Научная статья на тему 'Некоторые аспекты проблем организации взаимодействия следователя с оперативными службами ОВД и других спецслужб при расследовании преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней'

Некоторые аспекты проблем организации взаимодействия следователя с оперативными службами ОВД и других спецслужб при расследовании преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБ / СЛЕДСТВЕННАЯ ГРУППА / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ГРУППИРОВКА / ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ И ПРИРОДНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ / THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF SERVICES / AN INVESTIGATION TEAM / AN ORGANIZED CRIMINAL GROUP / A CRIME SUBJECT - PRECIOUS METALS AND NATURAL JEWELS / INVESTIGATORY COMMITTEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никонович С. Л.

В статье рассмотрены уголовно-процессуальные, криминалистические и криминологические аспекты расследования преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никонович С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF THE INSPECTOR WITH SERVICES OF LAW-ENFORCEMENT BODIES AND OTHER SPECIAL SERVICES AT INVESTIGATION OF THE CRIMES MADE IN SPHERE OF CIRCULATION OF PRECIOUA MATELS AND JEWELS

In article are considered criminally-remedial, criminalistic and criminological aspects of investigation of crimes in sphere of illegal circulation of precious metals and jewels.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты проблем организации взаимодействия следователя с оперативными службами ОВД и других спецслужб при расследовании преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней»

В таком же порядке приемными семьям могут предоставляться льготы. Субъектам Федерации рекомендовано установить основные виды льгот социального и жилищного характера:

$ скидки в размере 50% за квартплату, плату за коммунальные услуги и телефон;

$ выделение земельного участка с освобождением от уплаты земельного налога;

$ преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения;

$ предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительности — от 42 до 56 дней;

$ сохранение непрерывного стажа за приемными родителями на весь период действия трудового договора о передаче ребенка;

$ право на получение беспроцентных ссуд на строительство жилья, дач, создание собственного бизнеса.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Заключение органа опеки и попечительства о возможности лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении.

Предварительный выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органами опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Передача ребенка в семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший 10 лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на все причитающиеся ему алименты, пенсию и другие пособия, а также на жилое помещение; при отсутствии такового имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ СЛУЖБАМИ ОВД И ДРУГИХ СПЕЦСЛУЖБ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

СЛ. НИКОНОВИЧ, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института права и экономики (г. Липецк), 12.00.09 - уголовный процесс, криминалистика;

оперативно-разыскная деятельность

vgrmn @yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены уголовно-процессуальные, криминалистические и криминологические аспекты расследования преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Ключевые слова: организация взаимодействия служб, следственная группа, организованная преступная группировка, предмет преступления — драгоценные металлы и природные драгоценные камни, следственный комитет.

SOME ASPECTS OF PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF THE INSPECTOR WITH SERVICES OF LAW-ENFORCEMENT BODIES AND OTHER SPECIAL SERVICES AT INVESTIGATION OF THE CRIMES MADE IN SPHERE OF CIRCULATION OF PRECIOUA MATELS AND JEWELS

S.L. NIKONOVICH

candidate of law sciences, dotsent, head of the department of criminally-legal disciplines of the institute of the right and economy (Lipetsk)

Annotation. In article are considered criminally-remedial, criminalistic and criminological aspects of investigation of crimes in sphere of illegal circulation of precious metals and jewels.

Key words: the organization of interaction of services, an investigation team, an organized criminal group, a crime subject — precious metals and natural jewels, investigatory committee.

Результативность раскрытия и расследования уголовных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней зависит от успешного взаимодействия следователя с оперативными работниками органов дознания внутренних дел, ФСБ России, ФТС России и других спецслужб. Особенность расследования преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и камней, состоит в том, что они подследственны следователям ОВД, а при совершении квалифицированных составов контрабанды драгметаллов и драгоценных камней (ч. 2—4 ст. 188 УК) — как следователям ОВД, так и органов федеральной службы безопасности (п. 2, 3 ст. 151). Кроме того, при контрабанде этих предметов, обнаружение драгоценных металлов и камней в основном осуществляют службы ФТС России.

Для спецслужб актуальна задача криминалистического обнаружения у заподозренного предмета преступного посягательства (драгоценных металлов или драгоценных камней) и их фиксации. Если при поиске металла можно использовать портативные метал-лоискатели, то обнаружение драгоценных камней до сих пор остается проблемой. Дело в том, что портативных приборов, надежно выявляющих драгоценные камни, в соответствующих подразделениях нет в достаточном количестве. Кроме того, камни небольшие по размеру и легко скрываются преступником, поэтому в таких случаях имеет место приоритет оперативной информации о наличии тайника или способе сокрытия предмета преступного посягательства. Вот почему важно должное взаимодействие следователя с оперативными подразделениями правоохранительных органов1. Как закон, так и реальная обстановка, требуют при расследовании этой категории уголовных дел взаимодействия между оперативными и следственными подразделениями МВД России, ФСБ России, ФТС России.

Под взаимодействием между органами предварительного следствия и дознания разных спецслужб

понимается основанная на законе и подзаконных актах деятельность соответствующих должностных лиц, направленная на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений путем наиболее рационального сочетания методов, используемых этими органами2.

Одна из целей взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками — получение информации, выявленной с помощью проведения оперативно-розыскных мероприятий, и использование ее в процессе раскрытия и расследования хищений, незаконного оборота, нарушений правил сдачи государству и контрабанды драгоценных металлов и драгоценных камней.

На первоначальном этапе расследования в ходе проведения следственных действий оперативно-розыскная деятельность должна быть направлена на:

Ф обнаружение и установление признаков преступления, установление лиц, его совершивших;

Ф организацию мер по розыску и задержанию преступников;

Ф выяснение отдельных обстоятельств преступления (например, выявление свидетелей, соучастников преступления, мест нахождения драгоценных металлов и драгоценных камней);

Ф получение сведений о готовящихся преступлениях и принятии мер к их пресечению;

Ф получение данных о похищенных и нажитых преступным путем ценностях и имуществе, возможностях возмещения ущерба, причиненного этой группой преступлений.

Принято различать две основные формы взаимодействия следователя с органом дознания: процессуальную и организационную3. В первом случае следователь поручает органу дознания выполнение отдельных следственных и розыскных действий, либо оперативные сотрудники участвуют в производстве следственных действий.

По делам анализируемой категории, поручения следователя о производстве отдельных следственных

действий органом дознания, а также участие оперативных сотрудников в производстве отдельных следственных действий осуществлялись по 62% изученных уголовных дел. В одних случаях такое участие выражалось в совместном производстве обысков, выемок, осмотрах мест происшествий, производстве опознаний; в других — в исполнении отдельных поручений следователя о допросах свидетелей, проживающих: в другом городе, отдаленном поселке или тундре, в тайге и т.п.

Процессуальной формой взаимодействия выступает также деятельность следственно-оперативной группы. Под ней понимается наиболее целесообразная в конкретной ситуации организационная структура целевого типа, созданная соответствующим субъектом управления для постоянной или временной работы, состоящая из следователей, оперуполномоченных, иных специалистов, которые на основе разделения и кооперации труда при строгом соблюдении законности и руководящей роли следователя выполняют задачи по раскрытию и расследованию преступлений4.

Создание следственной группы5 — эфективная форма взаимодействия следственных и оперативных работников в деле раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. По делам о преступлениях в этой сфере следственная группа включает в себя нескольких следователей, на одного из которых возлагаются функции ее руководителя; он планирует и организует работу следователей и оперативных работников, входящих в группу. Руководитель группы должен располагать всей полнотой информации, чтобы правильно организовывать и координировать работу следственной группы. На практике только по каждому пятому делу создается следственной группы; в остальных случаях, как правило, следствие осуществляется одним следователем.

Существует несколько видов следственных групп: дежурные, создаваемые с учетом графика дежурств следователей, оперативных сотрудников, экспертов-криминалистов и сотрудников иных подразделений; по раскрытию того или иного тяжкого преступления; по раскрытию и расследованию группы (серии) однородных преступлений (в том числе межведомственные); межрегиональные — по расследованию преступлений, совершенных организованной группой6 либо преступным сообществом. Все они успешно работают, раскрывая и расследуя тяжкие преступления.

Любая из вышеперечисленных следственных групп функционирует в соответствии следующими принципами:

$ своевременность создания группы (как правило, на первоначальном этапе расследования);

$ межведомственный характер формирования группы (взаимодействие с аппаратами ОБЭП ОВД,

экономической контрразведки ФСБ России, правоохранительными подразделениями ФТС России7;

$ правильное (соответствующее профилю сотрудников следственных и оперативных подразделений) распределение участков работы в группе; $ надлежащее техническое оснащение группы; $ тщательная разработка мер по преодолению противодействия расследованию (если таковое имеется).

Своевременность создания следственно-оперативной группы представляется важной. По делам этой категории на первоначальном этапе часто проводятся неотложные следственные действия (осмотр, задержание и допрос, обыск и т.п.) в обстановке, когда есть основание полагать, что важные для дела доказательства могут быть утрачены.

В практике расследования уголовных дел в Восточно-Сибирском регионе распространенны случаи, когда при задержании перевозчика драгоценных металлов или камней последний вовремя их сбрасывает (т.е. освобождается от вещественных доказательств) либо при задержании на факте сбыта аналогичной продукции одного из участников преступной группы остальные уходят от ответственности в связи с недоказанностью их участия в совершении преступления. Целесообразно создавать межведомственные следственно-оперативные группы (МСОГ), состоящие из опытного следователя МВД России, специализирующегося на расследовании дел этой категории, сотрудников оперативных подразделений ОБЭП МВД России и отдела экономической контрразведки ФСБ России, а также оперативных подразделений ФТС России. Следователь, возглавляющий МСОГ, должен иметь организаторские способности и обладать такими личностными качествами, которые позволяли бы ему умело и тактично строить отношения с коллегами.

Анкетирование уголовных дел о преступлениях, совершенных в группе (в том числе и организованной) показало, что в ходе расследования 65% таких дел была создана следственно-оперативная группа. Из них 95% — на первоначальном этапе расследования, 5% — на последующих этапах и после возвращения дела на дополнительное расследование. В 63% изученных дел в группу включались оперуполномоченные ОБЭП и УБОП (в настоящее время расформировано), в 25% — оперуполномоченные органов ФСБ России и только в 7% — работники правоохранительных структур таможенных органов.

Включение в следственную группу сотрудников правоохранительных подразделений таможенной службы обусловлено:

♦ расследованием фактов контрабанды драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (при ввозе или вывозе их через границу РФ);

$ необходимостью анализа и правильного использования таможенного законодательства;

$ поиском предметов преступного посягательства (драгоценных металлов и (или) драгоценных камней)

документов и средств таможенной идентификации, организации взаимодействия с другими таможенными органами России и Зарубежья;

$ необходимостью организационной, технической и иной помощи со стороны таможенного органа в назначении специализированных таможенных экспертиз в таможенных лабораториях;

$ организацией таможенного контроля, специальных проверок;

$ подбором экспертов и специалистов, контролем их работы;

$ использованием средств связи, банков данных и т.п.

На основании ч. 3 ст. 2.1 КоАП привлечение к уголовной ответственности физического лица, например руководителя фирмы, за совершение контрабанды, не освобождает от административной ответственности юридическое лицо — фирму, виновную в нарушении таможенных правил (гл. 16).

Для организационной формы характерны тактическая операция по выезду на место происшествия, его осмотру и параллельным мероприятиям; взаимный обмен информацией, составление согласованных планов работы; совместное подведение итогов и т.д.8.

Принимая во внимание мнение ученых-криминалистов по вопросу целесообразности создания следственных групп9, а также на основе проведенного исследования можно выделить основные факторы, указывающие на необходимость формирования следственных групп: а)многоэпизодность расследуемых преступных деяний; б) обширная география их совершения; в) совершение преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней организованной группой либо преступным сообществом; г) большое число обвиняемых по делу; д) необходимость проведения большого количества следственных действий, выполнить объем которых один следователь, в отведенный для этого законом срок, не в состоянии; е) необходимость проведения следственных действий одновременно в нескольких местах, часто в разных регионах страны, а, иногда, и за рубежом.

Большое количество золота и драгоценных камней вывозится преступниками контрабандным путем с территории России в страны Европы и Ближнего Востока. Ежегодный теневой оборот драгоценных металлов и драгоценных камней составляет, по данным Счетной палаты РФ около 55 т. Причем, как только вывезенный контрабандным путем «товар» легализуется в Европе или, скажем, в Турции, привлечь к ответственности исполнителей этого преступления за рубежом невозможно, поскольку национальное законодательство ряда стран (например, стран Европы или Америки) не предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и камней.

Прав директор Межрегионального института ООН по проблемам преступности Л. Шелли, высказавший

предположение, что «транснациональная организованная преступность будет становиться для политиков определяющей проблемой XXI века, какими были, скажем, «холодная» война для XX и колониализм для XIX веков»10.

Приведем пример относительно перемещения драгоценных металлов и камней, добываемых в Магаданской области, Приморском крае, в Якутии и на Чукотке через границу в районе Берингова пролива. С1996 г. коренные народы Чукотки (чукчи, коряки, ительмены) могли беспрепятственно посещать своих родственников, проживающих на Аляске (США). При этом из США они привозили продовольствие, запасные части, рыболовное снаряжение и другое оборудование, необходимое для жизнедеятельности рыбацких поселков. Данным обстоятельством воспользовались преступные группировки, занимающиеся теневой скупкой драгоценных металлов и камней. По данным Дальневосточного РУБОП был организован канал для перевозки золота и алмазов на территорию штата Аляска и далее в Нью-Йорк, Чикаго и другие города. Значительная часть золота имела своим назначением страны Западной Европы, где оно обрабатывалось и распространялось в виде ювелирных украшений. Часть золота транспортировалась в страны Южной Америки для продажи местным наркобаронам, так как российское золото имело значительно более низкую стоимость, чем азиатское или европейское. Определенная часть золота поступала наркокартелям в уплату за приобретаемый у них героин, транспортируемый через Европу в Россию. Дальневосточный РУБОП УВДМагаданской области и ФБР США проводили совместные оперативно-розыскные мероприятия по сбору доказательств преступной деятельности российских группировок, занимавшихся организацией незаконного вывоза золота в США, однако реализовать имеющиеся материалы путем возбуждения уголовного дела не представилось возможным из-за недостаточности процессуально оформленных доказательств (по данным оперативных подразделений УВД Магаданской области).

В настоящее время соглашения о сотрудничестве в борьбе с транснациональной преступностью заключены между МВД России и соответствующими подразделениями Италии, Кипра, Австрии, Венгрии, Франции, Румынии, Монголии, Турции, Польши, Китая, Болгарии, Канады, Вьетнама, Македонии, Швеции11.

Основные формы сотрудничества предусматриваются в виде обмена информацией и опытом работы; розыска преступников и подозреваемых лиц; разработки и осуществления согласованных оперативных мероприятий; предоставления друг другу правовой информации и данных о состоянии и тенденциях преступности в своих государствах; организации совместных научных исследований, представляющих взаимный интерес; обмена результатами исследований, а также научно-техническими и другими профессиональными публикациями. Соглашения были

заключены между Россией и некоторыми странами СНГ (Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Арменией, Молдавией, Туркменией, Таджикистаном). Однако, несмотря на соглашения, на практике не всегда исполняются поручения следователей, особенно о выдаче преступников с территории иностранного государства.

1 Яровенко В.В., Кучин О.С. Контрабанда драгоценных металлов и драгоценных камней — угроза экономической безопасности Российской Федерации // Ушверситетсьы науковi записки. 2007. № 2. С. 327-329.

2 Закатов А.А. Взаимодействие следователей и органов дознания в розыскной деятельности // Криминалистические средства и методы раскрытия преступлений. Волгоград, 1982. С. 32-33.

3 Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / под ред. Т.В. Аверьяновой и Р.С. Белкина. М., 1997. С. 11-12.

4 Кулагин Н.И. Методика расследования преступлений следственно-оперативными формированиями // Крими-

налистическая методика расследования отдельных видов преступлений : учеб. пособие: в 2 ч. / под ред. А.П. Резвана, М.В. Субботиной. М., 2002. Т. 1. С. 35.

4 Законодательное изменение названия со следственно-оперативной на следственную группу не более чем изменение терминологии, ничего не дающей ни теории, ни практике расследования преступлений.

6 Кулагин Н.И. Указ. соч. С. 37.

7 В каждом таможенном органе существует своя структура подразделений правоохранительного блока.

8 Закатов А.А. Указ. соч. С. 33.

9 Улищенко И.С. Расследование преступлений группой следователей : автореф... канд. юрид. наук. М., 1977. С. 43; Кокурин Г.А. Криминалистические и организационные основы деятельтности следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений : автореф... канд. юрид. наук. Свердловск, 1991. С. 12.

10 Shelli L. Eradicating crime groups. // Foreign Service Journal. 1997. Sept. P. 19.

11 Ширванов А.А. Взаимодействие органов расследования в системе МВД России с правоохранительными органами иностранных государств. Тула, 2000. С. 23.

СИСТЕМА ОПЕРАТИВНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Е.А. НИКОНОРОВ, кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК Московского университета МВД России;

Ю.В. НИКОНОРОВА, кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК Московского университета МВД России Научный консультатнт доктор педагогических наук,

профессор Ю.Ф. ПОДЛИПНЯК 13.00.08 - теория и методика профессионального образования;

E.nikonorov@mail.ru

Аннотация. Обосновывается необходимость рассмотрения оперативно-боевой подготовки как системы. Ключевые слова: оперативно-боевая подготовка; огневая подготовка; физическая подготовка; тактико-специальная подготовка.

SYSTEM OPERATIONAL AND COMBAT TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

E.A. NIKONOROV

candidate of law sciences, competitor of a scientific degree of the doctor of sciences at the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

JU.V. NIKONOROVA

candidate of law sciences, competitor of a scientific degree of the doctor of sciences at the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article necessity of consideration operatively-combat training as systems is proved.

Key words: оperatively-combat training; fire preparation; physical preparation; taktik-special preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.