Научная статья на тему 'Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений системы профилактики в области предупреждения детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних'

Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений системы профилактики в области предупреждения детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
550
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стяжкин Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений системы профилактики в области предупреждения детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Стяжкин Юрий Анатольевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Академии экономической безопасности МВД России, инспектор по особым поручениям Департамента кадрового обеспечения МВД России,

г Москва_

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕ ТНИХ

СШ овременную норматив-Шную правовую основу деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, составляют Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», постановления, приказы и инструкции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В настоящее время в системе социальной защиты населения действует несколько типов специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Являясь по существу новым звеном в системе профилактики, специализированные социально-реабилитационные учреждения выполняют важные социальные функции, связанные с поведением профилактической, восстановленной и реабилитационной работы с дезаптированными детьми и подростками; организацией индивидуальной работы с ними; осуществлением мероприятий по восстанов-

лению важнейших аспектов жизнедеятельности детей, развитию альтернативных форм их семейного устройства.

Тем не менее, в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних. Она представляет собой комплексное социально-педагогическое явление, характеризующее состояние общества на современном этапе и одновременно влияющее на его развитие. Безнадзорность, беспризорность, преступность детей и подростков опасны как для них самих, так и для окружающих. Наличие большого количества дезадаптированных детей - лишенных семьи, надлежащего ухода, воспитания, с отклонениями в развитии, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и преступления, - представляет угрозу для будущего страны.

За последние три года сложилась такая тенденция роста подростковой преступности, отличающейся особой жестокостью организованностью. Увеличилось количество преступлений, совершенных подростками, не имеющих средств к существованию. В 2005 г. из 149,9 тыс. несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, каждый третий нигде не учился и не работал, каждый пятый - из малообеспеченной семьи. Наличие значительного числа несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных учреждениях и не работающих, создает питательную среду для детской безнадзорности, подростковой преступности и наркомании.

Особую тревогу вызывает омоложение пре-

112

ступности, где каждое третье уголовное деяние совершается детьми в возрасте до 14 лет1. Подобная ситуация противоречит основным принципам государственной политики в области образования, целям и задачам профилактической работы в образовательной среде, нарушает права детей и подростков. Требует улучшения организация индивидуальной профилактической работы с воспитанниками образовательных учреждений. По состоянию на 1 января 2005 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 356,7 тыс. подростков, из них - 195,1 тыс. учащихся общеобразовательных школ.

Остро стоит проблема социального сиротства. За истекший год около 4,5 тыс. подростков были лишены опеки и родительского попечительства. Оказавшись не защищенными на улице, дети, зачастую, сами становятся объектом преступления, вовлекаются в орбиту криминального бизнеса (используются в качестве источника дохода: путем вовлечения в попрошайничество, проституцию, детскую порнографию). Например, за 2003 г. в Нижегородской области состояние правонарушений несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения, учащихся в интернатных учреждениях системы образования, возросло на 27,5%. Из них 76,4% проживают в детских домах и школах-интернатах2.

Сложившаяся ситуация с детской безнадзорностью и ранней криминализацией подрастающего поколения потребовала принятия безотлагательных мер по совершенствованию деятельности всей государственной системы органов и учреждений системы профилактики. Принятый в 1999 г. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями в 2003, 2004, 2005 и 2006 гг) определивший полный перечень субъектов системы профилактики во многом способствовал решению назревших проблем по объединению усилий по профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Вместе с тем, законодатель не выработал четкий механизм взаимодействия всех субъектов системы профилактики по его реализации. Полностью способствует дифференцированный подход в разделении их функции и сфер влияния. Сегодня вопросами несовершеннолетних занимается множество различных органов и учреждений, зачастую не зависящих друг от друга, руководствующихся напрямую ведомственными интересами, основанными на инструкциях. На этом фоне прослеживается проблема в создании эффективного механизма взаимодействия государственных и негосударственных организаций по вопросам социально-правовой защиты семьи и детства. На сегодняшний день нет юридически оформленных многосторонних соглашений между организациями государственного и негосударственного сектора3.

Поставленные Правительством Российской Федерации вопросы профилактики безнадзорности, борьбы с асоциональным поведением детей и социальным сиротством, снижения детской и подростковой преступности нашли свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2003 год», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной программе развития Российского образования, Комплексной программе совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних на 2002-2003 г.

Принятый Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательстве акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно расширил круг прав, несовершеннолетних, находящихся в органах и учреждениях системы профилактики, уточнил компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сегодня на законодательном уровне Министерством внутренних дел Российской Федерации разработан проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», который внесен для межведомственного согласования в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство образавания и науки России. Принятие законопроекта, значительно позволило бы расширить круг субъектов, ответственных за принятие решения о проведении освидетельствования либо помещений в психиатрический стационар детей и подростков, страдающих психическими расстройствами и склонны к совершению правонарушений и преступлений.

С учетом складывающейся ситуации назрела необходимость в единении действий государственных органов исполнительной власти, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, общественных организаций, учреждений системы профилактики, органов внутренних дел и вузов МВД России в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Например, по инициативе руководства Управление внутренних дел Камчатской области, Дальне-

1 См.: Т.К. Иванова. О некоторых проблемах деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в ходе реализации Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Сб.: Общественная безопасность, 2003, № 9. С. 54.

2 См.: Т.О. Куранова. В будущее - с надеждой // Сб.: Общественная безопасность, 2003, № 9. С. 59

3 См.: И.А. Григорьева. Социальная политика в области защиты детей // Беспризорник, 2003, № 3. С. 4.

113

восточного юридического института МВД России и дислоцирующейся в г. Петропавловске-Камчатском войсковой части создан военно-спортивный оздоровительный центр «Кадет». Цель работы центра -организация досуга и отдыха подростков с использованием профессиональных форм обучения, повышения уровня правовой культуры, подготовка к труду, службе в Вооруженных силах, органах внутренних дел, привитие детям необходимых жизненных навыков. Результатом деятельности центра явилось ежегодное снижение подростковой преступности в Камчатской области на 15%, а в период его работы не выявлено ни одного подростка, совершившею повторное преступление1.

Опыт работы Краснодарского университета МВД России свидетельствует о его тесном взаимодействии с Главным Управлением внутренних дел Краснодарского края, при активной помощи и поддержке Администрации края по организации досуга детей и подростков. Одной из форм профилактики является организация на базе загородного учебно-полевого центра университета оборонно-спортивных сборов «Надежда» (впервые они были организованы летом 1995 года) для подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Главой Администрации Краснодарского края ежегодно принимается соответствующее постановление, которое определяет основные задачи краевых департаментов, комитетов и университета в вопросе организации работы с несовершеннолетними в летний период их труда и отдыха. Согласно постановлению, в задачу коллектива университета входит подготовка материальной базы учебно-полевого центра к приему подростков, подбор и обучение сотрудников, слушателей и курсантов для проведения воспитательной работы среди тех несовершеннолетних, которые имеют устойчивое девиантное поведение. Особое внимание при работе в центре уделяется различным формам и методам поощрений подростков, в том числе и ходатайству о снятии их с профилактического учета в подразделениях по делам несовершеннолетних. Анализ состояния преступности среди несовершеннолетних в Краснодарском крае свидетельствует о снижении подростковой преступности в период проведения оборонно-спортивных сборов. Ежегодно количество тяжких преступлений, совершенных подростками, уменьшается в среднем на 5,0%.

В Воронежском институте МВД России пять лет назад была открыта ювенально-правовая специализация по подготовке сотрудников органов внутренних дел для работы с несовершеннолетними и семьей. В настоящее время институт является базовым высшим образовательным учреждением по

подготовке юристов-ювеналистов для системы Министерства внутренних дел. При институте создан Ювенальный центр по правовому обеспечению реализации ювенальной политики в регионе. Центр стал структурным подразделение Воронежского института для работы в котором, привлечен профессорско-преподавательский состав, видные отечественные специалисты в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, практические работники органов внутренних дел имеющие опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Можно привести много положительных примеров сотрудничества субъектов системы профилактики, органов государственного управления, органов внутренних дел и вузов МВД России в области профилактики и предупреждения подростковой преступности. Вместе с тем, необходимо признать, что остается еще много проблемных вопросов связанных, с оказанием социально-ребилитационной помощи детям, оставшимся без родителей, опеки и попечительства.

Представляется, что для повышения эффективности деятельности по профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо разработать и реализовать совместный комплекс мер по обеспечению прав детей на образование, развитию системы досуга и занятости подростков, созданию для них инфраструктуры социально-педагогической и медико-психологической помощи. Необходимо расширить доступ несовершеннолетних и их законных представителей к различным формам правовой защиты. Осуществить совершенствование организационного, кадрового, нормативного, правового, научно-методического и информационного обеспечения профилактической работы органов государственной власти, учреждений системы профилактики и органов внутренних дел. Для ее успешного решения поможет накопленный опыт взаимодействия всех государственных субъектов системы профилактики и поиск новых форм, средств и методов воздействия, направленных на предупреждение правонарушений в подростковой среде. В том числе необходимо создать условия довузовской подготовки трудновоспитуемых подростков для поступления в образовательные учреждения системы МВД России. Будет эффективным поведение профилактической, индивидуальной, коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с подростками, а также осуществление мероприятий по восстановлению важнейших аспектов жизнедеятельности детей, развитию альтернативных форм их семейного устройства. Ведь основная задача государства и общества заключается в заботе каждом ребенке, его будущем, судьбе новых поколений и всей страны в целом.

1 См.: С.В. Сысой. Взаимодействие органов внутренних дел с армией в решении вопросов беспризорности среди несовершеннолетних // Сб.: Общественная безопасность, 2000 г., № 10. С. 42.

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.