Научная статья на тему 'Некоторые аспекты исследования водительских удостоверений Российской Федерации и иностранных государств'

Некоторые аспекты исследования водительских удостоверений Российской Федерации и иностранных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2368
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ / ЭКСПЕРТНАЯ МЕТОДИКА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ ЗАЩИТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ЧИП / ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДОКУМЕНТОВ / DRIVER'S LICENSE / EXPERT METHODOLOGY / TECHNICAL SPECIFICATION / PROTECTION ELEMENTS / ELECTRONIC CHIP / TECHNICAL AND FORENSIC EXAMINATION OF DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купин А.Ф., Баринова О.А.

Статья посвящена исследованию водительских удостоверений в рамках технико-криминалистической экспертизы документов. Рассмотрена экспертная методика исследования защищенной полиграфической продукции, а также трудности, с которыми сталкиваются эксперты в процессе решения поставленных задач. Особое внимание уделяется проблеме исследования водительских удостоверений иностранных государств, сравнительные образцы которых отсутствуют в экспертных подразделениях Российской Федерации. Обозначены пути ее решения, заключающиеся в установлении соответствия спорного водительского удостоверения нормативному и техническому описанию, изложенному в нормативных правовых документах. Приведен перечень требований, предъявляемых к водительским удостоверениям Российской Федерации, Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан, Французской Республики, Республики Польша, с указанием комплекса элементов защиты от их подделки. Установлено сходство элементов защиты водительских удостоверений Российской Федерации и Республики Беларусь. Отмечено, что большинство водительских удостоверений иностранных государств снабжено микрочипами, выступающими в качестве дополнительного средства защиты данного документа от подделки. Сделан вывод о необходимости проведения их комплексного исследования с привлечением экспертов, обладающих специальными знаниями в области компьютерной экспертизы, для установления соответствия сведений, указанных в документе и микрочипе (штрих-коде).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Купин А.Ф., Баринова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE STUDY OF DRIVING LICENSES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

The article is devoted to the study of driving licenses within the framework of technical and forensic examination of documents. The expert technique of the research of the protected polygraphic production, as well as the difficulties faced by the experts during the process of solving the set tasks, is considered. Particular attention is paid to the problem of studying driving licenses of foreign countries, the comparative samples of which are not at the disposal of the expert divisions of the Russian Federation. The author indicates the ways of this problem solution, consisting in establishing the compliance of the controversial driver’s license with the regulatory and technical description fixed in the regulatory legal documents. The list of requirements for driver’s licenses of the Russian Federation, the Republic of Belarus, Ukraine, the Republic of Kazakhstan, the French Republic and Poland is given, the complex of elements protecting them against the forgery is specified. The similarity of the elements of protection of driving licenses of the Russian Federation and the Republic of Belarus is established. It is noted that most of the driving licenses of foreign countries are equipped with microchips serving as an additional means of protecting this document from forgery. It is concluded that it is necessary to carry out their complex research involving the participation of the experts with special knowledge in the field of computer expertise in order to establish the compliance of information specified in the document and the microchip (barcode).

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты исследования водительских удостоверений Российской Федерации и иностранных государств»

Раздел 10. Экспертно-криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности

кУПИН А.Ф., кандидат юридических наук, alexcrim@rambler.ru кафедра юриспруденции, интеллектуальной собственности и судебной экспертизы; Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 105005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5/1

БАРИНоВА о.А., кандидат юридических наук, ol.bondarencko2011@yandex.ru кафедра криминалистической техники учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности; Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 400089, г. Волгоград, ул. Историческая, 130

KuPIN A.F.,

candidate of Legal Sciences,

alexcrim@rambler.ru

chair of jurisprudence,

intellectual property

and forensic examination;

Moscow State Technical university

named after N.E. Bauman,

2nd Baumanskaya St. 5/1, Moscow, 105005,

Russian Federation

barinova o.a.,

candidate of Legal Sciences,

ol.bondarencko2011@yandex.ru

chair of criminalistic technique

of the trainingand scientific complex

of forensic activities;

volgograd Academy

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Istoricheskaya St. 130, volgograd, 400089,

Russian Federation

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИй

российской федерации и иностранных государств

Аннотация. статья посвящена исследованию водительских удостоверений в рамках технико-криминалистической экспертизы документов. Рассмотрена экспертная методика исследования защищенной полиграфической продукции, а также трудности, с которыми сталкиваются эксперты в процессе решения поставленных задач. особое внимание уделяется проблеме исследования водительских удостоверений иностранных государств, сравнительные образцы которых отсутствуют в экспертных подразделениях Российской Федерации. обозначены пути ее решения, заключающиеся в установлении соответствия спорного водительского удостоверения нормативному и техническому описанию, изложенному в нормативных правовых документах. Приведен перечень требований, предъявляемых к водительским удостоверениям Российской Федерации, Республики Беларусь, Украины, Республики казахстан, Французской Республики, Республики Польша, с указанием комплекса элементов защиты от их подделки. Установлено сходство элементов защиты водительских удостоверений Российской Федерации и Республики Беларусь. отмечено, что большинство водительских удостоверений иностранных государств снабжено микрочипами, выступающими в качестве дополнительного средства защиты данного документа от подделки. сделан вывод о необходимости проведения их комплексного исследования с привлечением экспертов, обладающих специальными знаниями в области компьютерной экспертизы, для установления соответствия сведений, указанных в документе и микрочипе (штрих-коде).

Ключевые слова: водительское удостоверение; экспертная методика; техническое описание; элементы защиты; электронный чип; технико-криминалистическая экспертиза документов.

SOME ASPECTS OF THE STUDY OF DRIVING LICENSES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

Annotation. The article is devoted to the study of driving licenses within the framework of technical and forensic examination of documents. The expert technique of the research of the protected polygraphic production, as well as the difficulties faced by the experts during the process of solving

the set tasks, is considered. Particular attention is paid to the problem of studying driving licenses of foreign countries, the comparative samples of which are not at the disposal of the expert divisions of the Russian Federation. The author indicates the ways of this problem solution, consisting in establishing the compliance of the controversial driver's license with the regulatory and technical description fixed in the regulatory legal documents. The list of requirements for driver's licenses of the Russian Federation, the Republic of Belarus, Ukraine, the Republic of Kazakhstan, the French Republic and Poland is given, the complex of elements protecting them against the forgery is specified. The similarity of the elements of protection of driving licenses of the Russian Federation and the Republic of Belarus is established. It is noted that most of the driving licenses of foreign countries are equipped with microchips serving as an additional means of protecting this document from forgery. It is concluded that it is necessary to carry out their complex research involving the participation of the experts with special knowledge in the field of computer expertise in order to establish the compliance of information specified in the document and the microchip (barcode).

Keywords: driver's license; expert methodology; technical specification; protection elements; electronic chip; technical and forensic examination of documents.

В настоящее время наблюдается рост количества уголовно наказуемых посягательств, совершаемых с использованием документов, снабженных специальными средствами защиты от подделки. К их числу относятся и водительские удостоверения. Это связано с тем, что современные технические устройства, применяемые преступниками при изготовлении водительских удостоверений, позволяют добиться достаточно высокой степени их сходства с подлинными документами. При этом преступниками совершенствуются приемы и методы их подделки, растет «профессионализм» лиц, занимающихся их изготовлением. Указанное обстоятельство вызывает затруднения в установлении факта фальсификации документа лицами, не обладающими специальными познаниями.

Эффективность расследования преступлений, связанных с подделкой защищенной полиграфической продукции, во многом зависит от наличия научно-методической базы технико-криминалистической экспертизы документов, в рамках которой устанавливается, был ли выполнен спорный документ (водительское удостоверение) на предприятии, изготавливающем эту продукцию, или нет.

В соответствии с методикой исследования защищенной полиграфической продукции первоначально изучается документ в целом и его реквизиты - назначение и содержание, в целях определения смысловой и логической связи между реквизитами (текст, дата изготовления документа, наименование органа, его выдавшего) и сведениями, изложенными в оттиске печати (штампа), и др. Затем устанавливается

наличие либо отсутствие элементов защиты (водяных знаков, защитных сеток, скрытых изображений, защитных нитей, микроволокон, голограмм, оптически-переменных элементов, микроперфорации, микротекста и др.), определяются способы и виды печати, которые применялись для изготовления документа, вызывающего сомнения в подлинности, и их соответствие образцам, изготовленным на соответствующем заводе-изготовителе в определенный период времени. В случае выявления хотя бы одного различия, например несоответствия виду печати какого-либо реквизита либо отсутствия элемента защиты, эксперт вправе уже на основании этих сведений прийти к выводу о том, что документ выполнен не на предприятии, осуществляющем выпуск защищенной полиграфической продукции. В этой ситуации наличие сравнительного образца не является обязательным, достаточно знать о технологиях изготовления защищенной полиграфической продукции [1].

Основным источником, устанавливающим элементы, которые должны присутствовать на национальном водительском удостоверении, является конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.)*, подписанная большинством государств (всего 82 страны). В соответствии с конвенцией водительское удостоверение должно быть изготовлено из бумаги или пластика, размер - 54 х 86 мм; предпочтительный цвет - розовый. На лицевой

* Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) (с изм. от 28 сент. 2004 г.) (вместе с «Техническими условиями, касающимися автомобилей и прицепов») // Бюллетень международных договоров. 2008. N 1.

части водительского удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке страны, в которой оно выдано, а также отличительный знак или название страны. До недавнего времени обязательным реквизитом было наличие на лицевой стороне документа текста на французском языке «permis de conduire». В настоящее время, в связи с внесением поправок в Конвенцию о дорожном движении, этот элемент не является обязательным. Во всех национальных водительских удостоверениях в императивном порядке должны быть изложены следующие сведения (см. Приложение 6 Конвенции о дорожном движении):

1) фамилия;

2) имя и отчество (в этом пункте может указываться фамилия отца или мужа);

3) дата и место рождения (если дата рождения неизвестна, то указывается приблизительный возраст на дату выдачи удостоверения. Если место рождения неизвестно, то оно не указывается. Вместо места рождения могут указываться другие сведения, определяемые национальным законодательством);

4) место жительства (указание места жительства необязательно);

5) орган, выдавший удостоверение;

6) дата и место выдачи удостоверения;

7) дата окончания действия удостоверения (указывать не обязательно, если срок действия удостоверения не ограничен);

8) номер удостоверения;

9) подпись и (или) штамп или печать органа, выдавшего удостоверение;

10) подпись владельца или отпечаток большого пальца;

11) категория или категории либо подкатегории транспортных средств, на которые распространяется это удостоверение, с указанием даты выдачи удостоверения и даты окончания действия для каждой из этих категорий.

Кроме того, в водительских удостоверениях могут быть расположены дополнительная информация или ограничения в кодированном виде, касающиеся каждой категории (подкатегории) транспортных средств. К водительскому удостоверению также должна прилагаться фотография его владельца.

Следует отметить, что в положениях Конвенции отсутствуют сведения об элементах защиты водительского удостоверения.

Европейским парламентом и Советом Европейского Союза 20 декабря 2006 г. принята Директива 2006/126/ЕС о водительских удостоверениях, в соответствии с которой необходимо «...устранить существующие различия в правилах, установленных на территории государств-членов, и установить единообразный образец национального водительского удостоверения...»*. Кроме того, в директиве изложены рекомендации по внешнему виду водительских удостоверений, перечню сведений и элементах защиты. К последним относится:

1) использование в качестве основы бланка водительского удостоверения материала, не обладающего выраженной собственной люминесценцией в ультрафиолетовых лучах;

2) применение в дизайне полиграфического оформления документа элементов защиты, препятствующих сканированию и копированию, а именно:

- использование радужной печати -ирисового раската красок;

- использование многоцветной печати защитными красками;

- использование позитивных и негативных гильоширных изображений;

- неиспользование цветов из системы СМУК, поскольку используемые цвета должны препятствовать цветоделению;

- выбор не менее двух специальных составных цветов;

- использование микротекстов;

3) использование специальных средств защиты от фальсификации фотографии, а именно оптических переменных красок и частичное нанесение в зоне выполнения фотографии защитной фоновой сетки;

4) использование лазерной гравировки для внесения персональных данных и, как вариант, дублирования фотографии.

Кроме того, для защиты водительских удостоверений должно быть использовано не менее трех из приведенных

* Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

ниже средств защиты (дополнительные средства защиты):

- цветопеременные краски*;

- термохромные (термопеременные) краски;

- индивидуальные голограммы;

- использование лазерных изображений;

- флуоресцентные ультрафиолетовые чернила для печати видимых и «невидимых» изображений;

- радужная печать;

- цифровые водяные знаки в фоновом режиме;

- ИК-краски или фосфоресцирующие краски;

- тактильно определяемые символы.

Национальное законодательство той

или иной страны может устанавливать нормы о внесении в удостоверения дополнительных сведений, а также размер и тип переплета удостоверения.

Рассматривая водительские удостоверения Российской Федерации, следует отметить, что в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 14н**, а также ГОСТом Р 54109-2010 «Защитные технологии. Продукция полиграфическая защищенная. Общие технические требования»*** защищенная продукция, выпускаемая с 2010 года, должна содержать следующие выходные данные: наименование изгото-

* Выделенные курсивом средства защиты носят обязательный характер, так как позволяют сотрудникам правоохранительных органов любых государств производить проверку действия карты без каких-либо специальных средств.

** Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции Министерства финансов Российской Федерации: приложение N 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 7 февр. 2003 г. N 14н «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817» // Рос. газ. 2003. 19 марта. N 51.

*** ГОСТ Р 54109-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Защитные технологии. Продукция полиграфическая защищенная.

Общие технические требования (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 21 дек. 2010 г. N 803-ст). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

вителя (полное и сокращенное), его местонахождение (город), год изготовления документа и обозначение уровня защищенности. Так, водительские удостоверения Российской Федерации относятся к документам, имеющим степень защищенности «Б». Следовательно, бланк водительского удостоверения должен соответствовать техническому описанию уровня «Б», изложенному в настоящем приказе и ГОСТе.

В настоящее время в Российской Федерации действует несколько образцов водительских удостоверений, выпущенных до и после 2013 года. Наибольший интерес с точки зрения наличия и сложности средств защиты от подделки вызывают документы нового образца, оборот которых осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 13 мая 2009 г. N 365 «о введении в действие водительского удостоверения»****. Эти водительские удостоверения изготавливаются в виде пластиковой карты (с закругленными углами), размеры сторон - 85,6 х 54 мм.

На лицевой и оборотной стороне водительского удостоверения есть защитная фоновая сетка, которая имеет плавный переход из голубой цветовой гаммы в розовую. В верхней части лицевой стороны красящим веществом сиреневого цвета выполнена надпись «Водительское удостоверение», в нижней части расположено изображение дороги серого цвета с линиями горизонтальной разметки. В левой части расположена цветная фотография владельца водительского удостоверения размером 21 х 30 мм, которая вносится на документ особым образом на этапе его изготовления. Над фотографией помещено изображение отличительного знака Российской Федерации "RUS".

На оборотной стороне документа в левой части имеется поле размером 10 x 42 мм для нанесения специального штрих-кода, необходимого для автоматизированного учета. Штрих-код содержит информацию о том, где, когда и кому было выдано удостоверение. В нижней

**** о ВВедении в действие водительского удостоверения: приказ МВД России от 13 мая 2009 г. N 365: ред. от 1 дек. 2017 г. // Рос. газ. 2009. 21 июля. N 132; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru

правой части обозначаются четырехзначная цифровая серия и шестизначный номер удостоверения, нанесенный красящим веществом красного цвета, содержащий информацию о категориях и подкатегориях транспортных средств, а в нижней левой части - выходные данные предприятия-изготовителя.

После заполнения бланка документа в целях защиты от подделок он покрывается специальной ламинирующей пленкой.

Элементами защиты водительского удостоверения от подделки являются: штрих-код с персональной информацией, микротекст, гильоширная нераппортная сетка, использование цветопеременных и люминесцентных красок, голографическо-го изображения на ламинате, а также специальных видов печати (орловская, высокая и др.).

В настоящее время идет активный процесс разработки водительского удостоверения, содержащего биометрические данные его владельца, которые будут закодированы в штрих-коде.

Нормативным документом, устанавливающим требования, предъявляемые к водительскому удостоверению Республики Беларусь, является Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. N 29 «Об утверждении Положения об основных требованиях, предъявляемых к уровню защищенности бланков строгой отчетности, а также специальным материалам для защиты их от подделки»*. В этом документе содержатся и минимальные требования к уровню защиты бланков строгой отчетности. К ним относятся:

- специальные включения** - 1;

- специальные свойства покрытий - 1;

* Положение об основных требованиях, предъявляемых к уровню защищенности бланков строгой отчетности, а также специальным материалам для защиты их от подделки: утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. N 29: ред. от 30 авг. 2010 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. URL: http:// www.pravo.by

** Выделенные курсивом средства защиты могут быть взаимно заменены на каждом из уровней защиты (технологический, полиграфический, физико-химический) [2, с. 170].

- изображения со специальными эффектами (голограммы) - 1;

- способ печати - 3 (обязательный);

- защитная краска - 2 (обязательный);

- фоновая сетка - 2 (обязательный);

- фоновая сетка типа «аура»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- фоновая сетка с модуляцией толщины линий;

- гильоширные элементы - 2;

- антикопировальный растр - 1 (обязательный);

- латентное (скрытое) изображение - 1 (обязательный);

- микротекст - 3 (обязательный);

- графические ловушки - 7 (обязательный);

- нумерация - 2 (обязательный);

- специальные растровые элементы - 2.

Цифры в позициях обозначают минимальное необходимое и достаточное количество элементов или средств защиты, предусмотренное для документов конкретных групп.

Бланк водительского удостоверения Республики Беларусь изготавливается из полимерного материала - поликарбоната, в соответствии с требованиями 1БО/1ЕС 7810:2006 «Карты идентификационные. Физические характеристики» размером 86 х 54 мм, имеет закругленные углы. На документе содержится информация о его владельце, дате выдачи удостоверения, сроках его действия, сведения о месте выдачи удостоверения, серии и номере, подпись владельца, данные, необходимые для допуска водителей к участию в дорожном движении, и об ограничениях на управление транспортным средством, а также зашифрованный в штрих-коде личный паспортный номер владельца. В оформлении документа используются русский, белорусский и английский языки.

Водительские удостоверения Республики Беларусь так же, как и аналогичный документ Российской Федерации, включены в группу «Б6» по уровню защищенности и, следовательно, имеют сходные элементы защиты от подделки (рис. 1).

Рис. 1. Изображение образца водительского удостоверения Республики Беларусь

Современные водительские удостоверения Украины, а также бланки временного талона на право управления транспортными средствами изготавливаются в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении Кабинета министров Украины от 31 января 1992 г. N 47 «Об утверждении образцов национальных удостоверений водителей и документов, необходимых для регистрации транспортных средств»*. Согласно данному постановлению бланки национального водительского удостоверения изготавливаются из многослойного полимерного материала формата ИД-1 согласно 1БО/1ЕС 7810:2008 «Карты идентификационные. Физические

* Об утверждении образцов национальных удостоверений водителей и документов, необходимых для регистрации транспортных средств: постановление Кабинета министров Украины от 31 янв. 1992 г. N 47. URL: http:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=30566928

характеристики» (ISO/IEC 7810:2003, IDT). Они имеют размер 54 х 86 мм, после заполнения ламинируются специальной защитной голографи-ческой пленкой.

Записи на лицевой стороне, соответствующие реквизитам «1. Фамилия», «2. Имя. Отчество», дублируются буквами латинского алфавита.

Лицевая сторона бланка голубого цвета, оборотная - желтого. В верхнем правом углу расположен цветопеременный элемент в виде изображения территории Украины, меняющего в зависимости от угла просмотра свой цвет с темно-коричневого на зеленый. По нижней части удостоверения горизонтально, с лицевой и оборотной стороны помещена гильоширная лента, представляющая собой совокупность плавных, волнистых линий, переплетающихся друг с другом.

В соответствии с требованиями украинского законодательства удостоверение имеет две цифровые подписи. Одна из них соответствует международному стандарту, вторая - национальная.

Следует отметить, что при изготовлении документа используется специальная лицензионная программа защитной графики, включающая систему антисканирования, микрографику, микротекст, использование специальных чернил, которые визуализируются под воздействием ультрафиолетового излучения, специальные виды печати и другие. Личные данные и цветная фотография владельца, а также серийный номер документа выгравированы лазером на внутреннем слое. При попытке их изменения структура документа будет повреждена.

Кроме того, эти удостоверения снабжены бесконтактным электронным чипом, на котором дублируется информация с лицевой и обратной сторон документа - фамилия, имя, отчество, а также фото, дата рождения, подпись, дата выдачи документа, открытые категории на право вождения транспортных средств [3] (рис. 2).

Форма и образец водительского удостоверения Республики Казахстан утверждены приказом министра внутренних

1234567890128

средством (разрешенные категории, срок окончания действия водительского удостоверения, особые отметки). Карты с внедренными микрочипами с лицевой и оборотной стороны покрываются прозрачной пленкой, на которую наносятся дополнительные голографические средства защиты (рис. 3).

Водительские удостоверения Французской Республики, наряду с интегральной микросхемой, содержат дополнительные специфические элементы защиты. К таковым следует отнести технологию изготовления их подложки, содержащей прозрачный по краям поликарбонат, который при наложении снизу цветного материала позволяет рассмотреть гильоширную сетку и микротекст по бокам водительского удостоверения [3]. Сведения о владельце и его фотография нанесены способом лазерного гравирования. Кроме этого, уникальным

Рис. 2. Изображение образца водительского удостоверения Украины

дел Республики Казахстан от 8 декабря 2014 г. N 874*. Особенностью данных водительских удостоверений является такой защитный элемент, как интегральная микросхема (чип) - полимерный, многослойный композит, состоящий из двух соединенных между собой полимерных слоев. Микрочип содержит информацию о водительском удостоверении (серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего водительское удостоверение), водителе (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер (ИИН), тип, серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, фотография), о доступе к управлению транспортным

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

(KZ)

журпзупп кyon in

ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ DRIVING LICENCE

Место для фото 25x33,5 мм

1. Мусатов / Musatov

2. Алмаз Серикович I Atmaz

3. 19.11.1982, Казахстан / Kazakhstan

4э) 16 03 2009 4b) 16-03 2019 _

4с) ИД Алматы к. /

DI A of Almaty 4d) ЖСН/ UN 821119300412 5. АА Ne 000012

7.

—ИЗ

э. |a|b|c|d[be|ce|oe|ai|bi|ci|di|cie]die]

12. Очки обязательно/ Glasses necessarily

СИП ATT AM А

ОПИСАНИЕ

DESCRIPTION

1. Ten / Фамилия i Surname

2 Аты. екесячщ аты I Ими отчество ' Name, patronymic

3. Туган HYHi жене жер| IДйтн и место рождения / Date and place of birth

4. а) Бсртгсн кун!! Дата выдачи i Date of issue

b)... яейж жаравды ' Действительно до... Expiration dale

c) ЖК берген мекеменщ атауы / Наименование органа выдавшего &У I г he name of Issuing authority

d) ЖСН I ИИН / UN

5. ЖурлзуиЛ KyaniriHiK Howipi I Номер ВУ! Driving license number

6. Сурет I Фотография / Photo

7. 03 колы I Личная подпись I Personal signature

9. Руцсаг етотген санаттар I Разрешённые категории i

Permitted categories 12. Косымша лн.ппрпт t Доп. информация I Additional information

1217200018

AI ЯЗЬ

А

В1 »

В

Cl 55*

с Рви

Dl W

D Г 1TTTT1

BE

C1E SSÄH

CE ТО» «В-Й-^^

DIE

DE ЯЮ

86 мм

* Об утверждении форм и образцов бланков водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства: приказ министра внутренних дел Республики Казахстан от 8 дек. 2014 г. N 874 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://www.adilet.zan.kz

Рис. 3. Изображение образца водительского удостоверения Республики Казахстан

средством защиты водительских удостоверений Французской Республики является

технология фотополимерной голографии в виде голограммы DID с двухцветным дифракционным изображением, способным изменять цвет при смене угла просмотра на 90 градусов с зеленого на красный. Современные водительские удостоверения Франции оснащены также электронным чипом, в котором хранится биометрическая информация о владельце, его транспортном средстве (рис. 4).

Рис. 4. Изображение образца водительского удостоверения Франции

Отметим, что срок действия водительских удостоверений, содержащих электронный микрочип, уменьшен, что, с одной стороны, позволит сократить число поддельных водительских удостоверений, с другой - благодаря быстрому доступу к информации о водителе облегчит работу полиции. С таких электронных удостоверений очень удобно считывать информацию с помощью специальных устройств - ридеров.

особые конструктивные изменения отличают водительские удостоверения Республики Польша нового образца, выпуск которых осуществляется с 2013 года. Они изготавливаются из многослойного поликарбоната в соответствии со стандартом ISO 7810 формата ID-1.

Уникальным защитным средством, используемым в ходе изготовления водительских удостоверений Республики Польша, является технология, запатентованная фабрикой по производству ценных бумаг. Суть технологии заключается в том, что фотография владельца удостоверения помещается внутрь слоев поликарбоната. Одновременное сочетание процессов изготовления карты и

ее персонализации приводит к отсутствию незаполненных персональными данными карт, что исключает потенциальную возможность использования похищенных карт с целью несанкционированной персонализации [4]. Еще одним трудно-воспроизводимым защитным элементом данных водительских удостоверений является технология нанесения надписи «RZECZPOSPOLITA Р01_БКА», расположенной в правом верхнем углу. Данная надпись выполняется оптически переменными красками (OVI), меняющими свой цвет с зеленого на синий. На лицевой стороне карты имеется прозрачное окно, сквозь которое виден выгравированный с помощью лазера элемент, состоящий из двух разных изображений: цифр, которые обозначают дату выдачи удостоверения, и букв «Р1», которые чередуются при изменении угла зрения [3].

Наряду с отмеченными особенностями водительские удостоверения Республики Польша содержат и другие графические защитные элементы: микротекст, нерап-портную (гильоширную) сетку, изображения, видимые в ультрафиолетовом свете, изображения, полученные с использованием цветопеременных красок. На оборотной стороне водительского удостоверения лазером выгравирован серийный номер удостоверения. Все цифры номера прозрачные и выпуклые (рис. 5).

PRAWO JAZDY

RZECZPOSPOLITA POLSKA

1. KRAWCZYK

2. JUSTYNA /ХГ

3. 12.0? 71 - WARSZAWA 4a.26.08.05

4с. PREZYDENT MIASTA КАТО 4d.7105;?05887 5. Й357/05/1465198

8. 02-812 KATOWICE ZIELONA 32 m. 105

Bl

Рис. 5. Изображение образца водительского удостоверения Польши

Рассмотрев технологии защиты водительских удостоверений от подделки, а также технические требования, предъявляемые к их изготовлению, мы пришли к выводу о том, что установление и со-

поставление водительских удостоверений, вызывающих сомнения в подлинности, со сведениями, изложенными в нормативном и техническом описаниях, помогут на первоначальном этапе исследования при отсутствии образцов для сравнительного исследования установить факт их изготовления не на предприятии, осуществляющем выпуск защищенной полиграфи-

ческой продукции. Кроме того, изучение водительских удостоверений, снабженных микрочипом, должно проводиться как комплексное исследование в рамках технико-криминалистической экспертизы документов и компьютерной экспертизы для установления совпадения информации, содержащейся в реквизитах документа и на микрочипе (штрих-коде).

Список литературы

1. Першин А.Н. Актуальные вопросы судебной экспертизы защищенной полиграфической продукции // Библиотека криминалиста. 2013. N 3 (8). С. 280-291.

2. Бочарова О.С., Рябченок Ю.В. Защищенность водительского удостоверения нового образца как бланка строгой отчетности и как документа с определенной степенью защиты от подделки // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2011. N 2 (30). С. 167-172.

3. Балуева Т. Право на электронные ресурсы // Водяной знак. 2014. N 2 (106). URL: http://www. vodyanoyznak.ru/magazine/106/1698.htm (дата обращения: 23 марта 2017 г.).

4. URL: https://www.pwpw.pI/ru/Competencies/Pwpws-own-technologies.html# (дата обращения: 23 марта 2017 г.).

References

1. Pershin A.N. Aktual'nye voprosy sudebnoy ekspertizy zashchishchennoy poligraficheskoy produktsii [Actual questions of forensic examination of protected printed products]. Biblioteka kriminalista - Library of the criminalist, 2013, no. 3 (8), pp. 280-291.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bocharova O.S., Ryabchenok Yu.V. Zashchishchennost' voditel'skogo udostovereniya novogo obraztsa kak blanka strogoy otchetnosti i kak dokumenta s opredelennoy stepen'yu zashchity ot poddelki [The security of a new driver's license as a form of strict accountability and as a document with a certain degree of protection against forgery]. Voprosy kriminologii, kriminalistiki i sudebnoy ekspertizy - Questions of criminology, criminology and forensic examination, 2011, no. 2 (30), pp. 167-172.

3. Balueva T. Pravo na elektronnye resursy [The right to electronic resources]. Vodyanoy znak - Watermark, 2014, no. 2 (106). Available at: http://www.vodyanoyznak.ru/magazine/106/1698.htm (Accessed March 23, 2017).

4. Available at: https://www.pwpw.pl/ru/Competencies/Pwpws-own-technologies.html# (Accessed March 23, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.