некоторые барьеры развития. Неизбежное в кризисное время нарушение ко-венантов влечет за собой согласование новых приемлемых значений и, возможно, выплат за неисполнение. В условиях финансовой изменчивости банкирам необходимо регулярное тестирование ковенантов по существующим кредитам, которое может способствовать поддержанию взаимного доверия.
Переход на составление отчетности в соответствии с МСФО на постоянной основе с целью получения достоверной финансовой информации, повышения прозрачности компании, раскрытие всех необходимых показателей сделает возможным выход предприятий на рынки капитала, в том числе и международные, повысит их инвестиционную привлекательность и в конечном итоге - стоимость компании.
Список литературы:
1. Концепция подготовки и составления финансовой отчетности по МСФО. Framework [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gaap.ru.
2. Миронова Ю.М. Проблемы информационной прозрачности российских компаний // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - № 3.
3. Исследование информационной прозрачности российских компаний в 2010 году. / Standard & Poor's. - 2010.
4. Заернюк В.М., Каурова О.В., Черникова Л.И. Международные стандарты финансовой отчетности (подготовка финансовой отчетности по МСФО организациями и предприятиями сферы услуг). - М.: из-ль Степаненко, 2012.
НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ И НАЛОГОВОЙ УЧЕТНЫХ СИСТЕМ
© Никитенко Н.С.*
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
В работе проанализированы наиболее значимые проблемы взаимодействия бухгалтерского и налогового учета и предложены направления их преодоления.
Одним из ключевых факторов развития современного общества выступает информация. При этом ценность имеют не все сведения, полезны лишь те данные, которые достоверны, актуальны и понятны в полном объеме. В экономической системе такими свойствами обладает учетная информация, целью которой выступает удовлетворение потребностей различных групп заинтересованных пользователей. Поставщиком этой информации выступа-
* Аспирант кафедры Бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных.
ет учет, представляющий собой процессы наблюдения, сбора, идентификации, оценки, классификации, обработки и передачи сведений о финансовом положении экономического субъекта, финансовых результатах его деятельности и изменениях в финансовом положении.
На базе учета формируется динамичная модель управления экономическим субъектом. Ее единство выражается в органической взаимосвязи и взаимозависимости статистического, оперативного, управленческого, финансового и налогового учетов, а разобщенность состоит в формировании в каждой учетной системе информации, используемой для разных целей и предназначенной определенному кругу заинтересованных лиц.
Статистический учет используется для сбора и обобщения сведений, описывающих массовые и отдельные типичные явления и процессы производственной и общественной жизни. Оперативный учет предназначен для получения данных, используемых для текущего управления экономическим субъектом и его структурными подразделениями, а также для контроля над процессами и фактами хозяйственной жизни на отдельных участках производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
В системе бухгалтерского учета в отличие от статистики и оперативного учета формируется наиболее полная и достоверная информация, поскольку со времени создания организации и в течение всего периода ее функционирования непрерывно и в хронологическом порядке осуществляется сплошное отражение всех фактов хозяйственной жизни на основе данных первичных учетных документов. В свою очередь, бухгалтерскую информационную систему можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя представляет собой финансовый учет, ведение которого обязательно, а внутренняя -это управленческий учет, требование ведения которого законодательно не установлено. Информация, формируемая в системе финансового учета, необходима для составления финансовой отчетности, которая открыта для публикации и предназначена как для внутренних, так и внешних ее пользователей. В отличие от финансового учета, в системе управленческого учета формируется информация, предназначенная лишь для административно-управленческого персонала организации, поскольку подобные сведения составляют основу для принятия управленческих решений.
Данные бухгалтерского учета необходимы не только для максимально возможного и при этом равного удовлетворения информационных потребностей всех групп заинтересованных пользователей, они также применяются для обоснования налоговой базы большинства налогов. В свою очередь инструментом, используемым для исчисления налоговой базы и определения величины налогов, выступает налоговый учет, который в соответствии с НК РФ [2] представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ [2].
В отличие от сведений, формируемых в бухгалтерском учете, данные налогового учета не ориентированы на одинаковое удовлетворение информационных потребностей всех заинтересованных пользователей, они, прежде всего, удовлетворяют интересы государства. Поэтому во избежание искажения сведений бухгалтерской отчетности, правила бухгалтерского учета не должны быть подчинены цели и задачам налогового учета.
В настоящее время бухгалтерский учет становится все более независимым от правил налогообложения. При этом следует отметить, что значительное влияние на разделение бухгалтерского и налогового учета оказала адаптация национальных стандартов бухгалтерского учета к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), которые существенным образом разграничивают финансовый и налоговый учет.
В процессе перехода на МСФО обнаружились значительные проблемы, относящиеся к информационной обеспеченности пользователей, самой важной из которых выступает наличие достаточно высокой ориентации национальной финансовой отчетности на удовлетворение информационных потребностей госструктур. Иными словами, в наши дни финансовая отчетность все еще продолжает в значительной мере оставаться средством контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах. Прямым тому подтверждением служит содержание пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ [1], в соответствии с которым налогоплательщики обязаны (за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [3] не обязана вести бухгалтерский учет) не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Однако, на наш взгляд, было бы целесообразным представлять в налоговые органы только налоговую отчетность, которая, в свою очередь, должна в полном объеме обеспечивать налоговые органы всей необходимой информацией для осуществления контроля над правильностью исчисления налогов и сборов. Отсутствие обязанности представления финансовой отчетности в налоговые органы упростит учетную работу хозяйствующих субъектов, при этом и права налоговых инспекций, как внешних пользователей финансовой информации, не будут ущемлены, ведь согласно ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [3] все заинтересованные пользователи финансовой информации могут беспрепятственно получить соответствующие сведения в органах государственной статистики.
Сведения, формируемые в системе налогового учета, по большей части закрыты для всех внешних пользователей финансовой отчетности, за исключением госструктур. Полагаем, что подобная ситуация не вполне допустима, поскольку финансовая отчетность не может раскрыть инвесторам полную и исчерпывающую картину о финансовом положении предприятия и результатах его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При
принятии решений об инвестициях также необходимо обладать информацией, на основании которой ее пользователь смог бы оценить эффективность ведения бизнеса, определить насколько умело предприятие использует налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством, и выяснить добросовестно ли предприятие исполняет свои налоговые обязательства, в частности, должны быть доступны сведения о том по каким налогам и сборам и в каком объеме у фирмы имеется задолженность перед бюджетом. Иная информация должна составлять налоговую тайну. В этой связи полагаем, что обеспечение открытости данных налоговой отчетности повысит прозрачность российской экономики, а также предоставит хозяйствующим субъектам реальную возможность проверять добросовестность исполнения налоговых обязательств потенциальными объектами инвестирования и контрагентами.
Максимально возможная открытость и доступность сведений о финансовом положении и результатах производственно-хозяйственной и финансовой жизни субъектов предпринимательской деятельности выступает необходимым условием для развития конкурентоспособной рыночной экономики и роста ее инвестиционной привлекательности. Однако отсутствие единой общедоступной и бесплатной электронной базы и положения ст. 102 НК РФ [1], содержащие запретительный принцип в части открытости и общедоступности информации, поступающей в налоговые органы, несколько ограничивают развитие цивилизованного бизнеса в стране. Поэтому логично было бы предположить, что все данные бухгалтерской отчетности и сведения налоговой отчетности в рамках ограничений приведенных выше должны быть бесплатны и открыты для неограниченного круга лиц. Это может быть реализовано посредством формирования электронной базы данных и размещения ее в свободном доступе в сети интернет и (или) организации доступа к ней в электронных залах общественных библиотек. Такая база должна быть построена на основе данных органов статистики и налоговых органов, поскольку именно эти структуры располагают указанными сведениями в полном объеме.
Согласно МСФО сведения финансовой отчетности в первую очередь должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей поставщиков капитала и использоваться для прогнозного расчета величины поступлений финансовых ресурсов от участников предпринимательской деятельности, рассматриваемых в качестве возможных объектов инвестирования либо кредитования. Это обусловлено тем, что именно интересы потенциальных инвесторов и кредиторов в большей степени отражают потребности других пользователей финансовых данных, в том числе и налоговых органов. Например, сформировав достоверную и инвестиционно привлекательную отчетность, экономический субъект получит гораздо большие финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для наращивания его производственных и торговых оборотов и извлечения большей нормы прибыли. То есть с
расширением бизнеса будут расти и поступления в бюджет, а это значит, что интересы налоговых органов наряду с другими пользователями финансовой информации будут удовлетворяться в полной мере.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ [4] консолидированную финансовую отчетность по МСФО обязаны составлять кредитные организации, страховые организации и организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. В свою очередь, финансовая отчетность, которую продолжают составлять национальные организации по федеральным стандартам будет также максимально приближена к МСФО. В рамках мероприятий по приближению национальных учетных стандартов к МСФО в 2011 г. Минфином РФ был утвержден План развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности [6], положения которого должны быть реализованы до 2015 г.
В настоящее время экономика России все еще окончательно не преодолела последствия общемирового финансового кризиса. Кроме того, недостаточно развитый рынок капиталов совместно с дорогими заемными ресурсами и высокой налоговой нагрузкой на бизнес вовсе не способствуют позитивному развитию экономики. В подобных условиях многие предприятия зачастую заинтересованы в возможности экономии путем полной либо частичной неуплаты причитающихся им налогов и сборов. Все это отрицательно влияет на возможности осуществления расширенного воспроизводства и способствует перемещению капиталов за рубеж. В таких обстоятельствах значимость МСФО снижается. Составление отчетности по международным стандартам, безусловно, улучшает качество финансовой информации, однако для зарубежных инвесторов это не может рассматриваться как единственный определяющий фактор при принятии решений о финансировании того или иного инвестиционного проекта, их также интересует степень благоприятности ведения бизнеса в стране. Только наличие высокоорганизованного надежного механизма защиты прав инвесторов, наличие политической, социальной и экономической устойчивости при условии применения МСФО смогут обеспечить более благоприятный инвестиционный климат.
Следует отметить, что необходимость перехода на МСФО была связана не только с недостаточной инвестиционной привлекательностью российской экономики на международной арене, но также обуславливалась наличием внутренних учетных проблем. Несмотря на внедрение в отечественную учетную практику значительного количества правил МСФО современный этап развития взаимоотношений бухгалтерского и налогового учета все еще характеризуется достаточно тесной взаимосвязью между системами бухгалтерского и налогового учета, что оказывает негативное влияние на качество отчетной информации. Причиной отсутствия необходимой сбалансирован-
ности и невозможности достижения большей гармонии во взаимоотношениях учетов выступает недостаточная проработанность норм бухгалтерского и налогового законодательства, которые, на наш взгляд, в идеале должны предусматривать одновременно и возможность использования налоговых льгот (законную налоговую оптимизацию), и упрощение учетных процедур, которое может быть осуществлено путем сближения учетных правил при условии сохранения их нормативно-правовой автономии. Кроме того, для обеспечения независимости рассматриваемых учетных систем налоговое законодательство не должно ссылаться на правила бухгалтерского учета.
Цели бухгалтерского и налогового учета различны, но, несмотря на это между ними существует определенное внутреннее единство, выраженное в практически полной идентичности массива используемых данных, и полного тождества метода их обработки. Неодинаковые цели и задачи не могут быть препятствием для сближения бухгалтерских и налоговых правил учета. Сближения учетов можно достичь посредством закрепления в бухгалтерской и налоговой учетной политике одинаковых учетных методов. В тех случаях, когда это невозможно, в целях приближения учетов целесообразно использовать нормы ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» [5]. При этом гармонизация бухгалтерских и налоговых правил должна проходить так, чтобы с одной стороны происходило сближение бухгалтерского и налогового учета, а с другой - наблюдался рост реальных экономических выгод. Однако нередко организация стоит перед выбором: либо сближать бухгалтерский и налоговый учет, что упростит учетные процедуры, либо отказаться от сближения в пользу получения больших экономических выгод. Зачастую для бизнеса важней второй вариант, а усложнение работы бухгалтерии при этом, как правило, вовсе не берется в расчет. Чтобы не возникало подобных ситуаций в бухгалтерском и налоговом законодательстве, необходимо закрепление одинаковых учетных правил, предусматривающих одновременно и сокращение трудозатрат бухгалтерии, и рационализацию налоговых платежей.
Бухгалтерское законодательство имеет существенные отличия от налогового. Главной причиной тому служит неодинаковость целей, задач, предмета регулирования каждого из законодательств. Если законодательство о бухгалтерском учете направлено на регулирование всех отношений возникающих в процессе учета производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, то законодательство о налогах и сборах касается лишь той их части, которая связана с исчислением и уплатой налогов и сборов.
В наши дни бухгалтерское законодательство обладает всеми необходимыми признаками системности, тогда как системность регулирования норм налогового учета все еще находится на этапе становления. При этом следует отметить, что более совершенная системная упорядоченность норм, регулирующих налоговый учет, не будет достигнута до тех пор, пока налоговый
учет не станет официально распространяться на все налоги, установленные НК РФ [2]. Этого можно достичь посредством закрепления основополагающих принципов, цели и задач налогового учета, а также самого понятия «налоговый учет» в первой части НК РФ [1]. Такие законодательные изменения создадут основу для внедрения (там, где это возможно) бухгалтерских учетных правил в систему налогового учета, что, в свою очередь, поспособствует развитию налогового контроля над информацией, формируемой в налоговом учете.
В настоящее время налоговое законодательство характеризуется наличием достаточно широких свобод для налогового учета, что создает возможности для незаконной налоговой оптимизации. Считаем, что такая ситуация неприемлема и в целях ее ликвидации была бы целесообразной разработка на законодательном уровне для каждой конкретной налоговой операции подробной инструкции по ее налоговому учету, которая исключала бы двойное толкование соответствующих налоговых норм, а также разработка и утверждение обязательных форм всех необходимых для ведения налогового учета документов. Причем подобное усиление государственной регламентации не должно усложнять учетные процедуры, скорее, наоборот, оно должно предусматривать возможности максимального сближения правил учетов при сохранении их нормативно-правовой автономии. Реализация данного мероприятия приведет к упрощению работы бухгалтерии, а также обеспечит прозрачность процесса расчета и уплаты налогов.
Следует отметить, что недостатки в нормативно-правовом регулировании бухгалтерского и налогового учета существенно усложняют профессиональную деятельность сотрудников бухгалтерской службы организаций и нередко приводят к спорам с контролирующими органами. Как правило, многие ошибки допускаемые бухгалтерами не зависят от их образовательного уровня, они связаны с качеством законодательства, в которое часто вносятся корректировки. Введение моратория на изменение бухгалтерского и налогового законодательства как минимум на один год, смогло бы решить указанную проблему. Принятие моратория на изменение бухгалтерского и налогового законодательства целесообразно после того как национальная экономика перейдет в более устойчивую и стабильную фазу своего развития, кроме того вводить ограничения на изменения нормативно-правовой базы, регулирующей бухгалтерский учет, не следует до момента завершения реформ, связанных с адаптацией национальных стандартов учета к МСФО. Помимо сказанного, следует отметить, что мораторий должен вводиться лишь для тех изменений в бухгалтерском и налоговом законодательстве, которые могут ухудшить финансовое положение экономических субъектов и (или) могут стать причиной роста социальной напряженности в обществе. Исключением из данного правила могут стать лишь внезапные, либо ожидаемые (но неизбежные) изменения общественных отношений, такие как
наступление кризисной ситуации в экономической, социальной или политической сферах.
Итак, в заключение отметим, что приведенные в настоящей статье варианты решения ключевых проблем взаимодействия бухгалтерского и налогового учета сделают (в случае их практической реализации) взаимоотношения хозяйствующих субъектов и государства более сбалансированными, в частности, они поспособствуют устранению зависимости бухгалтерского учета от налогового и улучшат качество отчетных сведений, а также приведут к росту инвестиционной привлекательности национальной экономики и повысят эффективность ведения бизнеса.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон № 146-ФЗ от 31.07.98 г. (ред. от 04.03.13 г.) // СПС Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.00 г. (ред. от 30.12.12 г.) // СПС Консультант Плюс.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.11 г. № 402-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
4. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.10 г. № 208-ФЗ (ред. от 29.12.12 г.) // СПС Консультант Плюс.
5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02): Приказ Минфина РФ № 114н от 19.11.02 г. (ред. от 24.12.10 г.). // СПС Консультант Плюс.
6. План Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности: Приказ Минфина РФ № 440 от 30.11.11 г. (ред. от 30.11.12 г.) // СПС Консультант Плюс.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ»
© Цыренова И.Б.*, Дашиев Б.Ц.*
Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ
Раскрыты теоретические аспекты учета затрат по системе «директ-костинг».
Непростые рыночные процессы, определяющие усложнение ориентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебание объемов про-
* Заведующий кафедрой Бухгалтерского учета и аудита, кандидат экономических наук, доцент.
* Студент Экономического факультета.