Научная статья на тему 'Некоторые аспекты распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения'

Некоторые аспекты распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
692
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИД / РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВАМИ НА РИД / ПРАВОВАЯ ОХРАНА РИД / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЦЕНЗИИ / ОТЧУЖДЕНИЕ ПРАВ / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / DISPOSAL OF RIGHTS / LEGAL PROTECTION / USE OF INTELLECTUAL PROPERTY / LICENSING / TRANSFER OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев Александр Юрьевич

В статье рассматриваются отдельные проблемы, связанные с правовой охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, распоряжения правами государства на такие результаты. Предложены пути их решения. Делается вывод о том, что участие государства в решении задач, связанных с правовой охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности, распоряжением правами на такие результаты, является залогом успешного развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковлев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE MANAGEMENT RIGHTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITIES OF CIVIL, MILITARY, SPECIAL AND DUAL-USE GOODS

The article deals with some problems relating to the legal protection and use of the results of intellectual activities of civil, military, special and dual-use items established by the budget of the federal budget, the rights of the State to such results. Proposed solutions to the problems identified. State participation in the decisions of the problems related to the legal protection and use of the results of intellectual activity, the instructions on such results is essential for the successful development of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения»

Некоторые аспекты распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения

А.Ю. Яковлев

заместитель начальника Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства Федеральной службы по интеллектуальной собственности (г. Москва)

Александр Юрьевич Яковлев, rospat109@rupto.ru

Тот, кто внимательно следит за сферой оборота результатов интеллектуальной деятельности, обратит внимание на целый ряд мер, которые предприняты руководством Российской Федерации по различным вопросам, связанным с правовой охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - результаты интеллектуальной деятельности), их вовлечением в экономический и гражданско-правовой оборот, защитой прав Российской Федерации на такие результаты. С реализацией этих мер во многом связано растущее понимание важности и ответственности за состояние дел в названной сфере руководителями всех уровней власти.

В предшествующий период из-за недостаточного внимания и опыта решения проблем, связанных с правовой охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности, российское государство несло (и продолжает нести) значительные убытки. Во-первых, потому что многие научно-технические достижения по различным причинам (в том числе из-за спада производства, наиболее резкого в высокотехнологичных отраслях) не ис-

пользовались в практической деятельности, не были востребованы обществом. Во-вторых, значительная часть достижений бесконтрольно уходила за рубеж, не принося должного дохода их разработчикам. И, наконец, происходившая крупномасштабная утечка высококвалифицированных кадров явно не способствовала укреплению научно-технического потенциала страны, поскольку самое главное наше достояние -классные специалисты (и, соответственно, их талант, принадлежащая им интеллектуальная собственность) уезжают за границу, меняют гражданство, уменьшая богатство России.

В связи с происходящими институциональными преобразованиями и изменениями в настоящих условиях хозяйствования в стране только создается и отлаживается законодательный механизм правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, распоряжения правами на такие результаты, создается общедоступная система их государственного учета и распределения.

Общемировая практика использования государством прав интеллектуальной собственности заключается в том, чтобы распространение результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств бюджета государства, происходило

на договорных условиях за разумное вознаграждение. Между тем необходимо признать, что в современной ситуации у частных лиц (в том числе юридических) нет серьезных экономических стимулов для перераспределения финансовых средств в интересах развития науки. Эту функцию должно было взять на себя государство, что и нашло отражение в ряде нормативных правовых актов, в частности, в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 372 «О правилах зачисления в доход федерального бюджета и использования средств, полученных от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» [3].

Трудности освоения наукоемких технологий связаны с тем, что предприятия научно-технической сферы имеют недостаточный опыт работы в условиях рыночных реформ, не умеют успешно распоряжаться принадлежащим им интеллектуальным капиталом, не готовы к коммерческой реализации собственных разработок. Результаты интеллектуальной деятельности в основной своей массе не являются коммерческим продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Российские предприятия стараются передать за рубеж новейшие знания в чистом виде, не подкрепляя их технологическими знаниями, производственными секретами и такими услугами, как например, инжиниринг.

Подобная стратегия резко отличается от общемировых тенденций, где одной из наиболее характерных черт современного научно-технического и технологического обмена является обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, что приводит к значительному усложнению доступа к новейшим технологиям и ограничению их коммерческого использования.

Причина здесь кроется в специфике товара в торговле интеллектуальной продук-

цией, которым главным образом являются знания - знания менеджерские, знания того, как организовать и наладить производство и маркетинг. Причем не всегда эти знания оформлены юридически, в патентной форме.

И вот здесь возникает серия проблем, осложняющих коммерческую реализацию российских технологий как внутри страны, так и на внешнем рынке. Прежде всего покупателей интересует не технология как таковая, а продукция, которая может быть изготовлена по этой технологии, преимущества этой продукции, позволяющие ей успешно конкурировать с аналогичной. К сожалению, российские предприятия, говоря о технологии, забывают о конечном продукте. В результате до 90 процентов промышленной продукции, выпускаемой ими сегодня, не соответствует мировому уровню, и, следовательно, она неконкурентоспособна [8, с. 31].

Следующая проблема - правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности. У большинства предприятий отсутствует единая политика в области охраны интеллектуальной собственности и продвижении своих товаров и технологий на рынок. В результате российские предприятия теряют приоритет на рынке и проигрывают своим конкурентам.

Еще одна причина низкой эффективности торговли - это уровень промышленного освоения предмета продажи. Многие предлагаемые российскими предприятиями технологии не имеют промышленного внедрения.

Одной из наиболее эффективных форм коммерциализации интеллектуальной собственности является передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основе лицензионных договоров. По мере продвижения экономики к более наукоемкой модели развития обмен различными результатами интеллектуальной деятельности, осуществляемый на коммерческой основе в виде торговли лицензиями, превратился в самостоя-

тельную сферу экономических отношений [8, с. 46].

Следует отметить, что торговля лицензиями относится к зарегистрированным охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и включает передачу ноу-хау, технической и технологической документации, инжиниринговые услуги и т. д. В международной практике объемы этих операций значительно превышают торговлю охраняемыми результатами.

Для большинства стран торговля лицензиями ведется как на национальном, так и на международном уровнях, то есть фирмы обмениваются технологиями в пределах страны и активно используют лицензионную торговлю в своей внешнеэкономической деятельности. Для нашей страны внутренняя торговля лицензиями - явление абсолютно новое, поскольку в советское время все научно-технические достижения принадлежали государству, и каждое предприятие могло свободно использовать любое из них в собственном производстве, не оформляя лицензионное соглашение. Вот почему в СССР не существовала система внутреннего лицензирования, а лицензионная деятельность рассматривалась только как один из видов внешнеэкономических операций [6].

Государство может и должно получать выгоду от использования результатов интеллектуальной деятельности. Для этого необходимо расширение конкурентоспособного производства и укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем и мировом рынках. Это принципиальный аспект создания сильной экономики.

В экономическом аспекте политика государства, связанная с использованием, распоряжением и защитой прав интеллектуальной собственности, в целом определяется двумя факторами:

1) необходимость внедрения новых знаний в российскую экономику (инновационная составляющая политики государства);

2) возможность получения дополнительных доходов в федеральный бюджет от рас-

поряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за государственный счет (экономическая составляющая политики государства).

Целью инновационной политики является обеспечение устойчивого развития экономики страны за счет генерации и внедрения новых знаний, переход к инновационному пути развития, эффективного использования интеллектуального потенциала.

Рассматривая экономический аспект проблемы интеллектуальной собственности в рамках инновационной деятельности, следует исходить из ориентации на коммерчески эффективный результат. Это может быть создание новейших технических образцов и новых технологий, их внедрение, коммерциализация, а также непосредственные поступления финансовых средств в федеральный бюджет от использования этих новшеств. В связи с этим становится актуальным вопрос о способности государства эффективно распорядиться теми интеллектуальными ресурсами, права на которые оно имеет. Осуществление полномочий по распоряжению правами государства на результаты интеллектуальной деятельности включает несколько различных видов деятельности:

1) принятие решений о распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности и запрете или снятии запрета на их передачу для коммерческого использования;

2) выполнение юридически значимых действий по передаче результатов интеллектуальной деятельности хозяйствующим субъектам для использования в качестве технологической основы производства и поставки продукции для федеральных государственных нужд (в виде простой (неисключительной) лицензии);

3) принятие решения и заключение соглашений с заинтересованными хозяйствующими субъектами о совместном доведении результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат государству, до уровня их пригодности для коммерческого использования;

4) принятие и реализация решения о поддержании в силе либо досрочном прекращении действия патента на результат интеллектуальной деятельности, права на который принадлежат государству;

5) проведение оценки, маркетинг и выполнение юридически значимых действий по передаче результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат государству, хозяйствующим субъектам для коммерческого использования на возмездной основе, с учетом интересов Российской Федерации (договор об отчуждении права, исключительная лицензия);

6) внесение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в уставный капитал хозяйствующих субъектов или передача его в залог в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) передача результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, в ходе военно-технического сотрудничества (путем заключения с организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения лицензионных договоров о предоставлении им права на использование таких результатов при выполнении контрактных обязательств);

8) передача результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении продукции, которая контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле.

Первые четыре вида деятельности являются исключительной прерогативой государственных заказчиков. Другие виды деятельности требуют проведения оценки, маркетинга и выполнения юридически значимых действий по передаче результатов для коммерческого использования и защите интересов государства как правообладателя. Такие действия коммерческого характера со значительной правовой со-

ставляющей свойственны, как правило, специализированным организациям, подведомственным федеральному органу исполнительной власти. Примером такой организации может служить Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (далее - ФАПРИД) при Министерстве юстиции Российской Федерации (в настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года № 673 ФАПРИД находится в ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности).

Необходимо отметить, что за более чем 12-летний период ФАПРИД накоплен уникальный опыт по охране результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за государственный счет, совершенствованию нормативной правовой базы и оптимизации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций в этой сфере деятельности, разработаны механизмы правовой защиты таких результатов. Деятельность ФАПРИД осуществляется в таких важных сферах государственной деятельности, как государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, правовая охрана таких результатов, инвентаризация прав на них, экспортный контроль, международно-правовая деятельность, договорно-претензионная и исковая работа, военно-техническое сотрудничество, распоряжение правами государства на результаты интеллектуальной деятельности. Несмотря на трудности и недостатки в работе, можно сказать, что в стране был впервые создан и в целом сформирован институт правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при участии Министерства юстиции Российской Федерации и непосредственной активной деятельности ФАПРИД [5]. Такая деятельность найдет свое дальней-

шее развитие в рамках формирования единой системы правовой защиты интересов государства, в том числе распоряжения правами государства на результаты интеллектуальной деятельности.

Обязательным условием успешной интеграции России в международную систему экономических взаимоотношений является совершенствование национальной системы правовой охраны и передачи интеллектуальной собственности. Обмен научно-техническими достижениями и результатами интеллектуальной деятельности становится самостоятельной сферой экономических отношений, превращается в перспективный и прибыльный бизнес. Становление и развитие патентной системы позволяют распространять передовые научно-технические знания в товарной форме, в частности, через торговлю патентами и лицензиями.

Вместе с тем следует отметить, что не полностью отрегулированы вопросы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих государству, в том числе научно-технические секреты технологий, научно-технические секреты произведенного наукоемкого объекта. Остались открытыми вопросы, связанные с правовой охраной секретных изобретений, что и привело к возникновению той непростой ситуации, которая существует в этой области в настоящее время. Не решены проблемы поддержки патентов, представляющих реальный или потенциальный коммерческий интерес. Не в полном объеме урегулированы права и обязанности сторон в договорных отношениях (юридических лиц, физических лиц, с одной стороны, и государства как правообладателя - с другой). Очень низким остается уровень практического использования результатов интеллектуальной деятельности.

С 2004 года расходы федерального бюджета на прикладные научные исследования возросли в 6 раз. Однако за последние пять лет (2006-2010 годы) число заявок на изобретения, поданных российскими юридиче-

скими лицами, практически не возросло. Следовательно с точки зрения обеспечения новизны научных исследований и правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности эффективность использования средств федерального бюджета является очень низкой.

Не менее важной проблемой является недостаточный уровень квалификации специалистов инновационного менеджмента в новой для большинства предприятий лицензионной деятельности. Для того чтобы лицензирование стало одной из прибыльных экономических операций, необходимо знать состояние, тенденции и особенности мировой торговли лицензиями. Особенно важно опираться на уже имеющийся в нашей стране опыт лицензионной торговли. Российские предприятия стараются найти покупателей или инвесторов для своих технологий прежде всего в промышленно развитых странах, не имея при этом необходимых средств и деловых связей.

По мнению специалистов, одна из серьезных проблем российских лицензиаров - преждевременная передача научно-технических знаний, стремление к извлечению валютных поступлений любой ценой. Это приводит к тому, что предметами лицензий становятся технологии, коммерчески не подготовленные (нет надлежащей правовой охраны, технологии не освоены в производстве, нет необходимой рекламы), и, как следствие, к фактически непроизводительной растрате передовых технологических знаний, на разработку и получение которых были израсходованы значительные средства [6, с. 12].

Недостаточная компетентность специалистов предприятий в вопросах лицензионной торговли снижает эффективность этих сделок. Так, например, российские предприятия практически не пользуются возможностями, которые дают широко применяемые в мире такие операции, как франчайзинг, опцион, лизинг. Как правило, франчайзинг и опцион предшествуют сделкам по передаче технологий, а лизинг

их завершает. Цепочка «франчайзинг - лицензирование - лизинг» позволяет минимизировать капиталовложения на старте и решить трудную проблему при освоении передовой техники и технологии, выпуске новых товаров и оказании услуг [7, с. 27].

Примечателен тот факт, что начиная с 1992 года по настоящее время (то есть за все время действия Патентного закона и части IV Гражданского кодекса Российской Федерации) не было зарегистрировано ни одного договора о предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование охраняемых патентами и свидетельствами о государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, для федеральных государственных нужд (предусмотрено статьей 1 373 Гражданского кодекса Российской Федерации). Это не означает, что такие результаты для государственных нужд вообще не используются. Однако такое использование результатов осуществляется в нарушение установленного законодательством порядка в части, касающейся обязательной государственной регистрации лицензий на предоставление права на их использование.

Необходимо государственное стимулирование инновационной деятельности. В этом комплексе мер особо выделяются следующие:

• по государственному стимулированию создания, правовой охраны, защиты и использования результатов интеллектуально деятельности;

• по нормативному правовому обеспечению вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности (в том числе с использованием экономических стимулов);

• по регулированию порядка государственного учета, инвентаризации, налогообложения результатов интеллектуальной деятельности, а также по регламентации проведения стоимост-

ной оценки интеллектуальной собственности;

• по обеспечению мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению действий, нарушающих права Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом;

• по установлению минимальных ставок вознаграждения авторам за результаты интеллектуальной деятельности, созданные в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, размера, условия и порядка выплаты компенсации в случае использования результатов интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя в интересах обороны и безопасности страны, а также в случае засекречивания заявки и выдачи патента на секретное изобретение.

В целях стимулирования выпуска новой продукции и технологий, расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности представляется актуальным принять следующие меры, а также соответствующие законодательные и нормативные правовые акты:

1) повышение заинтересованности организаций - исполнителей государственных контрактов и авторов результатов интеллектуальной деятельности;

2) регулирование отношений между головным исполнителем и соисполнителями государственного контракта в вопросах о праве на патентование результатов интеллектуальной деятельности;

3) с целью повышения ответственности государственных заказчиков за исполнение условий государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ представляется необходимым разработать и утвердить формы государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских,

опытно-конструкторских и технологических работ, существенными положениями которых должны являться обязательства сторон в части создания, правовой охраны (патентование, регистрация, установление режима коммерческой тайны), государственного учета и практического использования результатов интеллектуальной деятельности, проведения патентных исследований, а также (что весьма важно) выплаты вознаграждения авторам созданных результатов.

В настоящее время на правительственном уровне в этой сфере существует единственный нормативный документ - постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 года № 41 «Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу».

Условия государственных контрактов, предусматривающих проведение научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, должны содержать, по крайней мере, более десяти пунктов, касающихся распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществления государственного учета и использования таких результатов, получения охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения их правовой охраны, а также проведения патентных исследований и т. д.

Следует предусмотреть включение в конкурсную документацию при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ справки о созданных ранее участником конкурса результатах интеллектуальной деятельности, их правовой охране, учете и практическом применении. Это позволит привлекать к выполнению научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ

организации, располагающие должным научным потенциалом в соответствующей области и знающие потребности рынка, что, в свою очередь, будет способствовать созданию инновационной продукции;

4) рассмотреть вопрос о возможности предоставления государственной поддержки зарубежного патентования и ее формах. Представляется, что такая поддержка может осуществляться либо за счет целевого бюджетного финансирования через систему государственного заказа или выделения субсидий, либо за счет средств государственных фондов, иных институтов инновационного развития;

5) принять меры по восстановлению и укреплению патентных служб в государственных организациях и на предприятиях;

6) ввести в рамках единого образовательного стандарта в программы высших учебных заведений Российской Федерации (независимо от получаемой специальности) обязательную учебную дисциплину «интеллектуальная собственность».

Резюмируя, следует сказать, что участие государства в решениях проблем, связанных с правовой охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности, распоряжением правами на результаты интеллектуальной деятельности, является выгодным государству и становится залогом успешного развития Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.

2. О Федеральной службе по интеллектуальной собственности : Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года № 673.

3. О правилах зачисления в доход федерального бюджета и использования средств, полученных от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских,

опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения : постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 372.

4. Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ по государственному оборонному заказу : постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 года № 41.

5. Алханов А. Д. От правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности - к мерам, направленным на повышение качества управления правами государства на результаты интеллектуальной деятельности // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2009. № 7.

* *

6. Защита интеллектуальной собственности : материалы заседания секции «Экономическая и информационная безопасность» Научно-технического совета при федеральном государственном унитарном предприятии «Рособоронэкспорт». М., 2010.

7. Зинов В. Г. Инновационный бизнес: практика передачи технологий. М. : Дело, 2010.

8. Мухопад В. И. Коммерциализация интеллектуальной собственности. М. : ИНФРА-М, 2010.

9. Пискунов А. А. Анализ законности и эффективности использования интеллектуальной собственности, созданной за счет средств федерального бюджета // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2010. № 2 (146).

VIII ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 2012 ОСЕНЬ»

14-16 ноября 2012 года в Конгресс-центре гостиницы «Космос» и в отеле «Балчуг Кемпински Москва» при поддержке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Комитета Торгово-промышленной палаты по оценке и экономике недвижимости, Ассоциации строителей России, а также ряда отраслевых агентств будет проходить VIII Всероссийский конгресс «Регулирование земельноимущественных отношений 2012 Осень». Организатор Конгресса -компания «АСЭРГРУПП».

Программа мероприятия включает семинары и круглые столы по наиболее актуальным темам:

• государственная регистрация прав на недвижимое имущество;

• арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (в том числе с учетом изменений, внесенных постановлением от 19 августа 2011 года № 697);

• «неоформленное» землепользование: варианты узаконивания, меры ответственности;

• кадастровая оценка земельных участков: методология оценки, экспертиза результатов, ответственность оценщика;

• права на земельные участки: право собственности постоянного (бессрочного) пользования, аренда, сервитут;

• выкупная, рыночная, кадастровая и залоговая стоимости земли: порядок и проблемы определения, правовые последствия;

• приватизация недвижимого имущества: новая стратегия;

• реформирование имущественных налогов в России, перспективы введения налога на недвижимость.

В работе форума примут участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗ-иСП), ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ И ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: тел./факс: (495) 988-61-15, e-mail: info@asergroup.ru на сайте: www.zemlya.asergroup.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.