Научная статья на тему 'Некоторые аспекты методологии формирования материалов долгосрочной целевой программы'

Некоторые аспекты методологии формирования материалов долгосрочной целевой программы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД / METHODOLOGY / TARGETED PROGRAM / ECONOMICAL SIMULATION / STRUCTURAL METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцев Андрей Анатольевич

Статья посвящена вопросам методологии формирования материалов целевых программ, в частности долгосрочной целевой программы. Рассматривается процесс формирования материалов долгосрочной целевой программы в виде последовательности необходимых шагов. Особое внимание уделяется структурному методу представления материалов в важнейших документах долгосрочных целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF LONG-TERM TARGETED PROGRAM MATERIALS FORMATION METHODOLOGY

The article is devoted to aspects of materials formation methodology in targeted programs, specifically in long-term targeted program. The process of materials formation in long-term targeted program as a sequence of necessary steps is considered. Special attention was given to structural method of material presentation in important documents of long-term targeted programs.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты методологии формирования материалов долгосрочной целевой программы»

Гуманитарные науки. Экономика

УДК 167

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

© Андрей Анатольевич МАЛЬЦЕВ

Фирма «Финансовые операционные компьютерные системы», г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, кандидат технических наук, директор, e-mail: maanii@rambler.ru

Статья посвящена вопросам методологии формирования материалов целевых программ, в частности долгосрочной целевой программы. Рассматривается процесс формирования материалов долгосрочной целевой программы в виде последовательности необходимых шагов. Особое внимание уделяется структурному методу представления материалов в важнейших документах долгосрочных целевых программ.

Ключевые слова: методология; целевая программа; экономическое моделирование; структурный метод.

В настоящее время в Российской Федерации активно формируются и осуществляются т. н. целевые программы.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 дает следующее определение: «Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения».

Дальнейшая логика процесса развития страны обусловливает необходимость формирования целевых программ на более длительные сроки. В связи с этим вводится понятие «долгосрочная целевая программа» (далее - ДЦП).

Настоящий материал посвящен некоторым аспектам формирования материалов ДЦП. Методологические вопросы будут иллюстрированы возможными примерами. В качестве основного будет использован при-

мер формирования ДЦП «Развитие информационного общества в Российской Федерации», при создании которой применялись отдельные положения настоящего исследования.

Методология формирования представлена в виде последовательности нескольких шагов.

Первый шаг. Первоначально, на самом общем уровне необходимо сформулировать тему исследования. Тема должна содержать ключевые, основные понятия.

Данные понятия (понятие) служат цели самого общего, широкого описания и понимания исследуемой темы. Считается нецелесообразным использование понятий, сужающих рассматриваемую тему.

Так, например, в нашем случае формулируется понятие «информационное общество». Обратим внимание, что не используются слова «Российской Федерации», которые сужают понятие и могут в дальнейшем исключить особенности информационного общества других государств, которые смогут быть доступны (полезны) жителям нашей страны.

Далее дается определение понятия (ключевых понятий), раскрывающего его суть с самой общей точки зрения.

Например, информационное общество -совокупность информации, используемое человечеством, либо совокупность людей, использующих в своей жизни информацию.

Второй шаг. Сформулированные ключевые, основные понятия рассматриваются с различных точек (углов) зрения. Каждая точка зрения детализируется с использованием неких характеристик.

¡ББЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 8 (124), 2013

Данный шаг призван дать как можно более всесторонний взгляд на рассматриваемый объект (понятие, тему). Считается важным с самого начала не упустить какую-нибудь важную составляющую рассматриваемого понятия.

В нашем случае «информационное общество» может быть проанализировано и детализировано со следующих точек зрения:

- процессы, «осуществляемые» над информацией:

= получение;

= восприятие;

= передача;

= обработка;

= хранение;

= защита и т. п.;

- социальные направления, в которых используется информация:

= наука;

= образование;

= здравоохранение;

= социальная защита;

= обеспечение жизнедеятельности;

= экономика и т. п.;

- вид представления информации:

= звуковой;

= визуальный (зрительный);

= сенсорный;

= цифровой и т. п.;

- объекты, использующие информацию: = люди;

= технические устройства и т. п.

На этом же шаге (считается очень важным) формулируется ограничение в виде конкретных понятий, которое характеризует основную цель исследования и ограничивает область детализации точек зрения.

В нашем случае нас с самого начала не интересует «информационное общество» как таковое. Процесс формирования различных точек зрения на информацию и общество, а также их детализация, могли бы не закончиться в ближайшей перспективе. Нас интересует «развитие информационного общества на основе использования информационнотелекоммуникационных технологий». Поэтому мы при формировании различных точек зрения всегда имеем в виду возможность (необходимость) использования при этом упомянутых информационно-телекоммуникационных технологий.

Третий шаг. На основе детализации каждой точки зрения и помня об ограничении в виде конкретных понятий, которое характеризует основную цель исследования (в нашем случае использование информационнотелекоммуникационных технологий), определяются самые общие цели, которые могут быть сформулированы для их дальнейшего достижения.

Пример:

- процессы, «осуществляемые» над информацией:

= достижение заданного уровня восприятия информации;

= достижение заданного уровня скорости передачи информации;

= достижение заданного уровня скорости обработки информации;

= достижение заданного уровня объемов хранения информации;

= достижение заданного уровня защиты информации и т. п.;

- социальные направления, в которых участвует информация:

= обеспечение заданного уровня доступности научной информации;

= обеспечение заданного уровня доступности образовательной информации и т. п.;

- вид представления информации:

= обеспечение представления информации звукового вида;

= обеспечение представления информации визуального (зрительного) вида;

= обеспечение представления информации сенсорного вида;

= обеспечение представления информации в цифровом виде и т. п.;

- объекты, использующие информацию: = обеспечение различных категорий

граждан необходимой информацией;

= обеспечение возможности «использования» техническими устройствами информации в различном виде и т. п.

Сформулированных целей (особенно на данном шаге) может быть достаточно много, и, как правило, требуется их некоторое объединение, т. е. формирование совокупностей целей.

Практическим приемом объединения (выделения) сформулированных целей может служить прием выделения подпрограмм, которые формируются для достижения совокупностей сформулированных целей.

Гуманитарные науки. Экономика

Формирование наполнения подпрограмм может осуществляться как на основании выделенных точек зрения, так и по другим имеющимся у авторов ДЦП основаниям, например - единство исполнителя, место исполнения и т. п. Главное, чтобы имеющиеся подпрограммы обеспечивали достижение всех целей ДЦП.

В нашем случае имеем 8 подпрограмм:

1) «Формирование национальной телекоммуникационной инфраструктуры»;

2) «Информатизация образования и науки»;

3) «Информатизация средств массовой информации и культуры»;

4) «Информатизация здравоохранения и социальной защиты граждан»;

5) «Информатизация обеспечения безопасности жизнедеятельности»;

6) «Региональная информатизация органов власти субъектов и органов местного самоуправления Российской Федерации»;

7) «Защита национальных интересов»;

8) «Электронное правительство».

Четвертый шаг. Данный шаг предназначен для формирования матрицы целей.

Выполнение этого шага обязательно приведет исполнителей к необходимости многократного выполнения шага 3. Таким образом, может возникнуть некоторый цикл. Но он не должен стать бесконечным. Основная задача данного шага - сформировать матрицу целей, не описывающую окончательно, всесторонне и полно рассматриваемую тему (понятия) на уровне шагов 1 и 2, а детализирующую тему с учетом ограничений шага 3. В этом состоит основная задача и основная трудность.

Конкретным практическим приемом может служить прием учета выделенных на шаге 3 отдельных составляющих (подпрограмм) для достижения сформулированных целей ДЦП. в этом случае матрица целей представляет собой таблицу, строками которой являются сформулированные цели ДЦП, столбцами - подпрограммы ДЦП, а на пересечении строк и столбцов располагаются формулировки частных целей, которые запланированы для достижения в подпрограмме данного столбца и для достижения цели, указанной по данной строке.

В условиях нашего примера:

Имеется 8 подпрограмм, расположенных по столбцам.

Имеются 4 цели ДЦП, задачи ДЦП и подзадачи, для каждой из которых формулируются цели каждой подпрограммы (табл. 1).

Считается необходимым отметить, что при составлении матрицы целей возможны следующие случаи.

1. Авторы ДЦП добросовестно проанализировали все возможные точки зрения на исследуемую проблему, сформулировали все возможные цели и определили все возможные подпрограммы для их достижения. В этом случае мы получаем полную картину описания и решения рассматриваемой проблемы. Такое возможно, но практически весьма маловероятно. При этом следует отметить, что теоретически мы получим идеальную матрицу целей для решения поставленной задачи.

2. Авторы ДЦП ограничились узкой точкой зрения и выделили только частные цели, сформулировали подпрограммы для их достижения. В этом случае вероятность достижения целей ДЦП весьма мала, т. к. отдельные важные цели, не указанные в материалах, но практически существующие, не будут достигнуты, а следовательно, и не будут практически достигнуты цели ДЦП.

3. Авторы ДЦП добросовестно проанализировали все возможные точки зрения на исследуемую проблему, однако, имея в виду ограничения в виде конкретных понятий, которые характеризуют основную цель исследования (см. шаг 2), сформулировали все практические возможные цели и определили все возможные подпрограммы для их достижения. В этом случае должна получиться матрица целей, позволяющая достичь всех целей ДЦП в результате выполнения сформулированных подпрограмм.

Примечание. Обратим внимание, что формирование матрицы целей не является однократной процедурой. Возвращение к этому шагу будет происходить не только на этапе проверки корректности ее составления при рассмотрении (утверждении) ДЦП, но и в ходе практической реализации мероприятий ДЦП. Это очень важный шаг, и результаты его выполнения - формирование конкретной матрицы целей - должны отслеживаться и сохраняться. Мы в дальнейшем еще не раз будем обращать на этот шаг наше внимание.

Таблица 1

Матрица целей долгосрочной целевой программы

1 (Инфраструктура) 2 (Образование, наука) 3 (СМИ и культура) 4(Здравоохранение, социальная защита граждан) 5 (ОБЖ) 6(Региональная информатизация) 7 (Национальные интересы) 8 (Электронное правительство)

1 2 3 4 5 6 7 8

ПОДПРОГРАММЫ

Формирование национальной телекоммуникационной инфраструктуры Информатизация образования и науки Информатизация средств массовой информации и культуры Информатизация здравоохранения и социальной защиты граждан Информатизация обеспечения безопасности жизнедеятельности Региональная информатизация органов власти субъектов и органов местного самоуправления Российской Федерации Защита национальных интересов Электронное правительство

1. Цель ДЦП: повышение качества жизни граждан (Стратегия развития ИО)

Задача ДЦП: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий__________________________________________________________________________________________________________________________

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей широкополосный доступ на всей территории Российской Федерации

Формирование инфраструктуры единой информационной сети образования и науки Формирование инфраструктуры единой информационной сети средств массовой информации Формирование инфраструктуры единой информационной сети культурной сферы страны Формирование инфраструктуры единой информационной сети здравоохранения и социальной защиты граждан Формирование инфраструктуры единой информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры субъекта Российской Федерации Формирование инфраструктуры единой информационной сети обороны страны, национальной безопасности и правопорядка Формирование инфраструктуры единой информационной сети электронного правительства

Подзадача ДЦП: предоставление на основе современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий_______

Повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8

Повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере образования и науки Повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере средств массовой информации и культуры Повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере здравоохранения и социальной защиты граждан Повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Повышение доступности для населения и организаций современных услуг в субъектах Российской Федерации Повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере обороны страны, национальной безопасности и правопорядка Повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере государственного управления

Модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм

Задача ДЦП: совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере

Развитие законодательных механизмов в рамках совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере

Совершенствование государственных гарантий конституционных прав граждан в сфере образования и науки Совершенствование государственных гарантий конституционных прав граждан в сфере средств массовой информации и культуры Совершенствование государственных гарантий конституционных прав граждан в сфере здравоохранения и социальной защиты Совершенствование государственных гарантий конституционных прав граждан в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности Совершенствование государственных гарантий конституционных прав граждан в рамках субъектов Российской Федерации Совершенствование государственных гарантий конституционных прав граждан в сфере обороны страны, национальной безопасности и правопорядка

Создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в т. ч. государственной системы правовой информации Совершенствование государственных гарантий конституционных прав граждан в сфере государственного управления

1

2

3

4

^МельДЦП^бесшчешекШШШШШШСОбШСШиРОШии^СШШШеШ&ШЗШШШ.ЖОк-

Совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях

Формирование единого информационного пространства Российской Федерации для решения задач обеспечения национальной безопасности

Обеспечение безопасности функционирования информационнотелекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации

Задача ДЦП: развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий

Интеграция государственных информационных систем и ресурсов

Формирование единого информационного пространства Российской Федерации

Формирование единого информационного пространства образования и науки Формирование единого информационного пространства средств массовой информации и культуры Формирование единого информационного пространства здравоохранения и социальной защиты граждан Формирование единого информационного пространства сферы обеспечения безопасности жизнедеятельности Формирование единого информационного пространства субъекта Российской Федерации Формирование единого информационного пространства обороны страны, национальной безопасности и правопорядка Формирование единого информационного пространства органов государственной власти

5

6

7

8

1 2 3 4 5 6 7 8

Интеграция национальной системы образования и науки в мировое информационное пространство Интеграция национальной системы средств массовой информации и культуры в мировое информационное пространство Интеграция национальной системы здравоохранения и социальной защиты населения в мировое информационное пространство Интеграция национальной системы по обеспечению безопасности жизнедеятельности граждан Российской Федерации в мировое информационное пространство

Создание национальной системы распределенных высокопроизводительных вычислений

Формирование национальной системы высокопроизводительных вычислений для науки и высшей школы на базе национальной инфраструктуры распределенных высокопроизводительных вычислений Формирование национальной системы высокопроизводительных вычислений для здравоохранения и социальной защиты граждан на базе национальной инфраструктуры распределенных высокопроизводительных вычислений Формирование национальной системы высокопроизводительных вычислений для обеспечения безопасности жизнедеятельности на базе национальной инфраструктуры распределенных высокопроизводительных вычислений Формирование национальной системы высокопроизводительных вычислений для обороны страны, национальной безопасности и правопорядка на базе национальной инфраструктуры распределенных высокопроизводительных вычислений

ВыделениеобщихсоставляющихцелеЙ.

Создание национальной системы распределенных высокопроизводительных вычислений

Интеграция национальной системы распределенных высокопроизводительных вычислений в мировое информационное пространство

1 2 3 4 5 6 7 8

Интеграция национальной системы высокопроизводительных вычислений для науки и высшей школы в мировое информационное пространство Интеграция национальной системы высокопроизводительных вычислений для здравоохранения и социальной защиты граждан в мировое информационное пространство Интеграция национальной системы высокопроизводительных вычислений системы для обеспечения безопасности жизнедеятельности в мировое информационное пространство

Подзадача ДЦП: подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и те лекоммуникационных технологий_

3_.ЦельДЦП:.рaзgumwеэ¡о0ШUЧ£ШШ¡!=£ШШШШ-ШШШUШШ£M;!KШШШШMUдшШШMJФШШШШU£бШШШSJ£ШШШ£ШBPШ£UШШ!M2L

Задача ДЦП: повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий

Формирование системы предоставления дистанционных услуг населению страны

Предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в т. ч. дистанционных)

Предоставление гражданам услуг в области образования и науки на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий Предоставление гражданам услуг в области средств массовой информации и культуры на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий Предоставление гражданам услуг в области здравоохранения и социальной защиты граждан на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий Предоставление гражданам услуг в области обеспечения безопасности жизнедеятельности на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий

___________1__________|__________2___________I_________3__________I__________4___________I__________5__________I_________6__________I__________7___________I__________8

Задача ДЦП: развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий__________________________________________

Интеграция информационной сети распределенных высокопроизводительных вычислений для науки и высшей школы с предприятиями ведущих отраслей национальной экономики, производящими науко______________________емкую продукцию_________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача ДЦП: сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения _______________________________________________________________________________________________________________________________________

Сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан

Развитие системы библиотечных и музейных фондов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий

Повышение открытости информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти, отвечающих за проведение культурной политики

_______1_______|______2_______I_______3______I_______4_______I_______5______I_______6______I_______7_______I______8

4.ЦедьДЦП:сМ£ЕШШ£ШВ2ШШ£Ш£ШШЖгШУдШ£Ш£ШШ£2,ШШШШШ±Ш,£Ш£££иШШ22£ШШ±инФ£ШШИШНЫ£иТШ£КШШШШШиШНЫ£ТёШШ2Ш£ШШШШеШ&£^

Задача ДЦП: повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг_______________________________________________________________________________________________________________________________

Создание и развитие инфраструктуры электронного правительства субъекта Российской Федерации, обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта Российской Федерации Предоставление гражданам государственных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий

Совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям

Увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде

Гуманитарные науки. Экономика

Акцентируем внимание на том, что матрица целей на данный момент является двумерной (плоской) (табл. 1). В дальнейшем она претерпит изменения.

5. Данный шаг предназначен для формирования трехмерной матрицы целей.

На пересечении столбцов и строк матрицы целей стоят частные цели, сформулированные в рамках отдельных подпрограмм. Достижение всех этих частных целей должно гарантировать достижение цели ДЦП, сформулированной по строке.

Так, в нашем примере, достижение частных целей:

- формирование инфраструктуры единой информационной сети образования и науки;

- формирование инфраструктуры единой информационной сети средств массовой информации;

- формирование инфраструктуры единой информационной сети культурной сферы страны;

- формирование инфраструктуры единой информационной сети здравоохранения и социальной защиты граждан;

- формирование инфраструктуры единой информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры субъекта Российской Федерации;

- формирование инфраструктуры единой информационной сети обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;

- формирование инфраструктуры единой информационной сети электронного правительства должно обеспечить достижение основной цели: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей широкополосный доступ на всей территории Российской Федерации.

Детально анализируя частные цели, можно выделить общие для всех них составляющие (цели):

1) формирование единой телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей широкополосный доступ на всей территории Российской Федерации (далее -ЕТКИШД):

- анализ текущего состояния сетей связи и средств связи, включая средства широкополосного доступа;

- создание перспективных средств связи, включая средства широкополосного доступа;

- создание перспективных цифровых транспортных систем;

- создание новых сетей связи и средств связи, включая средства широкополосного доступа;

- модернизация существующих систем доступа телекоммуникаций;

- модернизация существующих систем транспорта телекоммуникаций;

- модернизация существующих систем распределения телекоммуникаций;

- модернизация существующих сетей широкополосного доступа;

2) построение региональной составляющей ЕТКИШД в части региональных уз-

лов связи и подключенных к ним основных региональных, ведомственных и корпоративных информационных сетей и вычислительных центров;

3) интеграция (подключение) дейст-

вующих региональных, ведомственных и корпоративных сетей и вычислительных центров к ЕТКИШД;

4) разработка и внедрение системы

обеспечения безопасности информации при функционировании ЕТКИШД;

5) создание системы мониторинга и управления ЕТКИШД.

В результате выделения общих составляющих для всех подпрограмм считается целесообразным формирование данного перечня в рамках отдельной подпрограммы «Формирование национальной телекоммуникационной инфраструктуры», что обеспечит единый подход к реализации мероприятий, единый центр ответственности за выполнение работ и единый центр финансирования. Таким образом, может произойти изменение матрицы целей шага 4.

Обратим внимание, что детализация частных целей для каждой подпрограммы осуществляется по третьему измерению матрицы целей шага 2. Таким образом, получается трехмерная матрица целей ДЦП.

Примечание. Обратим внимание, что формирование трехмерной матрицы целей также не является однократной процедурой.

¡ББЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 8 (124), 2013

Уже сейчас ясно, что необходимо будет возвращаться к шагу 4, и после изменения частных целей подпрограмм - возвращаться к корректировке трехмерной матрицы целей.

Возвращение к этому шагу будет происходить не только на этапе проверки корректности ее составления при рассмотрении (утверждении) ДЦП, но и в ходе практической реализации мероприятий ДЦП.

После выделения общих составляющих частных целей подпрограмм для каждой подпрограммы останутся необходимые составляющие, которые потребуют детализации.

В нашем случае для каждой подпрограммы (на примере подпрограммы «Наука и образование») необходимо достигнуть (реализовать):

- объединения существующих сетей образования и науки на основе использования ресурсов ЕТКИШД;

- организации порталов доступа к единой информационной сети образования и науки (в рамках создания ЕТКИШД);

- создания центров хранения и обработки данных единой информационной сети образования и науки (в рамках создания ЕТКИШД);

- организации центра управления и мониторинга единой информационной сети образования и науки с учетом требований к системе мониторинга и управления ЕТКИШД;

- построения региональной составляющей единой информационной сети образования и науки в части региональных узлов связи национальной системы распределенных высокопроизводительных вычислений;

- интеграции (подключение) действующих ведомственных и корпоративных научно-образовательных сетей и вычислительных центров в единую информационную сеть образования и науки.

Примечание. Обратим внимание, что однотипное формулирование частных целей подпрограмм ДЦП вовсе не означает повторение одних и тех же мероприятий для их достижения. Напомним, что выделение общих составляющих и формулировка их в одной подпрограмме означает их выполнение один раз и служит основой для дальнейших мероприятий в других подпрограммах, а необходимые мероприятия в рамках подпрограмм будут реализовываться в рамках каждой из них, но с соблюдением единого по-

рядка и технологий (системных решений). Эти моменты и определят цикличность выполнения шагов 4 и 5.

Сформированная трехмерная матрица целей ДЦП является важным результатом пятого шага и основой для дальнейших шагов.

Шестой шаг. Данный шаг предназначен для формирования перечня мероприятий подпрограмм на основе трехмерной матрицы целей.

Для выполнения данного шага, во-первых, рассматривается конкретная частная цель подпрограммы (элемент двумерной матрицы целей шага 4) и ее детализация по более частным целям (совокупность частных целей по третьему измерению трехмерной матрицы целей шага 5), и, во-вторых, рассмотрение повторяется для всех частных целей каждой подпрограммы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная информация представляется в виде таблицы «Описание подпрограммы ДЦП» (табл. 2).

В табл. 2 указываются:

- наименование подпрограммы;

- цели подпрограммы;

- частные цели подпрограммы;

- целевые индикаторы для каждой частной цели подпрограммы;

- направления подпрограммы, которые объединяют мероприятия, направленные на достижения частных целей;

- цели направлений подпрограмм;

- мероприятия подпрограмм с их детализацией;

- показатели, характеризующие степень выполнения мероприятий (необходимо в первую очередь формулировать количественные показатели или числовые значения качественных показателей).

Седьмой шаг. Данный шаг предназначен для формирования последовательности выполнения перечня мероприятий каждой подпрограммы.

Форма представления данной информации должна отражать:

- желательную последовательность (параллельность) выполнения мероприятий;

- сроки (длительность) выполнения каждого мероприятия;

- необходимость выполнения конкретного мероприятия для начала выполнения следующего и достижения поставленной частной цели.

Таблица 2

Описание подпрограммы ДЦП

Наименование подпрограммы Частная цель подпрограммы Направления подпрограммы Мероприятия подпрограммы Показатели подпрограммы

1 2 3 4 5

Формирование национальной телекоммуникационной инфраструктуры Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей широкополосный доступ на всей территории Российской Федерации (Стратегия развития ИО) Создание единой телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей широкополосный доступ на всей территории Российской Федерации, в т. ч. с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Цель направления - создание элементов национальной информационнокоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей широкополосный доступ на всей территории Российской Федерации Формирование единой телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей широкополосный доступ на всей территории Российской Федерации: - анализ текущего состояния сетей связи и средств связи, включая средства широкополосного доступа; - создание перспективных средств связи, включая средства широкополосного доступа; - создание перспективных цифровых транспортных систем; - создание новых сетей связи и средств связи, включая средства широкополосного доступа; - модернизация существующих систем доступа телекоммуникаций; - модернизация существующих систем транспорта телекоммуникаций; - модернизация существующих систем распределения телекоммуникаций; - модернизация существующих сетей широкополосного доступа Количество линий широкополосного доступа на 100 человек

Построение региональной составляющей ЕТКИШД в части региональных узлов связи и подключенных к ним основных региональных, ведомственных и корпоративных информационных сетей и вычислительных центров Количество региональных узлов связи и подключенных к ним основных региональных, ведомственных и корпоративных информационных сетей и вычислительных центров

Интеграция (подключение) действующих региональных, ведомственных и корпоративных сетей и вычислительных центров к ЕТКИШД Количество действующих региональных, ведомственных и корпоративных сетей и вычислительных центров, подключенных к ЕТКИШД

Разработка и внедрение системы обеспечения безопасности информации при функционировании ЕТКИШД.

Создание системы мониторинга и управления ЕТКИШД

1 2 3 4 5

Создание национальной системы распределенных высокопроизводительных вычислений Создание национальной системы распределенных высокопроизводительных вычислений Цель направления - создание национальной системы распределенных высокопроизводительных вычислений, обеспечивающей доступ к информационным и вычислительным ресурсам на всей территории Российской Федерации Формирование национальной системы распределенных высокопроизводительных вычислений: - анализ состояния существующих систем распределенных высокопроизводительных вычислений; - создание новых высокопроизводительных центров обработки данных (ЦОДов); - модернизация существующих центров обработки данных Количество вновь созданных высокопроизводительных центров обработки данных; количество модернизированных существующих центров обработки данных.

Создание системы доступа и использования информационных и коммуникационных технологий национальной системы распределенных высокопроизводительных вычислений различными категориями пользователей

Развитие современных технологий совместного использования крупномасштабных вычислительных мощностей и хранилищ данных (GRID), научнообразовательных кластеров

Создание центров мониторинга эффективности использования системы распределенных высокопроизводительных вычислений Количество центров мониторинга эффективности использования системы распределенных высокопроизводительных вычислений

Гуманитарные науки. Экономика

Целесообразно в целях принятия обоснованных решений в процессе выполнения ДЦП привести несколько возможных вариантов последовательности выполнения перечня мероприятий каждой подпрограммы. При этом необходимо указать более предпочтительный из них.

Для каждого мероприятия (желательно для каждой его составляющей), входящего в возможную последовательность выполнения для каждой подпрограммы, необходимо определить объемы финансирования в соответствии с принятой детализацией (средства федерального бюджета, средства местных бюджетов и т. п.).

Примечание. Обратим внимание, что чем детальнее будет представлено каждое мероприятие конкретной подпрограммы, тем больше гарантии в том, что авторы материала четко понимают пути и варианты их реализации, и следовательно, больше уровень уверенности в их практическом выполнении. При большей степени детализации мероприятий (планируемых работ) значительно облегчается процедура проверки реальности запрашиваемых объемов финансирования.

Таким образом, имея запросы на объемы финансирования составных частей, используя сформулированные варианты последовательности выполнения перечня мероприятий подпрограмм, необходимо получение итоговых объемов финансирования мероприятий каждой подпрограммы и ДЦП в целом.

Восьмой шаг. Данный шаг предназначен для формирования матрицы выполнения показателей мероприятий каждой подпрограммы.

Для каждого мероприятия (для каждой его составляющей), имеющего конкретный показатель, определяется диапазон значений, отражающий степень выполнения конкретного мероприятия (его составляющей).

Используя табл. 2 и добавляя столбцы:

- текущее значение показателя;

- конечное значение показателя;

- степень выполнения мероприятия, формируется таблица «Уровень выполнения мероприятий подпрограммы ДЦП».

Используя таблицы по всем подпрограммам, формируется матрица «Уровни выполнения подпрограмм ДЦП».

Девятый шаг. Данный шаг предназначен для формирования плана выполнения мероприятий ДЦП.

Используя трехмерную матрицу целей ДЦП (шаг 5) и последовательности выполнения перечня мероприятий каждой подпрограммы (шаг 7), строится последовательность выполнения мероприятий ДЦП, который формулируется как «План выполнения мероприятий ДЦП».

Отметим, что при выборе различных вариантов реализации мероприятий подпрограмм формируется отдельный «План выполнения мероприятий ДЦП».

Примечание. Обратим внимание, что формирование «Плана выполнения мероприятий ДЦП» необходимо осуществлять только на основе применения специализированного программного обеспечения.

Данное программное обеспечение должно обеспечивать ввод:

- трехмерной матрицы целей ДЦП;

- описания каждой подпрограммы ДЦП и соответствующих характеристик мероприятий (объемов финансирования, сроков выполнения, необходимости выполнения и т. п.);

- варианта «Плана выполнения мероприятий ДЦП»;

- формирования значений итогового финансирования по подпрограммам и ДЦП в целом;

- формирования сроков выполнения мероприятий ДЦП в связи с введенным вариантом;

- формирования значений текущих показателей уровня выполнения работ и достижения целей подпрограмм и ДЦП;

- других необходимых характеристик, не рассматриваемых в данный момент.

Десятый шаг. Данный шаг предназначен для формирования перечня проектов, необходимых для реализации мероприятий ДЦП.

Рассматривая «План выполнения мероприятий ДЦП», принятый к исполнению, путем анализа содержания конкретных мероприятий, выявления типовых мероприятий с точки зрения единства места выполнения, единства технологий выполнения и т. п., осуществляется выделение перечня мероприятий, которые целесообразно проводить в рамках одного конкретного проекта. В этом случае можно говорить о целесообразности выбора единого ответственного за реализацию проекта (единого заказчика) и, соответственно, единого ответственного за выполнение работ по проекту (единого исполнителя).

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 8 (124), 2013

Совокупность мероприятий, планируемых к реализации в рамках сформированных проектов, естественно, должна совпадать с совокупностью мероприятий «План выполнения мероприятий ДЦП». Причем это совпадение важно и на этапе формирования проектов, и на этапе выполнения работ по ним, т. к. могут возникать особенности в объемах выполнения мероприятий конкретных проектов. Постоянное сравнение хода реального выполнения мероприятий с планами их проведения позволит сохранить уверенность в достижении поставленных перед ДЦП целей.

Одиннадцатый шаг. Данный шаг предназначен для формирования отчета по выполнению плана мероприятий ДЦП.

Этот шаг реализуется в ходе выполнения мероприятий ДЦП, и на основе значений отчетных показателей формирует отчет по достижению целей ДЦП.

На его основе принимаются соответствующие решения о ходе реализации ДЦП.

Двенадцатый шаг. Данный шаг предназначен для оценки хода выполнения плана мероприятий ДЦП при внесении изменений в условия проведения мероприятий ДЦП.

В ходе проведения мероприятий ДЦП весьма вероятно возникновение ситуаций, связанных с изменением условий их проведения. Основным изменением является сокращение объемов финансирования.

В этом случае возникает необходимость корректировки либо перечня выполняемых мероприятий, либо объема их выполнения.

Основой для выработки соответствующих решений служит система действий, основанная на использовании специализированного программного обеспечения (см. шаг 9).

Тринадцатый шаг. Данный шаг предназначен для формирования управляющего воздействия по корректировке «Плана выполнения мероприятий ДЦП».

Результатом выполнения данного шага является скорректированный план выполнения мероприятий ДЦП, который должен быть утвержден и принят к исполнению. В итоге происходит возврат к шагу 9.

Если мероприятия приводят к достижению всех целей, целевых показателей, общих и частных планировавшихся результатов, можно говорить об успешном окончании

ДЦП.

В качестве выводов следует отметить:

- реализация масштабных мероприятий экономического развития страны невозможна без научно обоснованных, методически проработанных приемов планирования, выполнения, оценки хода выполнения работ и оценки достигнутых результатов, воплощенных в единую систему реализации долгосрочных целевых программ;

- основу системы реализации долгосрочных целевых программ должны составить последовательные шаги по формированию материалов ДЦП, тщательно разрабатываемые до начала ее реализации;

- процесс реализации мероприятий ДЦП практически всегда отличается от первоначально планируемого вследствие действия ряда объективных и субъективных факторов, что обусловливает необходимость предусмотрения возможности возврата к предыдущим шагам и повторения последующих до достижения намеченного результата;

- формирование материалов ДЦП, ее отдельных документов, особенно в ходе выполнения мероприятий ДЦП и оценки достигнутых результатов, необходимо осуществлять только на основе применения специализированного программного обеспечения, целенаправленно создаваемого для решения этой задачи.

Поступила в редакцию 10.05.2013 г.

UDC 167

ASPECTS OF LONG-TERM TARGETED PROGRAM MATERIALS FORMATION METHODOLOGY Andrey Anatolyevich MALTSEV, Firm “Financial operating computer systems”, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Candidate of Technics, Director, e-mail: maanii@rambler.ru

The article is devoted to aspects of materials formation methodology in targeted programs, specifically in long-term targeted program. The process of materials formation in long-term targeted program as a sequence of necessary steps is considered. Special attention was given to structural method of material presentation in important documents of long-term targeted programs.

fay words: methodology; targeted program; economical simulation; structural method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.