Научная статья на тему 'Нефтегазовый комплекс России: проблемы недропользования и инструментарий прогнозирования освоения недр'

Нефтегазовый комплекс России: проблемы недропользования и инструментарий прогнозирования освоения недр Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефтегазовый комплекс России: проблемы недропользования и инструментарий прогнозирования освоения недр»

УДК 330.15+338.27 Н.И. Пляскина

ИЭОПП СО РАН, Новосибирск

НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ НЕДР

Расширение масштабов общественного производства, усиление и усложнение хозяйственных связей, необходимость повышения энергетической и сырьевой безопасности требуют подготовки сырьевой базы и вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов новых добывающих районов.

В настоящее время в недрах России, составляющей 10% территории Земли, сосредоточено около 13% мировых разведанных запасов нефти и газового конденсата, около 35% мировых запасов газа, прогнозные ресурсы

-5

нефти оцениваются в 44 млрд т, природного газа - в 176 трлн м [1]. По запасам углеводородных ресурсов Россия занимает лидирующее положение в мире и обладает достаточными ресурсами для дальнейшего их наращивания: первое место по запасам газа, ресурсный потенциал которого составляет почти 65% от их общей суммы, по запасам нефти - третье место, ресурсный потенциал - 57,3% [2]. Российские нефтегазодобывающие компании обеспечены запасами углеводородов на 23-25 лет работы по сравнению с 1013 годами у крупнейших мировых нефтяных компаний [3]. Из недр России извлекается до 10% мировой добычи нефти и 24% газа. Отличительной особенностью является высокая степень концентрации углеводородных ресурсов: в Западной Сибири сосредоточено почти 30% мировых запасов природного газа и 6% мировых запасов нефти, здесь концентрируется 91,3% добычи газа и 67,5% добычи нефти России, что обусловливает высокую степень зависимости экономики страны от развития одной нефтегазоносной провинции [4].

Несмотря на наличие крупных запасов нефтегазовых ресурсов, возрастает значимость проблемы повышения минерально-сырьевой безопасности России, что обусловлено рядом негативных тенденций в недропользовании, основные из которых состоят в следующем:

1. Наблюдается устойчивая тенденция падения темпов подготовки ресурсной базы углеводородного сырья при сокращении геологоразведочных работ. Высокие мировые цены на нефть в значительной степени обусловили увеличение темпов добычи нефти в последние годы, при этом объемы разведочного бурения снизившись в 2002 г. на 44% по сравнению с 2001 г., практически не изменялись, оставаясь на уровне 1,0 млн м в нефтяной и 0,1 млн м в газовой отраслях в течение последних 3-х лет. Доля разведочного бурения в общем объеме сократилась почти в 2 раза: в нефтяной - с 13,9% в 2000 г. до 8,8% в 2004 г., в газовой - с 54,5% до 25,0% в 2004 г. [4]. При сохранении в перспективе данной тенденции в разведочном бурении проблематично обеспечить ежегодный прирост запасов с целью достижения в ближайшие годы даже простого воспроизводства.

В результате на протяжении почти 20-летнего периода прирост разведанных запасов не компенсировал объемы их добычи и происходило относительное истощение запасов разведанных и подготовленных к эксплуатации месторождений. Так, прирост разведанных запасов нефти (включая газовый конденсат) в 2002 г. составил лишь 36% от объема добычи, природного газа - 81%. Аналогичная ситуация сложилась по накопленным запасам: к 2004 г. прирост запасов нефти снизился до 48% от объема добычи, природного газа - до 82% . В 2005 г. впервые произошло положительное изменение долгосрочной тенденции: прирост накопленных запасов нефти увеличился на 29,5% по сравнению с 2004 г., что составило 60,6% от объема добычи; прирост накопленных запасов газа составил 35,1% и превысил объем его добычи на 9,7% [2].

2. Недостаточная эффективность управления государственным фондом недр и снижение роли государственного регулирования в области воспроизводства минерально-сырьевой базы. Действующая налоговая система не стимулировала компании к воспроизводству запасов, поскольку была основана на единой для всех ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по внутреннему рынку без учета условий разработки месторождений, обусловливала их зависимость от конъюнктуры мирового рынка на углеводородное сырье и не стимулировала недропользователей заниматься увеличением нефтеотдачи, идти на новые месторождения. Стратегия работы нефтяных компаний направлена на интенсивный отбор нефти с минимальными затратами. Как правило, осуществляется выборочная разработка недр, разрабатывается только самый продуктивный нефтеносный пласт месторождения. В результате имеем огромный фонд бездействующих нефтяных скважин (процент простаивающих скважин от общего их эксплуатационного фонда). Среди нефтяных компаний наибольший процент бездействующих скважин у "Сибнефти" (56,5 %) и ТНК-ВР (38,7%), самый низкий - у "Роснефти" (7,3%). В целом же по России в настоящее время неработающий фонд нефтяных скважин составляет около 24% от общего количества, при этом наблюдается тенденция их роста [5]. Кроме того, некоторые недропользователи преждевременно закрывают обводненные и низкодебитные скважины, нарушая лицензионные соглашения и проектные решения, несмотря на запрещение законодательством выборочного отбора нефти. После длительных обсуждений Совет Федерации утвердил поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся дифференциации НДПИ1.

1 С 1 января 2007 г. вводится нулевая ставка НДПИ для нефтяных месторождений, расположенных в Якутии, Иркутской области и Красноярском крае: сроком на 10 лет для лицензии на право пользования недрами и на 15 лет - для геологического изучения (поисков, разработки). Действие налоговой льготы в отношении того или иного месторождения прекращается при достижении добычи нефти в 25 млн т в год. Кроме того, предусматривается использование понижающего коэффициента к НДПИ при разработке истощенных месторождений со степенью выработанности свыше 80%, максимальное снижение НДПИ - до 30% от стандартной ставки - для месторождений, выработанных на 100%.

3. Отсутствие работающего законодательства по недропользованию. В «Законе о недрах» четко не прописано, что компании, которые открыли месторождения в рамках получения лицензии на геологоразведку, имеют приоритетные права для их дальнейшей разработки, что не стимулирует компании в проведении геологоразведочных работ.

4. В настоящее время нет надежного контроля за разработкой месторождений, происходит выборочный отбор запасов, нарушается проектная сетка разбуривания месторождений. Поскольку геологоразведочные работы (ГРР) являются высокорисковыми вложениями, недропользователи предпочитают до последнего разрабатывать те площади, которые у них имеются. Из действующего фонда нефтяных скважин добывается на 25% больше нефти, чем предусмотрено лицензионными соглашениями. В результате из месторождения извлекается в 2-3 раза меньше запасов углеводородных ресурсов по сравнению с проектными показателями, оно оказывается фактически исчерпанными с промысловой точки зрения, происходит потеря запасов в недрах. Выборочное извлечение наиболее продуктивных запасов ведет к уменьшению величины коэффициента извлечения нефти (КИН) и безвозвратной потере части запасов нефти. При этом применяется структура остаточных извлекаемых запасов нефти, добыча которых потребует значительно больших затрат. Российские компании извлекают лишь 30-35% разведанных запасов нефти [6], более 65% нефти остается в земле. По мнению экспертов, увеличение КИН на 1% равносильно открытию нового крупного месторождения, рост КИН на 5% мог бы соответствовать добыче 70-80 млн т нефти в год дополнительно [5]. В 2005 г. не было пробурено более 20 тыс. добывающих скважин, предусмотренных в лицензионных соглашениях. Недофинансирование разработки месторождений от проектных уровней только в Ханты-Мансийском АО за 10 лет составило около 20 млрд долл. [7].

5. Основной объем финансирования ГРР осуществляется недропользователями - частными компаниями, которые ведут работы преимущественно на лицензионных участках, доля их в финансировании возросла до 57,4% в 2004 г., при сокращении федерального бюджета до 7,2% соответственно [4]. В 1995-2001 гг. по действующим условиям пользования недрами основной объем геолого-разведочных работ в проводился за счет целевых отчислений на ВМСБ, оставляемых в добывающих организациях, при этом региональные власти имели какую-то возможность влиять на процессы геологического изучения недр. С введением 1 января 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых были ликвидированы отчисления на ВМСБ, и государство практически утратило возможность контролировать процесс геологического изучения недр. Перевод геологоразведки на рыночные механизмы функционирования произошел без соответствующего создания системы государственного регулирования минерально-сырьевого комплекса. Начиная с 2002 г. произошло сокращение финансирования ГРР на нефть и газ (в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2001 г.). Объем поисково-разведочного бурения на территории РФ составил лишь 57% от достигнутого в 2001 г.,

проводимые ГРР не обеспечивали даже простое воспроизводство ресурсной базы газодобычи2. Динамика объемов финансирования ГРР на нефть и газ показывает, что компании начали постепенно наращивать объемы финансирования ГРР работ, если в 2004 г. прирост по сравнению с предыдущим годом составил лишь 5,7%, то в 2005 г. - 30,6%. Следует отметить существенный рост объемов финансирования в 2005 году, что обусловлено, прежде всего, активизацией лицензирования пользования недрами. В результате проведенных ГРР в 2005 году обеспечено увеличение прироста запасов нефти с конденсатом на 65 млн. т по сравнению с 2004 годом, это способствовало открытию недропользователями 23 месторождений. Кроме того, за счет внедрения новых технологий и повышения нефтеотдачи пластов ожидается увеличение извлекаемых запасов предварительно до 300 млн.т. По газу прирост накопленных запасов в 2005 г. превысил объемы его добычи впервые за последние годы [2].

Устойчивое обеспечение экономики страны топливно-энергетическими ресурсами при возрастающем спросе и высокой инерционности минерально-сырьевого комплекса вызывает необходимость рационального вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов перспективных НГДР и является стратегической задачей государства, несмотря на переход значительного количества добывающих предприятий ТЭК в частную собственность. Это предопределяет необходимость совершенствования методологии прогнозирования и подходов к их освоению как единой системы природопользования, инфраструктурной обеспеченности с учетом экономических, экологических и правовых аспектов.

Учитывая относительную обособленность вводимых в разработку НГДР, начальный этап их развития, отсутствие производственной и социальной инфраструктуры, в работе предлагается методология прогнозирования освоения недр перспективных добывающих районов как комплексной программы долгосрочного развития, отражающей последовательность этапов освоения недр. Создана организационная схема разработки вариантов программы НГДРи инструментарий для прогнозирования комплексного освоения углеводородных ресурсов перспективных НГДР в виде системы моделей формирования программы.

Модельный комплекс адаптирован к новым условиям хозяйствования, выделены пять последовательных стадий прогноза, для каждой приведены экономико-математические модели [8]. Ядром системы моделей являются имитационная модель разработки отдельного месторождения и сетевая модель программы вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов НГДР. Имитационная модель является генератором вариантов добычи и определения экономических показателей по этапам развития с учетом особенностей недропользования, ограниченности и неопределенности

2

В 2004 г. Министерством природных ресурсов России разработана долгосрочная государственная программа воспроизводства минерально-сырьевой базы России на период до 2020 г.

запасов и дебитов скважин. Сетевая модель программы осуществляет согласование во времени по ресурсам и мощностям процесс функционирования месторождений с проведением геологоразведочных работ, строительством трубопроводов, созданием объектов инфраструктуры и других обеспечивающих отраслей. Система расчетов дополнена блоком оценки эффективности программы и выбора наилучшего варианта с использованием методов анализа инвестиционных проектов.

Допустимое расписание всех работ и событий, описанных в сетевой модели, можно интерпретировать как скоординированную во времени совокупность инвестиционных проектов добывающих и сервисных компаний, календарный план может использоваться в двух режимах:

- Как условный прогноз реализации инвестиционной программы при благоприятных режимах инвестирования,

- Как организационный механизм реализации программы освоения для координации деятельности различных компаний со стороны администрации программы.

На основе полученных решений формируется стратегия освоения ресурсов НГДР и вырабатываются рекомендации к изменению системы государственного регулирования природопользования. Предлагаемый подход позволяет оценить альтернативные сценарии освоения добывающего района с учетом потребностей народного хозяйства в углеводородных ресурсах, своевременного проведения ГРР и подготовки сырьевой базы, развития обеспечивающих отраслей, выбрать эффективную стратегию природопользования и определить сроки ввода объектов в эксплуатацию, динамику потребляемых ресурсов и добываемого сырья; оценить нагрузку на окружающую природную среду, социальную сферу, строительную базу, транспортную и энергетическую системы района; осуществлять оперативное управление ходом выполнения программы. Данный модельный комплекс использован для разработки прогноза и программы освоения углеводородных ресурсов севера Западной Сибири.

В условиях необходимости повышения минерально-сырьевой безопасности и роли государственного регулирования процесса освоения недр, предлагаемая методология может быть положена в основу разработки научно-обоснованной долгосрочной программы освоения ресурсов перспективных нефтегазодобывающих районов и использована органами управления программой как организационно-экономический механизм рационального природопользования. Государство должно стать инициатором разработки программ рационального использования недр, выступить гарантом стабильности условий их реализации и возврата инвестиций, эффективным координатором выполнения мероприятий программы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http://www.mLneral.ru/Chapters/Production/Issue/35/Issue_Files.html. О состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Государственный доклад Минприроды РФ, Минэкономразвития РФ и Минэнерго РФ, 2001.

2. http://www.rosnedra.com/article/494.html. Основные итоги работы Федерального агентства по недропользованию в 2005 году и задачи на 2006 год в части углеводородного сырья и подземных вод.

3. http://www.opec.ru/news_doc.asp?d_no=61468

4. Российский статистический ежегодник. 2005 г.: Стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2006. - 817 с.

5. http://www.duma.gov.ru/search/kmpage/80200027/press_club/kom_dobyc ha_nefty.htm

6. http://www.regions.ru/news/1979565/ "О мерах, предпринимаемых МПР России для развития минерально-сырьевой базы энергетических ресурсов Российской Федерации"

7. http: //www. duma.gov.ru/cnature/publiks/nedra/taras_nedra.htm

8. Прогнозирование комплексного освоения углеводородных ресурсов перспективных районов: теоретические и методологические аспекты. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. - 328 с.

© Н.И. Пляскина, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.