№ 4, 2009
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
У. В. Данилова, К. И. Сафонова
(Тихоокеанский государственный университет, г. Владивосток)
В статье формулируются обязательные требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации. Определяется логика подготовки диссертации, аргументируются системный интегрированный подход к определению объекта и предмета исследования, даются практические рекомендации по подготовке магистерской диссертации.
Ключевыге слова: методика магистерской диссертации; актуальность темы; научная новизна.
Углубление интеграционных процессов европейских стран является признанным фактором их интенсивного развития. Пришло время создания единого пространства высшего образования, сближения и гармонизации систем образования стран Европы. Россия присоединилась к этому процессу и в настоящее время осуществляет активный переход на подготовку бакалавров и магистров вместо существующей в настоящее время системы подготовки специалистов. Переход потребовал комплексных изменений в методическом обеспечении учебного процесса.
Подготовка магистров по направлению «Экономика» по программе «Экономика фирмы и отраслевых рынков» обязывает определить отличие магистерской диссертации как важнейшей обязательной формы итоговой государственной аттестации магистранта от дипломного проекта специалиста, с одной стороны, и кандидатской диссертации — с другой; вооружить студентов четким руководством по структуре магистерской диссертации; определить меру самостоятельного научного поиска, авторского вклада в работу.
В настоящей статье делается попытка изложения точки зрения авторов на проблему подготовки методики выполнения магистерских диссертаций с учетом имеющегося опыта проведения такого вида работ. Необходимость этого связана с тем, что анализ существующей методической литературы по выбранной теме (Ф. А. Кузин, И. Н. Кузнецов, А. М. Новиков и др.) показал: установки
по написанию диссертаций у всех исследователей совпадают, но их смысловое содержание, а также связи и соотношения между установками различаются. Нередко объект и предмет исследования определяются в диссертациях практически одинаково, а в некоторых работах вообще не указываются.
Кроме того, имеющиеся методические пособия (например, «Руководство по подготовке магистерской диссертации» Н. С. Отварухиной и др.) иллюстрируют логику подготовки магистерской диссертации на примере кандидатских и докторских. Однако очевидно, что прямой перенос принципов выполнения кандидатских и докторских на написание магистерских диссертаций неприемлем.
Магистерская диссертация отличается от дипломного проекта специалиста наличием в ней научно-исследовательских элементов, которые соответствуют теме диссертации в рамках магистерской программы. Одновременно она предваряет подготовку кандидатской диссертации, предполагающей развитие у студентов навыков творческой деятельности, обучение методам ведения научных исследований, углубление и расширение знаний в конкретной области науки по профилю соответствующей программы подготовки. Результаты углубленной магистерской подготовки проявляются и отражаются в содержании и качестве магистерской диссертации — самостоятельном научном исследовании, выполненном под руководством высококвалифицированного специалиста.
© Данилова У. В., Сафонова К. И., 2009
29
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация должна отражать умения магистранта самостоятельно осуществлять литературный поиск, подбирать, систематизировать, анализировать и обобщать теоретическую и практическую информацию по направлению магистерской подготовки, увязывать их с данными экспериментальнонаучных исследований, использовать знания по социальным, математическим и общенаучным дисциплинам для решения научно-исследовательских и практических задач, стоящих перед различными отраслями экономики или фирмами.
Успешное выполнение учебного плана, подготовка в срок и в соответствии с установленными требованиями к такого рода работам являются условиями допуска к защите диссертации для получения степени магистра. Важный момент магистерской подготовки — допуск к защите не только руководителя диссертации, но и руководителя магистерской программы.
К содержанию и оформлению диссертации предъявляется ряд обязательных требований [3]. Вначале разрабатывается план ее выполнения в соответствии с выбранной темой и сроками, предусмотренными программой магистерской подготовки. Для каждого раздела должен быть определен свой срок с учетом окончательной даты представления готовой работы на кафедру и руководителю магистерской подготовки для принятия окончательного решения о готовности диссертации к защите. План отражает структуру диссертации, каждый его раздел выполняется в соответствии со специальными требованиями к содержанию.
Введение имеет заданную, довольно сложную структуру, поскольку определяет логику и ход научного исследования. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и его задачи. Все перечисленные категории зависят не только от темы диссертации, но и от замысла исследователя.
В первой, теоретической, главе проводится обзор литературы по теме работы, излагаются результаты имеющихся теоретических исследований, выбираются и обосновываются методологические подходы, методы, методики и техника исследования.
Во второй, аналитической, главе описывается процесс исследования, раскрываются проблемы и причины их возникновения, отражаются выявленные закономерности, тенденции, количественные и качественные зависимости, резервы развития, систематизированные характеристики объекта или предмета исследования, приводятся оценка эффективности используемых методов, результаты экспериментов, предлагаются экспериментальные гипотезы и план эксперимента (если предусмотрено).
В третьей, конструктивной, главе разрабатываются и апробируются новые методики и методы решения исследуемых проблем, излагаются полученные результаты, описываются технологии, а также аргументируется новизна положений, выносимых на защиту.
В заключении определяется область возможного использования результатов и обосновываются выводы из проведенного исследования.
Весь ход научного исследования можно представить в виде логической последовательности: обоснование актуальности выбранной темы, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и конкретных задач исследования, выбор методов (методики) проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и конкретных задач исследования являются содержанием введения диссертации.
Обоснование актуальности те-мы1 — начальный этап любого исследования. В диссертации как в квалифика-
111!111Й1И1!Ш № 4,
ционной работе умение обосновать актуальность исследования характеризует научную зрелость и профессиональную подготовленность магистранта. Прежде всего необходимо конкретизировать систему (отрасль, предприятие, сегмент рынка, элемент инфраструктуры и т. п.), в которой возникла проблема. Далее — четко сформулировать проблему, определить ее состояние (указать известные научные школы, их достижения, вопросы, оставшиеся нерешенными), аргументировать необходимость исследования и определить требуемое направление решения проблемы (разработку методики, подхода, концепции, системы) [2].
Определяя объект и предмет исследования, мы использовали интегрированные подходы, основанные на принципах системного анализа.
Объект исследования — это объективная реальность, рассматриваемая как система [2]. Система есть особая целостность, характеризующаяся наличием множества взаимосвязанных элементов, упорядоченных для достижения единой цели; структурированностью; наличием механизма управления. Системное представление об объекте при проведении исследований позволяет использовать возможность перехода от целого к частному и наоборот. Между элементами системы существуют различные отношения, взаимосвязи. Под влиянием управляющего воздействия происходит изменение какого-либо частного элемента системы, в свою очередь вызывающее реакцию в связях и отношениях в системе в целом, т. е. наблюдается так называемый внутренний системный эффект [2].
Объект является носителем проблем, которые возникают под действием внутренних и внешних факторов, положительно или отрицательно влияющих на состояние объекта. В связи с этим существует необходимость определения и рассмотрения проблем, выявления причинно-следственных связей и подходов, методов, способов приведения объекта к желаемому состоянию. Для решения про-
блемы необходимо идентифицировать причины ее возникновения, такие как нарушение связей между элементами, утрата свойства, возникновение противоречия в отношениях и т. д. Следовательно, в научном исследовании кроме объекта рассматривается предмет исследования.
Предмет исследования — такой аспект состояния и развития объекта (теоретический, методологический, практический, управленческий, организационный и т. д.), результаты изучения и исследования которого способствуют решению проблемы объекта. Предметное исследование позволяет расчленить систему (объект) и выделить ее проблемные элементы, свойства, функции, связи для более детального и углубленного их рассмотрения и изучения [1]. Предмет исследования определяет тему диссертационной работы.
Постановка цели и задач исследования — важнейший этап написания диссертации. Цель — это конечный результат, который хотелось бы достичь исследователю. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, ставятся в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяснить., вывести формулу. и т. д.). Формулировать задачи следует тщательно и аккуратно, так как описание их решения составляет содержание глав диссертационной работы. Заголовки глав также рождаются из формулировок задач предпринимаемого исследования. Количество выносимых на защиту положений, как правило, совпадает с количеством поставленных задач.
Выгбор методов исследования — необходимое условие достижения поставленной цели, ибо методы служат инструментом в добывании фактического материала, обеспечивающего решение проблемы. Системный подход предполагает комплексное изучение методологической базы существующих научных школ для обоснования собственного выбора методов решения конкретных поставленных задач.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Предмет, цели, задачи, а также методы исследования в совокупности формируют исследовательский аппарат, позволяющий перейти к главной части диссертации — описанию процесса исследования. Здесь освещаются методика и техника исследования с использованием математических, логических, статистических, морфологических и прочих правил и законов и обобщаются полученные результаты. Содержание глав основной части диссертации должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Обсуждение результатов (апробация) исследования обеспечивается участием в работе семинаров, конференций, симпозиумов, их официальной оценкой и публикацией. Возможно внедрение результатов в практику (акт внедрения, или указание положений диссертации, используемых в учебном процессе в рамках конкретной дисциплины).
Общая формулировка научной новизны складывается из новизны полученных лично магистрантом положений и результатов, выносимых на защиту.
Формулирование выгводов и оценка полученныгх результатов — заключи-
тельный этап научного исследования, который содержит то новое и существенное, что составляет научные и практические предложения (рекомендации) проведенного исследования, положения, выносимые на защиту. Также здесь формулируется теоретическая и/или практическая значимость работы.
Таким образом, качество подготовки магистерской диссертации зависит от понимания магистрантом ее ключевых отличительных признаков от дипломного проекта и содержания определенных элементов диссертации: объекта, предмета, цели, задач, степени обоснования полученных результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в философию : учеб. для вузов : в 2 ч. / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. — М. : Политиздат, 1990. — Ч. 2. — 639 с.
2. Дрогобыгцкий, И. Н. Системный анализ в экономике : учеб. пособие / И. Н. Дрогобыцкий. — М. : Финансы и статистика, 2007. — 512 с.
3. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты : практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. — 10-е изд., доп. — М. : Ось-89, 2008. — 224 с.
Поступила 15.08.09.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
О. М. Сметанина (Волго-Вятская академия государственной службы,
г. Нижний Новгород)
В статье раскрывается понятие «образовательная политика», рассматриваются ее составляющие. Особое внимание уделяется влиянию образовательной политики на выбор языка обучения.
Ключевыге слова: образовательная политика; авангард образовательного сообщества; общественнопедагогическое движение; социально-адаптационные уровни образования; функции образования.
Образование как явление общественной жизни выступает в трех основных ипостасях: как социальный институт, как система образовательных учреждений и как образовательная практика. Выстраивание и организация «взаимодействия» этих трех основных граней, сущностей образования в единой социальной (соци-
ально-педагогической) логике — предмет образовательной политики.
Термин «образовательная политика» был введен в широкий общероссийский оборот в конце 1980-х гг. Э. Д. Днепро-вым и Временным научно-исследовательским коллективом «Школа», созданным в 1988 г. для подготовки современ-© Сметанина О. М., 2009