Научная статья на тему 'Некоторые аспекты нормативного правового обеспечения действий отрядов милиции особого назначения в контртеррористической операции'

Некоторые аспекты нормативного правового обеспечения действий отрядов милиции особого назначения в контртеррористической операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
626
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОТРЯДОВ ОМОН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты нормативного правового обеспечения действий отрядов милиции особого назначения в контртеррористической операции»

9.6. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ОТРЯДОВ МИЛИЦИИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ В КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

Лисин Ю.В., адъюнкт академии управления МВД России подполковник милиции командир ОМОН ГУВД по Самарской обл.

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В условиях углубляющейся демократизации общества, курса на всемерное укрепление правопорядка законодательными органами предприняты решительные шаги по обновлению и совершенствованию законодательства в борьбе с преступностью. В тенденции расширения сферы законодательного регулирования вопросов, связанных с ведением борьбы с преступностью, проявляется особое внимание представительных органов власти об укреплении законности в стране, всемерной охране прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств.

Органы внутренних дел при решении задач борьбы с преступностью в своей работе базируются на совокупности норм, предусмотренных правовыми актами различной юридической силы. Поэтому существенным фактором эффективного применения отрядов милиции особого назначения в борьбе с терроризмом выступает его качественная правовая основа. Это объясняется тем, что его правовое регулирование вносит соответствующий порядок в отношения между субъектами и объектами, определяет границы их поведения, способствует укреплению законности. Прежде всего, следует отметить, что эффективность задействования отрядов милиции особого назначения при решении задач борьбы с терроризмом зависит от целого ряда факторов, в том числе от того, насколько полно, правильно и в соответствии с объективными потребностями оно урегулировано законом.

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и норм международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти1.

Соответственно проводимые отрядами милиции особого назначения контртеррористические мероприятия базируются на совокупности норм, предусмотренных правовыми актами различной юридической силы. Среди этих нормативных правовых актов следует выделить: а) Конституцию РФ; б) акты Международного права; в) Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие Федеральные законы РФ; г) нормативные правовые

1 Статья 1 Федерального Закона «О противодействии терро-

ризму» от 6 марта 2006 года № 35 - Ф З.

акты федеральных органов государственной власти; д) межведомственные и ведомственные нормативные акты МВД РФ.

В этом смысле в системе нормативных правовых актов (в зависимости от объема содержащихся в них предписаний, степени и характера регулируемых отношений), составляющих правовую основу действий отрядов милиции особого назначения в контртеррористической операции, можно условно выделить два уровня:

1) нормативные правовые акты, которые, устанавливая общую допустимость участия отрядов милиции особого назначения в проведении настоящих мероприятий, однако вместе с тем не содержат каких - либо регламентирующих положений, определяющих порядок и условия их использования;

2) нормативные правовые акты, непосредственно регламентирующие организацию и тактику действия рассматриваемых нами подразделений в контртеррористической операции.

Что касается характеристики нормативных правовых актов первого уровня, то детальное их рассмотрение может далеко выйти за рамки предмета нашего исследования, тем более что в юридической литературе им уделено большое внимание. Вместе с тем представляется необходимым выделить отдельные положения, которые можно рассматривать как исходные требования для правового регулирования отношений, складывающихся в интересующей нас области.

К актам правового регулирования первого уровня, прежде всего, относится Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года2. Говорить о ее важности для формирования всей правовой системы Российской Федерации нет необходимости, она очевидна. Конституция Российской Федерации имеет верховенство на всей территории России и обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4) а также является основополагающим документом в сфере противодействия терроризму. Конституционные нормы играют основополагающую роль в системе законодательства, и являются базисными ко всем иным нормам права.

Международно - правовую основу сотрудничества России в области противодействия терроризму составляют:

- соглашения между государствами: универсальные конвенции, региональные соглашения, двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам;

- документы международных организаций.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 15

июля 1995 года № 101 - Ф З «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

К межгосударственным договорам в области противодействия терроризму можно отнести следующие акты:

Многосторонние - Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 года); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью - Йорк, 15 декабря 1997 года); Европейская конвенция о пресечении терроризма ЕТЭ № 090 (Страсбург, от 27 января 1977 года); Прото-

2 Конституция Российской Федерации. - М., 1997.

кол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма ЕТЭ № 190 (Страсбург,

15 мая 2003 года); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята резолюцией 52 / 164 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1997 года); Конвенция о борьбе с незаконными актами направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 года); Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 года (Монреаль, 24 февраля 1988 года); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 года).

Двусторонние - Договор между Российской Федерацией и республикой Индией о взаимной правовой по уголовным делам (Дели, 21 декабря 1998 года) и др3.

Во исполнение принятых Российской Федерацией международных обязательств 6 марта 2006 года был принят Федеральный Закон № 35 - Ф З «О противодействии терроризму»4, который вступил в силу с 10 марта, а затем 20 апреля Федеральным законом от № 56 - ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма»5 была ратифицирована с некоторыми оговорками вышеупомянутая Конвенция.

Вступление в силу вышеперечисленных документов потребовало внесения изменений и дополнений в ряд других законодательных актов действующих на территории России. В связи с этим и был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 253 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»6.

Федеральный Закон «О противодействии терроризму» является фундаментом законодательного уровня правовой основы в оперативно - служебной деятельности отрядов милиции особого назначения. Несмотря на то, что об отрядах милиции особого назначения в настоящем Законе прямо не говорится, поскольку это специфичная деятельность, данный закон содержит ряд основополагающих положений, имеющих важное значение для контртеррористической деятельности данных подразделений.

Во - первых, в предмет регулирования некоторых норм входят наиболее важные общие вопросы контртеррористической деятельности, которые лишь дополняются и развиваются нормативными актами непосредственно относящимися к деятельности отрядов милиции особого назначения. Так, в статье 1 данного закона дается понятие правовой основы противодействия терроризму, составной частью, которой является правовая основа деятельности отрядов милиции особого назначения. Принципы антетеррористической деятельности государства, закрепленные в статье 2, являются основополагающим началом, руководящими идеями противодействия терроризму. Статья 3 содержит основные понятия, из которых вытекают составные части сущности борьбы с терроризмом.

3 Международные акты о правах человека: Сборник документов. - М., 2000.

4 СЗ РФ. 2006. - № 11. - Ст. 1146.

5 СЗ РФ. 2006. - № 17 (Ч. I). - Ст. 1785.

6 Терроризм правовые аспекты противодействия. / Нормативные и международные правовые акты с комментариями // Под.

ред. И. Л. Трунова 2 - е изд., пер. и доп. - М., 2007. С. 56 - 60.

Во - вторых, ряд норм рассматриваемого закона опосредованно регулируют некоторые вопросы организации и тактики действий отрядов милиции особого назначения в контртеррористической операции. Так, в статье 5 рассматриваемого закона даются организационные основы противодействия терроризму. А именно перечень и функции органов исполнительной власти возглавляющих организационно - управленческий уровень противодействия терроризму. На основании части четвёртой указанной статьи в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издавать акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

Поскольку противодействие терроризму осуществляется посредством проведения конкретных операций, важное значение для их проведения имеет статья 6 указанного закона, содержащая перечень оснований для применения Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. В данном контексте речь идёт о привлечение Вооружённых Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их назначению. Исключение составляет (статья 3) участие в проведении контртеррористической операции, так как данная форма применения Вооружённых Сил определена пунктом 15 раздела 2 Военной доктрины Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 7067. Очевидно, что задачи стоящие перед подразделениями Вооружённых Сил при проведении контртеррористических операций могут выполняться во взаимодействии с отрядами милиции особого назначения.

На основании статьи 11 рассматриваемого закона в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории её проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период её проведения. С учётом того, что введение указанного правового режима может быть связано с некоторыми ограничениями конституционных прав и свобод граждан и организаций, в настоящей статье определён порядок его объявления (части 1; 2).

Часть 3 рассматриваемой статьи содержит перечень мер и временных ограничений, допускаемых на территории (объектах), в пределах которой (на которой) введён правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Большинство из них в том или ином виде применяется сотрудниками отрядов милиции особого назначения в контртеррористической операции.

Важно отметить, что введение специального правового режима не является обязательным. Он может вводиться, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства, она охватывает территорию, на которой проживает значительное

7 Российская газета. - 2000. - № 80; СЗ РФ. - 2000. - № 17. - Ст. 1852.

число людей, а главное - при наличии потребности в предусмотренных им ограничениях. Но если решение о введении режима контртеррористической операции принято, то оно должно обязательно содержать, во - первых, определение территории на которую данный режим распространяется, во - вторых, время действия указанного специального режима и, в - третьих, перечень конкретных применяемых мер и временных ограничений. Реализация этих условий позволяет сотрудникам отрядов милиции особого назначения исключить необоснованное ограничение прав и свобод граждан при проведении контртеррористической операции.

Предпосылки к принятию решения о проведении контртеррористической операции содержит часть 1 статьи 12 Федерального закона «О противодействии терроризму», часть 2 определяет субъекты имеющие право принимать решение о проведении данной операции. Часть 3 рассматриваемой статьи непосредственно регулирует вопросы, связанные с обеспечением проведения контртеррористической операции дополнительными силами и средствами.

Что касается завершения правового режима контртеррористической операции, то, поскольку он устанавливается только на время её проведения, по прекращении операции прекращается и это режим (статья 17).

Статьи 13 - 16 Федерального закона «О противодействии терроризму» прямо регулирует вопросы организации, и осуществления контртеррористической операции, содержат ряд общих положений, необходимых для дальнейшего ведомственного регламентирования названной деятельности. Так, статья 13 определяет руководство контртеррористической операцией, которое несёт персональную ответственность за её проведение. Исходя из смысла части второй данной нормы руководство контртеррористической операцией определяет состав сил и средств, называя среди них органы внутренних дел (статья 15), в общую структуру которых входят отряды милиции особого назначения.

Статьи 20 - 23; 25 содержат основные положения социальной и правовой защиты должностных лиц, осуществляющих контртеррористическую деятельность, к числу которых относятся сотрудники отрядов милиции особого назначения.

Кроме того, в указанных статьях закреплены нормы, содержащие основные положения содействия граждан органам, осуществляющим контртеррористическую деятельность, их (граждан) социальная и правовая защита, финансовое обеспечение.

Необходимо отметить, что со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают силу не все положения Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130 - ФЗ «О борьбе с терроризмом».

В пункте 1 части 1 статьи 26 признаются утратившими силу все статьи Закона о борьбе с терроризмом за исключением статей 17, 20, 22, регулирующих порядок возмещения вреда, причинённого в результате террористической акции (статья 17), в том числе, лицам, участвующим в борьбе с терроризмом (статья 20), а также льготного исчисления выслуги лет (статья 22).

Поэтому, согласно статье 27 настоящего Закона нормы, утратившие аналогичные отношения (статьи 18, 21 и 23), вступают в силу только с 1 января 2007 года, то есть с нового финансового года.

Следует обратить внимание на то, что до 31 декабря 2006 года также действует статья 18 Закона о борьбе с терроризмом («Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции»). Это вытекает из положения вышеупомянутой статьи 27.

Наравне с Конституцией России к первой группе нормативных актов, составляющих законодательную основу деятельности отрядов милиции особого назначения в противодействии терроризму, относятся ряд законов, которые создают правовые предпосылки и содержат предписания о необходимости применения данных подразделений, или регулируют отдельные вопросы их использования.

К законодательным актам, устанавливающим базисные положения правового регулирования действий отрядов милиции особого назначения в контртеррористической операции относится «Уголовный кодекс РФ» . Наиболее важное и принципиальное значение для практики действий отрядов милиции особого назначения в контртеррористической операции, на наш взгляд имеют его следующие нормы.

Закон раскрывает понятие и виды преступлений (ст. ст. 14 - 15); дает перечень составов преступлений (особенная часть УК РФ), знание признаков которых позволяет сотрудникам отрядов милиции особого назначения действовать в рамках закона при выполнении ряда основных и частных задач во время проведения контртеррористической операции.

Изменения, вносимые в Уголовный кодекс Российской Федерации, относятся как к Общей, так и к Особенной части. Обращают на себя внимание, прежде всего изменения, касающиеся уточнения редакции частей 1 и 3 статьи 12 УК РФ о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление за пределами Российской Федерации. В новой редакции устранено ограничение по максимальному размеру наказания виновному, которое может быть назначено в этих случаях. Ранее такой предел ограничивался верхним пределом санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого совершено преступление. В новой редакции соответствующее наказание может быть назначено и более тяжкое, чем предусмотренное в законе иностранного государства, однако оно не может быть выше верхнего предела санкции соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса.

Изменения в редакции статьи 20 УК РФ («Возраст, с которого наступает уголовная ответственность»), а именно замена слова «терроризм» словами «террористический акт», обусловлена изменением наименования статьи 205 УК РФ, которая теперь называется «Террористический акт».

Новая редакция части 3 статьи 37 УК РФ («Необходимая оборона») корреспондирует статье 22 «Правомерное причинение вреда» Федерального закона «О противодействии терроризму» и в большей степени подчёркивает равенство в применении права на необходимую оборону со стороны сотрудников правоохранительных органов и спецслужб и обычных граждан.

Новая глава 15. 1 и три новых статьи Уголовного кодекса (104. 1, 104. 2 и 104. 3) появились в связи с восстановлением в уголовном праве института конфискации имущества, упраздненной Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162 - ФЗ. Такое решение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации, предусмотренными, в том числе Конвенцией Совета Европы о предупреждении терроризма.

Изменение наименования статьи 205 УК РФ, предусматривающей ответственность за наиболее распространённое деяние террористической направленности, преследует цель уточнения понятийного аппарата, при-

8 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. // Отв. ред. В. М. Лебедев. - 3 - е изд., доп. и испр. - М., 2004.

меняемого при характеристике различных форм проявления терроризма. В новой редакции, как отмечалось выше, это деяние именуется не «терроризм», как ранее, а «террористический акт», что имеет принципиальный характер.

Существенным изменениям подверглась диспозиция части 1 статьи 205 УК РФ, которая содержит новое уголовно - правовое понятие террористического акта. В специальной литературе неоднократно отмечалась неудачная формулировка в статье 205 УК РФ объективных и субъективных признаков терроризма. В новой редакции террористический акт определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинении значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а так же угроза совершения указанных действий в тех же целях. Такое понятие более соответствует содержанию статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму» и правилам законодательной техники Уголовного кодекса.

В части 3 статьи 205 в новой редакции Закона в качестве предметов, использование которых при совершении актов терроризма резко повышает общественную опасность содеянного, предусмотрены также ядовитые, отравляющие, токсичные, опасные химические или биологические вещества. Такое законодательное решение представляется вполне обоснованным, поскольку последствия от использования этих веществ могут быть ничуть не меньше, чем от предусмотренных ранее ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.

Не случайным является и уточнение наименования статьи 205. 1 УК РФ. Вместо ранее существовавшего «Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению» статья теперь именуется «Содействие террористической деятельности». Это уточнение было обусловлено тем, что по сравнению с ранее употреблявшимся термином «вовлечение» вновь примененный термин «содействие» является более широким и включает в себя вовлечение, вербовку и другие подобные действия.

Последняя новелла рассматриваемого Закона касается введения в Уголовный кодекс новой статьи 205. 2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма».

Введение этой статьи в Кодекс обусловлено отчасти необходимостью выполнения Российской Федерацией своих международных обязательств. Согласно статье 5 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма должно быть криминализировано публичное подстрекательство к совершению преступлений террористической направленности9.

Наряду, с уголовно - правовыми нормами определяющее значение, для контртеррористической практики применения отрядов милиции особого назначения имеет действующий «Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации»10, некоторые нормы которого имеют

9 Терроризм правовые аспекты противодействия. / Нормативные и международные правовые акты с комментариями // Под. ред. И. Л. Трунова 2 - е изд., пер. и доп. - М., 2007. С. 209 - 215.

10 УПК РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г. (с

последующими изменениями) // Российская газета. 2001. 22 дек.; Закон РФ «О приведении УПК РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в УК Рф» // СЗ РФ. 20002. № 50. Ст.4847 и др.

опосредованное отношение к рассматриваемой нами проблеме.

Противодействие терроризму характеризуется такими действиями, как выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористической акции.

В ходе контртеррористической операции проводятся гласные и негласные, оперативно - боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. Проведение настоящих мероприятий, ограничивает права граждан на неприкосновенность жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании постановления судьи, получаемого в порядке, предусмотренном для получения судебного решения о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, постовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, и на основании мотивированного ходатайства руководителя контртеррористической операцией или его заместителя. Согласно статье 9. 1 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» перечень категорий руководителей органов по борьбе с терроризмом и их заместителей, уполномоченных возбуждать ходатайство о проведении контртеррористических мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Постановление судьи о допустимости проведения контртеррористических мероприятий, ограничивающих указанные выше конституционные права граждан, и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах проводящих настоящие мероприятия.

Федеральный закон «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026 - 111 является комплексным правовым актом высшей юридической силы. Он создал твердую правовую основу деятельности органов внутренних дел, подтвердив тем самым их государственную значимость и равноправное положение с другими аргонами государственной власти. В предмет его регулирования входят наиболее важные общие вопросы деятельности органов внутренних дел, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Настоящий Закон закладывает основы разграничения полномочий подразделений различных субъектов, определяет нормативно - правовой статус и компетенцию различных подразделений органов внутренних дел осуществляющих правоохранительную деятельность на территории Российской Федерации, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности (статьи 2, 8, 10 и 11). Согласно пункту 32 статьи 10 закона «О милиции» милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана участвовать в противодействии терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции.

Кроме того, Закон «О милиции» содержит ряд основных положений, прямо не регулирующих проведение

11 Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Ведомости Съезда нД РСФСР и ВС РСФСР. 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ 1999. № 14. Ст.1666; № 49. Ст. 5905; 2000. № 46. Ст. 4537; 2002. № 18 Ст. 1721; 2003. № 2. Ст. 167; № 27. Ст. 2700; № 28. Ст. 2880; № 50. Ст. 4847; 2004. № 30. Ст. 3087; 2005. № 13. Ст. 1078; № 19. Ст. 1752.

контртеррористической операции, но имеющих важное значение для нормального функционирования подразделений, её осуществляющих. Это вопросы применения милицией физической силы, специальных средств и оружия (раздел IV), положения о службе в милиции (раздел V), гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции (раздел VI), вопросы финансирования и материально - технического обеспечения милиции (раздел VII).

Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях»12 в статье 20. 27 «Нарушение правового режима контртеррористической операции» предусматривает административную ответственность за данное деяние.

К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающим при решении частных задач противодействия терроризму, в том числе с применением отрядов милиции особого назначения, можно, например, отнести Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года1 . Так, согласно положениям Закона к государственной тайне могут быть отнесены сведения о средствах разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, если эти данные раскрывают указанные сведения (п. 4 ст. 5).

Федеральный закон от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»14 содержит предписания, относящиеся к работе с персональными данными о гражданах. Так, допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения (п.1 ст. 11). Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан (п. 2 ст.

11).

Согласно части 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124 - 1 «О средствах массовой информации»15 (с последующими изменениями) при освещении действий отрядов милиции особого назначения запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приёмах и тактике проведения операции, если их распространение может препятствовать её проведению или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, к которым относятся сотрудники отрядов милиции особого назначения, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть переданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения операции определяется руководителем операции.

Анализ указанных нормативных источников позволяет говорить об особой группе нормативных актов законода-

12 Комментарий к Кодексу Российской Федерации «Об административных правонарушениях». // Под. ред. В. С. Чижевского 4 -е изд., перер. и доп. - М., 2005.

13 СЗ РФ. 1997. №41. Ст. 4673.

14 СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 609.

15 Ведомости Съезда НД РФ и Верховного Совета РФ 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ 1995. № 30. Ст. 2870; 2000. № 26. Ст. 2737; 2002. № 30. Ст. 3029.

тельного уровня, регулирующих деятельность отрядов милиции особого назначения в противодействии терроризму содержащих основополагающие для него положения. Ядром этой группы является Федеральный закон «О противодействии терроризму».

К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, составляющим правовую основу деятельности отрядов милиции особого назначения в противодействии терроризму, относятся Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты высших законодательных и исполнительных органов Российской Федерации непосредственно не регулируют участие отрядов милиции особого назначения в проведении контртеррористических операций. Однако ряд их норм служит основанием для решения различных правовых, организационных и тактических вопросов, возникающих при применении данных подразделений в проведении контртеррористических операций.

Более детальная правовая регламентация данных вопросов раскрывается в ведомственных нормативных актах. Прежде всего, следует выделить нормативные акты приказы МВД РФ по основным направлениям оперативно - служебной деятельности специальных подразделений милиции общественной безопасности органов внутренних дел, где наряду с другими рассматриваются и вопросы применения сил, средств и методов данных подразделений в целях обеспечения успешного решения оперативно - служебных задач по борьбе с терроризмом.

Настоящие ведомственные нормативные акты также непосредственно не регулируют вопросы действий отрядов милиции особого назначения в контртеррористической операции. Они определяют основные направления деятельности и задачи, стоящие перед данными подразделениями, что является руководством в их работе.

К нормативным правовым актам, носящим узконаправленный характер, относятся документы, регламентирующие порядок проведения конкретных операций по пресечению террористических актов на территории, обслуживаемой органом внутренних дел.

Анализ специальной литературы даёт основание сделать вывод о том, что нормативные правовые акты, регулирующие действия отрядов милиции особого назначения в контртеррористической операции, нуждаются в определенном совершенствовании. На

неудовлетворительное нормативное правовое регулирование, как на один из факторов снижающих эффективность применение сил и средств отрядов милиции особого назначения в контртеррористических операциях, указало 30% опрошенных сотрудников данных подразделений.

На основании выше изложенного, мы считаем, что повышение качества нормативного правового регулирования обозначенных проблем должно осуществляться по двум направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- первое - на федеральном уровне путем внесения изменений и дополнений в Федеральные законы, в том числе Федеральный закон «О противодействии терроризму»;

- второе - за счёт совершенствования ведомственных нормативных - правовых актов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.