Научная статья на тему 'Некоторые аспекты проблемы диалога христианства и ислама в современном обществе*'

Некоторые аспекты проблемы диалога христианства и ислама в современном обществе* Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
334
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / ДИАЛОГ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / CHRISTIANITY / ISLAM / DIALOG / WORLDVIEW / CULTURE / THEORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атабеков Т. Р.

В статье рассматривается необходимость изучения перспектив диалога ислама и христианства в современном обществе. Рассматриваются ключевые исследования в данном вопросе, которые помогают понять проблематику диалога между исламом и христианством в современном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE DIALOGUE BETWEEN CHRISTIANITY AND ISLAM IN THE MODERN SOCIETY

The article discusses the need to explore the perspective for dialogue between Islam and Christianity in todays modern society. It addresses key aspects of the research on this issue, which help to understand the problems of dialogue between Islam and Christianity in the modern context.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты проблемы диалога христианства и ислама в современном обществе*»



УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Т.Р. АТАБЕКОВ

аспирант кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета

Е-mail: timurouz@gmail.com

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГА ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ*

В статье рассматривается необходимость изучения перспектив диалога ислама и христианства в современном обществе. Рассматриваются ключевые исследования в данном вопросе, которые помогают понять проблематику диалога между исламом и христианством в современном контексте.

Ключевые слова: христианство, ислам, диалог, мировоззрение, культура, образование.

Говоря о необходимости изучения вопроса диалога ислама и христианства, необходимо отметить, что будущее христианства и христианской части мира в перспективе видится все более и более тесно связанным с исламом. Нравится нам это или нет, но каждый день наш мир наполняется информацией относительно событий, происходящих в мусульманских странах, и, конечно же, о терроризме. Данные обстоятельства ставят христианский мир перед большим вызовом, требующим выхода из своеобразного «вакуума страха» и преодоления создавшихся барьеров, необходимостью дать правильную оценку данным процессам и глубже понять то, что для христианского мира и церкви наступило то время, когда необходимо развивать более глубокое изучение истории, развития, распространения и усиления ислама, а также вести поиск путей для диалога христианского мира с миром исламским.

Исследователи отмечают ряд основных причин, которые вызывают необходимость рассмотрения вопросов диалога ислама с христианством: а) быстрый рост ислама в мире. В настоящее время ислам растет и тем самым активно проникает в развитые христианские страны (история стран Европы - 50-60 г.г. ХХ в.) [6]. Тем самым христианский мир должен понимать, что, как было сказано выше, будущее христианства будет еще теснее связано с исламом в прямом смысле этого слова, т.е. с каждым годом усиливается необходимость в поисках и развитии путей диалога с исламом; б) терроризм. СМИ все чаще поставляют новости о терроризме в исламской среде [4]. Это особенно актуально для стран постсоветского пространства, где «чеченский вопрос» (оставивший болезненные раны в российском обществе), как и гражданская война в Таджикистане (оставившая огромный шрам в Центральной Азии), ставят христианский мир перед проблемой объективной и конструктив-

ной оценки исламу и насилию; в) потребность в постоянной информативности. Христианский мир не может и не должен больше игнорировать непосредственное присутствие ислама и мусульман в своей среде, ибо современное взаимодействие христианского мира с мусульманами очевидно будет увеличиваться. Христианский мир и церковь не должны игнорировать огромнейшие изменения, происходящие в последние десятилетия в нашем обществе [5]; г) необходимость (можно сказать, призвание) для христиан с пониманием относиться к мусульманам. Базовые основы христианской этики предполагают отношение к окружающим нас людям (независимо от их происхождения и вероисповедания) с состраданием, пониманием и конструктивным подходом к анализу их жизни и деятельности [2]. Христианскому миру необходимо научиться принимать мусульман такими, какие они есть, тем самым показывая пример того, как мусульмане должны относиться к христианам.

Религиоведение выступает той областью академических знаний, которая способна непосредственно помочь в понимании различий и общности двух крупнейших религиозных традиций современности. Если возьмем исследования одного из классиков современного религиоведения Жака Ваарденбурга (Jacques Waardenburg), то можем увидеть, что он рассматривает важность анализа взаимоотношений между этими двумя крупными и влиятельными религиями в мире как с точки зрения исторической перспективы, так и с точки зрения анализа взглядов мыслителей, принадлежащих каждой из этих религий. Ваарденбург рассматривает историческое многообразие традиций, связанных с появлением и развитием этих двух религий, а также общие (параллели между ними) и отличительные черты, которые осознаются либо полностью, либо лишь частично адептами этих религий [3].

*Статья публикуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.В37.21.2120

© Т.Р. Атабеков

Различия между западным и восточным мышлением

ЗАПАДНОЕ МЫШЛЕНИЕ ВОСТОЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Забота о предметах (частных вещах) Забота об окружающей среде

Предметы Вещество (сущность)

Контроль над окружающей средой Меньше контроля над окружающей средой

Стабильность Изменения

Объяснение событий через акцент (фокус) на предметы (объекты) Объяснение событий через акцент на отношениях

Предпочтение категориям Предпочтение отношениям

Предпочтение логическим правилам Нет предпочтения логическим правилам

Диалектический подход, правильность одних убеждений в сравнении с другими Средний путь, противоречия

Закон непротиворечия: принцип не может быть одновременно правильным и ложным Противоположности взаимосвязаны, взаимопроникающи и взаимозависимы

Избежание противоречий, поиск принципов, которые могут оправдать убеждения. Склонность быть более крайним в суждениях Большое предпочтение компромиссным решениям и холистическим аргументам. Больше желания поддержать два очевидно противоречивых аргумента

Аналитическое Холистическое(целостное)

Закон тождественности: вещь есть сама, а не какая-либо другая вещь Чтобы узнать вещь, необходимо узнать все ее отношения и связи, подобно отдельным музыкальным нотам в мелодии

Больше склонности видеть отдельные предметы Больше склонности видеть картину в целом

Видеть причинные связи между событиями Приписывать больше значения контексту событий

Больше задавать вопросы «Почему?» Больше задавать вопросы «Как?»

Разум, логика Обоснованность, здравый смысл

Доверие анализу в отрыве от контекста Недоверие деконтекстуализации

Общество, основанное на чувстве вины Общество, основанное на чувстве стыда (позора)

Связь с социальным окружением (культурой)

ЗАПАДНОЕ МЫШЛЕНИЕ ВОСТОЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Люди хотят выделяться Люди не хотят выделяться, но смешиваются с окружающими. «Торчащий гвоздь забивают»

Люди управляют своим собственным поведением Поведение зависит больше от окружающей среды и обстоятельств

Фокус на личный успех и достижения Поддержка гармоничных социальных отношений

Люди стремятся думать о себе положительно Отсутствие концепции индивидуализма

Равенство в личных отношениях, превосходство в иерархических отношениях Равенства в обращении (в отношениях) не ожидается

К каждому применимы одни и те же правила. Правосудие должно быть слепым. Применяемые правила местные, частные, больше определяются ролью, чем универсальностью

Склонность специализироваться в нескольких сферах, которые начинают хорошо получаться Большая склонность стать мастером на все руки

Индивидуальная социальная система Коллективная социальная система

Независимость Взаимозависимость

Индивидуальная (отдельная) личность не должна быть раздавлена иерархическими отношениями и личным контролем Принятие иерархии и группового контроля

Стремление создать себе положительный имидж Ценность вписаться в коллектив и заниматься самокритикой, чтобы и другие поступали также

Меньше осведомленности о чувствах и отношении других Осведомленность о чувствах и отношении других

Прямота Непрямота, тонкость, искусность

Агрессивный, риторический стиль Неагрессивный стиль, нацеленный на гармонию

Человек может манипулировать окружающей средой Человек приспосабливается к окружающей среде

Личность относительно неизменна Личность более податливая, гибкая

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Все же необходимо отметить, что при анализе диалога ислама и христианства в современном христианском мире очень часто не учитываются несколько важных инструментальных объектов исследования, которые иногда интерпретируются как «ключевые» в понимании глобальных и геополитических различий между христианством (доминирующем в западной части земного шара) и исламом (доминирующем в восточной части земного шара). Примером такого рода исследований является работа Ф. Мартина (Frank Martin) [1].

Мартин утверждает, что можно выделить 10 базовых категорий мировоззрения, которые показывают индивидуальные особенности каждой из двух религий с точки зрения анализа как отличительных, так и общих черт ислама и христианства. Это такие категории, как реальность, индивидуальность человека, значение истины, понимание смысла всего живого, понятие нравственности, понятие счастья, причины существования зла в этом мире, надежда человека в этом мире, понятие любви [1].

Другим немаловажным объектом исследования, по мнению Ф. Мартина, является различие между западным и восточным мышлением. Ниже приво-

дится таблица, в которой он делает попытку обозначить эти различия в мышлении, фокусируясь на основных ключевых направлениях и социально-культурных особенностях.

Еще одним объектом исследования является различие в системах образования. Данный аспект важен, т.к. образование играет огромную роль в формировании личности в обеих культурах. В таблице ниже мы можем увидеть обозначенные различия.

Еще одним объектом исследования стало восприятие культурных проявлений христианства мусульманами и ислама христианами, которые служат для обеих сторон препятствием: а) исторические барьеры (это события, связанные с крестовыми походами и колонизацией); б) социологические и культурные несоответствия (различия в поведении, одежде, питании, семье, нравственных ценностях); в) особенности экономики и политики.

Отмеченные аспекты исследования выступают как материал для более расширенного исследования вопроса возможностей ведения диалога ислама и христианства как в контексте изучения мирового опыта, так и в масштабе событий на постсоветском пространстве.

ТРАДИЦИОННОЕ ЗАПАДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСТОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Формализованное Неформальное

Акцент (фокус) на информации Акцент (фокус) на мудрости и преобразовании характера

Использование письменного материала Использование устной речи и историй

Информация для разума (головы) Информация для сердца

Концептуальное Конкретное

Академическое, структурное Реляционное, общинное

Научно обоснованное Использование искусств

Специализация, углубление в определенную дисциплину Интеграция, многомерность, направление вширь

Индивидуальная ориентация Групповая, общинная ориентация, обучение в рамках группы

Продукт - информированная личность Продукт - трансформированная личность

Библиографический список

1. Martin F., Dr. Overview of the Islam: Gordon - Conwell Theological Seminary & Phoenix Seminary 2009.

2. Badru D. Kateregga, Dahn D. and David W. Shank. Muslims in Dialog with Christians: Herald Press, 1991.

3. ВаарденбургЖ. Христиане, мусульмане, иудеи и их религии // Страницы. 2004. 9:1, С. 44-73.

4. Christine A. Mallouhi. Waging Peace on Islam: London, Monarch Books, 2000.

5. Cooper A. and Markwell E., (ed). A Christian Introduction to Islam: Grand Rapids, Monarch Books, 2003.

6. Chapman C. Islam and the West - Conflict, Co-existence or Conversion?: Carlisle, UK, Paternoster, 1998.

T.R. ATABEKOV

SOME ASPECTS OF THE DIALOGUE BETWEEN CHRISTIANITY AND ISLAM IN THE MODERN SOCIETY

The article discusses the need to explore the perspective for dialogue between Islam and Christianity in today's modern society. It addresses key aspects of the research on this issue, which help to understand the problems of dialogue between Islam and Christianity in the modern context.

Key words: Christianity, Islam, dialog, worldview, culture, theory of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.