Научная статья на тему 'Некоторые аспекты деятельности профессиональных юридических общественных объединений в реализации функций современного российского государства'

Некоторые аспекты деятельности профессиональных юридических общественных объединений в реализации функций современного российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
561
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ / FUNCTIONS OF THE STATE / REALIZATION OF FUNCTIONS OF THE STATE / CIVIL SOCIETY / PUBLIC ORGANIZATIONS / PROFESSIONAL LEGAL ASSOCIATIONS / ASSOCIATION OF LAWYERS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельцов Николай Сергеевич

Целью статьи является установление роли и возможностей профессиональных юридических общественных объединений в процессе реализации функций современного Российского государства. Анализируются подходы к категориям «механизм реализации функции государства», «субъекты механизма реализации функций государства». Констатируется, что в реализации функций государства участвуют негосударственные, неправительственные организации, имеющие свою особую функциональную роль в политической системе общества. Делается вывод, что степень участия в осуществлении отдельных функций государства неодинакова для различных организаций, но, бесспорно, что профессиональные юридические общественные объединения активные участники процесса государственного строительства. В различные исторические периоды Российского государства профессиональные юридические общественные объединения участвовали в процессе реализации функций государства. В дореволюционный период юридические общества, имея самостоятельность в организации своей деятельности, учреждались, в большинстве случаев, при государственных образовательных заведениях, либо при отдельных государственных структурах (например, при судах). Деятельность профессиональных общественных юридических объединений проявляется в реализации отдельных внутренних функций государства, таких как обеспечение народовластия; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение законности и правопорядка. Их участие выражается в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. Непосредственная форма выражена в полномочиях адвокатуры, нотариата. Опосредованная участие происходит через различные институты, такие как: общественный контроль, общественная экспертиза проектов нормативных актов, оказание бесплатной юридической помощи населению, участие в деятельности общественных советов. В статье рассматривается деятельность общероссийского общественного объединения «Ассоциация юристов России» по реализации некоторых функций Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ельцов Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ACTIVITY OF PROFESSIONAL LEGAL PUBLIC ASSOCIATIONS IN REALIZATION OF FUNCTIONS OF THE MODERN RUSSIAN STATE

The purpose of article is establishment of a role and opportunities of professional legal public associations in the course of realization of functions of the modern Russian state. The author analyzed approaches to the categories «mechanism of realization of function of the state», «subjects of the mechanism of realization of functions of the state», noted that the non-state, non-governmental organizations having the special functional role in political system of society participate in realization of functions of the state, made the conclusion that extent of participation in implementation of separate functions of the state isn't identical to various organizations, but, it is indisputable that professional legal public associations active participants of process of the state construction. During various historical periods of the Russian state professional legal public associations participated in process of realization of functions of the state. During the pre-revolutionary period legal societies, having independence in the organization of the activity, were, in most cases, at the state educational institutions, or at separate government institutions (for example, at courts). Activity of professional public legal associations appears in realization of separate internal functions of the state, such as ensuring democracy; social; ecological; protection of the rights and freedoms of citizens; law enforcement and law and order. Their participation expresses in two main forms: direct and mediated. The direct form expresses in powers of legal profession, notariate. Mediated participation happens through various institutes, such as: public control, public examination of drafts of regulations, rendering a free legal aid to the population, participation in activity of public councils. In article the author considered activities of the all-Russian public association «Association of Lawyers of Russia» for realization of some functions of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты деятельности профессиональных юридических общественных объединений в реализации функций современного российского государства»

УДК 340 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-3-14-20

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

ЕЛЬЦОВ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: Ens_68@list.ru

Целью статьи является установление роли и возможностей профессиональных юридических общественных объединений в процессе реализации функций современного Российского государства. Анализируются подходы к категориям «механизм реализации функции государства», «субъекты механизма реализации функций государства». Констатируется, что в реализации функций государства участвуют негосударственные, неправительственные организации, имеющие свою особую функциональную роль в политической системе общества. Делается вывод, что степень участия в осуществлении отдельных функций государства неодинакова для различных организаций, но, бесспорно, что профессиональные юридические общественные объединения - активные участники процесса государственного строительства. В различные исторические периоды Российского государства профессиональные юридические общественные объединения участвовали в процессе реализации функций государства. В дореволюционный период юридические общества, имея самостоятельность в организации своей деятельности, учреждались, в большинстве случаев, при государственных образовательных заведениях, либо при отдельных государственных структурах (например, при судах). Деятельность профессиональных общественных юридических объединений проявляется в реализации отдельных внутренних функций государства, таких как обеспечение народовластия; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение законности и правопорядка. Их участие выражается в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. Непосредственная форма выражена в полномочиях адвокатуры, нотариата. Опосредованная - участие происходит через различные институты, такие как: общественный контроль, общественная экспертиза проектов нормативных актов, оказание бесплатной юридической помощи населению, участие в деятельности общественных советов. В статье рассматривается деятельность общероссийского общественного объединения «Ассоциация юристов России» по реализации некоторых функций Российского государства.

Ключевые слова: функции государства, реализация функций государства, гражданское общество, общественные организации, профессиональные юридические объединения, Ассоциация юристов России

Научный анализ функций государства помогает реальной оценке адекватному пониманию их сущности и оценке взаимодействия государства с различными структурами общества в решении наиболее важных политических, экономических, культурных и других задач. Эффективность осуществления функций государства зависит от того, насколько полно и четко выявлены как сами функции государства, так и участники механизма их реализации.

Большинство специалистов в области общей теории права считают, что функции государства -это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью и стоящими перед ним задачами [1-3]. Нам импонирует точка зрения тех авторов, которые при

анализе понятия «функции государства» рассматривают их в динамике, во взаимосвязи с механизмом государства, формами и субъектами их реализации. Например, Л. А. Морозова, которая является одним из видных российских ученых в сфере разработки теории о функциях государства и государственности, предлагает трактовку функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов [4].

В. М. Сырых понимает под функциями определяемые конкретно-историческими условиями существования государства его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемые в присущих им формах с помощью специфических методов [5]. Кроме этого, он считает, что функции государства осуществляются через весь механизм правового регулирования, который и является формой их реализации [5].

Таким образом, полагаем, что сущность функций государства проявляется не только в статике, но и в динамике, и можно говорить о существовании определенного механизма реализации функций государства, в котором участвуют разнообразные субъекты. Сразу же отметим, что какого-либо единства точек зрения на природу и субъектный состав данного механизма в юридической науке нет.

На наш взгляд, механизм реализации функций государства включает комплекс правовых и организационных мер, направленных на осуществление основных направлений деятельности государства, с учетом социально-экономических потребностей общества и государства, реализуемых как государственными, так и негосударственными органами и организациями.

Последнее связано с тем, что одним из главных признаков функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленностью на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени и видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

Как полагает А. В. Григорьев, для социального демократического правового государства крайне важен вопрос его рационального взаимодействия с институтами гражданского общества, развитие которого невозможно без теоретической разработки и внедрения в практику стабильных основополагающих начал в качестве которых выступают принципы механизма государства [6]. В этом же контексте представляется обоснованной позиция В. Е. Чиркина, который считает, что для государства особое значение имеют те объединения публичного характера, главной целью которых служит участие в общественной жизни [7]. Подобное участие по своему содержанию производно от социальных, исторических, экономических и иных предпосылок и может находить свое проявление в разнообразных формах. При этом институты гражданского общества, например, такие как общественные организации, должны обладать

реальными полномочиями по общественному контролю над осуществлением функций государства (в том числе и правоохранительной), возможностью оказания помощи и сотрудничества, влияния на проведение государственной политики.

Важной вехой развития гражданских структур стала институционализация социально ориентированных некоммерческих организаций. Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» введено Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [8]. К социально ориентированным НКО относятся организации, созданные в формах, предусмотренных законодательством о некоммерческих организациях (за исключением госкорпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются решением социальных проблем и развитием гражданского общества.

Одним из важных трендов некоммерческого сектора России становится развитие саморегулирования и самоорганизации, укрепление существующих и появление новых коалиций НКО и (или) граждан - как формальных (например, Ассоциация организаций, работающих в сфере профилактики отказов от новорожденных, Ассоциация фандрайзеров России и др.), так и неформальных (объединение некоммерческих организаций добрых городов, Союз православных юристов и др.) гражданских структур. Сегодня созданы основы для поддержки осуществления общественными и некоммерческими организациями социально ориентированной деятельности, в том числе деятельности, связанной с реализацией тех или иных функций государства.

Очевидна роль и профессиональных юридических общественных объединений в механизме реализаций функций российского государства. Определяя их сущность, отметим, что она выражена через два ключевых признака: эти организации должны состоять из представителей юридических профессий, имеющих юридическое образование и должны носить общественный характер, то есть иметь неправительственную (негосударственную) основу.

Как отмечает С. А. Комаров, деятельность по осуществлению конкретных функций наполняется конкретным историческим содержанием, причем в их процессе реализации складывается определенным соотношением [9]. Из этого следует, что субъектный состав механизма реализации

N. 8. Бигеоу

функций государства также подвергается изменению и отражает его потребности и интересы и, в большей степени общества, так как через свои функции государство осуществляет целенаправленное воздействие на общественные отношения, что обосновывает проявление в функциях государства реального соотношения «общество - государство». То есть в структуре данного механизма следует выделять такие компоненты, как государственные органы, учреждения и предприятия, осуществляющие реализацию задач государства.

По нашему мнению, необходимо учитывать и то, что в реализации функций государства участвуют и негосударственные, неправительственные организации, имеющие свою особую функциональную роль как в политической системе общества, так и в механизме реализации функций государства. Наша позиция связана, во-первых, с трактовкой механизма государства, а во-вторых, с субъектным составом процесса реализации отдельных функций государства.

Таким образом, очевидно, что субъектами, участниками механизма реализации функций государства являются различные общественные объединения, и, соответственно, профессиональные объединения также занимают свое место в данном механизме, участвуя в реализации определенных функций, в большей степени внутренних.

Нельзя понять положение общественных организаций вообще и профессиональных в частности в политической системе общества, если не учитывать, что они иногда выполняют функции некоторых государственных органов. Тот факт, что профессиональные юридические общественные объединения составляют неотъемлемую часть политической структуры общества, делает возможным рассматривать их в какой-то мере в качестве субъектов власти (носителей властных полномочий). Естественно, что степень участия в осуществлении власти и формы этого участия неодинаковы для различных организаций, как неодинаковы и специфические задачи каждого вида организации, их вклад в функционирование государства. Несмотря на эти различия, положение о том, что профессиональные юридические общественные объединения - активные участники процесса государственного строительства является принципиальным, так как оно составляет теоретическую предпосылку для рассмотрения их в качестве субъектов механизма реализации функций государства и определяет возможность осуществления данными общественными организациями отдельных функций государства. В этом,

на наш взгляд, состоит важное отличие профессиональных юридических общественных объединений от других объединений граждан.

Анализ развития и деятельности профессиональных юридических общественных объединений в различные исторические периоды показывает ту или иную степень их участия в процессе реализации функций государства. Так, в дореволюционный период юридические общества, имея самостоятельность в организации своей деятельности, учреждались, в большинстве случаев, при государственных образовательных заведениях, либо при отдельных государственных структурах (например, при судах). Юридические общества осуществляли научно-исследовательскую деятельность, издавали собственные журналы и фрагментарно привлекались институтами публичной власти для разработки предложений по вопросам законодательной и правоприменительной практики [10]. В советский период юридическое сообщество выступало в единстве с административной номенклатурой, что, наш взгляд, характеризует их непосредственное участие в реализации функций государства.

В настоящее время участие отдельных юридических корпораций в осуществлении функций государства предусмотрено на законодательном уровне. Например, адвокатура в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [11] является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Нотариат в Российской Федерации в соответствии с законодательством о нотариате, призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Все это говорит о включенности органов нотариата в механизм реализации функций государства, в частности, в экономической, обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка.

Отдельные общественные объединения привлекаются государством для реализации специальных направлений, как, например, общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России». Так, в поддержку инициативы Ассоциации юристов России по вопросу повышения качества юридического образования Президентом РФ был издан Указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образова-

ния в России» [12]. Правительству РФ было поручено оказать содействие Ассоциации юристов России в разработке и внедрении механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.

Сотрудничество профессиональных юридических общественных объединений в реализации социальной функции государства проявляется в совместном осуществлении положений Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [13]. В Тамбовской области основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок оказания бесплатной юридической помощи, является Закон области от 02.10.2012 № 188-З «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области» [14]. В дополнение к закону принято постановление администрации Тамбовской области от 26.04.2013 № 434 «О реализации отдельных положений Закона Тамбовской области «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области» [15]. Адвокатура институционально не была включена в государственную систему бесплатной юридической помощи Тамбовской области, в связи с чем услуги по оказанию бесплатной юридической помощи на территории Тамбовской области осуществляются в двух формах: через деятельность государственного юридического бюро и негосударственными (общественными) организациями.

Активно участвует в системе негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Отметим, что оказанием бесплатной юридической помощью Тамбовское региональное отделение занимается с 2007 г., то есть задолго до решения федерального законодателя о правовой поддержи социально уязвимой части населения.

Оказание бесплатной юридической помощи -направление деятельности Ассоциации, которое всегда относилось к числу наиболее приоритетных. Связано это не только с тем, что бесплатная юридическая помощь относится к числу наиболее востребованных со стороны населения, но и с тем, что в какой-то степени она может снижать социальную напряженность в обществе. И, во-вторых,

в ходе оказания правовой помощи населению осуществляется еще одна немаловажная задача Ассоциации юристов, отраженная в ее уставе, это правовое просвещение и пропаганда права, кроме этого показывается значимость и роль юристов в обществе, как носителей правовой идеологии.

По состоянию на 1 октября 2015 г. Тамбовским региональным отделением Ассоциации юристов России было осуществлена бесплатная юридическая помощь посредством личного, письменного и дистанционного (по видеофонии) консультирования 3 658 гражданам, из которых в форме личного консультировании - 2787 , письменное (по средствам сети Интернет) - 315, по средствам видеофонии - 466 [16].

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях», органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами определенных видов деятельности [17]. Для профессиональных юридических общественных объединений, в частности, для Ассоциации юристов России и ее региональных отделений, свойственны такие виды деятельности, признаваемые социально ориентированными, как оказание юридической помощи на безвозмездной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.

Перспективным направлением взаимодействия государства и профессиональных общественных юридических объединений может стать совместное участие по подготовке и работе по совершенствованию нормативной базы. Участие в правотворческом процессе профессиональных общественных юридических объединений является демократической основой для проводимых преобразований, что демонстрирует включенность профессиональных общественных юридических объединений в реализацию функции обеспечения народовластия.

Подводя итоги анализу роли профессиональных общественных юридических объединений в реализации функций государства, определим, в осуществлении каких именно функций они участвуют.

Не вдаваясь в подробное рассмотрение различных точек зрения на классификацию функций государства, констатируем, что в юридической

N. S. БЬТ80У

литературе сложилась точка зрения, в соответствии с которой объектом воздействия функций государства являются такие сферы общественной жизни, как экономика, социальная структура, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Приведем мнение Л. А. Морозовой о классификации функций государства, которая делает вывод, что российскому государству на современном этапе присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая; социальная; налогообложение; экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям Л. А. Морозова относит такие функции, как: интеграция в мировую экономику, поддержка инвестиций; оборона страны; поддержка мирового правопорядка; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.) [4].

Исходя из этого, считаем, что профессиональные юридические общественные объединения принимают участие в реализации, прежде всего, внутренних функций государства, таких как обеспечение народовластия; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение законности и правопорядка.

Обратим внимание и на то, что профессиональные юридические общественные объединения, как и другие институты гражданского общества, могут не только участвовать в механизме реализации функций, но и являться объектом государственно-властного воздействия, в том числе в ходе правового регулирования. Это обосновывает двойственную природу профессиональных юридических общественных объединений как института гражданского общества, по отношению к механизму реализации функций государства. С одной стороны, они могут участвовать в его реализации, с другой стороны, находиться под управленческим воздействием государства, обладая установленной законом самостоятельностью.

Анализ деятельности профессиональных общественных юридических объединений показывает, что на современном этапе развития Российского государства есть все признаки их участия в процессе реализации функций государства. Такое участие носит как непосредственную, так и опосредованную форму. Непосредственная форма выражена в полномочиях адвокатуры, нотариата, отдельных вопросах общественных организаций, а именно Ассоциации юристов России. Опосредованная происходит через различные площадки, такие как: общественный контроль, общественная

экспертиза проектов нормативных актов, оценка регулирующего воздействия, участия в деятельности общественных советов. Данные обстоятельства отражают одновременно и многоаспект-ность участия профессиональных общественных юридических объединений в реализации функций государства. Кроме того, это отражает перспективы и потенциал участия рассматриваемых организаций в общественной жизни, значение их научно-практической деятельности в вопросах совершенствования законодательной и правоприменительной практики.

Литература

1. Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. М.: Высшее образование, 2008. С. 139.

2. Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. М.: Маркет ДС, 2007. С. 97.

3. Абдулаев М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. 3-е изд, доп. и перераб. М.: «Экономика», 2006. С. 57.

4. Морозова Л. А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 98-108.

5. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник. М.: «Юстицинформ», 2002. С. 34.

6. Григорьев А. В. Современная юридическая наука о принципах организации и функционирования механизма государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 1. С. 14-26.

7. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Юристъ, 2005. С. 284.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 10 марта 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 31 марта 2010 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 15. Ст. 1736.

9. Комаров С. А. Общая теория государства и права. СПб.: Издательство Юридического института. 2012. С. 118.

10. Ельцов Н. С. О деятельности юридических обществ в дореволюционный период // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. № 12 (140). С. 204-209.

11. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 апреля 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 мая 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 23. Ст. 2102.

12. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации

(утратил силу): указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 22. Ст. 2698.

13. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 2 нояб. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 ноября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6725.

14. Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 2 октября 2012 г. № 188-З: принят Тамбовской областной Думой 28 сентября 2012 года // Тамбовская жизнь (спецвыпуск). 2012. № 80 (1312).

15. О реализации отдельных положений Закона Тамбовской области «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями): постановление администрации Тамбовской области от 26 апреля 2013 г. № 434 // Тамбовская жизнь. 30 апр. 2013 г. URL: www.tamlife.ru

16. Отчет «Обращения граждан за бесплатной юридической помощью посредством личного, письменного и дистанционного (по видеофонии) консультирования по состоянию на 1 октября 2015 г.». URL: http://www.tmbalrf.ru/modules/content/ page.php? id=1052

17. О некоммерческих организациях (ред. от

08.03.2015): федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от

31.01.2016): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.

References

1. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik [Theory of the state and right: textbook] / pod red. А. S. Pigolkina, Yu. А. Dmitrieva. M.: Vyssheye obrazovaniye, 2008. S. 139.

2. Melekhin А. V. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik [Theory of the state and right: textbook]. M.: Market DS, 2007. S. 97.

3. Abdulaev M. I. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedenij [Theory of the state and right: textbook for higher educational institutions]. 3-ye izd, dop. i pererab. M.: «Ekonomika», 2006. S. 57.

4. Morozova L. А. Funktsii rossijskogo gosudarstva na sovremennom etape [Functions of the Russian state at the present stage] // Gosudarstvo i pravo. 1993. № 6. S. 98-108.

5. Syrykh V. M. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik [Theory of the state and right: textbook]. M.: «Yustitsinform», 2002. S. 34.

6. Grigor'ev А. V. Sovremennaya yuridicheskaya nauka o printsipakh organizatsii i funktsionirovaniya mek-hanizma gosudarstva [Modern jurisprudence about the principles of the organization and functioning of the mechanism of the state] // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskiye nauki. 2012. № 1. S. 14-26.

7. Chirkin V. E. Sistema gosudarstvennogo i munit-sipal'nogo upravleniya [System of the public and municipal administration]. M.: Yurist", 2005. S. 284.

8. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federatsii po voprosu podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsij: feder-al'nyj zakon ot 5 aprelya 2010 g. № 40-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federatsii 10 marta 2010 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 31 marta 2010 g. [About modification of separate legal act of the Russian Federation concerning support of socially oriented non-profit organizations: federal law of April 5,

2010 № 40-FL: accepted by State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation on March 10, 2010: approved by Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation on March 31, 2010] // Sobraniye zako-nodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2010. № 15. St. 1736.

9. Komarov S. A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava [General theory of the state and right]. SPb.: Izda-tel'stvo Yuridicheskogo instituta. 2012. S. 118.

10. El'tsov N. S. O deyatel'nosti yuridicheskikh obsh-chestv v dorevolyutsionnyj period [About activity of legal societies during the pre-revolutionary period] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2014. № 12 (140). S. 204-209.

11. Ob advokatskoj deyatel'nosti i advokature v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 31 maya 2002 g. № 63-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federatsii 26 aprelya 2002 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 15 maya 2002 g. [About lawyer activity and legal profession in the Russian Federation: federal law from May 31, 2002 № 63-FL: accepted by State Duma of Federal Assembly of the Russain Federation on April 26, 2002: approved by Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation on May 15, 2002] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2002. № 23. St. 2102.

12. O merakh po sovershenstvovaniyu vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federatsii (utratil silu): ukaz Prezidenta RF ot 26.05.2009 № 599 [About measures for improvement of the higher legal education in the Russian Federation (has become invalid): decree of the Russian President from 26.05.2009 № 599] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2009. № 22. St. 2698.

13. O besplatnoj yuridicheskoj pomoshchi v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 21 noyabrya 2011 g. № 324-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federatsii 2 noyab. 2011 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 9 noyabrya 2011 g. [About free legal aid in the Russian Federation: federal law from November 21,

2011 № 324-FL: accepted by State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation on November 2, 2011: approved by Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation on November 9, 2011] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2011. № 48. St. 6725.

14. Ob organizatsii okazaniya besplatnoj yuridicheskoj pomoshchi otdel'nym kategoriyam grazhdan v Tambovskoj oblasti: zakon Tambovskoj oblasti ot 2 ok-

N. S. ELTSOV

tyabrya 2012 g. № 188-Z: prinyat Tambovskoj oblastnoj Dumoj 28 sentyabrya 2012 goda [About the organization of rendering a free legal aid to separate categories of citizens in the Tambov region: law of the Tambov region from October 2, 2012 № 188-L: accepted by the Tambov region duma on September 28, 2012] // Tambovskaya zhizn' (spetsvypusk). 2012. № 80 (1312).

15. O realizatsii otdel'nykh polozhenij Zakona Tambovskoj oblasti «Ob organizatsii okazaniya besplatnoj yu-ridicheskoj pomoshhi otdel'nym kategoriyam grazhdan v Tambovskoj oblasti» (s izmeneniyami i dopolneniyami): postanovleniye administratsii Tambovskoj oblasti ot 26 aprelya 2013 g. № 434 [About implementation of separate provisions of the Law of the Tambov region «About the organization of rendering a free legal aid to separate categories of citizens in the Tambov region» (with changes and additions): the resolution of administration of the Tambov region from April 26, 2013 № 434] // Tambovskaya zhizn' 30 apr. 2013 g. URL: www.tamlife.ru

16. Otchet «Obrashcheniya grazhdan za besplatnoj yuridicheskoj pomoshch'yu posredstvom lichnogo, pis'mennogo i distantsionnogo (po videofonii) konsul'tiro-vaniya po sostoyaniyu na 1 oktyabrya 2015 g.» [The report «Requests of citizens for a free legal aid by means of personal, written and remote (on a videophone) consultations on October 1, 2015»]. URL: http://www.tmbalrf.ru/ modules/ content/ page.php? id=1052

17. O nekommercheskikh organizatsiyakh (red. ot

08.03.2015): feder. zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ (red. ot

31.01.2016): prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Fede-ratsii 8 dekabrya 1995 g. [About non-profit organizations (edition from 08.03.2015): federal law from 12.01.1996 № 7-FL (edition from 31.01.2016): accepted by State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation on December 8, 1995] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossijskoj Fede-ratsii. 1996. № 3. St. 145.

* * *

SOME ASPECTS OF ACTIVITY OF PROFESSIONAL LEGAL PUBLIC ASSOCIATIONS IN REALIZATION OF FUNCTIONS OF THE MODERN RUSSIAN STATE

ELTSOV NIKOLAY SERGEEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: Ens_68@list.ru

The purpose of article is establishment of a role and opportunities of professional legal public associations in the course of realization of functions of the modern Russian state. The author analyzed approaches to the categories «mechanism of realization of function of the state», «subjects of the mechanism of realization of functions of the state», noted that the non-state, non-governmental organizations having the special functional role in political system of society participate in realization of functions of the state, made the conclusion that extent of participation in implementation of separate functions of the state isn't identical to various organizations, but, it is indisputable that professional legal public associations - active participants of process of the state construction. During various historical periods of the Russian state professional legal public associations participated in process of realization of functions of the state. During the pre-revolutionary period legal societies, having independence in the organization of the activity, were, in most cases, at the state educational institutions, or at separate government institutions (for example, at courts). Activity of professional public legal associations appears in realization of separate internal functions of the state, such as ensuring democracy; social; ecological; protection of the rights and freedoms of citizens; law enforcement and law and order. Their participation expresses in two main forms: direct and mediated. The direct form expresses in powers of legal profession, notariate. Mediated - participation happens through various institutes, such as: public control, public examination of drafts of regulations, rendering a free legal aid to the population, participation in activity of public councils. In article the author considered activities of the all-Russian public association «Association of Lawyers of Russia» for realization of some functions of the Russian state.

Key words: functions of the state, realization of functions of the state, civil society, public organizations, professional legal associations, Association of lawyers of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.