SCIENCE TIME
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
Богомолов Андрей Владимирович, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
E-mail: tvbutova@mail.ru
Неретина Анна Дмитриевна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
E-mail: neretinaaa@mail.ru
Мурар Валентина Игоревна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
E-mail: murar@yandex.ru,
Аннотация. На сегодняшний день коррупция постоянно адаптируется к изменению политических, экономических и социальных условий деятельности, имеет национальные особенности и стереотипы восприятия. Именно поэтому, представленная статья посвящена рассмотрению зарубежного опыта противодействия коррупции. Авторами статьи рассмотрены и проанализированы основные меры, принципы и методы эффективной борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: коррупция, опыт борьбы, зарубежный опыт, антикоррупционные меры.
Главное в борьбе с коррупцией на современном этапе развития социума -это системность применяемых мер. Они отличаются от страны к стране, но и, одновременно во многом, типичны. Принято различать две крайние позиции -жестко вертикальную стратегию борьбы с коррупцией с быстрыми результатами (сингапурская модель) и горизонтальную, ориентированную на постепенную, основанную на антикоррупционных стимулах, долговременную антикоррупционную деятельность (шведская или скандинавская модель). Между
ними существует, как бы, целый «веер стратегии» борьбы с коррупцией, в том числе и идея об оптимальном уровне коррупции, когда считается, что затраты на борьбу с этим явлением недолжны предполагать бесконечные усилия для ее полной ликвидации. Сравнивая потери от коррупции и затраты на ее искоренение на каждом уровне, можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий наименьшие суммарные потери. Расчетно, получается, что для общества выгоднее не уничтожать коррупцию до конца из-за высокой затратности процесса, а найти некий баланс (оптимум).
Кроме того, чрезмерное увлечение борьбой с коррупцией в ущерб устранению ее причин способно нанести вред административной системе устройства государства.
В компаративистских и познавательных цепях опишем методы борьбы с коррупцией в некоторых странах мира.
1. Страны Скандинавии.
Швеция - до середины Х1Х века в Швеции коррупция процветала. Затем государственное регулирование касалось больше домашних хозяйств, чем фирм, и было основано на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах и разрешениях. Был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12-15 раз, однако, с течением времени эта разница снизилась до двукратной [6]. На сегодняшний день Швеция, по-прежнему, имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.
Дания - активно развивается политика «абсолютной нетерпимости», то есть неприемлемости взяточничества в пределах собственной компании или в процессе сотрудничества с внешними партнерами. Существует специальное Датское Агентство международного развития. Компании, входящие в эту ассоциацию, включают в свои контракты «антикоррупционные положения» (члены ассоциации обязаны подписать декларацию о неприменении взяточничества). Несоблюдение данного положения может привести к расторжению контракта и отказу вести дела с коррумпированными партнерами в будущем. Подобные положения существуют во многих крупных организациях Дании - «Датском агентстве по кредитованию экспортных операций», «Торговом совете Дании» (ТСД) и т. п. [7]. Действия ТСД облегчают проведение деловых операций на внешних рынках и помогают поддерживать хорошую международную репутацию датских компаний. Тот, кто будет хотя бы заподозрен в коррупции, может сразу распрощаться с карьерой. Не платить налоги
практически невозможно. Все движение денег - прозрачно, все прибыли и траты
- известны, скрыть что-то крайне трудно. В стране существуют своеобразные этические кодексы, кодексы чести чиновников, специальные контрольно -надзирающие органы, высокая гражданская инициатива, гласность и открытость на уровне правительства. Государственные служащие имеют высокую степень социальной защиты. Они, как и все граждане страны, обеспечиваются бесплатными медициной и образованием, социальными гарантиями.
Финляндия [3] - основные антикоррупционные принципы финского государства - прозрачность процесса отправления власти, обеспечение законности в государственной администрации, ответственность и добропорядочность государственных должностных лиц и служащих. К основным факторам, обеспечивающим низкий уровень коррупции в стране, относят: развитые институты гражданского общества; политическую, финансовую и кадровую независимость системы правосудия; независимые СМИ; открытость процесса принятия решений должностными лицами; минимизацию вмешательства государства в экономический сектор; государственную гарантию защиты лиц, оказавших компетентным органам содействие в борьбе с коррупцией; эффективную организацию административной системы (компактность, малая степень бюрократизации, отсутствие кастовости, клановости и др.); адекватную систему внутреннего и внешнего контроля за действиями должностных лиц (широкие полномочия в этой области у канцлера юстиции, парламентского уполномоченного по правам человека, парламента); достойный уровень зарплаты государственных служащих
- наличие «социального пакета» (пенсионное обеспечение. выходное пособие), размер которого устанавливается но выслуге лет; морально-психологический настрой общества и всего корпуса должностных лиц на неприятие коррупции.
2. Сингапур - стратегия борьбы с коррупцией отличается строгостью и последовательностью, основываясь на «логике в контроле за коррупцией»: «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий» [1]. Сингапур был страной с высокой коррупцией. Тактика ее снижения была построена на ряде вертикальных мер: регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, строгий надзор над соблюдением высоких этических стандартов. Центральным звеном стало автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Одновременно с этим было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от
участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб. Эти меры сочетались с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.
3. Германия - антикоррупционная система Германии базировалась на следующих принципах [5]:
- охрана государственной казны и конкуренции посредством регистра коррупции;
- создание стимулов для новой этики предпринимательства;
- запрещение должностным лицам, уволенным со службы за оказание протекции, иметь отношение к предпринимательству в течение пяти лет;
- ликвидация пробелов в законах;
- санкционированный контроль за телефонными разговорами;
- урегулирование положения главного свидетеля посредством смягчения наказания;
- усиление уголовного преследования путем создания центров по борьбе с коррупцией;
- обеспечение широкой гласности своей деятельности;
- о создание «телефонов доверия»;
- усиление контроля с целью предупреждения самообогащения и злоупотребления субъективным правом.
Затем в Германии была разработана «Директива федеративного правительства о борьбе с коррупцией в федеральных органах управления», которая предусматривала [2]:
- определение перечня должностей, наиболее подверженных коррупции;
- усиление внутриведомственного контроля в форме ревизий;
- особенно тщательный подход при назначении лиц на должности, исполнение которых допускает возможность совершения коррупционных действий;
- обучение и повышение квалификации сотрудников для неприятия ими действии, подпадающих под состав коррупционных преступлений;
- усиление служебного надзора руководством федеративного органа;
- ротация персонала, занимающего должности, наиболее подверженные коррупции;
- строгое соблюдение предписанных процедур при выделении и оформлении государственных заказов;
- четкое разделение этапов, связанных с планированием, выделением и расчетами при оформлении государственных заказов;
- исключение из конкурса участников аукциона в случае серьезного
нарушения установленных правил.
4. Особый подход к борьбе с коррупцией существует в традиционных странах - Китае, Саудовской Аравии, Индии [4]. Если в Китае за коррупцию расстреливают, то в Индии Заставляют власти подергать коррумпированных чиновников наказанию методами «гандизма», через широкие акции протеста. В Саудовской Аравии в конце декабря 2007 г была принята Национальная антикоррупционная стратегия (НАС) носит многогранный характер. В ней саудовского законодателя больше всего волновало не определение «коррупции», которое предлагается «объективистским (в саудовском понимании - созданное человеком и не имеющие Божественного происхождения) законодательством», а его шариатское определение. Разумеется, НАС подчеркивает что, коррупция -«явление, существующее при всех политических системах» (иными словами, шариатская форма правления в Саудовской Аравии в плане коррупции - вовсе не исключение из общего правила). Это «феномен, вызывающий беспокойство всего международного сообщества» (что означает, что королевство видит себя его неотъемлемым элементом), но в основе распространения этого явления лежит немало факторов «с экономического, социального, культурного и политического характера». При этом, вне зависимости от вызывающих коррупцию факторов, ее появление и развитие «наносит ущерб процессу развития страны», создавая ситуацию «неуверенности и общественного брожения», а также «отклонения от основанных на законе норм человеческого общежития». Таким образом, признано, что коррупция создает трудности для последовательно проводящихся в Саудовской Аравии социально-политических и хозяйственных реформ. Считается, что в стране должна быть сформирована Национальная антикоррупционная комиссия (НАК), в которой будут принимать участие представители общественных организаций и институтов, включая академические круги, научные ассоциации, общества инженеров, врачей и адвокатов, члены руководства торгово-промышленных палат. Для противостояния коррупции, опираясь на «помощь религиозных авторитетов», на «семейные устои», они должны распространять идею «недопустимости коррупции» в процессе «обучения молодого поколения в школах и университетах». С помощью НАК будет осуществляться поддержка «лиц с ограниченным доходом», будут создаваться новые рабочие места на предприятиях государственного и частного сектора, что в свою очередь предполагает «сокращение численности приглашаемой в королевство иностранной рабочей силы».
На комиссию возлагается задача координации антикорруцционных действий с соответствующими структурами других стран.
Этот беглый обзор позволяет, тем не менее, сделать ряд принципиальных выводов [8]:
- все страны мира озабочены борьбой с коррупцией;
- существует целый «веер возможностей>> строить антикоррупционную политику. Причем, для формирования консолидированного общественного неприятия коррупции можно, опираться и на закон и на традиционные ценности, В том числе религиозные;
- оптимум коррупционной составляющей, величина скорее объективная для конкретных условий, во не неизменяемая
- многообразие форм и способов борьбы с коррупцией дает абхазскому обществу и государству широкое поле деятельности;
- несмотря на особенности каждой страны, есть общие черты (государственная программа борьбы с коррупцией, специальные контролирующие государственные и общественные органы, высокий уровень заработной платы чиновников, прозрачность государственных процедур и ряд других мер).
Литература:
1. Лечение заразной жадности: Борьба с коррупцией в Сингапуре. Автор: Арсений Сиротин. 09.03.2010, Антикоррупционная информационная база сайта «Суда нет» [Электронный ресурс]. —URL: http://center.sudanet.ru/?tag=сингапур
2. Номоконов В.А. Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней. Монография. - Владивосток: 2004. - 200 с.
3. Matti Joutsen, Juna Keranen Corruption and the prevention of corruption in Finland [Электронный ресурс]. —URL: www.om.fi
4. Субх М.А. Об основных достижениях стран ССАГПЗ в сфере борьбы с коррупцией и непотизмом Институт Ближнего Востока - [Электронный ресурс]. —URL: http://www.iimes.ru
5. Поляков М.М. Европейский опыт борьбы с коррупцией органами исполнительной власти и прокуратуры // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, № 2-2 / 2013
6. James R. Bonnell Anti-Corruption Measures in Public Sector: Experience of Other Countries. Final Report [Электронный ресурс]. — URL: http://www.knab.gov.lv/ uploads/eng/anticorruption_measures.pdf
7. Датские Антикоррупционные Инициативы [Электронный ресурс]. —URL: http://www.business-anti-corruption.ru/resources/anti-corruption-initiatives/partner-initiatives/denmark.aspx (дата обращения 19.03.2014.).
8. Моисеев В. В. Борьба с коррупцией в России. Монография / Моисеев В. В.-М.: Директ-медиа, 2014. - 415с.