НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМ, СРЕДСТВ, МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
И.Ю. Мишота
Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича Крондштатский бульвар, 43-а, Москва, Россия, 125499
В статье рассматриваются некоторые вопросы интеграции методов обучения иностранным языкам с применением средств информатизации образования.
Применение информационных технологий в преподавании иностранных языков органически дополняет и расширяет возможности эффективного решения дидактических задач при построении современных педагогических моделей и является определенным фактором интеграции методов и форм обучения.
Ключевые слова: интеграция, средства информатизации образования, иностранные языки
Средства информатизации образования в настоящее время играют незаменимую роль в образовательном процессе, в том числе и в преподавании иностранных языков. Использование этих средств в совокупности с традиционными методами и формами обучения, как показывает практика, способствует развитию профессиональных компетенций преподавателей, а на этой основе и повышают эффективность преподавания языков в целом. Представляется, что умелое сочетание традиционных форм и методов обучения иностранным языкам и современных информационных технологий является залогом успешного освоения учебного материала студентами, повышает их мотивацию на творческий подход в учебе. Поскольку современные студенты обладают тягой к освоению достижений в области компьютерных технологий, использования различных гаджетов и т.д., они достаточно уверенно и заинтересованно смогут пользоваться ими в целях изучения иностранных языков.
Интеграция различных методов и форм изучения иностранных языков, которая базируется на использовании СИО, является одним из эффективных приемов в учебном процессе при решении дидактических задач. Это дает возможность в полной мере использовать в обучении иностранному языку как традиционные методы, так и современные средства информатизации образования. В данном случае применение модуля GREAT BRITAIN: HISTORY, CULTURE AND CIVILIZATION может послужить иллюстрацией вышесказанного. С полным описанием программы модуля можно ознакомиться в материалах нашего исследования [1]. В этой программе приведены цели и содержание обучения. Далее кратко рассмотрим, как производится выбор форм, средств и методов обучения, которые рекомендуются для данного модуля.
Проведя процедуру оценки электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые отбираются на основании рекомендаций экспертов в соответствии с отдельными темами рассматриваемого курса, мы можем их применить как основу интеграции.
Экспертиза, проведенная для учебного курса преподавания английского языка, установила соотношение различных методов обучения языку и ЭОР. Это соответствие выглядит следующим образом.
Для разнообразных методов обучения было подобрано множество ЭОР, была проведена экспертиза, определяющая соотношение использования ресурсов для того или иного метода. Кроме этого, была проведена экспертиза для оценки целесообразности применения методов обучения иностранным языкам в различных формах обучения (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение методов и форм обучения
Методы обучения Формы обучения Методы обучения Формы обучения
Грамматико-переводной Заочная Аудиолингвальный и аудиовизуальный Заочная
Прямой Очная Коммуникативно-ориентированный Очная
В случае создания методической системы, основанной на единстве целей, содержания, методов, форм и средств обучения, целесообразно ориентироваться на конкретную учебную тематику, которой соответствует совокупность ЭОР. Каждому методу обучения ставятся в соответствие ЭОР и, наоборот, применение ЭОР позволяет воспользоваться соответствующими методами обучения. Соотношения множества ресурсов и множества методов говорят о возможности использования разнообразных методов одновременно через применение ЭОР.
Нами был разработан прототип создания учебных материалов, которые необходимы для поддержки указанного курса. Ниже на рисунках показан принцип работы этого прототипа.
На рисунке 1 показан скриншот структуры учебных учебных тем по курсу GREAT BRITAIN: HISTORY, CULTURE AND CIVILIZATION. В программе модуля 25 тем, которые содержат ссылки на краткое содержание раздела и рекомендуемые методы обучения.
1 ^
А4Р«: [_) C;\GE£AT BRITAIN HISTORY, CULTURE AM' CIVTLIZATIOW\Unt I _*] ¿3 Переход
Папки X i_J АуЛЮЛвСЫПы»« и 4уДи0вИ)у*ЛЫ»м методы
В О GREAT BRITAIN HISTORY, CULTURE AND С1ИИ2АТ1Ш 1_1Гратвт»*о-<ире«>днои нетад ОПряиой метод efltMTi
6 t_J) AyijrjnwB-snbHb*! и ayдшюи!ydifc»**! методы
S ¿J Гсимютi»:о-переевA*M негод
В ¿Л Ко#»г/!«кат1«на-ориент»(юе»вы1 нетод
S О Пряной и*Т0Д
воигкг
Э АуДпО»«ГЫ№Нйи И вуДИ0вту41Ы*Й НвТОДЫ
S Гранивтиад-пврееоАном метод
£3 (_] К0»»|у1»жЛТи6нй-0Сменrvpce-Mni ивтОд
a [J Пряной истод
S Оиг*3
® Lht<
©¿i Units
s Ourti
SDW7 ffi L3W8
B^UtlQ
63 О Until
ffi I**
Рис. 1. Структура учебных материалов по теме GREAT BRITAIN: HISTORY, CULTURE AND CIVILIZATION
Мишота И.Ю. Некоторые аспекты интеграции содержания, форм, средств, методов обучения.
На рисунке 2 приводится структура отношений методов и форм обучения. Как видно на рисунке, раздел первый (Unit 1) можно изучать ,используя различные формы обучения, применяя разные методы в зависимости от уровня группы.
На рисунке 3 приведены ЭОР, которые необходимы, по мнению экспертов, в целях изучения темы 1. В этом случае предполагается использование заочной формы обучения. Указанные ресурсы содержатся в текстовом файле как ссылки на ресурс сети Интернет.
Рис. 2. Соотношения методов и форм обучения в рамках одной темы
Рис. 3. ЭОР для изучения на заочной форме обучения
На рисунке 4 приведены ситуации, в которых предусмотрены очная и заочная формы обучения. Применяемые ЭОР используются для очной и заочной форм обучения. Рисунки отображают ^подчиненность рассматриваемых факторов для
конкретного учебного модуля. Этот прототип нами использовался для практического проектирования учебного курса.
Рис. 4. ЭОР на очной форме обучения
Использование современных информационных технологий в преподавании иностранных языков органически дополняет и расширяет возможности эффективного решения дидактических задач при построении современных педагогических моделей и является определенным фактором интеграции методов и форм обучения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Мишота И.Ю. Использование средств информатизации образования как фактор интеграции методов обучения иностранным языкам: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2013. 150 с.
SOME ASPECTS OF THE INTEGRATION OF CONTENT, FORMS, MEANS, METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION
I.Yu. Mishota
Moscow state institute of the industry of tourism of Yu.A. Senkevich Krondshtatskij bul'var, 43-a, Moscow, Russia, 125499
In article some questions of integration of training methods to foreign languages using means of informatization of education are considered.
Мишота И.Ю. Некоторые аспекты интеграции содержания, форм, средств, методов обучения...
The attention that application of information technologies in teaching foreign languages integrally supplements is focused and expands possibilities of an effective solution of didactic tasks in case of creation of modern pedagogical models and is a certain factor of integration of methods and forms of education.
Key words: integration, methods, teaching foreign languages, means of informatization, education
REFERENCES
[1] Mishota I.Yu. Ispol'zovanie sredstv informatizacii obrazovanija kak faktor integracii metodov obuchenija inostrannym jazykam [Use of means of informatization of education as factor of integration of methods of training in foreign languages]: diss. ... kand. ped. nauk. M., 2013. 150 p.