Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования российских национальных ценностей курсантов вуза МВД России'

Некоторые аспекты формирования российских национальных ценностей курсантов вуза МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ / АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / КУРСАНТЫ ВУЗА МВД РОССИИ / ASPECTS OF VALUES' FORMATION / RUSSIAN NATIONAL VALUES / GENERAL THEORY OF VALUES / VALUES IN CULTURAL CONTEXT / PECULIARITIES OF VALUES ORIENTATION / CADETS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбаков Е. А.

В работе описаны теоретические основы формирования российских национальных ценностей курсантов вузов МВД России в контексте общей теории ценностей, рассмотрено системное единство ценностей, их интегрирующая и целенаправленная функции, выявлены основание системы ценностей и взаимопроникающие фазы процесса ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбаков Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF FORMATION OF RUSSIAN NATIONAL VALUES AMONG CADETS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS HIGH SCHOOL

This work describes a theoretical basis of formation of the Russian national values among cadets of the Russian Ministry of Internal Affairs High School in the context of general theory of values. It also deals with the system unity of values, its integrating and purposeful functions. The article also reveals the basis of system of values and interpenetrative phases of the process of understanding of values.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования российских национальных ценностей курсантов вуза МВД России»

11. Субетто, А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. [Текст] / А.И. Субетто. - Тольятти, 1999.

12. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] : методическое пособие / М.А. Чошанов. - М. : Народное образование, 1996.

13. Юцявичене, П. Теория и практика модульного обучения [Текст] / П. Юцявичене. - Каунас : Швиеса, 1989.

Статья поступила в редакцию 15.05.09

УДК 378

Е.А. Рыбаков, соискатель АлтГПА, г. Барнаул

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ

В работе описаны теоретические основы формирования российских национальных ценностей курсантов вузов МВД России в контексте общей теории ценностей, рассмотрено системное единство ценностей, их интегрирующая и целенаправленная функции, выявлены основание системы ценностей и взаимопроникающие фазы процесса ценностных ориентаций.

Ключевые слова: российские национальные ценности, общая теория ценностей, ценности в контексте культуры, аспекты формирования ценностей, особенности ценностных ориентаций, курсанты вуза МВД России.

Проблема формирования российских национальных ценностей курсантов в процессе обучения как составная часть задачи, стоящей перед преподавателями вуза МВД России, имеет теоретический и практический аспекты. Теоретический аспект включает содержание понятия «российские национальные ценности», определение педагогических условий и средств их формирования. Практический аспект проблемы составляет процесс реализации условий и средств в педагогической практике, обеспечивающих целенаправленное формирование российских национальных ценностей курсантов вуза МВД России.

Категория «ценности» относится к числу таких общенаучных понятий, значение которых важно для педагогики. Являясь одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, психологии, социологии, педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающее общественные идеалы.

Анализ российских национальных ценностей курсантов вуза МВД России невозможен вне рассмотрения общей теории ценностей. Особое значение проблемы ценностей привело к выделению в философии в конце XIX - начале XX века особой отрасли - аксиологии, которая исследует природу ценностей, их место в реальной действительности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности. В идеалистической философии ценности трактовались как внесо-циальные феномены, не поддающиеся научному анализу. Аксиология, возникшая в рамках западной философии, была представлена теориями ценностей 3-х видов:

• объективно-идеалистические теории - неокантианство (Г. Коген, В. Виндельбанд, Г. Риккерт), неотомизм (Ж. Мари-тен, К. Раннер и др.), интуитивизм (А. Бергсон, Н. Лосский и др.), в которых ценность трактовалась как потусторонняя сущность вне пространства и времени;

• субъективно-идеалистические теории - логический позитивизм (Ф. Карнап, Г. Рейкенбах и др.), эмотивизм (А. Айер, Ч. Стивенсон и др.), сторонники которых рассматривали ценность лишь как явление сознания, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам;

• натуралистические теории - теория интереса (Р.Б. Перри, Д. Паркер, Ф. Теннант и др.), эволюционная этика

(Г. Спенсер, П. Тейяр де Шарден и др.), представители которых полагали, что ценность есть выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом [2].

Анализ теорий показывает, что у представителей современной западной философской мысли отсутствует единый взгляд на сущность, природу, структуру, функции ценностей. Данные категории представлены ими как нормативные установки и интегрирующие категории общественного развития (Э. Дюркгейм); мотивы поведения и детерминанты социального действия (М. Вебер); объекты и нормативные установки общественной жизни (У. Томас); нормативные установки, являющиеся объектами ориентации и реагирования личности (Г. Мид); цели, служащие средствами интеграции группы и системы в целом (Т. Парсонс); потребности, служащие иерархической последовательностью для самоактуализации личности (А.Г. Маслоу); доминирующие интересы, формирующие определенный тип человека (Г.У. Олпорт) и т.д. [3].

Материалистическая трактовка рассматривает ценности как специфические проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания, связывая их с реальной жизнью, с общественными и личными потребностями, интересами и целями людей (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.Т. Ганжин, О.Г Дробницкий, М.С. Каган, К.Н. Любутин, Ю.М. Смоленцев, В.П. Тугаринов и др.).

В ряде работ отечественных философов (В.П. Тугаринов,

В.П. Тунан, Э.Г. Юдин) понятие «ценности» рассматривалось с одной стороны, как оценка субъектом предметов и явлений, с другой - их объективное значение в определенных условиях. Согласно этой точке зрения, те или иные предметы, явления имеют определенные свойства, которые не зависят от того, кто их оценивает. Эти свойства проявляются в результате деятельности, в процессе удовлетворения потребностей, значит, приобретают характер ценности.

Анализ и обобщение литературных источников, опыта подготовки курсантов вуза МВД России показали, что интегрирующую и целенаправляющую функцию ценности могут выполнять только в системном единстве. Первый принцип в системном упорядочении ценностей вытекает из их соотнесенности с элементами жизнедеятельности курсантов. Проис-

ходит объединение ценностей в систему, определяющих развитие курсантов: цели, характер, технологии реализации их интересов и потребностей. Второй принцип связан с субординацией ценностей по элементам жизнедеятельности. Осознание целостности культуры предполагает упорядочение элементов этой целостности, определение их субординационности и координационных связей. Очевидно, что в системе детерминации одни элементы составляют основу, другие являются производными, то есть, базисные ценности, как правило, определяют все другие.

Анализируя различные точки зрения, можно сделать вывод о том, что культура есть не что иное, как то, что упорядочивает, организует, направляет, поддерживает поток ценностей, их создание, усвоение, трансляцию, сохранение и накопление в ходе педагогического процесса вуза МВД.

Основанием системы ценностей выступают нравственные ценности, представляющие желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связи друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме блага, добра и зла, долга, ответственности, чести, счастья. В рамках одного общества важнейшие ценности людей едины. Культура общества есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, признанных в данном обществе, желательных для большинства членов этого общества ценностей.

Среди множества отечественных подходов в аксиологии можно выделить три основных трактовки понятия «ценность»:

1. Ценности представляют собой материальные и духовные объекты, которые благодаря своим свойствам удовлетворяют потребности субъекта: общества, класса, личности (С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко, Г.Е. Глазерман, Г.Я. Головных, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов).

2. Ценность есть отношение либо субъекта к объекту, либо объекта к субъекту, либо их взаимодействие (В.В. Гречаный, А.Ф. Еремеев, М.С. Каган, В.В. Лапицкий, С. Ласло, К.М. Лю-бутин, А.Г. Харчев, Б.А. Чагин).

3. Третью группу составляют исследователи, которые рассматривают ценности как идеалы общей и личной деятельности (О.М. Бакурадзе, И.С. Нарский).

Ценность как предметная форма проявления социального отношения представлена в работах О.Г. Дробницкого. Он выделяет два рода ценностей: предметные, которые выступают как объектно-направленные потребности, и ценности сознания, или ценностные представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок [1].

В настоящем исследовании мы не останавливаемся на ценностях отдельных этносов России, считаем их вместе взятыми российскими национальными ценностями. Из сравнения общечеловеческих ценностей и российских национальных можно сделать вывод о принципиальном совпадении их основного содержания.

На основе анализа философской, психолого-педагогичес-кой, социологической литературы мы пришли к убеждению, что для курсантов российские национальные ценности носят объективно-субъективный характер. Они не привнесены в общественное сознание извне и не являются застывшей и неизменной категорией. Исходя из культурно-исторической концепции психического развития человека, сформулированной Л.С. Выготским, в соответствии с которой «всякая высшая психическая функция в развитии личности появляется на сцене дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления» [2, с. 387], можно предположить, что российские национальные ценности возникают на том или

ином этапе исторического развития человечества в ходе его коллективной деятельности, отражая насущную необходимость (потребность) социально-экономического развития общества, и постепенно формируются в той или иной сфере коллективного сознания как его конечная цель, как положительный полюс ценностного пространства каждой из этих сфер.

Сферой их бытования являются различные формы коллективного (общественного) сознания, которые можно рассматривать как своеобразные источники такого рода ценностей в сфере духовного производства. На данном уровне они носят объективный характер. Став неотъемлемой частью коллективного сознания, российские национальные ценности могут интериоризоваться курсантами индивидуальным сознанием.

С точки зрения отечественной психологии, в структуре личности важным компонентом является система установок, которая определяется как ценностная ориентация (Д.И. Фельдштейн). Ряд ученых (Г. Олпорт, Ф. Вернон, Г. Линдзи,

С.И. Саганенко и др.) рассматривают ценностные ориентации, как направленность личности на те или иные ценности.

Особенности ценностных ориентаций курсантов вуза МВД России состоят в следующем: ценностные ориентации характеризуют их индивидуальное, личностное, существенное; готовность личности принять или отвергнуть для себя ту систему ценностей, которая определена в обществе, есть рефлексивно сознаваемое, сознательное, устойчивое образование внутренней структуры личности; это мотивационный компонент в иерархической структуре регуляции деятельности личности.

Выявлены взаимопроникающие фазы процесса ориентации: присвоение личностью ценностей; преобразование личности на основе присвоенных ценностей; самопроектирова-ние или самопрогнозирование личности. Операционально первая фаза включает в себя поиск, оценку, выбор ценностей; вторая - уточнение и изменение иерархии личностных ценностей, формирование ценностной установки как готовности действовать в соответствии с новой иерархией; третья - проектирование, прогнозирование и выбор средств, направленных на достижение цели, определение направленности деятельности и поведения личности.

С точки зрения В.А. Ядова, ценностные ориентации так или иначе, согласуются с идеалом, формируя ценностную иерархию жизненных целей, более отдаленных, относительно близких и ближайших, а также ценностей-средств или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона. По его мнению, структура ценностных ориентаций многокомплексная, так как включает в себя несколько компонентов. Когнитивный (смысловой) копонент отражает социальный опыт личности; эмоциональный компонент характеризует наличие отношения личности к ценностям и раскрывает содержание этого отношения; поведенческий компонент содержит планы действий относительно конкретной ситуации.

Анализируя понятия «ценности» и «ценностные ориентации» с точки зрения ученых, можно установить взаимосвязь и определить основные отличия данных категорий. Ценности есть специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Процесс формирования российских этнических ценностей курсантов вуза МВД России нами представлен в трех аспектах: формирование сознание; формирование отношения; формирование поведения.

Таким образом, анализ базовых философских, социологических, психологических, педагогических понятий позволил выявить сущность «российских национальных ценностей», под которыми мы понимаем социальные доминанты ориентаций личности курсанта, являющиеся результатом отражения

Библиографический список

объективно-необходимых взаимоотношений в обществе, представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающих исторический опыт и концентрировано выражающих смысл культуры российской нации. Выявленные и обоснованные в нашем исследовании российские национальные ценности составляют внутренний стержень культуры курсантов вуза МВД РФ, являясь объединяющим звеном отраслей духовного производства и форм общественного сознания.

1. Дробницкий, О.Г. Философия морального воззрения на мир [Текст] / О.Г. Дробницкий // Философия и ценностные формы сознания. - М.: Мысль, 1978.

2. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - Т. 3.

3. Габдулхаков, РР Личностное принятие гуманистического содержания ценностей педагогической деятельности студентами педвузов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / РР Габдулхаков. - СПб., 1996.

4. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян [Текст] / Н.И. Лапин // АСОЦИС. - 1996. - № 5.

Статья поступила в редакцию 15.05.09

УДК 378

Н.И. Рыжова, д-р. пед. наук, проф., ведущий н. с. Института содержания и методов обучения РАО, г. Москва

В.И. Фомин, канд. технич. наук, доц. Самарского государственного экономического университета, г. Самара

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются ключевые критерии и показатели сформированности профессиональной готовности специалиста к информационно-аналитической деятельности. На примере социально-экономической сферы предложены уровни и показатели каждого уровня, вариант методики определения уровня готовности будущего специалиста к информационно-аналитической деятельности.

Ключевые слова: профессиональная готовность, информационно-аналитическая деятельность, критерии сформированности профессиональной готовности.

Проблема результативности построенных педагогических и теорий, и технологий, а так же методик обучения, направленных на формирование определенных профессиональных качеств будущего специалиста является неотъемлемой частью фактически любого научно-методического и практико-ориен-тированного педагогического исследования. При этом проверка на результативность предложенной методики или технологии, как правило, основывается на использовании конкретной системы критериев и показателей уровня достижения сформиро-ванности того или иного профессионального качества будущего специалиста, для которого собственно и проектируется методика или технология. Кроме того, любое профессиональное качество будущего специалиста (готовность, компетентность или профессионализм) проявляется, как правило, в профессиональной деятельности специалиста на разных уровнях. В связи с этим необходимо говорить и об использовании уровневого подхода к диагностике сформированности того или иного профессионального качества, в данном контексте - профессиональной готовности к информационно-аналитической деятельности.

Опираясь на определенные уровни усвоения знаний и умений, определяющих профессиональную готовность к конкретной деятельности, можно подбирать адекватные методы диагностики, направленные на выявление уровня сформиро-ванности профессиональной готовности (или степень разви-

тия этого качества посредством предложенной методики или технологии), в некотором смысле направленные на объективное оценивание качества подготовки специалиста по выбранной проблематике с помощью предложенной методики.

Заметим, что в методической литературе [4] чаще всего под уровнем сформированности понимают отношение «высших» и «низших» ступеней развития структур объектов и процессов, которые соотносятся с конкретными целями обучения. При этом уровни отражают последовательные этапы их развития, образуя своеобразную иерархию: каждый уровень взаимодействует как с предшествующим, так и с последующим, являясь либо его условием, либо продуктом и результатом.

Опираясь на исследования в области диагностики результатов обучения, в том числе, и с позиций уровневого и деятельностного подходов [1; 5; 3; 6; 7; 8 и др.], в которых в той или иной мере рассматривались выше обозначенные вопросы для различных направлений подготовки будущих специалистов, прежде чем описать уровни, необходимо сформулировать критерии и показатели сформированности, наполняя их знаниями и умениями в контексте профессиональной деятельности будущего специалиста.

Отметим, что мы понимаем профессиональную готовность специалиста к информационно-аналитической деятельности как умение решать информационно-аналитические задачи профессиональной сферы с помощью использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.