Научная статья на тему 'Некоторые аспекты поликультурного образования'

Некоторые аспекты поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1516
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колобова Лариса Владимировна

В статье рассматриваются аспекты поликультурного образования: гуманизация и глобализа+ ция образования, культурологический аспект и этносоциальный аспект. Анализируется поликуль+ турологический подход в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты поликультурного образования»

Колобова Л.В.

Оренбургский государственный педагогический университет Е-mail: lorene@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются аспекты поликультурного образования: гуманизация и глобализация образования, культурологический аспект и этносоциальный аспект. Анализируется поликуль-турологический подход в образовании.

Ключевые понятия: поликультурное образование, гуманизация школьного образования, культурологический аспект, этносоциальный аспект.

Последнее десятилетие XX века резко изменило картину мира. Целый комплекс политических, экономических и социальных факторов дал импульс эволюционному развитию человеческой цивилизации, переориентировал общественное сознание на идеалы гуманизма. Возникнув в Х1У-ХУ1 веках, гуманизм (лат. Ытапиз - человечный), спустя полтысячелетия так и не обрел своей подлинной реализации. Более того, в условиях современной России он стал наиболее острым дефицитом.

Несмотря на противоречивость общественного развития, сложность условий и путей осуществления принципа гуманизма в учебно-воспитательном процессе, в отечественной педагогике неизменно прослеживалась потребность формирования концепции гуманизма и определение на ее основе тенденций и перспектив реализации гуманистических идей.

На исходе 80-х годов, в перестроечные годы, возникла сложная педагогическая реальность, поставившая во главу угла разработку концепции гуманизации школьного воспитания и образования. Гуманизация школьной жизни тенденция общемировая. С ней связывают надежды на преодоление кризисной ситуации в области воспитания и обучения нового поколения.

Вторая половина 90-х годов вызвала еще большую потребность и стремление осмыслить и концептуализировать в обобщенном едином понятии те гуманистические, общечеловеческие ценности, вокруг которых могли бы объединиться люди, придерживающиеся различных взглядов и убеждений, и международное сообщество в целом, которые бы внедрялись в обществе, в духе которых воспитывалось бы подрастающее поколение.

Глубже трактуется смысл гуманизма в педагогике при воспитании взглядов и убеждений по вопросам культуры межнациональных отношений. Интернационализация обще-

ственной жизни, глобальные проблемы современности делают невозможным выживание человечества без все большей его гуманизации [3:6].

Гуманистическое мировоззрение является необходимым условием выхода из кризиса, в котором оказалось современное общество благодаря многолетнему господству в нем технократического способа мышления.

Ключевыми понятиями гуманизма являются такие категории, как свобода, справедливость, уважение к личности человека, признание его прав, развитие и реализация потенциалов личности. Будучи педагогически осмысленными, они являются составляющими гуманистического подхода в разработке теоретических основ поликультурного образования.

Гуманистически ориентированный учебный процесс предполагает предоставление учащимся свободы в процессе обучения. Свободу в педагогике следует понимать как свободу выбора учащимися способов познавательной деятельности в ходе обучения, свободу творчества, самовыражения. Построение педагогом своей деятельности с учетом этих свобод становится одной из характеристик его гуманистической направленности. Осознанная, ответственная свобода является неотъемлемой чертой гуманистически ориентированного обучения и воспитания.

Гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно-ориентированной педагогики - это значит, что действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого.

Поворот школы к ребенку - важнейший компонент ее гуманизации. Это длительный и непростой процесс, включающий в себя множество составных частей, одна из которых

- построение деятельности школы с учетом разнообразия детей. Создание в школе условий для удовлетворения индивидуальных потребностей ребенка - важный показатель гу-

манистической школы. Гуманизация школы состоит не в абстрактной, а в действенной любви к детям, которая предполагает знание учителем особенностей каждого ребенка, его потребностей и проблем; уважение в каждом из них личности.

Специально выделим некоторые сущностные характеристики гуманистической парадигмы с целью их преломления в концептуальной модели поликультурного образования.

Аксиологичностъ. Гуманизм как концепция и реальная практика действий носит ярко выраженный ценностно-мировоззренческий характер.

Антропоцентризм. Среди всех ценностей гуманизма особой по значимости является ценность человеческой жизни.

Иерархичность. На основе признания человека высшей ценностью бытия между ним и природой устанавливается отношение субординации.

Индивидуалистичностъ. Для гуманистического мировоззрения свойственно превознесение достоинства каждого отдельного человека.

Личностность. Гуманизм не тождественен индивидуализму, поскольку ею носителем является человек, «поднявший» себя до уровня личности.

Социальность. Личностью же человек становится, превращаясь в образец истинно социального существа.

Духовность. Не пренебрегая человеческой телесностью, гуманизм культивирует такие ценности, как истина, добро, красота.

Идеальность. Бытие гуманизма - не столько настоящее, материальное, сущее, сколько будущее, идеальное, должное.

Критичность. Поскольку между последними нет полного совпадения, то гуманизм не может не быть всесторонней критикой реальности.

Нормативность. Гуманизм - система ценностей, выступающих в качестве норм, регулирующих жизнедеятельность личности.

Диалектичность. Гуманизм стремится избегать крайностей и коллективизма, и индивидуализма, и счастья, и долга, и идеала, и сущего.

Плюрализация. Наряду с унификацией не менее значимой тенденцией будет выступать национализация гуманистических установок.

Конкретизация. Всеобщие утверждения гуманистических норм будут получать, более точные формулировки, приспособленные к разным видам деятельности человека.

Экологизация. Антропоцентризм гуманизма с трудом, но неизбежно становится космическо-природным феноменом.

Этизация. Ценности гуманизма вне этической ценности превращаются в свои крайние формы. Поэтому следует ожидать усиления роли морали в жизни людей [6:132].

Гуманистическая парадигма, выступая выразителем интересов личности, закономерно выводит нас к необходимости реализации в учебно-воспитательном процессе учебного заведения личностно-ориентированного подхода. Данная идея нашла отражение в методологическом положении: поликультурное образование является личностно-ориентированным, реализующим принципы гуманизма в содержании образования, в процессе обучения, воспитания и развития детей.

Россия - это огромное по территории Евроазиатское государство. В ее составе проживают многочисленные этносы, принадлежащие к разным типам цивилизации, к различным религиозным, культурным зонам и традициям христианской, исламской, иудейской, буддийско-ламаистской, локально ша-манистским и другим культурам. Проживающие на этом географическом пространстве этносоциумы выступают не только объектами, но и субъектами специфического типа цивилизованного процесса, накладывая элементы своей культуры на общий характер цивилизации России. Следует отметить, что, несмотря на усиленные социально-экономические, национальные интегративные процессы, этносоциальные регионы сохранили тенденцию ориентации на собственную национальную культуру и традиции.

Необходимость поликультурологической основы образования, воспитания, умения вести диалог с иными культурами сегодня приобретает особую актуальность. Отмечено, что культурный процесс в любом обществе - городе, регионе имеет общечеловеческое содержание, что нормы морали и права, искусство и философия всегда имеют общечеловеческую направленность и приводят к сплочению общества, взаимопониманию, широкому и разностороннему гуманизму. Поэтому для культуры особое значение приобретает преемственность в развитии, накоплении и сохранении позитивных традиций. Нормальное развитие культуры предполагает процессы их сохранения и трансляции от старших поколений к младшим. Естественно, это ведет не только к формированию у индивида знаний, умений и навыков жизнедеятельности в традиционных образцах и нормах культуры, но

и к обязательному формированию творческого начала личности.

Одним из теоретических оснований куль-туросообразности поликультурного образования является представление о том, что содержание образования должно включать три взаимосвязанных компонента.

1. Этнокультурный компонент, обеспечивающий личности возможность самоиденти-фицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции.

2. Межкультурный компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокультур-ным окружением и способствующий интеграции ценностей национальной культуры.

3. Поликультурный компонент, обеспечивающий включенность личности в современные мировые общецивилизованные процессы [4].

Современное образование должно быть направлено на формирование человека культуры, способного работать со знаниями, с разными типами мышления, с идеями разных культур.

В свете культурологизации образования актуализировалась диалогическая парадигма в организации педагогического процесса. Для XXI века понимание культуры - это, прежде всего, взаимопонимание разных национальных культур. Культура должна определять структуру, содержание и логику всего образовательного процесса. Взаимопроникновение в содержание образования различных культур и составляет суть диалога культур в современной школе.

Реализация методологического положения осуществляется организацией учебновоспитательного процесса на основе приведенных ниже принципов:

- создание культуротворческой среды, способствующей к сплочению и взаимопониманию, формирующей культуросообразный образ жизни поведения;

- целостное восприятие культуры, предусматривающее использование всех видов, форм и жанров;

- уникальность этнических культур, составляющих в совокупности общечеловеческую культуру; сохранение и накопление позитивных культурных традиций;

- универсальность общечеловеческой культуры, ее объединяющий, глобальный, общепланетарный характер [3].

Изменения, происходящие в России в области политики, экономики и социальных отношений вызвали рост национального само-

сознания этносов. Появилась определенная тенденция межэтнического расслоения. В связи с этим особую ценность для Российского государства приобретают политическая и социальная стабильность, мир и согласие между народами. Взамен унифицированной советской школы, когда игнорировались и даже искоренялись национальные особенности народов, и функционировала как бы «наднациональная» школа, стали развиваться моно- и полинациональная школы, основанные на возрождении национальной культуры, прогрессивных национальных традиций в образовательно-воспитательной работе. Однако, нередко демократизация понимается как отказ от традиций, разрушение сложившейся системы образования, имевшей и признанные всеми достижения. Право выбора и разработки содержания образования иногда реализуется в ущерб потребностям получения полноценного образования.

Важнейшим условием прочности государства является формирование нравственной культуры межнациональных отношений и гуманистических принципов межличностного общения. В связи с этим вопрос о национальном самосознании требует обдуманного и взвешенного решения на основе гибкой национальной политики и, прежде всего, в области образования. Именно в период школьного обучения осуществляется проектирование личности с новым мировоззрением и миропониманием. При усиленном возрождении культуры этносов развиваются национальное самосознание и взаимопонимание между народами. Только взаимное согласие, сотрудничество людей разных национальностей, культуры, вероисповедания может выступить залогом содружества и мира на всей земле [2].

Такое переплетение народов ставит перед государством сложные задачи формирования гуманистических отношений. Мы исходим из того, что целью формирования личности является не только воспитание универсального человека, а подготовка всесторонне развитого гражданина, с высоким нравственно-интеллектуальным потенциалом, принадлежащего определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, природно-географическому региону. Такое воспитание не может быть единообразным, оно зависит от многих объективных и субъективных факторов. Мораль и социально-этические нормы поведения складываются, прежде всего, семейными и национальными традициями, национально-психологическим укладом жизни. Следовательно,

поликультурное образование должно быть направлено на раскрытие и проявление лучших человеческих качеств, национального самосознания и межнациональной толерантности с целью сближения народов и их культур.

Обращение к культурно-историческим достижениям других народов способствует более глубокому пониманию самобытности родного народа и повышает интернациональное сознание. Сегодня мы являемся свидетелями того, что человеческая цивилизация вступает в качественно новую фазу своего развития, когда она впервые в истории обретает всепланетарный, т.е. глобальный характер. Изолированное существование народов и культур становится невозможным. Каждому народу, независимо от его желаний, приходится жить рядом не только с непосредственно окружающими его народами, но и предельно далекими, оказывающими на него влияние как через экономику и политику, так и через культуру и образование. Такое тесное соседство народов обязано небывалому прежде в истории развитию системы коммуникаций, опоясывающих весь мир [1].

В этих условиях цель образования можно было бы сформулировать как социальный феномен уникального сочетания мировых образцов знания и культуры с достижениями культуры собственной; участие в развитии мировой культуры, в диалоге с ней; развитие поликультурного образования, обеспечивающего равноправие и содружество всех наций и народов.

Решение проблемы приобщения к мировому опыту и сохранения собственных культурных ценностей не тождественно проблеме сохранения национального своеобразия. Дело не в своеобразии этнотрадиционной культуры, а в исторически сложившейся ситуации, в которой ценности, проверенные жизнью народа, подтвержденные длительной исторической практикой должны еще раз пройти трудное испытание на свою жизнеспособность и эффективность в совершенно уникальных современных условиях [5:174].

В заключении следует отметить, что проблема поликультурного образования не только является актуальной и многоаспектной, но

и, обладает тенденцией к развитию.

18.01.2011

Список литературы:

1. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 2003. - 148 с.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 2003. - 574 с.

3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.А. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы.// Педагогика. 1999. №4. - С.З-10.

4. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научной конференции. 16-18 сентября 1997 г. - Пятигорск, 1997. - 207 с.

5. Crystal D. Cultural and Intercultural Communication Competence-Current Approaches and Directions for Future Research. -2005. - Vol.13. - PP. - 302 p.

6. Savignon S.J. Principes de l’Mude du langage / Thйorie de la socrnt^ 2 vols. - Lyon:Presse, 2004. - 235 p.

Сведения об авторе: Колобова Лариса Владимировна, профессор кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор

UDC 37.013:371 Kolobova L.V.

SOME ASPECTS OF POLYCULTURAL EDUCATION

Aspects of polycultural education are considered in article: a humanisation and education globalisation, culturological aspect and ethnosocial aspect. The polyculturological approach in education is analyzed.

Key concepts: polycultural education, a school education humanisation, culturological aspect, ethnosocial aspect.

Bibliography

1. Vyzhletsov G.P Aksiologija of culture. SPb., 2003. - 148 p.

2. Danilevsky Н.Я. Russia and Europe. SPb., 2003. - 574 p.

3. Makaev V.V, Malkova Z.A., Suprunova L.A. Polycultural education - an actual problem of modern school.//Pedagogics. 1999. №4. - С.З-10.

4. Polycultural education in modern Russia: problems and prospects: Materials of the All-Russia scientific conference. On September, 16-18th, 1997. - Pyatigorsk, 1997. - 207 p.

5. Crystal D. Cultural and Intercultural Communication Competence-Current Approaches and Directions for Future Research. -2005. - Vol.13. - PP. - 302 p.

6. Savignon S.J. Principes de l’/tude du langage / Th/orie de la socii/iti/i, 2 vols. - Lyon:Presse, 2004. - 235 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.