Научная статья на тему 'Некоторые аспекты процесса формирования и реализации региональной агропромышленной политики'

Некоторые аспекты процесса формирования и реализации региональной агропромышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / DEVELOPMENT / TRANSFORMATION / REGIONAL ECONOMY / AGRICULTURE / A COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджиева Ф. К., Закураев А. А.

В статье рассмотрены процессы трансформации российской экономики. Более детально исследованы некоторые аспекты процесса формирования и реализации региональной агропромышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the formation and implementation of regional agricultural policy

In article processes of transformation of the Russian economy are considered. Some aspects of process of formation and realization of a regional agro industrial policy are in more details investigated.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты процесса формирования и реализации региональной агропромышленной политики»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

rAËlOlDUA ANïAêOU ïdioannA oidieoiaaieb è oaaeecaoee daaeiiaeuiie AÂDIÏOI!U0ËArriÉ ÏIËÈOÈÊÈ

АДЖИЕВА Ф.К.,

аспирант,

Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 369000 Черкесск, КЧР, ул. Ставропольская, 36;

ЗАКУРАЕВ А.А.,

аспирант,

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная

академия им. В.М. Кокова, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Толстого, 185

В статье рассмотрены процессы трансформации российской экономики. Более детально исследованы некоторые аспекты процесса формирования и реализации региональной агропромышленной политики.

Ключевые слова: развитие; трансформация; региональная экономика; сельское хозяйство; конкуренция.

In article processes of transformation of the Russian economy are considered. Some aspects of process of formation and realization of a regional agro industrial policy are in more details investigated.

Keywords: development; transformation; regional economy; agriculture; a competition.

Коды классификатора JEL: O13, O18.

Современные положительные тенденции в стране, выраженные в некоторой стабилизации экономических процессов за счет сложившихся благоприятных условий в сырьевых отраслях промышленности в последние годы, не обеспечили устойчивости экономического роста. Но наряду с этим, появилась возможность начала работы над совершенствованием структуры экономики страны.

Трансформация российской экономики, продолжающаяся уже более пятнадцати лет, происходит на общем фоне усиления роли регионального фактора в развитии российской экономики. Формируемое с учетом этого социально-экономическое развитие, основанное на точном стратегическом позиционировании региональных социально-прозводственных систем и соответствующей балансировке отраслевых темпов экономического роста, сегодня становится крайне важным для устойчивого развития российских регионов и обеспечения национальной безопасности. Одновременно должно происходить улучшение инвестиционного климата, расширение инновационного потенциала и увеличение доли инновационной составляющей, усиление конкурентных

© Ф.К. Аджиева, А.А. Закураев, 2010

преимуществ в развитии как региональных промышленных систем, так и в целом региональных экономик.

В современных условиях при разработке региональной транспортной политики на различных уровнях управления экономикой (федеральном, региональном, субрегиональном, самих транспортных предприятий) все большее значение приобретают методы стратегического управления. В связи с этим крайне важным в методологическом плане представляется уточнение понятий «стратегия», «политика», «структурная политика», «программа», «план», «региональная (территориальная) транспортная политика», «отраслевая политика», «стратегическое программирование развития территории».

Для направленного движения к достижению поставленных целей в процессе реализации региональной политики существует необходимость определения стратегии предприятия, региона, территории. Термин «стратегия» (от греч. эЬтаШ — войско, адо — веду) имеет военное происхождение. Первоначально под стратегией понималось искусство ведения войны. Впоследствии слово приобрело новый смысл — «искусство военного командования», что больше говорило о психологических и поведенческих навыках, необходимых для выполнения роли командующего. Дальнейшее развитие этого понятия происходило в теории игр, возникшей в середине XX века и первоначально также ориентированной на решение военных задач. В теории игр стратегия определяется как план действий в конкретной ситуации, зависящий от поступков конкурента [1]. В 80-90-е годы предыдущего столетия появляются новые более широкие определения стратегии. Так, например, М. Портер утверждал, что стратегия — это выбор таких видов деятельности, в которых организация достигнет совершенства, создав устойчивое конкурентное преимущество на рынке. В качестве таковых стратегий М. Портер выделял минимизацию издержек, дифференциацию, концентрацию и стратегию преодоления опасности застрять на середине пути [5].

Практически в то же самое время, благодаря работам М. Хаммера, Дж. Чампи, одной из наиболее употребительных стратегий в развитии предприятий становится стратегия реинжиниринга [6]. Она предполагает реорганизацию производства на основе фундаментального переопределения и перепроектирования бизнес-процессов, снижение издержек, повышение качества, сохранение персонала, техническое перевооружение.

В дальнейшем различными учеными отрабатывались и предлагались многочисленные по направленности концептуальные подходы в развитии содержания понятия «стратегия». Так, например, одни из них полагали, что стратегия — это план, стратегическая программа, разрабатываемые и реализуемые в процессе стратегического управления. Другие понимали под стратегией принцип, линию или логику поведения организации на выбранных ею целевых рынках. Третьи полагали, что стратегия — это позиция, уделяя значительное внимание разработке разнообразных методов и технологий стратегического позиционирования. Четвертые отождествляли стратегию с перспективой, стратегическим видением, стратегическим мышлением предпринимателей, менеджеров. Пятые понимали под стратегией некий особый «стратегический маневр», предпринимаемый с целью перехитрить и переиграть своих конкурентов.

В итоге, по мнению Г. Минцберга, сформулировалось десять основных и в настоящее время параллельно развивающихся школ стратегического менеджмента: дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства, когнитивная, обучения, власти, культуры, внешней среды, конфигурации [3]. При этом каждая из указанных школ по-своему трактует процесс формирования стратегии. Школа дизайна, например, рассматривает формирование стратегии как процесс осмысления с активным использованием средств маркетингового анализа и З.Ш.О.Т. анализа. Школа планирования рассматривает процесс определения стратегии в большей степени как фор-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

мальный процесс создания и контроля выполнения стратегических программ и системы планов развития предприятия, отрасли, региона. В свою очередь, школа позиционирования трактует формирование стратегии как аналитический процесс, школа предпринимательства как процесс предвидения, когнитивная школа — как ментальный процесс, процесс восприятия и интеграции. Интересно понимание формирования стратегии в рамках школы обучения. Здесь предлагается организации рассматривать как модели мышления и в этом смысле процесс определения и смены стратегий как развивающийся процесс, основанный на обучении. Наконец, школа власти исходит из того, что стратегия — это результат процесса ведения переговоров между группами влияния и их различными коалициями. Школа культуры рассматривает формирование стратегии как результат некого коллективного процесса, исходя из понимания культуры как паттерна общих основных допущений и базовых представлений. Школа внешней среды рассматривает процесс формирования стратегии как результат реагирования на воздействия внешней среды, а школа конфигурации исследует процесс формирования стратегии как процесс трансформации.

Г. Минцбергом дается следующее интегрированное определение стратегии. По его мнению, стратегия — это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое [3].

Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов [3].

Таким образом, стратегия — способность использовать самые лучшие приемы и методы работы в стремлении добиваться осуществления миссии и достижения целей. Стратегия вырабатывается высшим руководством и менеджментом, но ее практическая реализация опирается на активное участие всех уровней управления.

В соответствии с выстроенной стратегией должна осуществляться политика. Хорошо продуманная политика способствует выполнению стратегии, не синхронизированная политика создает барьеры на пути реализации стратегии.

Термин «политика» известен с давних времен. В современные языки оно вошло как заимствование с древнегреческого (polls — государство) и традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями и государствами. Современный экономический словарь определяет понятие «политика» как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

Любая сфера деятельности так или иначе сопряжена с политикой. Так, благосостояние населения зависит от государственной экономической политики. Политика представляет собой не только определенный вид деятельности, но и своеобразную форму взаимоотношений между людьми. В большинстве устоявшихся определений политики выделяется, прежде всего, регулирующая роль государства в жизни общества.

Термин «промышленная политика» применяется как к определению политики государства по отношению к промышленности, так и политики самих промышленных структур внутри секторов, сегментов.

Российские ученые и практики определяют промышленную политику следующим образом. А.И. Вольский отмечает, что «промышленная политика — это политика государства, которое преследует национальные интересы, а не интересы какого-либо министерства или ведомства. Поэтому мы говорим о национальной промышленной политике, субъектами которой является государство, бизнес и экспертное сообщество

как квалифицированная часть общества.» [2]. А.В. Данилов-Данильян определяет промышленную политику как «комплекс мер государства, направленных на реализацию конкретных инвестиционных и инфраструктурных проектов в сфере промышленности». По его мнению, это тоже часть экономической политики государства. Но наиболее активная часть [1]. Существует точка зрения, в соответствии с которой промышленную политику можно скорее охарактеризовать как правительственную поддержку развития особых промышленных отраслей.

Нетрудно заметить, что практически все определения промышленной политики сводятся к различному пониманию объекта и содержания промышленной политики. Так, например, Дж. Стиглиц видит основное содержание промышленной политики, как впрочем и любой государственной политики, в достижении в процессе взаимодействия всех основных институциональных игроков, власти и бизнеса, компромисса между социальной и экономической эффективностью. Действительно в зависимости от того, как в конкретных регионах и странах удается решать эту задачу, формируются социально-ориентированные (Швеция, Австрия, Германия, Финляндия, Норвегия, Дания, Франция) или рыночно-ориентированные (Япония, Южная Корея, Тайвань, США) модели промышленной политики.

Рассмотрим в данной связи еще одно определение и соответствующий ему концептуальный подход, который дается А. Шараповым в его работе «Методология управления региональными промышленными системами и отраслевыми комплексами» [7]. Им обосновывается, что объектом государственной промышленной политики является не отдельная отрасль, а промышленная структура и региональная промышленная система в целом, включая все многообразие межотраслевого взаимодействия. Такое ограничение объекта нам представляется наиболее точным. Вместе с тем, он полагает, говоря о содержании промышленной политики, что концептуальная модель организации управления региональной промышленной системой включает в себя и формирование стержневых компетенций различных уровней государственного управления, инфраструктурное и институциональное обеспечение предлагаемых преобразований. В обозначенных рамках одной из важнейших составляющих промышленной политики является управление структурной динамикой региональных промышленных систем. Промышленная политика — пишет А. Шарапов, — это система мероприятий по институциональному, отраслевому, территориальному и размерному регулированию промышленности в целях повышения социально-экономической эффективности промышленного производства [7]. То есть осуществление промышленной политики должно сопровождаться формированием наряду с экономическим эффектом некоторого социального оптимума в решении таких наиболее важных задач в социальной сфере, как занятость, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и так далее. При этом, по его мнению, институциональный блок промышленной политики должен обязательно включать в себя политику приватизации, оптимизацию форм собственности, управление государственной собственностью. При этом отраслевая промышленная политика предполагает, в первую очередь, отраслевое «нацеливание» и стратегическое управление отраслевой структурой промышленной системы. Последнее представляет собой систему методов, принципов, моделей, мероприятий по стратегической рационализации отраслевой структуры промышленности. Территориальная промышленная политика заключается в национальном размещении производительных сил, а также управлении товарными и финансовыми потоками промышленной системы. Наконец, размерная промышленная политика включает в себя антимонопольное регулирование, поддержку малого бизнеса, политику концентрации промышленных ресурсов. Исходя из этого, затем конкретизируются задачи промышленной политики.

Смещение акцентов с развития отдельных важных для региона промышленных отраслей в пользу управления региональной промышленной структурой и системой

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3

делает в современных условиях наиболее перспективным применение в рамках разработки и осуществления региональной промышленной политики кластерного подхода. В свою очередь отраслевой подход к формированию промышленной политики утрачивает постепенно свою значимость в качестве основного при обосновании промышленного развития и служит в последнее время преимущественно как один из методов обобщения имеющейся информации при проведении аналитических разработок и получении оценок для принятия стратегических решений. При этом следует иметь в виду, что, осуществляя выбор в качестве основного объекта стратегического управления региональной промышленной системой в пользу кластера, ученые и специалисты понимают под промышленным кластером часто различные вещи. Обратимся к наиболее известным определениям. Так, например, М. Портер определяет кластер как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. И. Толендо и Д. Солье полагают, что кластер — это «фильеры» или зависимость одного сектора от другого по технологическому уровню, которая основывается на необходимости создания технологических связей между отраслями и секторами для реализации их потенциальных стратегических преимуществ. Е. Дах-мен раскрывает содержание кластера как совокупности секторов или своеобразных «Блоков развития» экономики, где основой развития является наличие связи между способностью одного сектора развития обеспечивать прогресс в другом. Известный российский экономист 20-х — 30-х годов выделял кластер как диверсифицированную совокупность чистых отраслей, связанных отношениями поставок и приобретений, основанных на матрице «затраты — выпуск». Кластерный подход способен самым принципиальным образом изменить содержание промышленной политики. В этом случае усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990.

2. Вольский А.И. От общих слов — к конкретным делам (о промышленной политике России) // Современная национальная промышленная политика России: Сборник материалов. М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. Вып. 1

3. Минцберг Г., Куинн Б. Дж., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: «Питер», 2001.

4. Основы политологии: Реферат академического пособия «Наука о политике» / Под ред. А. Боднара. М., 1990. С. 2.

5. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2000.

6. Хаммер М., Чампи Дж. The Reengineering revolution. 1995.

7. Шарапов А. Методология управления региональными промышленными системами и отраслевыми комплексами: Дисс. на соискание ученой степени д-ра экон. наук. Казань: КГФЭИ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.