Научная статья на тему 'Некоторые аспекты политической стабильности в Китае'

Некоторые аспекты политической стабильности в Китае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1031
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / КИТАЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК КИТАЯ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ / CHINA’S DOMESTIC MARKET / CHINA’S DEMOCRATIC DEVELOPMENT / CHINA / CHINESE GOVERNMENT / POLITICAL STABILITY / LOCAL GOVERNMENT / ECONOMIC REFORM / POLITICAL REFORM / THE PARTY SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дин И.

Социальные последствия политической и экономической реформы в КНР выражаются в тех сдвигах, которые происходят в китайском обществе с конца 80-х гг. ХХ-го столетия. Модернизация социальной сферы играет важную роль в развитии Китая, что нередко подчеркивает правительство страны. Реформа политической и экономической системы КНР, затронувшая основу всей хозяйственной деятельности — отношения собственности, существенным образом изменила социальную структуру китайского общества. Качественные изменения произошли и внутри каждого из секторов народного хозяйства. В целом повысились техническая оснащенность труда, уровень квалификации работников, качество управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of political stability in China

Social consequences of political and economic reform in the PRC are reflected in the shifts that have been happening in Chinese society since the late 80s of the XX century. To assess the reforms it is important to bear in mind that the whole point of political and economic modernization is to achieve social modernization. The reform of the political and economic system in China, which affected the basis of all economic activity, namely property relations, significantly changed the social structure of Chinese society. Significant changes affected each sectors of the economy. In general, it resulted in more complex technical infrastructure of labor sector, qualification of workers and quality of management.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты политической стабильности в Китае»

УДК 316.334.3

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3

Дин И.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В КИТАЕ

Огромный внутренний рынок Китая и его осторожный подход к интеграции в мировую финансовую систему, возможно, помогли смягчить последствия мирового финансового кризиса. Несмотря на то, что Китай не почувствовал на себе самые тяжелые его проявления, экономика страны ни в коей мере не застрахована от этой международной проблемы. На фоне мрачной глобальной картины руководство Коммунистической партии Китая (КПК) сделало все возможное, чтобы на последнем заседании Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) создать иллюзию уверенности в будущем.

Социалистическая рыночная экономика Китая основывается на принятии большинством китайского народа авторитарной системы в государстве. Почему сложилась такая ситуация? Может ли капиталистическая рыночная экономика существовать в авторитарной стране, такой как Китай, в условиях демократии, отличающейся от западного порядка? Служит ли политическая система Китая фактором стабильности? Указанные вопросы находятся в центре внимания китайских и российских политологов и социологов на протяжении последних нескольких лет.

2009 г. стал для руководства КПК поворотным годом, связанным с принятием знаковых решений. Это двадцатая годовщина демонстрации на площади Тяньань-мэнь и пятидесятая годовщина освобождения Тибета.

Политические реформы, способные усилить административную компетенцию китайской бюрократии или содействовать формированию более благоприятной среды для бизнеса, являются актуальными и приветствуются правительством. Социальная напряженность, связанная с недовольством безудержной коррупцией и социальной несправедливостью, быстро растёт, препятствуя экономическому прогрессу. Это вызывает вопросы по поводу актуальности мер, принимаемых коммунистической партией, и необходимости фундаментальной политической реформы.

Понятно, что КНР и ее руководство сталкивается с определенными трудностями. В первую очередь, это связано с населением Китая, которое согласно недавней переписи было близко к 1,2 млрд человек [1]. Это является серьезной проблемой для политического управления. Данная трудность усугубляется низкими запасами природных ресурсов. Например, в то время как население Китая составляет 22% от населения мира, страна располагает только 7% пахотных земель мира. В расчете на душу населения это составляет около одной десятой доли по сравнению с США [2]. Более того, несмотря на огромный экономический прогресс, достигнутый с момента основания Народной Республики в 1949 г., особенно после принятия политики реформ и открытости в 1978 г., Китай остается бедной страной. По статистике Всемирного банка, в Китае ВВП на душу населения в 1993 г. составил всего $490 [3]. Даже при измерении ВВП по методу паритета покупательной способности (ППС) этот

Дин И. — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: [email protected] © Дин И, 2013

показатель в Китае на душу населения остается достаточно низким по сравнению с другими государствами. Согласно докладу Всемирного банка в сентябре 1995 г. о распределении активов в 192 государствах и регионах, активы Китая на душу населения занимали 161 место [4].

Приведенные факты имеют глубокие последствия для политического и экономического развития Китая и порождают многие проблемы. Например, население слишком велико, чтобы быть экологически и политически устойчивым [5]. В нынешних условиях правительство не имеет финансовых возможностей для обеспечения адекватной пенсии для значительной части населения. Некоторые принудительные меры должны быть приняты для контроля роста населения во избежание более серьезных экологических проблем, а также проблемы в поступательном развитии.

Китайское правительство не желает ограничивать свободы людей. Однако такая свобода ведет к политической нестабильности, тем самым ставя под угрозу фундаментальные интересы народа, который должен убедиться, что эти свободы развиваются в определенных пределах [6]. Устойчивость является необходимым условием для длительного экономического развития Китая и его политического прогресса. Должны быть приняты все меры для их поддержания.

Китайское правительство сохранило независимость Китая и, таким образом, китайский народ был защищен от прямого иностранного гнета и эксплуатации, как это было в период с 1840 по 1949 гг. В 1910 г. после опиумной войны Китай был объектом многих иноземных нашествий и терпел огромные человеческие и материальные потери. В 1900 г. восемь империалистических держав вторглись в Китай для подавления Боксерского восстания, были убиты сотни тысяч невинных китайских граждан [7]. Во время японской оккупации в период Второй мировой войны более десяти миллионов китайцев были уничтожены. Китайцы в своей собственной стране были грубо эксплуатируемыми и униженными.

После образования Народной Республики (КНР) рост населения Китая составлял 14 млн в год, потребление увеличилось с 2270 ккал в 1952 г. до 2311 ккал в 1978 г. и до 2630 ккал в 1990 г. Этот фактор и создание системы медицинского и социального обеспечения привели к увеличению средней продолжительности жизни с 35 до 70 лет, выше, чем в среднем в мире [8]. Кроме того, уровень младенческой смертности снизился до значения, близкого к уровню промышленно развитых государств. В целом современные китайские дети более здоровы, чем прежде.

В настоящее время правительство Китая инициировало устойчивые темпы экономического развития страны. Потребление в Китае в 1990 г. было в 8,4 раза выше, чем в 1952 г. в сопоставимых ценах. Даже в расчете на душу населения уровень потребления в 1990 г. в 2,7 раза превышал аналогичный показатель 1952 г. [9]. С 1991 г. страна развивалась более быстрыми темпами. В период между 1991 и 1994 гг. китайская экономика выросла в годовом исчислении на 12,2%, что значительно выше, чем в среднем в мире (на 1,9%) [9]. Уровень жизни китайского народа значительно улучшился.

Различные усилия были предприняты правительством для обеспечения социально-экономического равенства. Несмотря на недавний быстрый экономический рост, правительству удалось сохранить разрыв между богатыми и бедными в Китае в пределах нормы. Согласно статистике 1990 г., доходы 20% самых богатых были примерно в 2,5 раза больше, чем у беднейших 20%. Правительство обеспечивает мак-

симальную занятость населения, бесплатное образование, повышение качества медицинской помощи, уход за престарелыми и защиту прав женщин и детей [7]. Признавая тот факт, что еще миллионы китайцев живут за чертой бедности, а разрыв между богатыми и бедными регионами вырос в последние годы, правительство приняло целый ряд мер для изменения ситуации. В результате этих мер число китайцев, живущих за чертой бедности, сократилось с 85 млн в 1990 г. до 70 млн в 1995 г. [8].

Правительство приняло обязательства защищать законные права людей. Общее число заключенных составляет очень незначительную долю населения, гораздо меньшую, чем в некоторых странах Запада. В 1993 г., например, из 10 000 американцев 455 содержались в тюрьме, в то время как из 10 000 китайцев заключены были 103. Смертность китайских заключенных также была относительно низкой. Прогресс особенно заметен в области перевоспитания заключенных. Лишь около 6-8% освободившихся заключенных совершают преступления снова. Резкий контраст по сравнению с 41% в Соединенных Штатах [10].

Значительный прогресс заметен в сокращении безработицы и внедрении различных программ социального обеспечения. В результате таких усилий уровень безработицы в Китае составляет около 3%. В то же время заработная плата китайских рабочих остается низкой. Китайские рабочие пользуются многими социальными льготами, включая значительные субсидии на жилье, образование, медицинское обслуживание, транспорт, пенсии и социальное страхование [10]. Следовательно, китайские городские жители тратят лишь около 3-5% своих доходов на жилье, транспорт и медицинское обслуживание.

Много сделано в Китае для защиты прав меньшинств, в том числе национальных, религиозных групп, женщин и детей. Китайская Конституция гласит, что все национальности равны и запрещает любые формы дискриминации в отношении меньшинств. Они также имеют право на некоторые специальные прерогативы. Конституция предусматривает, что государственные органы различных уровней должны обеспечивать адекватные условия жизни национальным меньшинствам [10]. С момента основания КНР жизнь китайских женщин существенно изменилась. Китайская конституция гласит, что женщины имеют право на равную оплату за равный труд и запрещает дискриминацию в отношении женщин. Кроме того, правительство приняло ряд мер для привлечения женщин в ряды рабочих. В результате, в настоящее время трудоустроено более 96% китайских женщин, что лишь на 2% ниже по сравнению с данным показателем у мужчин [10]. Конституция гарантирует свободу вероисповедания китайских граждан, несмотря на то, что это право было ограничено во время Культурной революции. Впоследствии левые политики и правительство приложили множество усилий для решения проблемы восстановления храмов и церквей.

Китайское правительство способствовало значительному прогрессу в деле создания демократической политической системы в соответствии с конкретной ситуацией в Китае. Введены прямые всенародные выборы начальников местного самоуправления на уровне поселков и уездных управ, а также непрямые выборы на более высоких уровнях [10]. Введена система политических консультаций, в которых восемь некоммунистических политических партий сотрудничают с Коммунистической партией путем обсуждения и участия в принятии важных политических решений. Эта система расширила контакты между партией и народом, содействуя

политической стабильности. Таким образом, несмотря на значительные трудности, нынешнее правительство успешно решает проблемы развития Китая и тем самым дает подлинную надежду на лучшее будущее китайского народа.

Литература

1. Кан Сяогуан Китай: политическое развитие и политическая стабильность в эпоху реформ // Исследование современного Китая. 2002. №3. С. 12. (Kang Xiaoguang. China: political development and political stability in the reform era // Study of Modern China. 2002. N 3. P. 12.)

2. Пресс-служба Государственного Совета Народной Республики Китая. Пекин: Издательство партийных документов, 2010. С. 5. (Press service of the State Council of the People's Republic of China. Beijing: Publishing House of party documents, 2010. P. 5.)

3. Всемирный банк. 2007. № 3. С. 64. (Magazine "World Bank". Beijing: Publishing House of China Financial Life, 2007. № 3. P. 64.)

4. Информационное бюро Государственного совета, «Чжунго Renquan Shiyeде Jinzhan (Прогресс в области прав человека в Китае), «Жэньминь жибао (Ежедневник народа), 28 декабря 2005. С. 1. (Information Office of the State Council, "Zhongguode Renquan Shiye Jinzhan (Progress in Human Rights in China", "Renmin Ribao" (People Planner), 28 December 2005. P. 1.)

5. Китайское правительство признало, что его политика в области народонаселения в 1950-х и 1960-х способствовала тяжести текущих проблем населения. Открытое письмо Центрального Комитета Коммунистической партии Китая членам Коммунистической партии и Комсомола по вопросу о контроле роста населения в нашей стране // Избранные важные документы с третьего пленума ЦК КПСС. Пекин: Издательский дом народа, 1992. С. 496-497.

6. Дэн Сяопин Избранные труды. Пекин: Издательство народа, 1993. Т. 3. С. 364. (Deng Xiaoping, Selected Works of Deng Xiaoping. Beijing: Publishing House of the people, 1993. Т. 3. Р. 364.)

7. Современная ситуация в области прав человека в Китае. Пекин: Издательство Наука и техника, 2006. С. 13. (Circumstance of human rights in China. Beijing: Publishing House of Science and tehnika, 2006. P. 13.)

8. Прогресс Китая в области прав человека. Пекин: Издательство Наука и техника, 2006. С. 21. (China's progress in human rights. Beijing: Publishing House of Science and technical, 2006. P. 21.)

9. Прогресс Китая в области прав человека // Информационное бюро Государственного совета Народной Республики Китая. Пекин, 1995. С. 1-5.

10. Юй Цюаньюй Сравнение прав человека в Китае и Соединенных Штатах // Избранные статьи из агентства Синьхуа, ноябрь 2011. С. 8-12, 19, 22, 35-42, 45-52. (Yu Quanyu Сomparison with human rights in China and the United States // Selected articles from the Xinhua News Agency, November 2011. Р. 8-12, 19, 22, 35-42, 45-52.)

Статья поступила в редакцию 14 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.