaja medicina» i «Zootehnija» / A.E. Rudko. - Vitebsk: VGAVM, 2007. - 24 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Rudko, A.E. Jetika: uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov po special'nostjam «Veterinarnaja medicina» i «Zootehnija» / A.E. Rudko. - Vitebsk: VGAVM, 2007. -31 s.

31. Petrochenkova, T.I. Nravstvennost' - razum serdca: ucheb.-metod. posobie / T.I. Petrochenkova, N.E. Kudrjavin. - Vitebsk: VGAVM, 2009. - 28 s.

32. Lukina, L.V Kul'tura povedenija za stolom: rekomendacii, sovety dlja studentov: metod. posobie / L.V. Lukina, N.D. Laberko, G.M. Romashkov. - Vitebsk: VGAVM, 2009. - 36 s.

33. Lukina, L.V. Ja - kurator: ucheb.-metod. posobie / L.V. Lukina, O.N. Gubarevich. -Vitebsk: VGAVM, 2007. - 16 s.

34. Kapitonova, E.A. professional'nye prazdniki: metod. posobie dlja kuratorov grupp, potokov i kursov UO VGAVM, vospitatelej sel'skohozjajstvennyh kolledzhej i tehnikumov / E.A. Kapitonova. - Vitebsk: VGAVM, 2007. - 26 s.

35. Petrochenkova, T.I. Zhizn' bez ustali!: ucheb.-metod. posobie / T.I. Petrochenkova, N.E. Kudrjavin. - Vitebsk: VGAVM, 2009. - 41 s.

36. Biotehnologicheskij fakul'ttet - 80 let. - Vitebsk: VGAVM, 2013. - 16 s.

37. Smuneva, V.K. Razvedenie sel'skohozjajstvennyh zhivotnyh: Ucheb.-metod. posobie / V.K. Smuneva, VF. Soboleva, T.V. Vidasova. - Vitebsk: VGAVM, 2004. - 20 s.

38. Lemesh, V.M. Tovarovedcheskaja ocenka mjasa: Ucheb.-metod. posobie / V.M. Lemesh, M.M. Aleksin, PI. Pahomov, L.G. Gurskij i dr. - Vitebsk: VGAVM, 2007. - 37 s.

39. Lukashevich, N.P Tehnologicheskie aspekty vozdelyvanija kormovyh kul'tur, ispol'zuemyh v zeljonom konvejere: rekomendacii / N.P. Lukashevich, S.N. Janchik, V.A. Emelin i dr. - Vitebsk: VGAVM, 2007. - 53 s.

40. Sadovskij, M.F. Metodicheskie ukazanija k vypolneniju kursovogo proekta po discipline “Mehanizacija i jelektrifikacija zhivotnovodstva”: ucheb.-metod. posobie. - Vitebsk: VGAVM, 2007. - 59 s.

41. Smunev, VI. Organizacionno-tehnologicheskie osnovy proizvodstva moloka : ucheb.-metod. posobie / VI. Smunev, I.V Shhebetok, A.F. Zhelezko, VJu.Masljuk. - Vitebsk: VGAVM, 2008. - 22 s.

42. Smunev, V.I. Vyrashhivanie remontnyh tjolok / VI. Smunev, VI. Shljahtunov, M.M. Karpenja, VN. Minakov: ucheb.-metod. posobie. - Vitebsk: VGAVM, 2008. - 26 s.

43. Kurdeko, A.P. Vzjatie krovi zhivotnyh : ucheb.-metod. posobie/ A.P. Kurdeko, Ju.K. Kovaljonok, A.P. Delzhdovich, E.L. Bratushkina i dr.. - Vitebsk: VGAVM, 2008. - 36 s.

44. Karpenja, M.M. Rekomendacii po primeneniju organicheskih form selena v sostave racionov vyrashhivanija plemennyh bychkov / : ucheb.-metod. posobie. - M.M. Karpenja, I.I. Gorjachev, Ju.V Shamich. - Vitebsk: VGAVM, 2009. - 19 s.

45. Medvedskij, VA. Zoogigeenicheskie normy tehnologicheskogo proektirovanija pri soderzhanii krupnogo rogatogo skota: ucheb.-metod. posobie / VA. Medvedskij, I.V Shhebetok, A.F. Zhelezko, VI. Masljuk. - Vitebsk: VGAVM, 2010. - 28 s.

46. Babkina, M.P. Avtomaticheskaja identifikacija i shtrihovoe kodirovanie : ucheb.-metod. posobie / M.P. Babkina, A.G. Kashnerov. - Vitebsk: VGAVM, 2010. - 60 s.

47. Testovye zadanija po resheniju proizvodstvennyh situacij v zhivotnovodstve:

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года

16

ucheb.-metod. posobie / Sost. A.I. Jatusevich, V.A. Salianovich, N.S. Motuzko, M.N. Borisevich. - Vitebsk: VGAVM, 2010. - 149 s.

48. Medvedovskaja, T.V. Jekologicheskij monitoring v sel'skohozjajstvennom proizvodstve: ucheb.-metod. posobie / T.V Medvedovskaja, M.S. Macinovich, L.I. Rubina. - Vitebsk: VGAVM, 2011. - 14 s.

49. Hrushhev, A.A. Informatika: ucheb.-metod. posobie / A.A. Hrushhev. - Vitebsk: VGAVM, 2010. - 60 s.

50. Borisevich, M.N. Vychislitel'naja tehnika i programmirovanie: ucheb.-metod. posobie / M.N. Borisevich, A.A. Hrushhev. - Vitebsk: VGAVM, 2008. - 52 s.

51. Borisevich, M.N. Matematicheskie modeli i metody v veterinarnoj medicine / M.N. Borisevich. - Vitebsk: VGAVM, 2007. - 267 s.

52. Borisevich, M.N. Avtomatizacija tehnologicheskih processov v veterinarnoj medicine / M.N. Borisevich. - Vitebsk: VGAVM, 2007. - 245 s.

53. Borisevich, M.N. Informacionnye tehnologii v veterinarnoj medicine / M.N. Borisevich. - Vitebsk: VGAVM, 2008. - 571 s.

54. Borisevich, M.N. Internet-resursy veterinarnoj mediciny / M.N. Borisevich. - Vitebsk: VGAVM, 2008. - 378 s.],

55. Oreshkin, M.V. Osnovy biojenergeticheskogo analiza / M.V. Oreshkin, Ju.I. Usatenko, V.M. Bragin. - Lugansk: JeLTON-2, 2008. - 47 s.

http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/18.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.