Научная статья на тему 'Некоторые аспекты психологической адаптации студентов первокурсников на начальных этапах обучения'

Некоторые аспекты психологической адаптации студентов первокурсников на начальных этапах обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Изатулин Владимир Григорьевич, Карабинская О. А., Калягин А. Н., Украинская Л. А., Иванова Л. А.

На основе психологического и социального анкетирования получена характеристика состояния адаптации у студентов первыхкурсов медицинского университета. Выявлены биосоциальные факторы риска психической дизадаптации которые могут быть использованы при разработке комплексных мероприятий по повышению их адаптации на начальных этапах обучения в ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Изатулин Владимир Григорьевич, Карабинская О. А., Калягин А. Н., Украинская Л. А., Иванова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS AT THE INITIAL STAGES OF EDUCATION

On the basis of psychological and social guestioning the characteristic of condition of students of the first courses of medical university was received. Biosocial factors were revealed of risk mental disadaptation, which can be used in working out of complex actions for increase of their adaptation at the training initial stages in high schools.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты психологической адаптации студентов первокурсников на начальных этапах обучения»

УДК 613.86:378.1

в.Г. Нзатулин, О.А. Карабинская, А.Н. Калягин, Л.А. Украинская, Л.А. Нванова, н.и. Арсентьева, О.В. Колесникова, Т.В. Крупская

некоторые аспекты психологической АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - ПЕРВОКУРСНИКОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

ГОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Росздрава (Иркутск)

НЦРВХ СО РАМН (Иркутск)

На основе психологического и социального анкетирования получена характеристика состояния адаптации, у студентов первых курсов медицинского университета. Выявлены, биосоциальные факторы риска психической дизадаптации которые могут, быть использованы, при. разработке комплексных мероприятий по повышению их адаптации на начальных этапах обучения в ВУЗах.

Ключевые слова: психологическая адаптация, студенты

SOME ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS AT THE INITIAL STAGES OF EDUCATION

V.G. Izatulin, O.A. Karabinskaja, A.N. Kaljagin, L.A. Ukrainskaya, L.A. Ivanova,

N.I. Arsentyeva, O.V. Kolesnikov, T.V. Krupskaja

Irkutsk State Medical University (Irkutsk) SCRRS SB RAMS (Irkutsk)

On the basis of psychological and social questioning the characteristic of condition of students of the first courses of medical university was received. Biosocial factors were revealed, of risk mental disadaptation, which can be used, in working out of complex actions for increase of their adaptation at the training initial stages in high schools.

Key words: psychological adaptation, students

Требования, предъявляемые к медицинскому персоналу, чрезвычайно высоки и разнообразны. Специфика обучения в медицинских вузах, готовность к работе с больными людьми требуют достаточно глубоких знаний, поэтому перед молодежью, выбирающей профессию врача, стоят сложные проблемы адаптации в обществе, вузе и профессии [5]. Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для развития и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую.

Поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение является одним из таких переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависит не только его успех в овладении профессиональными знаниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое и соматическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в труднейшем и противоречивом процессе становления личности на новой ступени ее социального развития.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина и будущего

специалиста [2, 7, 10]. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.

Проблема психической дизадаптации в том или ином аспекте рассматривается в трудах многих исследователей [8, 11]. Однако ускорение процессов приспособления первокурсников к новому образу жизни и деятельности, исследование психических состояний, возникающих в учебной деятельности, выявление факторов и условий, способствующих повышению адаптивности, являясь чрезвычайно важными задачами, остаются во многом нерешенными до сегодняшнего дня.

Цель исследования — на основе комплексного социально-психологического исследования изучить особенности адаптации студентов первокурсников медицинского университета и выявить основные факторы психологической и социальной дизадаптации.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате исследования был подобран комплекс методик, которые в наибольшей степени позволяют изучить психологическое и социально-психологическое состояние студентов.

В работе использованы: опросник нервнопсихического напряжения Т.А. Немчинова, опросник для определения степени выраженности снижения настроения-субдипрессии В. Зунга, интегративный тест тревожности Л.И. Вас-

сермана и В. Бизюк и комплексное социальнопсихологическое анкетирование. Исследование выполнено при участии студентов I курса лечебного, медико-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уровень адаптации студентов обусловливается не только внешними, но и сугубо психологическими особенностями, среди которых центральное место, на наш взгляд, занимает потребностно-мотивационная сфера личности, ибо она задает систему отношения человека к миру и деятельности, систему ценностей, основные линии поведения, специфику взаимодействия и общения с другими людьми. Она придает смысл всему тому, что человек делает, и что он не хочет делать. Большая часть студентов выбор профессии врача сделали самостоятельно — 77,25 %, в 17,95 % случаев на выбор профессии оказали влияние родители или родственники и лишь у 1,95 % на выбор профессии оказали влияние друзья.

Поступление в ВУЗ — ответственный момент в жизни каждого человека, и насколько реальны его представления об обучении в нем зависят не только будущие успехи человека, но и своевременная адаптация. Так об учебе в ВУЗе имели реальное представление только 2/3 студентов.

Остальные имели абстрактное представление или не имели вообще. Наибольшее количество студентов (22 %), не имеющих представление об учебе в ВУЗе, отмечено на медико-профилактическом факультете, где 49 % составляют выпускники сельских школ.

Немаловажное значение в адаптации студентов к обучению в ВУЗах имеет преемственность школьной и вузовской программ. Так, такие базовые школьные предметы как химия и физика, у которых отмечается наибольшая преемственность, согласно результатам анкетирования для большинства студентов (67 %) являются наиболее трудными на первом курсе обучения. А такие предметы как анатомия и гистология (базовые для медицинского образования) считают трудными только 26 % студентов.

Это подтверждается результатами первой сессии. Экзамен по химии сдали на «отлично» только 9 % студентов, на «хорошо» — 35 %, а на «удовлетворительно» — более 50 %.

О низкой преемственности школьной и вузовской учебных программ говорит и тот факт, что на вопрос «Что мешает вашему обучению в ВУЗе?» почти 32 % студентов ответили — «слабая школьная подготовка».

Реализуя программу адаптации самостоятельно, почти 60 % студентов хотели бы по тем или иным предметам заниматься дополнительно во внеурочное время.

Известно, что качество образовательного процесса обусловлено во многом профессиональным мастерством и масштабом личности педагогов. Так на вопрос «Влияют ли личные качества препода-

вателя на качество учебного процесса?» утвердительно ответило около 90 % студентов.

Учебный процесс, складывается из активного взаимодействия двух субъектов — студента и преподавателя. Поэтому 85 % студентов считают, что взаимоотношения между преподавателями и студентами оказывают существенное влияние на качество учебного процесса, от того, насколько органично сложатся их взаимоотношения, будет зависеть не только своевременная адаптация, но и в большей степени их успеваемость.

В заключении хочется сказать, что собранный материал и последующий анализ позволил установить, что согласно данным опросника распределение студентов первых курсов по уровню их адаптированности дает неоднозначную картину, отмечается высокий процент неадаптированных и низко адаптированных студентов — диапазоны 2 — 4, что составляет более 60 %.

Эти результаты, с точки зрения организации обучения и воспитания, выглядят настораживающими, требуют психологического объяснения, поэтому весь ход последующего нашего исследования будет ориентирован на сравнительный анализ личности студентов, отнесенных к различным уровням адаптированности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного можно заключить, что основными причинами, порождающими проблему адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе, являются:

• слабая преемственность между средней и высшей школой:

• своеобразие методики и организации учебного процесса в ВУЗе;

• большой объем учебной информации;

• отсутствие навыков самостоятельной учебной работы;

• несогласованность в педагогическом взаимодействии «преподаватель — студент».

Это вызывает большое психическое напряжение у студентов-первокурсников, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Д.А. Проблема адаптации студента / Д.А. Андреева // В кн. : Молодежь и образование. — М., 1972.

2. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // В сб. : Человек и общество, вып. XIII. - М., 1973.

3. Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность / Д.А. Андреева // В кн. : Проблемы активности студентов. — Ростов-на-Дону, 1975.

5. Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в Вузе в условиях оптимизации образовательной среды : автореф. дисс. ... д-ра псих. наук. — М., 2007. — 41 с.

6. Вассерман Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медикопедагогической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковская, Е.Е. Ромицина. — СПб., 2004.

7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : Метод. пос. — М. : Высшая школа, 1991. — С. 103—126.

8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966.

9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М. : Изд-во МГУ, 1985.

10. Гарницкая А.С. Научить думать и действовать / А.С. Гарницкая // Адаптивная система обучения в школе. — М. : Просвещение, 1991. — 175 с.

11. Гельфанд И.М. «Диагностические игры» в задачах медицинской диагностики и прогнозирования / И.М. Гельфанд, Б.И. Розенфельд, М.А. Шиф-рин // Психол. журн. — № 6. 1985.

Сведения об авторах:

ИзатулинВладимир Григорьевич - д.м.н., профессор, Иркутский государственный медицинский университет, г Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ. Тел. 8 (3952) 24-07-72

Арсентьева Наталия Ивановна - к.б.н., доцент, ученый секретарь НЦРВХ СО РАМН, г. Иркутск, ул. Борцов Революции, 1. Тел. 8 (3952) 29-03-39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.