Научная статья на тему 'Некоторые аспекты организации и деятельности российских транснациональных компаний'

Некоторые аспекты организации и деятельности российских транснациональных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саввина О.В.

Рассматривается нормативно-правовая база, анализируются формы и способы образования ТНК в России. Оцениваются некоторые результаты и перспективы их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты организации и деятельности российских транснациональных компаний»

3. Dyker D. (ed.). The European Economy. 2nd ed. // Prentice Hall,

1999.

4. El-Agraa (ed.).The European Union: Economics and Politics. 6th ed. // Prentice Hall, 2001.

5. Molle W. The Economics of European Integration: Theory, Practice, Policy. Dartmouth: Idershot, 1994.

Канд. экон. наук О. В. Саввина

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ

Рассматривается нормативно-правовая база, анализируются формы и способы образования ТНК в России. Оцениваются некоторые результаты и перспективы их формирования.

Переходная экономика России породила специфический способ консолидации акционерного капитала. Если в развитых рыночных экономиках объективной основой консолидации выступали технологические цепи производства, обусловленные углублением международного разделения труда в мировом хозяйстве, то в экономике переходного периода интеграция капитала была финальным этапом разгосударствления собственности. Если за рубежом основными формами консолидации капитала стали холдинговые компании и компании на основе системы взаимного участия, то в России - объединение экономически теряющих самостоятельность, но юридически сохраняющих независимость акционерных компаний в корпоративные структуры.

В итоге крупный бизнес в России сформировался в двух основных формах. Первая - компании с четкой отраслевой ориентацией и родственные ей структуры по обслуживанию основного бизнеса. По этому принципу организована, например, нефтяная отрасль российской экономики. Вторая форма - корпоративные структуры или интегрированные бизнес-группы, включающие предприятия разных отраслей, но координирующие свою деятельность.

В 1990-е гг. в России возникла и получила развитие такая форма вывоза капитала, как создание за рубежом дочерних компаний российских транснациональных корпораций (ТНК). Конечно, пока нельзя говорить о появлении в России хотя бы одной классической ТНК, но о финансово-промышленных группах (ФПГ) говорить уже можно. До

1998 г. в России было создано и действовало, по данным Государственного реестра, 23 ФПГ, в состав которых вошли 468 промышленных, финансово-кредитных и других организаций. В середине 1990-х гг. общий совокупный объем продаж ФПГ России составлял около 25 трлн. руб. ежегодно. Среди крупнейших по объему ежегодных продаж были: РАО «ЕЭС России» - 35,6 млрд. долл., «ЛУКОЙЛ» - 6,5; «Росуголь» -5,9; «Сургутнефтегаз» - 4,5 млрд. долл. и др.

Таким образом, происходившие процессы вылились в создание финансово-промышленных групп, первые из которых возникли на этапе чековой приватизации в 1993 г. К началу 2002 г. число официально зарегистрированных ФПГ составило 90, а число неформальных превысило 150. Создание первых крупнейших российских корпораций (РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром») относится к осени 1992 г. Их уставный капитал был образован за счет имущества крупнейших производителей соответственно электроэнергии и газа, а также контрольных пакетов акций дочерних акционерных обществ. Так, РАО «ЕЭС России» аккумулировало в своем уставном капитале пакеты акций 71 регионального энергетического АО. Обе компании являются холдингами. Аналогично были созданы вертикально интегрированные корпорации нефтяной отрасли (табл. 1).

Т а б л и ц а 1 Крупнейшие российские нефтяные компании

Количество контролируемых предприятий

Холдинг нефтега- нефтепере- нефтепродукто- всего

зодобычи работки обеспечения

Роснефть 6 3 15 24

ЛУКОЙЛ 7 2 8 17

Сиданко 6 3 7 16

Тюменская неф-

тяная компания 6 1 4 11

Сургутнефтегаз 1 1 7 9

Славнефть 1 3 3 7

Признанным лидером национального рынка у нас считается компания «Газпром», имеющая монопольное право на экспорт российского природного газа. «Газпром» контролирует около трети мировых запасов природного газа, 43% мировой торговли природным газом, 80% европейских континентальных запасов газа. Доля «Газпрома» на внутреннем рынке природного газа Германии, Франции и Италии составляет около 30%, а в бывших социалистических странах доходит до половины. «Газпрому» принадлежит в промышленно развитых странах и офшорных зонах целый ряд объектов собственности.

Учитывая характер и масштабы бизнеса, отраслевой охват и пространственную локализацию, к разряду ТНК с полной уверенностью можно отнести и компанию «ЛУКОЙЛ», которая имеет широкую сеть предприятий за рубежом: в Ирландии, Израиле, Чехии и на Кипре. Совместные предприятия и открытые акционерные общества с участием «ЛУКОЙЛа» действуют в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Литве, Узбекистане и на Украине. «ЛУКОЙЛ» имеет значительные доли в крупнейших проектах в Ираке, Азербайджане, Казахстане, является собственником нефтеперерабатывающих предприятий на Украине, в Румынии, Болгарии, владеет дистрибьютерской сетью в Молдавии, Белоруссии, странах Балтии, в Греции, сетью автозаправочных станций в США.

«ЛУКОЙЛ» - это интегрированная бизнес-группа с холдинговой структурой управления, включающая дочерние предприятия нефтепереработки, нефтехимии, транспортно-экспедиторские компании, а также страховой бизнес (СК «ЛУКОЙЛ», «Медведь»), негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ-Гарант», инвестиционную компанию «ЛУКОЙЛ-Резерв-Инвест» и др.

Создание и развитие отечественных ТНК не случайно началось в сырьевом секторе экономики. До сих пор Россия остается одной из ведущих стран в торговле с зарубежными государствами углеводородами и другими минеральными продуктами. Экспорт России из года в год увеличивается высокими темпами. В товарной структуре российского экспорта главное место принадлежит топливно-энергетическим ресурсам и металлам. Минеральные продукты (нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь и др.) составляют более 50% общего объема экспорта. Зависимость российской экономики от сырьевого экспорта необходимо ослабить за счет производства готовых товаров, конкурентоспособных на международных рынках. С учетом высокого научного потенциала страна должна экспортировать и продукты информационно-технологического характера.

По вопросам создания и деятельности ФПГ за последнее десятилетие принято около 30 нормативных актов. Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (утверждено Указом Президента РФ № 1392 от 16 ноября 1992 г.), определило порядок формирования и условия деятельности холдинговых компаний, в которых доля капитала, находящаяся в государственной собственности, в момент создания компании превышала 25%. Предусматривается, что находящиеся в собственности государства пакеты акций дочерних предприятий и иные активы вносятся в уставный капитал учреждаемой хол-

динговой компании. Вместо этих акций и активов государство получает соответствующий пакет акций основного объединения.

По такой схеме были сформированы холдинги «Роснефть», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Связьинвест», РАО «Высокоскоростные магистрали», РАО «Норильский никель», «Российская металлургия» и др. [8. С. 76]. Это так называемые ФПГ де-факто.

Говоря о правовой основе пока еще немногочисленных транснациональных ФПГ (ТФПГ), созданных с участием стран СНГ, следует отметить, что впервые о ТФПГ говорится в Положении о финансово-промышленных группах и порядке их создания (отмененный ныне указ № 2096 1993 г.). Согласно указу, российские участники ФПГ, создаваемые на основе межправительственных соглашений, определялись Советом министров - правительством РФ. Доля государственной собственности российских участников ТФПГ не должна была превышать 25%. Исключение составляли случаи, когда российскими участниками выступали предприятия, у которых доля государственного оборонного заказа за последние два года превышала 30% производимой продукции или уровень мобилизационного задания был не ниже уровня текущего производства по государственному оборонному заказу. С 1996 г. эти ограничения не действуют.

Определение ТФПГ появилось в 1995 г., когда увидел свет федеральный закон РФ № 190 от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах». В нем указано, что в качестве транснациональных финансово-промышленных групп регистрируются ФПГ, среди участников которых есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории этих государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения. В случае формирования ТФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) ФПГ (МФП1 ). Все действующие сегодня ТФПГ созданы на основе межправительственных соглашений и являются МФПГ.

На начало 1999 г. насчитывалось 7 групп транснациональных ФПГ: «Интеррос» (Россия, Казахстан), «Нижегородские автомобили» (Россия, Белоруссия, Украина, Киргизия, Таджикистан, Молдавия, Латвия), «Точность» (Россия, Белоруссия, Украина), Транснациональная алюминиевая компания (Россия. Украина. Казахстан, Литва) и др. Образование транснациональных ФПГ помогает наладить разорванные со времени распада СССР хозяйственные связи, восстановить технологические цепочки, определить рынки сбыта готовой продукции.

Большинство российских компаний, за исключением представителей нефтегазового комплекса и связанных с ним секторов, не обладает достаточными ресурсами и необходимыми факторами для проникновения на рынки развитых стран или стран с переходной экономикой. Одним из основных препятствий для экспансии российского капитала может стать противодействие со стороны иностранных компаний, стремящихся расширить поле деятельности. При слабости российской банковской системы и неспособности российского правительства официально финансировать большинство зарубежных проектов невозможно разыграть наш единственный «козырь» - масштабные требования России к развивающимся странам - и де-факто противостоять натиску международных ТНК и возможному противодействию национальных правительств стран-должников.

Основными регионами российских инвестиций становятся государства СНГ и некоторые из стран - участниц бывшего СЭВ, что вполне естественно и совпадает с международной тенденцией - перемещением инвестиций из развивающихся стран на рынки также развивающихся стран в рамках одного региона. Но без поддержки государства данный процесс затянется во времени и будет сопровождаться возрастанием издержек, а рынки стран - должников России займут гораздо меньшую долю в инвестиционных бюджетах российских компаний. Процесс транснационализации должен охватить не только крупные российские компании, но непременно и средние. Без роста средних компаний и превращения их в крупные экономика не может признаваться успешной.

Расширяя свой бизнес за рубежом, российские финансово-кредитные институты постепенно становятся известными в других странах. Один из крупнейших частных банков России Альфа-банк в настоящий момент предоставляет российским и иностранным клиентам полный спектр банковских продуктов и услуг. Банк имеет филиалы в России, на Украине, в Казахстане, а также подразделения в США, Великобритании и Нидерландах. Как правило, российские банки открывают свои филиалы, представительства и дочерние структуры в странах СНГ и только некоторые - в Европе. Поэтому можно сказать, что в настоящее время в нашей стране российских транснациональных банков нет.

Основными предпосылками начала интеграционных процессов в Российской Федерации можно считать проведение первоначальной приватизации государственной собственности и стимулирующее участие государства в формировании крупных финансово-промышленных групп. Создание финансово-промышленных групп, которое началось в 1993-1994 гг., стало основным направлением в построении новой моде-

ли российской экономики. После 1992 г. значительная часть внебюджетных фондов министерств и ведомств была переведена в кредитно-финансовую сферу. Промышленные предприятия, потерявшие возможность получать финансовые средства из центральных источников, в поисках кредитов обращались в коммерческие банки. После проведения в Российской Федерации чековых аукционов крупные российские кредитно-финансовые институты стали приобретать промышленные предприятия, формируя, таким образом, финансово-промышленные группы.

Роль ФПГ в экономике России в 90-е гг. ХХ столетия усиливалась, росло их влияние на общую ситуацию в реальном секторе. Убедительным свидетельством объективной потребности в формировании интегрированных структур стало увеличение числа официально зарегистрированных ФПГ. Если в 1993 г. существовала только одна группа, в которую входили 20 промышленных предприятий и одно кредитно-финансовое учреждение, то в марте 2003 г. в государственный реестр было включено уже 88 ФПГ. Об эффективной деятельности российских ФПГ говорят данные, приведенные в табл. 2.

Та б л и ц а 2

Основные показатели промышленности России в целом

и российских финансово-промышленных групп

Показатель 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2003

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Общий объем выпуска про-

мышленной продукции: млрд. руб. 384 1108 1443 1601 1981 3150 4762 6867

% к предыдущему году 99,2 288,5 130,2 110,9 105,0 178,2 109,2 107,0

Объем выпуска продукции

ФПГ, % к предыдущему году 126,5 305,8 153,6 103,5 115,4 203,5 117,6 130,3

Общий объем экспорта: млн. долл. США 66862 79869 86889 82627 73281 73225 99147 135929

% к предыдущему году 112,9 119,5 108,8 95,1 88,7 101,3 135,4 134,1

Экспорт продукции ФПГ, % к предыдущему году 135,7 156,7 117,9 110,7 119,3 115,7 146,8 153,6

Доля экспорта продукции ФПГ в общем объеме экс-

порта, % 0,2 8,6 37,8 53,9 74,2 80,1 83,8 84,3

Общий объем инвестиций в

основной капитал промыш-

ленных предприятий, % к предыдущему году 57,8 78,5 95,7 103,5 84,5 104,5 119,5 112,5

Инвестиции в основной ка-

питал промышленных пред-

приятий, входящих в состав

ФПГ, % к предыдущему году 106,3 105,6 170,8 200,7 98,6 114,5 128,3 124,3

О к о н ч а н и е т а б л. 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Доля инвестиций в основной капитал промышленных предприятий, входящих в состав ФПГ, в общем объеме инвестиций в основной капитал промышленных предприятий, % 0,4 7,5 12,5 34,3 41,1 46,9 48,7 44,6

Как видно из табл. 2, финансово-промышленные группы с момента их образования показывали лучшие результаты по темпам прироста промышленной продукции, объему экспорта товаров, динамике инвестиций в основной капитал.

Российские ФПГ можно классифицировать по разным критериям.

По способу создания все ныне действующие российские ФПГ, прошедшие процедуру официальной регистрации, можно разделить на сформированные: по решению органов власти (федеральных, региональных, городских и т. д.); на основе межправительственных соглашений; по собственной инициативе (в результате договорного процесса на добровольной основе, рыночными методами консолидации пакетов акций). В зависимости от центра формирования, консолидирующего ядра, ФПГ можно условно поделить на банковские, промышленные и тор-гово-сервисные. По масштабу деятельности выделяются региональные, межрегиональные и транснациональные финансово-промышленные группы.

В зависимости от организационной структуры возникают вертикальные, горизонтальные ФПГ и конгломераты. Вертикальные ФПГ -это объединения, в которых предприятия-участники технологически связаны в процессе производства (переработки) и участвуют в выпуске продукции на разных его стадиях или занимаются изготовлением комплектующих изделий к основной продукции. Горизонтальные ФПГ -это группы, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. Вместе с тем именно такой тип интеграции наиболее жестко контролируется Федеральной антимонопольной службой. Поэтому объединения, занимающие более 35% федерального или местного рынка по определенным группам товаров, с большим трудом проходят экспертизу и согласование в данном ведомстве. Высокодиверсифицированные ФПГ (конгломераты) представляют собой группы, в состав которых включено несколько непосредственно не связанных между собой производств.

По способу интегрирования выделяют ФПГ с временными формами, действующие как единая группа в рамках программ и проектов согласно договорам, и ФПГ с постоянными интеграционными формами. По форме собственности финансово-промышленные группы подразделяются на частные, государственные и смешанные. В настоящее время преобладают ФПГ со смешанной формой собственности.

По способу внутригруппового управления можно выделить ФПГ, управляемые советом директоров, трастовой компанией, и холдинги. Опыт показывает, что мягкие способы управления, исчерпав свои возможности эффективного ведения бизнеса, заменяются на более жесткие, холдинговые. Поэтому есть основания ожидать в ближайшее время постепенного увеличения числа ФПГ холдингового типа. Анализ показал, что вопросы организации остаются одним из слабых мест деятельности российских финансово-промышленных групп. По объему промышленной продукции, численности работающих и т. п. ФПГ классифицируются как крупные, средние и малые.

Особую актуальность на современном этапе приобрела проблема взаимодействия ФПГ и банковской системы. Кризис на финансовом рынке в 1998 г. значительно изменил состояние отечественной банковской системы. Крупнейшие системообразующие банки пострадали от кризиса в первую очередь. Это требует нового осмысления роли банков в интеграции с производительным капиталом.

Сегодня, по крайней мере, 10 крупнейших групп имеют возможность превратиться в важные факторы развития российской экономики. Это в основном те группы, которые позиционируются в области добычи и переработки энергоресурсов и сырьевых товаров. Интересы подобного рода крупных интегрированных структур часто пересекаются с общенациональными, поэтому их деятельность требует определенного регулирования и контроля со стороны государства. Прежде всего, это касается нормативного регулирования деятельности ФПГ.

Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы, что порождает проблемы организационного характера, которые вызваны неразработанностью организационных структур управления ФПГ; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, связанных с внутренним оборотом группы.

Дальнейшее развитие и совершенствование законодательной базы должно строиться на тесном сочетании общественных и социальных интересов с интересами создающихся ФПГ. На наш взгляд, в частности, необходимо:

- сократить ограничения и упростить процедуру регистрации ФПГ, регистрация должна носить уведомительный, а не разрешительный характер;

- закрепить в законодательных актах делегирование государством ФПГ полномочий по финансовому оздоровлению и санации неплатежеспособных участников групп;

- осуществлять государственное страхование инвестиций по проектам ФПГ от некоммерческих рисков;

- разработать механизм предоставления государственных гарантий под средства, привлекаемые ФПГ для финансирования проектов в приоритетных направлениях деятельности.

Создание ФПГ - основная схема реструктуризации отечественной промышленности. Это магистральный путь всей нашей экономики. Он полностью согласуется с прогрессивным мировым опытом и позволяет говорить о том, что механизмы государственного регулирования экономики отвечают стратегии индустриального развития страны, создают базу для будущей стабилизации.

Образование и рост ФПГ в российских условиях должны проходить при содействии, участии, а в некоторых случаях и по инициативе государства. Сегодня необходимо использовать способность ФПГ быть проводником экономической политики через участие в федеральных программах, широкую инвестиционную деятельность, доверительное управление пакетами акций, находящимися в собственности государства.

Для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности российских ФПГ властные структуры, на наш взгляд, могут и должны:

- разрешить проведение экспортно-импортных операций предприятий - участников ФПГ без внесения залоговых сумм на счета таможен;

- наделить участников ФПГ правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по всей номенклатуре продукции, производимой в рамках группы;

- предоставить отсрочки до завершения сделки по уплате таможенных платежей при проведении экспортных и импортных операций специализированными внешнеторговыми предприятиями - участниками ФПГ при наличии соответствующей банковской гарантии.

Список литературы

1. Бернадский Ю. И., Терещенко О. В. Интеграция финансового и промышленного капитала как фактор роста инвестиционного потенциа-

ла реального сектора экономики // Регион: экономика и социология. 2002. № 1.

2. Делягин М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Ленский Е. В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы: история создания, международный опыт, российская модель. М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1997.

4. Максимова М. Проблемы стабильности мировой экономики // МЭиМО. 2004. № 9.

5. Мовсесян А. Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России. М.: Финансы и статистика, 1997.

6. Мовсесян А. Г. Транснационализация в мировой экономике / Финансовая академия при Правительстве РФ. М., 2001.

7. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России / Центр политических технологий. М., 1999.

8. Финансово-промышленные группы. Зарубежный опыт. Реалии и перспективы России. М.: Изд. центр «Наука и техника», 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.