Научная статья на тему 'Некоторые административно-правовые аспекты оптимизации системы судов общей юрисдикции'

Некоторые административно-правовые аспекты оптимизации системы судов общей юрисдикции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
522
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / УПРАЗДНЕНИЕ СУДОВ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЕЙ / THE JUDGES' POWER TERMINATION / OPTIMIZATION / ABOLITION OF COURTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова Раиса Степановна

Статья посвящена некоторым административно-правовым аспектам системы судов общей юрисдикции в одном из субъектов РФ, связанным с упразднением существующих районных судов. При этом раскрываются проблемы создания судебных районов и связанные с ним вопросы прекращения полномочий действующих судей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some administrative legal aspects of system of general jurisdiction courts

This article is devoted to some administrative legal aspects of system of general jurisdiction courts in the one of the subjects of Russian Federation, that caused by abolition of district courts. The article discloses the problems of the creation of court districts and closely related with this one issue of the judges' power termination.

Текст научной работы на тему «Некоторые административно-правовые аспекты оптимизации системы судов общей юрисдикции»

НЕКОТОРЫЕ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Александрова Раиса Степановна, судья, заместитель председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия).

Место работы: Верховный суд Республики Саха (Якутия).

Контакты автора: e-mail: rs_alexandrova@mail.ru.

Аннотация. Статья посвящена некоторым административно-правовым аспектам системы судов общей юрисдикции в одном из субъектов РФ, связанным с упразднением существующих районных судов. При этом раскрываются проблемы создания судебных районов и связанные с ним вопросы прекращения полномочий действующих судей.

Ключевые слова: оптимизация, упразднение судов, прекращение полномочий судей.

SOME ADMINISTRATIVE LEGAL ASPECTS OF SYSTEM OF GENERAL JURISDICTION COURTS

Aleksandrova Raisa Stepanovna, the judge to sweep up-tel the chairman of the Supreme court Republics Sa-ha (Yakutia).

Work place: the Supreme court Republics Sakhas (Yakutia).

Contacts of the author: e-mail: rs_alexandrova@mail.ru.

Annotation. This article is devoted to some administrative legal aspects of system of general jurisdiction courts in the one of the subjects of Russian Federation, that caused by abolition of district courts. The article discloses the problems of the creation of court districts and closely related with this one issue of the judges' power termination.

Keywords. Optimization, abolition of courts, the judges’ power termination.

Право на судебную защиту, гарантированное Конституцией РФ, обеспечивается комплексом мер, и не в последнюю очередь - в сфере, относящейся к самому суду: его статусу, роли в обществе и государстве, полномочиям, устройству судебной системы, гарантиям независимого и эффективного функционирования1.

Как справедливо отмечается и учеными-

правоведами, и практиками, судебный контроль играет важнейшую роль в правовом механизме обеспечения прав и свобод человека, превращая суд в

1 См.: Жуйков В. М. Теоретические и практические проблемы конституционного права на судебную защиту: Дисс. ...докт. юрид. наук. М. 1997. С. 4.

центральный элемент системы гарантий этих прав2. На эффективность судебной власти, в свою очередь, влияет много различных факторов, среди которых не последнюю роль играет загруженность судов. Последняя в настоящее время становится проблемой, выходящей далеко за рамки сферы одного вида судов, и связана она во многом с деятельностью законодателя3. Практика свидетельствует о том, что во многих случаях судьи перегружены делами, что является если не основной, то важной причиной волокиты и судебных ошибок. Между тем в отдельных субъектах федерации, в частности, имеющих значительную территорию, основная часть населения которых сосредоточена в основном в нескольких крупных городах, а остальная - разбросана по удаленным друг от друга небольшим населенным пунктам, возникает проблема неравномерной нагрузки на судей разных судов одного звена.

К примеру, в Республике Саха (Якутия) анализ среднемесячной нагрузки, приходящейся на одного судью в малосоставных судах, показал, что она значительно ниже среднемесячной нагрузки, приходящейся на одного судью как в Республике Саха (Якутия), так и в Российской Федерации.

Именно для разрешения проблемы неравномерной нагрузки, а также зачастую вытекающей из нее проблемы нарушения сроков рассмотрения дел, а по словам Президента РФ Д. А. Медведева, - для повышения качества судебной системы в целом, в настоящее время идет процесс оптимизации судов общей юрисдикции РФ4. Данный процесс обусловлен прежде всего необходимостью реорганизации малосоставных судов и перераспределения нагрузки на судей. Субъектами Российской Федерации разрабатываются проекты соответствующих законов.

Так, в Республике Саха (Якутия) рабочей комиссией, в которую входят судьи, ученые, а также юристы-практики, разработан Проект федерального закона «Об упразднении некоторых районных судов Республики Саха (Якутия)».

Согласно ст. 20 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»5 судебную систему составляют Верховный Суд РСФСР, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, Московский и Ленинградский городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Далее статья 21 Закона о судоустройстве устанавливает, что районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Таким образом, данный закон соотносит систему судов общей юрисдикции к административно-

территориальному делению. Единственное частичное отступление от этого подхода представляет собой часть вторая данной статьи, предусматривающая, что район-

2 См.: Паршина Т. Понятие и виды судебного контроля за законностью правовых актов (общеправовой аспект) / Т. Паршина // Российский судья. - 2006. - № 3. - С. 22.

3 См. подробнее: Выступление Председателя Верховного Суда РФ В. М. Лебедева на VII Всероссийском съезде судей, 2 декабря 2008 г, Москва / Российская газета.- Федеральный выпуск № 4803 от 2 декабря 2008 г.

4 Выступление на VII Всероссийском съезде судей Президента РФ

Д. А. Медведева , 2 декабря 2008 г, Москва /

http://kremlin.ru/appears/2008/12/02/1631_type63374type63376_210020 .shtml.

5 Ведомости ВС РСФСР, 1981, № 28, ст. 976, Свод законов

РСФСР, т. 8, с. 7.

Александрова Р.С. НЕКОТОРЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Однако, как видно, и в данном случае территориальная подсудность судов общей юрисдикции определяется в соответствии с административно-территориальным делением.

В ходе работы над упомянутым законопроектом рабочая группа учла положительный опыт органов исполнительной ветви государственной власти по созданию межрайонных структур, эффективно осуществляющих в настоящее время свою деятельность. Это, в частности, межрайонные отделения Управления Федеральной миграционной службы, межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы, межрайонные отделения Федеральной службы судебных приставов, межрайонные прокуратуры и проч. В результате была разработана концепция реорганизации системы судов общей юрисдикции в Республике Саха (Якутия), в соответствии с которой полномочия упраздняемых судов передавались бы под юрисдикцию более крупных судов близлежащих районов. Фактически, была создана модель системы межрайонных судов. Основанием для этого как раз и явилась часть вторая статьи 21 Закона о судоустройстве.

Также представляется полезным принять к сведению опыт системы арбитражных судов РФ, в которой апелляционные и кассационные полномочия осуществляют судебные органы, созданные вне рамок традиционного административно территориального деления.

В ходе анализа российского и зарубежного судоустройства можно сделать вывод, что судебная система эффективно работает тогда, когда она устроена вне прямой связи с административнотерриториальным делением. Поэтому предложенный вариант упразднения судов и их построения по окружному (вне административного деления) принципу приведет к рационализации судоустройства в регионах.

Исходя из изложенного, полагаем, что в настоящее время необходимо отойти от принципа определения территориальной подсудности судов общей юрисдикции, исходя из административнотерриториального деления.

При разработке вышеуказанного проекта Федерального закона рабочая комиссия исходила из норм нагрузки судей и нормативов численности работников аппаратов районных (городских) судов, гарнизонных военных судов, рассчитанных Научноисследовательским институтом труда и социального страхования6. В целях обеспечения более объективного и всестороннего подхода к оптимизации судов принято к сведению мнение органов местного самоуправления, органов исполнительной и законодательной власти, а также судей упраздняемых судов. Кроме того, была детально изучена сложная транспортная схема Республики Саха (Якутия), а также учтена практика других субъектов федерации по оптимизации системы судов общей юрисдикции.

6 См.: Нормы нагрузки судей и нормативы численности работников аппаратов районных (городских) судов, гарнизонных военных судов / Научно-исследовательский институт труда и социального страхования. М., 2007.

В связи с проведением организационно-штатных мероприятий часть штатных единиц судей и работников аппаратов упраздненных судов будут перераспределены среди районных (городских) судов Республики Саха (Якутия) не подлежащих упразднению, а другая часть -подлежит сокращению. Предполагается, что перераспределение штатной численности судей и работников аппаратов судов, не подлежащих упразднению, будет производиться по принципу равномерности распределения нагрузки среди судей районных (городских) судов Республики Саха (Якутия) и рекомендаций Судебного департамента при Верховном Суде РФ, что обеспечит сокращение сроков рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел в судах. Также предполагается, что крупные районные суды Республики Саха (Якутия) расширят границы территориальной юрисдикции своих судебных районов за счет судебных районов упраздняемых судов, т.е. юрисдикция таких судов будет распространена на территории упраздненных судов.

Таким образом, оптимизация судебной системы в Республике Саха (Якутия) осуществляется в настоящее время путем сокращения количества районных судов в целях более равномерного распределения нагрузки на судей и повышения эффективности судопроизводства в целом.

Прежде всего в этой связи необходимо в качестве основной проблемы указать отсутствие адекватного правового регулирования происходящих процессов реформирования системы судов общей юрисдикции. Данная проблема связана с тем, что Закон РСФСР от 08 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР», действующий в настоящее время, существенным образом устарел. Следует отметить, что указанный Закон даже называется законом о судоустройстве РСФСР, т.е. если подходить строго и исходить сугубо из буквы закона, то он не должен был бы применяться к судоустройству РФ.

Как видно из вышеизложенного, при реализации программы по оптимизации судоустройства в Республике Саха (Якутия) фактически создаются межрайонные суды. Между тем закон о судоустройстве подобного вида судов не знает, то есть такие «межрайонные» суды правового регулирования на сегодняшний день не имеют. В результате возникла ситуация, когда современные условия требуют определенных качественных изменений в организации системы судов общей юрисдикции, и организационно эти изменения уже практически готовы, однако в законодательстве не имеется соответствующей нормы права, которая бы устанавливала и регулировала вновь возникшие отношения.

Исходя из этого, назрела необходимость уже даже не во внесении изменений в действующий Закон о судоустройстве РСФСР, а в разработке и принятии нового закона о судоустройстве. В данном законе необходимо, кроме прочего, закрепить возможность в определенных случаях создание межрайонных судов.

Следующий проблемный вопрос связан с сокращением штатной численности судей.

Так, Закон «О статусе судей в Российской Федерации»7 предусматривает строго определенный закрытый перечень оснований прекращения полномочий судьи. Пунктом 11 части 1 статьи 14 данного закона предусмотрено такое основание прекращения полномочий судьи, как его отказ от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда. Между тем в нашей ситуа-

7 Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» / Российская газета, № 170, 29.07.1992; Ведомости СНД и ВС РФ, 30.07.1992, № 30, ст. 1792.

ции при упразднении отдельных малосоставных районных судов штатные единицы судей также сокращаются, то есть, если провести аналогию с трудовым законодательством, часть судей должна быть уволена по сокращению штатов.

Однако, как мы видим, правового механизма для прекращения полномочий судьи в связи с упразднением суда, когда невозможен перевод в другой суд, не имеется. Во-первых, такое основание в Законе о статусе судей не указано, из чего следует парадоксальный вывод о невозможности прекращения полномочий таких судей, несмотря на отсутствие на них штатных единиц, отсутствие рабочего места и собственно работы. Соответственно, таким судьям, так же как и всем другим судьям, должны быть обеспечены и заработная плата, и различного рода гарантии.

Во-вторых, не имеется опять же ни законодательно закрепленного, ни какого бы то ни было иного механизма организации прекращения полномочий судьи по п. 11. На сегодняшний день отсутствуют нормативно закрепленные правила определения того, какое должностное лицо или какой орган государственной власти должен принять решение о прекращении полномочий, т.е. предложить судье перевод в другой суд, выбрать этот «другой» суд и т.п.

Вместе с тем создание такого порядка назна -чения (избрания) судьи на должность, работы в этой должности и освобождения от нее, который гарантировал бы независимость и беспристрастность судьи на всех этих стадиях, включая проблемы освобождения на всех названных стадиях от любого влияния или давления, совершенно справедливо признается одним из главных составляющих механизма обеспечения независимости судей8.

Полагаем, что в этом случае, поскольку имеется пробел в законодательстве, который в ближайшее время оперативно не будет восполнен, а решать данные вопросы нужно уже сейчас, то необходимо применять по аналогии нормы Трудового кодекса РФ, касающиеся увольнения по сокращению штатов.

Список литературы:

1. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»

2. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» / Российская газета, № 170, 29.07.1992; Ведомости СНД и ВС РФ, 30.07.1992, № 30, ст. 1792.

3. Нормы нагрузки судей и нормативы численности работников аппаратов районных (городских) судов, гарнизонных военных судов / Научноисследовательский институт труда и социального страхования. М., 2007.

4. Бойков А. Д. Третья власть в России: Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990 -1996 г.г. / А.Д. Бойков. - М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 1997.

5. Выступление Председателя Верховного Суда РФ В. М. Лебедева на VII Всероссийском съезде судей, 2 декабря 2008 г, Москва / Российская газета.-Федеральный выпуск № 4803 от 2 декабря 2008 г.

6. Выступление на VII Всероссийском съезде судей Президента РФ Д. А. Медведева, 2 декабря 2008г, Москва/

http://kremlin.ru/appears/2008/

12/02/1631^уре6337^уре63376_210020^Мт1.

7. Жуйков В. М. Теоретические и практические проблемы конституционного права на судебную защиту: Дисс. ...докт. юрид. наук. М., 1997.

8. Паршина Т. Понятие и виды судебного контроля за законностью правовых актов (общеправовой аспект) / Т. Паршина // Российский судья. - 2006. - № 3.

РЕЦЕНЗИЯ

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Александровой Р. С. «Некоторые административно-правовые аспекты оптимизации системы судов общей юрисдикции»

Представленная статья посвящена одному из наиболее актуальных на сегодняшний день аспектов реформирования системы судов общей юрисдикции - упразднению отдельных судов и связанным с ним проблемам статуса судей упраздняемых судов.

Актуальность данной работы обусловлена происходящими процессами обновления системы судов общей юрисдикции и изменениями законодательства, в том числе в сфере судоустройства и гражданского судопроизводства. Необходимость исследования перспектив эволюции российских судов общёй юрисдикции обусловлена тем, что в современном российском обществе достаточно остро стоит вопрос реальной защиты прав и законных интересов граждан, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, а между тем именно суды являются самым главным инструментом их защиты. Таким образом, от правильной организации и устройства системы судов общей юрисдикции напрямую зависит, насколько эффективно и оперативно будет осуществляться защита прав и свобод граждан.

При подготовке статьи автором была изучена широкая научная база, а также практика Республики Саха (Якутия) по разработке проекта федерального закона об упразднении малосоставных судов, что позволило ей предложить собственные решения существующих в исследуемой сфере проблем. Являясь практикующим судьей, заместителем председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия), Р. С. Александрова раскрыла в работе прикладные проблемы, возникающие в случае реформирования судоустройства.

По результатам исследования Р. С. Александрова делает ряд интересных теоретических и практических выводов, а также многочисленные законодательные предложения, направленные на дальнейшее совершенствование отечественного процессуального законодательства, а также практики его применения.

Так, в работе акцентируется внимание на существующей пробеле в законодательстве относительно правового положения судьи упраздняемого суда, отсутствии правового основания и механизма прекращения его полномочий, в связи с чем до внесения изменений в законодательство предлагается применять по аналогии соответствующие положения трудового законодательства. Также автор пришла к выводу о возможности создания межрайонных судов в малонаселенных областях страны, поскольку при упразднении отдельных районных судов на данный административно-территориальный район распространяется компетенция других суды того же уровня.

Исходя из этого, автор справедливо отмечает, что в настоящее время назрела необходимость в принятии нового закона о судоустройстве, в котором были бы учтены современные тенденции развития судебной системы России.

С учетом изложенного выше, рекомендую настоящую работу к опубликованию в научном периодическом издании.

Научный руководитель,

Директор Дальневосточного юридического института ~

Тихоокеанского государственного университета^

Заслуженный юрист РФ, '

д.ю.н., профессор, " ' а. П. Лончаков

8 Бойков А.Д. Третья власть в России: Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990 -1996 г. г. / А.Д. Бойков. - М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 1997. - С. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.