Научная статья на тему 'Некоторые аспекты борьбы с безработицей в дореволюционной России и некоторых странах запада на рубеже XX века'

Некоторые аспекты борьбы с безработицей в дореволюционной России и некоторых странах запада на рубеже XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
857
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / БОРЬБА С БЕЗРАБОТИЦЕЙ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / ТРУДОВАЯ ПОМОЩЬ / КОНТОРЫ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ / UNEMPLOYMENT / FIGHT AGAINST UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT / LABOUR MARKET REGULATION / EMPLOYMENT ASSISTANCE / OFFICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шащенко Александр Николаевич

В статье на основе анализа нормативно-правовых актов рассматриваются наиболее важные аспекты борьбы с безработицей в дореволюционной России и некоторых странах Западной Европы (Франции, Швейцарии, Бельгии, германии и других) на рубеже ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the fight against unemployment in pre-revolutionary Russia and some Western countries at the turn of the XX century

In article on the basis of analysis of normative legal acts are considered the most important aspects of the fight against unemployment in pre-revolutionary Russia and some countries of Western Europe (France, Switzerland, Belgium, Germany and others) at the turn of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты борьбы с безработицей в дореволюционной России и некоторых странах запада на рубеже XX века»



УДК 340.12

А.Н.Шащенко

Некоторые аспекты борьбы с безработицей в дореволюционной России и некоторых странах Запада на рубеже XX века

В статье на основе анализа нормативно-правовых актов рассматриваются наиболее важные аспекты борьбы с безработицей в дореволюционной России и некоторых странах Западной Европы (Франции, Швейцарии, Бельгии, германии и других) на рубеже ХХвека.

Ключевые слова: безработица, борьба с безработицей, занятость населения, регулирование рынка труда, трудовая помощь, конторы по трудоустройству

A.N.Shashchenko

Some aspects of the fight against unemployment in pre-revolutionary Russia and some Western countries at the turn of the XX century

In article on the basis of analysis of normative legal acts are considered the most important aspects of the fight against unemployment in pre-revolutionary Russia and some countries of Western Europe (France, Switzerland, Belgium, Germany and others) at the turn of the twentieth century.

Keywords: unemployment, fight against unemployment, employment, labour market regulation, employment assistance, office employment

бщеизвестно, что безработица в обществе явление совсем не новое, крайне неустойчивое и изменчивое, присущее всем странам с рыночной экономикой. Как отмечал французский экономист Шарль Жид, «при болезни, старости и смерти мы имеем дело с действием естественных причин, вечных законов, безработица же вызывается экономическими причинами» [1]. Поэтому вопросы, связанные с этой проблемой, пытались и пытаются решать все развитые страны, и Россия в этом плане была (и остается - А. Ш.) не исключением.

Вначале, в порядке небольшого отступления, целесообразно, полагаем, вкратце рассмотреть опыт борьбы с безработицей в отдельных, наиболее развитых странах запада, что позволит более комплексно и всесторонне обрисовать ситуацию в сфере занятости населения на рубеже XX века не только в России, но и за рубежом. Также нельзя исключить и возможность использования этого опыта и в современных условиях.

В 1843 году французским экономистом Молинари в газете «Gazette de France» был опубликован ряд статей, в которых говорилось об огромном влиянии железных дорог на

изменение положения рабочих, их заработной платы и условий труда. По мнению этого автора, причиной низкой оплаты труда работников, являлось неравномерное распределение рабочих рук на территории страны и дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. В связи с этим предлагалось предоставить рабочим дешевый и быстрый способ передвижения на большие расстояния и информацию об имеющихся свободных вакансиях. Конечно же, для организации такой трудовой мобильности, кроме железных дорог, требовался орган, который мог руководить данным процессом, его Молинари предложил назвать «биржей труда» [2], и высказался за их создание в крупных промышленных и земледельческих центрах. По его замыслу в биржи труда стали бы обращаться как люди ищущие работу, так и наниматели, которым требовались работники, что привело бы к улучшению положения на рынке труда. Идеям Молинари суждено было сбыться в феврале 1887 года, когда в Париже был открыт филиал биржи труда, а с 22 мая 1892 года начала функционировать центральная биржа труда. К 1 января 1900 года во Франции и Алжире насчитывалось 65 бирж труда. К основным функциям

государственный СоВет-ник, 2014

созданных бирж относились: содействие в поиске работы; материальная помощь при переезде лиц в другую местность для трудоустройства; создание библиотек, музеев и организация обучающих курсов.

Заметим, что в странах Европы попытки решить проблему выплаты пособия по безработице предпринимались несколько ранее, чем в России. Об этом свидетельствует упоминание Шарля Жида «об опытах, сделанных в этом направлении в Швейцарии и в Бельгии. Сначала в Берне (в 1893 г.), а затем в Базеле (в 1901 г.), по отвержении народным голосованием проекта о введении обязательного страхования рабочих были основаны кассы страхования на случай безработицы; страхование в них не было сделано принудительным, но кассы получили субсидии от государства и от почетных членов; в Санкт-Галлене (Швейцария - прим. автора) в 1885 г., такое страхование было сделано обязательным для всех рабочих, получающих менее 5 фр. в день. Результаты повсюду оказались ничтожными или очень посредственными» [1, с. 191].

В 1893 г. промышленный суд в Штутгарте по инициативе своего председателя Лаутен-шлагера внес в городское управление проект об устройстве городского бюро по приисканию работы. Основные положения этого проекта были таковы: бюро находится под наблюдением Комиссии из 9 членов. Председателем Комиссии является председатель промышленного суда. Остальные члены Комиссии избираются из числа членов промышленного суда, в равном числе от предпринимателей и рабочих. Все издержки по содержанию бюро несет город - посредничество безработным оказывается безвозмездно. Особое значение проекта Лаутеншлагера заключается в том, что с самого начала к делу посредничества могли привлекаться заинтересованные в заключении рабочего договора стороны, - предприниматели и безработные рабочие.

Страхование безработицы, так же как и установление минимальной заработной платы, впервые появилось в английских тред-юнионах (профсоюзах - прим. автора) практикой выдачи пособий безработным членам союза: в 1901 г. эти пособия составляли 65% всех расходов тред-юнионов.

В острый экономический кризис, наступившей в 1879-80 г., когда по отчетам тред-юнионов, выдающих своим членам пособия при безработице, число безработных достигало значительного процента (10%), социалисты начали активную агитацию с целью понудить местные управления организовать для оказания помощи безработным общественный работы. Некоторые местные управления исполнили это требование, так было положено начало новой форме борьбы с безработицей

путем организации во время усиливающемся безработицы общественных работ.

В свою очередь, в Англии в 1905 году принимается закон о безработных (Unemployed Workmen Act), согласно которому в каждом столичном округе были организованны особые благотворительные комитеты и центральный комитет, координирующий их деятельность. В обязанности местного комитета входило принимать, расследовать и разбирать обращения безработных, а также оказывать содействие в их трудоустройстве. Центральный комитет обязан был координировать деятельность и оказывать помощь в работе местных комитетов, вести реестры о потребности в работе и нуждающихся в ней. Заслуживает внимания тот факт, что центральный комитет, наряду с другими обязанностями, должен был оказывать помощь безработному путем эмиграции или отсылки его или его близкого в другую местность с целью трудоустройства, таким образом, регулировались вопросы трудовой миграции. Причем комитеты оказывали помощь безработным на добровольные пожертвования.

Как отмечают отдельные авторы, закон 1905 года не имел в виду организацию обязательной помощи безработным, и проводил в нем принцип факультативности, т. е. помощь, предусмотренная законом 1905 года, оказывалась в пределах имеющихся частных, но не публичных средств. Впоследствии в Англии был принят Национальный закон о страховании 1911 года, в соответствии с которым рабочие, занятые в торговле более 26 недель за предыдущие 5 лет, в случае наступления безработицы имели право на получение пособия. Причем средства, необходимые для выплаты пособия, формировались частично за счет взносов застрахованных работников, работодателей и государства. Для получения пособия безработный должен был подать заявление о выдаче ему пособия, подтвердить что он работал в «застрахованной торговле» не менее 26 недель за последние 5 лет и доказать, что трудоспособен, но не в состоянии найти работу. Характерно, что английское законодательство к 1917 году распространило страхование на случай безработицы только на те виды наемного труда, в которых колебание числа безработных сравнительно легче поддавалось учету. Сюда были отнесены рабочие сезонных производств (строительное дело, кораблестроение) и рабочие наиболее квалифицированных отраслей труда - машиностроительная и сталелитейная промышленность. Впоследствии названный выше закон ограничил длительность пособия безработному 15 неделями в году: при большей продолжительности безработицы застрахованный оставался без обеспечения. Право на пособие

приобреталось только после полугодичной работы в каком либо из производств, подлежащих страхованию.

В Норвегии страхование от безработицы было введено законом от 12 июня 1906 года, который предусматривал пособие кассам безработных. По этому закону известная доля произведенных кассами на помощь безработным расходов возмещалась им частью за счет государства, частью - за счет общин. Пособие отдельному рабочему не должно было превышать половины среднего заработка.

В свою очередь, во Франции законом 1898 г. обществам взаимопомощи позволялось выдавать пособия безработным. В соответствии с ним в 1900 г. тружениками книжного дела было организованно определенное количество касс страхования на случай безработицы. Каждый застрахованный ежемесячно вносил в такую кассу определенную сумму денег и имел право на пособие в случай безработицы длительностью не более шести недель в году. Право на это пособие имел только тот, кто не бросил работу по своей воле, не был уволен за дурное поведение и не отказался от предлагаемого ему места работы, даже если для занятия последнего он должен был переменить свое местожительство.

Думается, что научный интерес представляет также датский закон от 9 апреля 1907 года об утверждении касс безработных, который для того времени довольно детально регламентировал порядок оказания помощи безработным. Согласно статьи первой указанного закона, кассами безработных признавались всякие союзы лиц, которые в качестве рабочих, получающих жалованье, примыкают к одной или к нескольким профессиям (как-то: торговля, конторские занятия, промышленность, мастерства, земледелия, содержание гостиниц, извоз, транспортное дело, земляные работы) и объединяются для того, чтобы путем определенных взносов, обеспечить себе взаимную помощь на случай безработицы. Данные кассы имели право ежегодно получать от государства денежную поддержку в зависимости от суммы выданных пособий; пособие могло быть оказано в форме: пособие на переезд; пособие на наем квартиры; поденного жалования; пособия, производимого в натуре. В то же время следует отметить, что, несмотря на законодательную регламентацию деятельности данных касс, работа их была не скоординирована, пущена на самотек. Для устранения такого положения ежегодно проводился съезд уполномоченных представителей от каждой кассы безработных, на котором избиралось жюри безработных в количестве шести человек из представителей различных касс безработных. В обязанности жюри входило «посредничество между различными

кассами, установление правил для их кооперации, перехода членов из одной кассы в другую, а так же забота, по мере возможности, о том, чтобы выдача пособий производилась различными кассами на основании аналогичных правил».

Теперь, кратко охарактеризовав законодательство о занятости населения в некоторых европейских государствах на рубеже ХХ века, более подробно остановимся на изучении исторического опыта ее решения в России.

Сразу следует отметить, что в России попытки борьбы с безработицей предпринимались еще царской властью, хотя они и не носили системный характер, были эпизодическими и вначале законодательно не оформлялись. Так, если говорить о материальной помощи незанятому населению, то вплоть до прихода советской власти выдавалась она в виде милостыни и была применима к такой категории населения, как нищие. Однако представляется, что в эту категорию попадали и трудоспособные неработающие граждане -безработные, поскольку человек, лишенный заработка, был не в состоянии поддерживать необходимое свое существование. Милостыня выдавалась всем просящим: беднякам, сильным и слабым, больным и здоровым, и этот вопрос всецело находился в ведении церкви. При этом, надо сказать, что во времена правления Ивана IV в Стоглавом соборе 1551 г. была предпринята попытка разделить бедняков, просящих милостыню, на здоровых и больных. Для последних должны были быть устроены «богадельни мужские и женские». Причем надзор за этими богадельнями поручался не одним священникам, а, наряду с ними, и выборным светским властям в лице целовальников и вообще «градских людей добрых». Для здоровых же нищих «никаких богаделен устраивать не предписано», а должны они питаться «ходячи по дворам» [3], то есть они лишались материальной помощи со стороны церкви и государства.

Также отметим характерную для России того времени деталь: до отмены крепостного права проблема занятости населения не имела особой актуальности, поскольку «каждый помещик в своих личных интересах кормил своих подданных и не допускал их до голодной смерти из боязни потерять пару рабочих рук. Нищих казалось было очень мало, тем более что потребности наших низших классов были действительно очень не высоки и удовлетворить их было не слишком трудно, в особенности в деревнях...» [3, с. 251-252]. Упомянем и о том, что в России до начала ХХ в. обязательное страхование от безработицы так и не было введено.

Серьезным шагом на пути становления законодательства о занятости населения в

Советник, 2014

России стало принятие высочайшего Указа 1 сентября 1895 года «Об учреждении особого попечительства о домах трудолюбия и работных домах и об утверждении положения о сем попечительстве, состоящем под августейшим покровительством ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны» [4]. В данном документе выражалось новое отношение государственной власти к одной из важнейших проблем общественной и государственной жизни - к проблеме труда. Особое попечительство о домах трудолюбия и работных домах было утверждено для «облегчения участи неимущих доставления им честного труда, как единственного залога счастливой и на христианских началах основанной жизни» и распространялось на лиц, «которые, терпя крайнюю нужду тщетно ищут себе заработка и приюта» [4]. Также было прописано, что основной целью попечительства является содействие в организации и развитии домов трудолюбия и иных благотворительных учреждений подобного рода. Заметим, что дома трудолюбия были предназначены для содействия в трудоустройстве и обеспечения временного проживания бездомным, выпущенным из больниц и не имеющим заработка, освобожденным из мест лишения свободы, а также иным лицам, впавшим в крайнюю бедность.

Названный выше Указ регулировал и вопросы, связанные с руководящим органом попечительства, он состоял из Комитета и неограниченного числа членов. Комитет занимался управлением делами попечительства под председательством Императрицы. В состав Комитета входили вице-председатель, который по поручению императрицы мог председательствовать на заседаниях, а также десять членов, назначаемых Императрицей сроком на три года.

Проанализировав Указ от 1 сентября 1895 года «Об учреждении особого попечительства о домах трудолюбия и работных домах и об утверждении положения о сем попечительстве, состоящем под августейшим покровительством ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны» можно сделать вывод о том, что он был направлен на регулирование отношений, касающихся содействия в трудоустройстве трудоспособных малоимущих и, как правило, неквалифицированных лиц; соответственно, квалифицированные работники не подпадали под действие данного Указа.

Надо также сказать, что в России услуги по посредничеству в поиске работы и работников изначально оказывались частными конторами, которые взимали плату за это. Так, киевское общество «Самопомощь» среди прочих целей своей деятельности осущест-

вляло такие услуги как, «образование контор для приискания работы и занятий членам общества», а также выплата пособия «лицам, находящимся без работы, до доставления им заработка», как уже было отмечено, данные услуги оказывались только членам общества, в обязанности которых входила уплата обществу членских взносов [5].

Заслуживает внимания тот факт, что, наряду с частными конторами, попытки организовать трудовое посредничество были предприняты и благотворительными организациями.

Заметим, что местная власть также пытались организовать работу, направленную на сбалансирование местных рынков труда путем организации трудового посредничества, но результаты оказались малозначительными. Так, конторы по трудоустройству созданные, Самарским и Симбирским земствами, проработали лишь несколько месяцев.

Анализ деятельности частных посредников, благотворительных организаций, земств и государства в сфере организации трудового посредничества в России позволяет говорить о том, что ее масштабы были не значительными и носили локальный характер.

Наряду с изложенным, следует также сказать о том, что к концу XIX века в России не было разветвленной сети контор по трудоустройству, аккумулирующих информацию о спросе и предложении труда, охватывающей всю страну.

В связи с этим справедливо мнение М. Ру-бинчика, который указывал на то, что «в дореволюционной России, при ее слабо развитой экономике и культурной отсталости, государственные и общественные организации долгое время не интересовались вопросами трудового посредничества» [6].

А. Горовцев также отмечал, что «в России принцип предоставления труда вместо милостыни, идея трудовой помощи, как возможности помочь нуждающемуся не путем беспорядочной раздачи милостыни, унижающей и развращающей того, кто ее получает, а путем предоставления труда, способного призвать нуждающегося к новой жизни и не допустить его до дальнейшего материального и нравственного падения — сравнительно очень молода и полными правами гражданства пользуется лишь в течение нескольких последних лет» [3, с. 257].

Отметим, что наряду с приисканием работы при помощи посредников безработные граждане в основном искали работу самостоятельно. Это происходило как в виде личного посещения работодателей, так и путем публикации объявлений в газетах.

По этому поводу Н. Георгиевский писал: «Любители ежедневной прессы знают те последние страницы ее, где обыкновенно поме-

щаются различного рода объявления. Не столь интересны публикации торгово-промышленного характера, сколько те, которые повествуют о предложении личных услуг. Представители всевозможных профессий ищут занятия: от дворника и кухарки до учителя и гувернантки, от опытного мастера сапожника до ученого технолога включительно» [7].

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые усилия, процесс трудоустройства незанятого населения к концу XIX века должным образом не был организован. К примеру, в журнале «Трудовая помощь» за 1889 год была опубликована статья, в которой говорилось, что исследование передвижения сельских рабочих, предпринятое года три тому назад Министерством Земледелия, установило крайнюю неупорядоченность спроса и предложения труда [8].

В свою очередь, результаты исследования, проведенного Министерством Земледелия в 1886 году, показали, что «для Таврической и Херсонской губ. главным рабочим рынком является местечко Каховка, во время ярмарки в ней, начинающейся с 9 мая. К этому сроку здесь собирается от 30 до 50 тыс. рабочих. В несколько меньшем размере рабочие являются в Березовку, в Херсон, в Елисаветград, Мелитополь, Александровск, в Ростов на Дону и в другие населенные пункты. Сюда же съезжаются и нуждающиеся в рабочих. Но так как нужда в последних к этому времени еще не определяется вполне, то нанимаются далеко не все рабочее, не говоря уже о тех, которые вовремя не поспели в эти пункты» [9].

Заметим, что лица, не нашедшие работы на ярмарке, в дальнейшем самостоятельно решали вопрос своего трудоустройства, причем довольно продолжительно. Так, по сведениям врачебно-продовольственного пункта Ананьевского уезда «2 236 зарегистрированных в нем рабочих потеряли в дороге около 22 000 рабочих дней и израсходовали 4 357 руб. Переходя с места на место, без всякого руководящего плана или только по неверными, в большинстве случаев, слухам, изнуренные продолжительным путем и плохим питаем, многие рабочее, не найдя работы, нередко возвращаются обессиленные физически и разоренные материально. А в это же самое время многие сельскохозяйственные экономии не знают, что делать от недостатка рабочих рук и отсутствия рабочих. В результате страдают и наниматели и рабочие» [9].

Весьма характерным и значимым является то обстоятельство, что вопрос о помощи безработным в прямой постановке был рассмотрен на заседании второй Государственной Думы 15 марта 1907 года, поскольку масштабы безработицы в стране увеличивались. Так, по данным депутата социал-демократической

фракции Джапаридзе «в Петербурге число безработных свыше 120 000 чел., в Одессе -свыше 8 000 чел., в Варшаве - 15 000 чел., в Баку - 8 000. Не только север, запад, весь юг России, но и Сибирь, Кавказ охвачены этим бедствием. В Сибири число безработных громадно. Люди голодают, потому что не могут найти себе работы» [9].

В этой связи социал-демократами было предложено организовать в Государственной Думе комиссию в составе 39 человек, которая рассмотрела вопрос о причинах безработицы и мерах, направленных на ее снижение, а также формах оказания помощи гражданам, оставшимся без работы. При этом рекомендовалось сбор сведений, для всестороннего изучения проблемы безработицы проводить не только из материалов, опубликованных в официальных источниках, но и путем изучения ситуации на местах [9, с. 93].

Представляется, что социал-демократы, предлагая Государственной Думе самостоятельно собрать сведения о безработице, тем самым не доверяли правительству относительно достоверности ситуации на рынке труда страны.

Противниками данного предложения выступили кадеты и представители правительства. В частности, представитель кадетской фракции - депутат Кутлер отмечал, что предложение социал-демократов является незаконным, потому что депутаты не имеют право самостоятельно проводить сбор информации, касающейся занятости населения, а материальную помощь стоит оказывать лишь определенной категории безработных, а не всем гражданам, оставшимся без работы [9, с. 95]

Кадетов поддержал министр торговли и промышленности Д. А. Философов, который подчеркнул, что «правительство заботится о безработных и что социал-демократы преувеличивают размеры нужды». В заключение министр заявил, что «правительство может идти на помощь безработным, не имеющим работы вследствие промышленного кризиса или стихийных причин, но страдающих по собственной воле, от забастовок правительство никогда никакой помощи не окажет» [9, с. 95].

Думается, что точка зрения правительства и партии кадетов, поддерживающих власть, свидетельствует о том, что исполнительная и законодательная власть царской России не рассматривали проблему борьбы с безработицей, как задачу государственной важности.

После окончания прений на голосование была поставлена резолюция, подготовленная кадетами, об избрании комиссии в составе 19 депутатов для обсуждения вопроса о размерах и способах денежной помощи, которую государство должно выделить для безработных,

СоВетНиК, 2014

пострадавших от промышленных кризисов. В эту категорию, по резолюции кадетов, входили лишь те безработные, которые «остались без работы, благодаря сокращению или остановке производства вследствие уменьшения или полного прекращения заказов». По этому поводу социал-демократическая фракция внесла предложение исключить из резолюции слова «пострадавшим от промышленных кризисов». Данное предложение нашло поддержку большинства депутатов [9, с. 98].

Принятое решение является свидетельством тому, что большинство депутатов Второй Государственной Думой поддержали позицию социал-демократической фракции, по мнению которой Государственная Дума не только обязана, но и по закону имеет право прийти на помощь безработным. Однако, как это ни парадоксально, в связи с тем, что большинство Думы поддержало позицию социал-демократов, дальнейшее рассмотрение вопроса о безработице и принятие окончательного решения по работе комиссии было отложено председателем Государственной Думы Ф. А. Головиным на неопределенный срок.

Тем не менее, нельзя умолчать о том, что царской властью предпринимались некоторые попытки, направленные на регулирование рынка труда и пресечение безработицы. К примеру, 8 августа 1911 года Министром внутренних дел был утвержден временный устав бюро для приискания занятий, основная целью которого заключалась в том, чтобы «оказывать посредническую помощь беднейшим жителям города Москвы обоего пола, всех сословий и профессий и заботиться об улучшении их быта» [10].

Заметим, что устав имел локальный характер, поскольку распространялся только на жителей Москвы, причем беднейших. Продолжая отметим, что наряду с материальной поддержкой и оказанием услуг по трудоустройству, для безработных в России того времени был организован такой вид помощи, как общественные работы. Эти работы, по мнению Белявского Н. Н., «организуются государством, чтобы обеспечить заработок возможно большему числу людей и, таким образом, дать возможность прокормиться бедствующему населенно, без принижения личности путем даровой помощи» [11].

Примечательно, что в России «организованные общественные работы возникли еще в XVI веке; особенного развития достигли они при Борисе Годунове... При Екатерине Великой общественные работы, заключались главным образом в засыпке рвов около населенных мест, производились в Воронежской губернии. В 1833 и 1834 гг. в новороссийских губерниях в широких размерах практиковались работы по исправлению больших и про-

селочных дорог, рытью канав, по обработке полей для посева деревьев, по добыче соли и др.» [8, с. 36].

В то же время, анализируя организацию общественных работ 1891 года, О. А. Верт отмечает убыточность данного мероприятия и приходит к выводу о том, что «общественные работы, как трудовая помощь населению в годины продовольственного кризиса, не пригодны» [12].

Но, несмотря на низкую продуктивность и большие издержки, общественные работы все же организовываются, о чем свидетельствует следующие исторические материалы. Так, в целях усовершенствования данного вида работ Министром внутренних дел был принят Циркуляр № 8 от 21 марта 1901 г., который отводил общественным работам в период экономических потрясений, довольно серьезную роль, поскольку они «дают возможность человеку самостоятельно зарабатывать деньги, а не надеяться на благотворительную помощь со стороны, получив которую он в дальнейшем теряет интерес к наемному труду» [13].

Согласно данного Циркуляра, при организации общественных работ следовало руководствоваться рядом условий: а) допускается строительство лишь тех сооружений, в которых существует реальная необходимость на той или иной территории; б) работы должны выполняться силами местного населения; в) организация работ не должна предусматривать «отлучки на продолжительное время рабочего из семьи»; г) общественные работы должны иметь плановый характер, а не стихийный характер, т. е. территории должны заранее планировать общественные работы и в некоторых случаях заблаговременно готовить материал для их проведения [13, с. 39].

Таким образом, можно говорить о том, что в исследуемый период в России предпринимались определенный меры государственно-правового регулирования трудоустройства незанятого населения.

Однако с течением времени проблема безработицы стала еще более остро, и не случайно, поэтому Временным правительством 19 августа 1917 года принимается закон «О биржах труда» [14]. В соответствии с ним на территориях с численностью жителей не менее 50 тысяч человек могли образовываться биржи труда, в обязанности которых вменялось: регистрировать спрос и предложение на труд; оказывать посреднические услуги по найму; вести текущую статистику спроса и предложения труда; собирать сведения о положении местного рынка труда.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что на рубеже XX века как в России, так и в некоторых странах Запада определенное внимание проблеме оказания

The State Counsellor, 2014

помощи безработным гражданам уделялось. ходилось путем «проб и ошибок» внедрять

Но в связи с отсутствием практического новые средства и методы государственно-

опыта по законодательному регулированию правовой поддержки лиц, оставшихся без

отношений, связанных с безработицей, при- работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жид Ш. Социально-экономические итоги XIX столетия. СПб.: Просвещение, 1917. С. 181.

2. Словарь юридических и государственных наук (под ред. А. Ф. Волкова и Ю. Д. Филипова). Том I. Выпуск 1-5. СПб.: Общественная польза, 1901. С. 995.

3. Горовцев А. Трудовая помощь как средство призрения бедных. СПб., 1901. С. 234

4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Том XV. СПб. 1899. С. 549-551.

5. Проект Устава киевского общества «Самопомощь». Киев. 1884. С. 2.

6. Энциклопедия государства и права. Том III. Под ред. П. Стучка. М., 1925-1927. С. 1273.

7. Георгиевский Н. Спрос и предложение труда. М., 1894. С. 5-6.

8. Филантроп. Трудовая помощь. Ее основания, задачи и важнейшие формы (из журнала «Трудовая помощь», октябрь, ноябрь и декабрь 1898 г.). СПб., Государственная типография, 1899. С. 27.

9. Никитин К., Степанов И. Деятельность второй Государственной Думы. Выпуск 1. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1907. С. 89.

10. Временный Устав, состоящий под покровительством ее императорского высочества великой княгини Елизаветы Федоровны. Бюро для приискания занятий. М. 1911. С.3

11. Полицейское право (Административное право): Конспект лекций. 3-е изд. Пг., 1915. С.177

12. Верт О.А. Общественные работы, как трудовая помощь нуждающимся // Трудовая помощь, 1898. № 3. С. 239.

13. Савич Г.Г. Сборник правил по обеспечению народного продовольствия / Г.Г. Савич. Выпуск II. СПб.: Типография Д. В. Чичинадзе, 1901. С. 28-30.

14. Беляев В.П., Шащенко А.Н. Политика молодого Советского государства в сфере борьбы с безработицей // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 3. С. 78-81.

REFERENCES

1. Zhid Sh. Sotsial'no-ekonomicheskie itogi XIX stoletiia [Socio-economic results of the XIX century]. Saint-Petersburg, Prosveshchenie, 1917. p. 181.

2. Slovar iuridicheskikh i gosudarstvennykh nauk (pod red. A. F. Volkova i Iu. D. Filipova). Tom I. Vypusk 1-5 [Dictionary of law and state Sciences (Ed. by A. F. Volkov and Y. D. Filipova). Volume I. Issue 1-5]. Saint-Petersburg, Obshchestvennaia pol'za, 1901. p. 995.

3. Gorovtsev A. Trudovaia pomoshch' kak sredstvo prizreniia bednykh [Employment assistance as a means of taking care of the poor]. Saint-PEtersburg, 1901. p. 234

4. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie tret'e. Tom XV [Complete collection of laws of the Russian Empire. The third meeting. Volume XV]. Saint-Petersburg, 1899. pp. 549-551.

5. Proekt Ustava kievskogo obshchestva «Samopomoshch'» [The draft charter of the Kiev community self-help]. Kiev. 1884. p. 2.

6. Entsiklopediia gosudarstva i prava. Tom III. Pod red. P. Stuchka [Encyclopedia of state and law. Volume III. Under the editorship of P. Stuchka]. Moscow, 1925-1927. p. 1273.

7. Georgievskii N. Spros i predlozhenie truda [Demand and supply of labour]. Moscow, 1894. pp. 5-6.

8. Filantrop. Trudovaia pomoshch'. Ee osnovaniia, zadachi i vazhneishie formy (iz zhurnala «Trudovaia pomoshch'», oktiabr', noiabr' i dekabr' 1898 g.) [The philanthropist. Employment assistance. Its establishment, objectives and key forms (from the magazine "Employment assistance", October, November and December, 1898)]. Saint Petersburg, Gosudarstvennaia tipografiia, 1899. p. 27.

9. Nikitin K., Stepanov I. Deiatel'nost' vtoroi Gosudarstvennoi Dumy. Vypusk 1 [Activity in the second State Duma. Issue 1]. Moscow, Tovarishchestvo tipografii A. I. Mamontova, 1907. p. 89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. A temporary Charter, composed under the patronage of her Imperial Highness Grand Duchess Elizabeth Feodorovna. Bureau for preischemia practice. Moscow, 1911. p.3.

11. Politseiskoe pravo (Administrativnoe pravo): Konspekt lektsii. 3-e izd [Police law (Administrative law): Lecture Notes. 3rd ed]. Pg., 1915. p.177.

12. Vert O.A. Public works, as employment assistance to the needy. Trudovaia pomoshch' - Employment assistance, 1898, no. 3. p. 239 [in Russian].

13. Savich G.G. Sbornikpravilpo obespecheniiu narodnogoprodovol'stviia. Vypusk II [Collection of rules to ensure national food]. Saint Petersburg, Tipografiia D. V. Chichinadze, 1901. pp. 28-30.

14. Beliaev V.P., Shashchenko A.N. The policy of the young Soviet state in the sphere of combating unemployment. Pravovaia politika i pravovaia zhizn' - Legal policy and legal life, 2012, no. 3. pp. 78-81 (in Russian).

Информация об авторе: Information about the author:

Шащенко Александр Николаевич Shashchenko Aleksandr Nikolaevich

(Россия, Белгородская область, п. Красная Яруга) (Russia, Belgorod region, v. Red Aruga)

Кандидат юридических наук, директор PhD in Law, Director

Центр занятости населения Краснояружского района The employment center of Krasnoyaruzhsky district of

Белгородской области Belgorod region

E-mail: belvp46@mail.ru E-mail: belvp46@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.