Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 26 (317).
Образование и здравоохранение. Вып. 1. С. 151-154.
Е. Н. Ундуск
НЕГАТИВНОЕ САМООТНОШЕНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОБЛЕМ АСОЦИАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВ
Изучены структурно-функциональные компоненты самоотношения асоциальных подростков, переживающих проблемы в разных жизненных областях. Приводится сравнение ряда показателей самоотношения в выборках асоциальных и просоциальных подростков с учётом полового и возрастного критерия.
Ключевые понятия: социальная дезадаптация, самоотношение, проблемные переживания, самоуверенность, самопонимание, самоинтерес, асоциальные подростки.
Проблема асоциальности среди подростков была и является весьма актуальной, поскольку связана с постоянно меняющимися условиями социально-экономического характера жизни общества в целом, неблагоприятными социальными условиями проживания подростка в семье в частности, изменениями его мировоззрения под влиянием СМИ, демонстрирующих не всегда социально приемлемые способы поведения человека в обществе и неконструктивные линии решения проблем. Всё это затрудняет процесс воспитания и становления здоровой личности как в физическом, так и социальном контекстах. На фоне этих и ряда иных факторов уменьшается возможность самостоятельно или с привлечением других своевременно находить конструктивные способы разрешения жизненно важных проблем, не провоцируя рост остроты и интенсивности их переживаний или связанных с ними других проблем, кумулятивно накладывающихся друг на друга и определяющих выбор не всегда социально правомерного поведения.
В целом причиной такого противоправного поведения служит неблагоприятная семейная обстановка (постоянные семейные скандалы, побои, асоциальный образ жизни родителей и др.), где подросток не получает необходимого внимания, поддержки, заботы, понимания, не приобретает необходимых социальных навыков общения, регуляции своего поведения, не научается конструктивным способам разрешения проблемных жизненных ситуаций.
В силу чего дефицит эмоциональных связей в семье затрудняет идентификацию с родителями, что вынуждает подростка искать образцы для сопереживания и подражания вне семьи, в большинстве случаев среди своих сверстников, составляющих асоциальные группировки. Асоциальные подростки — это прежде всего со-
циально дезадаптированные подростки, входящие в группу «социального риска» [5].
Часть из рассматриваемых явлений асоциальности обусловлена не только конфликтами с общественными институтами, но и личностными факторами, влиянием воспитания и социальными условиями [6]. Так, ранее возникающая слабая вера в себя, низкая самооценка, боязнь получить отказ, страх быть осмеянным в обществе приводят в дальнейшем к нарушениям поведения, закрепляющимся в подростковом возрасте.
Таким образом, негативный опыт социализации подростка, также откладывающий отпечаток на отрицательное самоотношение, сильно переживается и отражается в его поведении, деятельности и отношении с другими людьми.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведённого нами исследования был обнаружен ряд особенностей структурно-функциональной организации самоотношения асоциальных подростков, переживающих проблемы в разных жизненных областях.
1. Рассмотрим особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у подростков с асоциальной направленностью поведения на примере некоторых структурных компонентов, функционирующих в разных режимах.
Функционирование самоотношения в режиме самоадаптации. В качестве проявлений тенденции самоадаптации/дезадаптации нами выделялись такие показатели самоотношения, как само-принятие, самоуверенность, саморуководство, самообвинение и глобальная самооценка. При этом учитывались половой критерий (табл. 1) и возрастной (14, 15 и 16 лет).
При учёте полового критерия отмечается следующая картина: у девочек-подростков фиксируется больше признаков самоприспособления, чем у мальчиков, через более высокие значения показателей самоуверенности, самопринятия и само-
руководства и более низкие значения самообвинения.
Применительно к саморуководству, данное обстоятельство можно объяснить с позиции подходов Э. Г Костяшкина [4] и Б. М. Алмазова [1]: хотя асоциальные девочки и симпатизируют смелости своих мальчиков-подростков, а порой и сами «лихачат», но всё же предпочитают демонстрировать послушание, совершать одобряемые взрослыми поступки. Они стараются проявлять большую последовательность в своих внутренних побуждениях и целях. Однако различия по этому показателю между мальчиками и девочками не достигают статистически значимого уровня, поэтому здесь мы можем говорить о тенденции проявления данного показателя. Вместе с тем, проявляя большую склонность к социально одобряемым формам взаимодействия, чем мальчики, асоциальные девочки, по всей видимости, усматривают более «толерантное» отношение к себе со стороны окружающих людей и, как следствие, в большей степени (по сравнению с мальчиками) ощущают силу своего «Я», способность вызывать уважение у окружающих (фактор «самоуверенность»).
В то же время у мальчиков на фоне признаков дезадаптации отмечается более высокий, чем у девочек, уровень глобальной самооценки, который, очевидно, связан с защитной функцией. В то же время, исходя из концепции Т. В. Драгуновой [3], сосуществование высокой самооценки, высокого самообвинения, низкого самопринятия и самоуверенности у асоциальных мальчиков можно объяснить наличием у них представлений о несправедливом отношении к их личности со со-троны других людей или их недооценкой.
Однако в связи с тем, что различия по данным показателям не носят достоверного характера, то здесь следует говорить лишь о тенденции их проявления в выборке асоциальных подростков.
В результате исследования возрастной динамики самоадаптации (табл. 2) было установлено:
1. Максимальное значение средних показателей самоуверенности и самопринятия у асоциальных подростков обнаруживаются в 14 лет, в то же время у просоциальных — в 15 лет. Однако эти показатели принимают минимальные значения в 16 лет в обеих выборках. Возможно, снижение значений данных показателей связано с возрастающим к юношескому возрасту конфликтом
Таблица 1
Средние значения показателей самоадаптированности у асоциальных мальчиков и девочек (п = 151)
Параметр СУв(+) СПр(+) СРук(+) СО(-) ГСо
Мальчики (п = 87) 4,76 4,90 3,74 11,54 67,24
Девочки (п2 = 64) 4,98 5,05 3,89 10,82 61,25
Условные обозначения: СУв(+) — самоуверенность; СПр(+) — самопринятие; СРук(+) — саморуководство; СО(-) — самообвинение; ГСо — глобальная самооценка.
Таблица 2
Значимые различия по показателям самоадаптированности между возрастными группами просоциальных и асоциальных подростков (средние значения)
Параметр Просоциальные Асоциальные
14 лет 15 лет 16 лет 14 лет 15 лет 16 лет
СУв(+) 5,38 5,58 5,14 5,08 5,02 4,58
СПр(+) 4,92 5,15 4,80 5,03 5,09 4,83
СРук(+) 3,77 3,66 3,86 3,92 3,68 3,82
СО(-) 4,22 4,03* 4,68* 4,38 3,85* 4,67*
ГСо 70,45** 65,75 63,73** 62,67 67,27 64,15
Условные обозначения: *р < 0,05; **р < 0,01.
между стремлением к личной автономии и её боязни в силу психологической неготовности к принятию личной ответственности за свои решения и совершаемые поступки.
2. По показателю саморуководства значимых различий получено не было, однако по показателю самообвинения и глобальной самооценки было отмечено: у 16-летних подростков обеих выборок значимо чаще фиксируется факт самообвинения, чем 15-летними подростками (для просоциальных р = 0,02; t = -2,352; для асоциальных р = 0,02; t = -2,357).
Функционирование самоотношения в режиме психологической защиты (сохранение внутренней стабильности и континуальности «Я»). Было установлено, что в выборке подростков большую защитную нагрузку несут такие структурные компоненты самоотношения, как саморуковод-ство и самоинтерес, чуть меньше — самоуверенность, самообвинение и самопонимание.
Прокомментируем некоторые полученные данные на примерах.
1. Самопринятие образует положительную значимую связь с защитным механизмом «отрицания» (г = 0,240 при р = 0,001). Подростки, у которых фиксируется потеря интереса к своему внутреннему миру, недооценка духовного «Я», актуализируют механизм защиты, направленный на игнорирование неприятной информации о себе. Так, подростки становятся особо невнимательными к той информации, которая противоречит установкам личности и провоцирует негативное самоощущение.
2. Самоинтерес образует положительную значимую связь с механизмом «компенсация» и отрицательную связь с механизмом «вытеснения» (соответственно г = 0,170 при р = 0,018 и г = -0,316 при р = 0,000): самоинтерес подростка поддерживается за счёт компенсации неудач, неуспехов в одной области успехами в другой. Таким образом, получаемый эффект от компенсаторного механизма «стимулирует» самоценность подростка, создание высокой эмоциональной оценки себя по внутренним интимным критериям богатства своего «Я». В то же время у подростков с заниженными значениями само-интереса отмечается обратная тенденция: они не склонны прибегать к данному механизму. В данном случае срабатывает механизм «вытеснения», или забывания, причины, первоосновы неприятного действия, ситуации или негативного переживания.
Третьим не менее интересным функциональным режимом самоотношения выступает режим интракоммуникации, или внутреннего диалога, который, исходя из семантического содержания, раскрывается через компоненты самоинтереса, самопонимания и ожидания положительного отношения других.
В ходе проведённого нами исследования были получены следующие данные:
1. Средние значения по шкале «самоинтерес» у асоциальных мальчиков (х^ и девочек (^) практически сходные (x1 = 4,87 и х2 = 4,90).
2. Факт самопонимания чаще отмечается у асоциальных мальчиков, чем у девочек, однако достоверных различий здесь не обнаружено (х1= 2,65, х2 = 2,24 при р > 0,05).
3. Асоциальные девочки на достоверном уровне значимости в большей степени ожидают положительного отношения к себе от социального окружения (х2 = 9,31 и х1 = 8,29 при р < 0,01, t = -2,477).
4. В целом на уровне тенденции (р = 0,112) у асоциальных (х2) подростков отмечается более низкий уровень самопонимания, чем у просоци-альных (х1) сверстников (х1 = 2,70 и х2 = 2,48), на достоверно значимом уровне более низкие значения самоинтереса (х1 = 5,25, х2 = 4,88 при p =
0,021) и ожидания положительного отношения других (х1 = 9,32, х2 = 8,72 при p = 0,016).
В целом асоциальные подростки ожидают в большей степени, чем просоциальные, антипатичного отношения к себе, имеют установку на самообвинение; ощущают потерю ценности собственной личности, интереса к своему « Я» и хуже понимают себя, свои достоинства и недостатки, возможности и способности. Они склонны недооценивать себя в ходе выполнения тех или иных заданий или при включении в субъект-субъект-ные отношения.
При этом пик становления самоинтереса у асоциальных подростков отмечается к 16 годам, в то время, как лучшее понимание себя ими происходит к 15 годам в отличие от их просоциальных сверстников, у которых максимальные значения показателя самопонимания фиксируются уже в 14 лет.
5. Имея в целом менее благоприятный фон эмоционально-ценностного отношения к себе асоциальные подростки, в отличие от просоциальных, отмечают у себя немного меньшую проблемную нагруженность по ряду жизненных областей. В частности, это касается проблем в области «бу-
дущего», « взаимоотношений с противоположным полом», отношением к свободному времени и школьных проблем. Объяснением этого может служить высокая включённость механизмов психологической защиты, с одной стороны, и низкий уровень самопонимания — с другой. Вместе с тем проблемы, обусловленные взаимоотношениями с родителями и своим собственным «Я» переживаются ими как более значимые, чем про-социальными подростками.
Таким образом, на основании сказанного и ранее проведённого нами исследования хочется отметить, что негативный фон самоотношения подростков, раскрываемый через самодезадап-тацию, затруднённость процесса интрокомму-никации, отражается в отрицательных переживаниях проблемных областей и влияет на выбор ими, в первую очередь, асоциального поведения, т. е. проявляется в их социальной дезадаптации. К этому следует добавить и влияние негативных ситуационных факторов (негативная семейная обстановка, сопровождаемая частыми конфликтами, беспочвенными наказаниями, игнорированием личности ребёнка, его вседозволенностью) на развитие и воспитание асоциального подростка. При таких условиях подросток не усваивает
правовые нормы поведения, закреплённые в обществе, а прибегает к своим выработанным тактикам поведения, отражающим его «социальную незрелость».
Список литературы
1. Алмазов, Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1986. 151 с.
2. Андреева, Е. Н. Противоречия в самоот-ношении и проблемные переживания в подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук / Е. Н. Андреева. СПб., 2003.
3. Драгунова, Т. В. Подросток / Т. В. Драгуно-ва. М. : Знание, 1976. 96 с.
4. Костяшкин, Э. Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками / Э. Г Костяш-кин. М. : Знание, 1971. 45 с.
5. Пежемская, Ю. С. Формирование мотивационно-волевой сферы подростков и юношей групп социального риска : дис. ... канд. психол. наук / Ю. С. Пежемская. СПб., 2001.
6. Ремшидт, Х. Подростковый и юношеский
возраст: проблемы становления личности /
Х. Ремшидт. М. : Мир, 1994. 319 с.