Научная статья на тему 'Некоторые аспекты оценки качества разработки электронных курсов'

Некоторые аспекты оценки качества разработки электронных курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э-КУРС / Э-ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО РАЗРАБОТКИ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / E-COURSE / E-LEARNING / QUALITY OF DEVELOPMENT / FEEDBACK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсюкова Елена Александровна

С каждым годом растёт популярность получения образования или повышения квалификации путём использования различных электронных курсов (экурсов). Системы э-обучения занимают всё более прочное положение в учебном процессе высших учебных заведений, причем как заочных, так и дневных отделений. В этой связи для обеспечения конкурентоспособности и надлежащего уровня предлагаемых программ необходим постоянный и разносторонний мониторинг качества э-курсов. Критериям оценки содержания е-курсов, используемых методик и технологий уделяется большое внимание. Этим вопросам посвящены многие публикации. Однако, на второй план отодвинут такой важный вопрос, как оценка э-курсов с точки зрения студентов, т.е. обратная связь с потребителем образовательных услуг в оценке их качества. В статье предлагается один из возможных вариантов получения и учета такой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Each year the popularity of education or training by using various e-courses is growing. E-learning systems are becoming on increasingly strong position in the educational process of higher education institutions, both part-time and full-time departments as well. In this connection to ensure the competitiveness and performance level of the proposed programs constant monitoring of quality and versatile e-courses are necessary to achieve the goal because of that to ensure the competitiveness and performance level of the proposed programs we need constant and versatile monitoring of quality of e-courses. Much attention is paid to criteria of evaluating the content of e-courses, used techniques and technologies. These issues have been discussed in many publications. However, such an important issue as the evaluation of e-courses by the students themselves, in other words the feedback from consumers of educational services in assesses of their quality has been put on the second place. One of the possible options for obtaining and accounting such assessment is offered in this article.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты оценки качества разработки электронных курсов»

Некоторые аспекты оценки качества разработки электронных курсов

Евсюкова Елена Александровна доцент, м.инж.н.,

Лиепайский филиал Рижского технического университета ул. Ванес, 4, г. Лиепая, LV-3405, Латвия, (371) 29417395 j elena.jevsjukova@,rtu. !у

Аннотация

С каждым годом растёт популярность получения образования или повышения квалификации путём использования различных электронных курсов (э-курсов). Системы э-обучения занимают всё более прочное положение в учебном процессе высших учебных заведений, причем как заочных, так и дневных отделений. В этой связи для обеспечения конкурентоспособности и надлежащего уровня предлагаемых программ необходим постоянный и разносторонний мониторинг качества э-курсов. Критериям оценки содержания е-курсов, используемых методик и технологий уделяется большое внимание. Этим вопросам посвящены многие публикации. Однако, на второй план отодвинут такой важный вопрос, как оценка э-курсов с точки зрения студентов, т.е. обратная связь с потребителем образовательных услуг в оценке их качества. В статье предлагается один из возможных вариантов получения и учета такой оценки.

Each year the popularity of education or training by using various e-courses is growing. E-learning systems are becoming on increasingly strong position in the educational process of higher education institutions, both part-time and full-time departments as well. In this connection to ensure the competitiveness and performance level of the proposed programs constant monitoring of quality and versatile e-courses are necessary to achieve the goal; because of that to ensure the competitiveness and performance level of the proposed programs we need constant and versatile monitoring of quality of e-courses. Much attention is paid to criteria of evaluating the content of e-courses, used techniques and technologies. These issues have been discussed in many publications. However, such an important issue as the evaluation of e-courses by the students themselves, in other words the feedback from consumers of educational services in assesses of their quality has been put on the second place. One of the possible options for obtaining and accounting such assessment is offered in this article.

Ключевые слова

э-курс, э-обучение, качество разработки, обратная связь; e-course, e-learning, quality of development, feedback.

Введение

С увеличением роста популярности электронного обучения (э-обучения) в получении образования и повышении квалификации на первый план выдвигаются вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности и качества разрабатываемых э-курсов. Немало публикаций посвящено детальному рассмотрению этой проблемы, т.е. методам качественной оценки содержания

учебных программ и используемых технологий в э-обучении [1 - 4]. Роль обучаемых в основном рассматривается с точки зрения их поддержки в работе с конкретным э-курсом [2, 5]. Любая среда э-обучения и предлагаемые в ней программы являются продуктом, у которого есть вполне определённый потребитель. В соответствии с Европейскими стандартами и основными направлениями внутреннего обеспечения качества в высших учебных заведениях [6], учебные пособия и механизмы поддержки студентов должны разрабатываться с учетом мнения потребителей образовательных услуг, т.е. необходима обратная связь, позволяющая получать информацию от пользователей системы э-обучения. Поэтому, с точки зрения автора статьи, немаловажным аспектом в оценке качества э-курса является отзыв со стороны потребителей этого продукта. Исходя из выше сказанного, предлагается один из возможных вариантов получения такой обратной связи. Учет мнения студентов позволяет адаптировать э-курсы к их потребностям и пожеланиям, и, как следствие, повысить качество этих курсов. В качестве инструмента обратной связи использовался опрос студентов, регулярно использующих э-курсы в учебном процессе. В статье описаны содержание опроса, круг респондентов и проанализированы его результаты.

Респонденты и содержание опроса

Опрос проводился в семи группах Лиепайского филиала Рижского Технического университета (далее РТУ) и охватил в общей сложности 85 студентов дневного и заочного отделений, использующих в учебном процессе е-курсы, доступные на портале РТУ ORTUS [7]. Анонимность опроса даёт некоторую гарантию объективности полученных результатов. Учебные предметы, о которых были получены отзывы студентов, следующие: Компьютерное обучение, Языки программирования, Технология разработки программного обеспечения, Разработка информационных систем. Вопросы анкеты и предлагаемые к ним варианты ответов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Содержание вопросника (фрагмент)1

№ Вопрос Варианты ответов

1. Э-обучение необходимo в современной системе образования... 1 - полностью не согласен 2 - частично не согласен 3 - нейтральная оценка 4 - частично согласен 5 - полностью согласен

2. С материалами по предметам, размещенным в среде э-обучения, работаю (примерно): 1 - реже, чем раз в месяц 2 - раз в месяц 3 - 2-3 раза в месяц 4 - 1 раз в неделю 5 - чаще, чем 1 раз в неделю

3. Объём учебно-методических материалов, доступных в э-курсе, является достаточным для изучения предмета: 1 - полностью не согласен 2 - частично не согласен 3 - нейтральная оценка 4 - частично согласен 5 - полностью согласен

4. Учебно-методические материалы, доступные по предмету в э-курсе, являются актуальными:

5. Качество оформления материалов э-курса, удобство пользования ими: 1 - очень плохо 2 - плохо

1 Из вопросов, задаваемых студентам, приведены только имеющие отношение к теме статьи.

3 - удовлетворительно 4 - хорошо 5 - очень хорошо

6. Желательно, чтобы учебно-методические материалы были доступны в форматах:

(указать, в каких)

7. Система проверки знаний, применяемая в э-курсе, удобна в использовании: 1 - полностью не согласен 2 - частично не согласен 3 - нейтральная оценка 4 - частично согласен 5 - полностью согласен

8. Ваши рекомендации по улучшению э-курса:

Результаты опроса

Отвечая на 1-й вопрос, абсолютное большинство респондентов (89,4%) высказали полное согласие с утверждением о том, что среда э-обучения является необходимым атрибутом современной системы образования. Частично согласно с этим мнением только 10,6% опрошенных студентов. Конечно, данный вопрос и ответы студентов на него не несут информации о качестве э-курса, но интересны с точки зрения оценки ситуации в целом.

Показательным является распределение ответов на 2-й вопрос (рис. 1). Подавляющее большинство студентов обращается к материалам, размещенным в э-курсах, достаточно регулярно, т.е. можно сделать вывод, что учебный процесс для этих студентов носит систематический характер, а значит и оценка самого э-курса с их стороны не будет случайной.

Рис. 1. Частота использования материалов е-курса.

В каждом э-курсе студентам доступна учебная программа соответствующего предмета. Изучая отдельные разделы и темы, выполняя текущие проверочные работы и сдавая заключительный экзамен, студенты могут оценить достаточность или недостаточность доступных в этом курсе учебно-методических материалов. Распределение мнений студентов о том, что объём материала является достаточным, показано на рисунке 2.

Рис. 2. Оценка утверждения, что объём учебного материала является

достаточным.

Абсолютно естественным является тот факт, что на фоне в целом положительных оценок имеются нейтральные высказывания и даже один негативный вариант, который в соответствии с правилами статистики можно считать случайным. При некоторых неудачах в выполнении проверочных работ и сдаче экзаменов часть студентов склонна делать не вполне объективные выводы о причинах сложившейся ситуации.

На этом фоне достаточно оптимистично выглядит оценка актуальности учебного материала (рис. 3). Вообще наличие нейтральных оценок в данном опросе свидетельствует о том, что у части студентов не сложилось определённого мнения о качестве э-курсов или по каким-то причинам они не хотят это мнение высказывать.

Рис. 3. Оценка утверждения, что учебные материалы является актуальными.

Относительно высоко студенты оценили качество оформления материалов и удобство работы с ними (рис. 4). Оформление учебно-методических материалов для электронных курсов требует от их авторов достаточно много времени и усилий. Эти материалы не являются простой копией ранее подготовленных лекций, презентаций и пр. Поэтому оценка студентами достаточности, актуальности и качества оформления материалов э-курса является очень важным фактором, позволяющим

автору постоянно совершенствовать свой курс как по содержанию, так и по оформлению.

Рис. 4. Оценка качества оформления учебных материалов.

Выбор форматов, в которых студенты хотели бы получать эти материалы, заставляет задуматься (рис. 5). Несколько неожиданным оказалось желание некоторых студентов получать информацию в форматах MS Office 2003. А вот достаточно прохладное отношение к такому современному виду предоставления информации, как видео-лекции, можно понять. Удобнее работать с материалом, который при желании можно распечатать, когда есть возможность задержаться на определённых фрагментах, когда нет необходимости выполнять какие-либо операции в темпе, диктуемом видео-лекцией. Поиск ответов на конкретные вопросы в формате видео-лекции также достаточно затруднён. Можно сделать вывод, что использование видео-лекции целесообразно в том случае, если данная тема э-курса также снабжена учебно-методическими материалами в других форматах, а видео-лекция является дополнением к ним.

Рис. 5. Предпочтительные форматы файлов.

Немаловажным показателем качества разработки э-курса является оценка используемой системы проверки знаний студентов. Следует отметить, что эта система в рассматриваемых э-курсах, благодаря использованию платформы moodle,

является эластичной и даёт широкие возможности для разработки различного рода заданий для студентов [8]. Выполнение проверочных работ и тестов само по себе создаёт для студента некоторую стрессовую ситуацию. Поэтому важным фактором является то, насколько комфортно чувствует себя студент в этой среде, насколько удобен в использовании, понятен и дружественен интерфейс соответствующих разделов э-курса. Студенты, принявшие участие в опросе, выражали своё согласие или несогласие с утверждением о том, что работать с программами проверки знаний в э-курсе несложно и удобно. Анализируя распределение ответов на этот вопрос (рис. 6), можно прийти к выводу, что в целом студенты оценивают положительно интерфейс названных программ, и лишь незначительная часть опрошенных испытала некоторый дискомфорт в работе с ними.

полностью

согласен

48,3%

Рис. 6. Оценка интерфейса системы проверки знаний.

Заключение

Проведенный опрос и анализ его результатов дают информацию к размышлению о качественном уровне разработанных автором статьи э-курсов и направлениях, в которых следует работать с целью совершенствования этих курсов. Некоторая часть неположительных отзывов говорит о том, что предлагаемые студентам э-курсы пока ещё нельзя считать совершенными, и они требуют определённой доработки. Правда, нельзя не отметить, что в результате анализа ответов была прослежена такая, по мнению автора, естественная корреляция: чем реже студент обращается к материалам э-курса, тем более его ответы тяготеют к негативным вариантам. Но с другой стороны, это ещё один повод сделать вывод о качественном уровне э-курса и наметить конкретные пути его улучшения, а также работать над совершенствованием содержания самого вопросника. Регулярное проведение такого анкетирования позволит более полно учитывать мнение студентов при разработке новых и совершенствовании уже имеющихся э-курсов.

Литература

1. C. McLoughlin, J. Luca. Quality in online delivery: what does it mean for assessment in e-learning environments? URL: http://ascilite.org.au/conferences/melboume01/ pdf/papers/mcloughlinc2.pdf (дата обращения: 21.05.2013).

частично

согласен

37,9%

2. J.- K. Lee, W.- K. Lee. The relationship of e-Leamer’s self-regulatory efficacy and perception of e-Learning environmental quality. Computers in Human Behavior, Elsevier Ltd. January 2008. - V. 24, issue 1. - P. 32-47.

3. Okamoto T., Kayama M., Seki K., Matsui T. Knowledge Management Oriented eLearning System and its Evaluation through a Cooperative Linkage between university and Industry // Proc. of the International Conference “Advanced Learning Technologies and Applications” (ALTA’03). (Kaunas, Lithuania, September 11-12, 2003). - Kaunas, 2003. - P. 6-13.

4. T. Govindasamy. Successful implementation of e-Learning: Pedagogical considerations. The Internet and Higher Education, Elsevier Inc. - 2001. - V. 4, № 3-4. - P. 287-299.

5. C. Dondi, M. Moretti (editors). E-learning quality in European universities: Different Approaches for Different Purposes. URL: http://unique.europace.org/pdf/WP1-report-v5 FINAL.pdf (дата обращения: 03.06.2013).

6. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. ENQA (the European Association for Quality Assurance in Higher Education). -Helsinki, Finland, 2005. - 41 p.

7. Sukovskis U., Zaitseva L. Web-environment for engineering education // Proc. of International Conference on Engineering Education and Research (iCEER) 2013. -Marrakesh, Morocco, July 1 - 5, 2013. - P. 162-169.

8. Зайцева Л.В., Прокофьева Н.О. Проблемы компьютерного контроля знаний //

Proc. IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT 2002). (Kazan, Tatrstan, Russia, 9-12 September 2002). - Kazan, 2002. - Р. 102-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.