Научная статья на тему 'Неформальная занятость как фактор дисбаланса пенсионного страхования'

Неформальная занятость как фактор дисбаланса пенсионного страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / СКРЫТАЯ ОПЛАТА ТРУДА / УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров И.Н., Кренева С.Г.

Статья рассматривает актуальную и остро стоящую проблему стабильности пенсионной системы Российской Федерации: выделяются нерешенные проблемы пенсионных реформ, основные задачи по совершенствованию пенсионного обеспечения. Авторы рассматривают пенсионную стабильность с точки зрения взаимовлияния и единства финансового и правового баланса пенсионного страхования. Авторы выделяют факторы, оказывающие влияние на многокомпонентную, динамически меняющуюся экономическую систему пенсионного страхования. В статье рассмотрены социально-демографические, правовые, трудовые, экономические факторы. Социально-демографические факторы характеризуют основные параметры пенсионной системы, тенденции изменения состава и численности застрахованных лиц и страхователей. Правовые факторы определяют страховую модель, пенсионную формулу, правовые аспекты формирования пенсионных прав граждан. Экономические и трудовые факторы описывают внешние условия, оказывающие влияние на пенсионную систему как на элемент макроэкономики. Авторы детально рассмотрели неформальную занятость, скрытую оплату труда, определили влияние данных факторов на устойчивость пенсионной системы, на механизм формирования пенсионных прав застрахованных лиц, на уровень дохода граждан вследствие вовлеченности в теневую экономику. Авторами проанализирован механизм, направленный на снижение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений. В рамках данных мероприятий выделен процент экономически активного населения, не находящегося в трудовых отношениях и не состоящего в центрах занятости. Авторами предложен комплекс мер по дальнейшему совершенствованию механизма вывода трудовых отношений из теневого сектора и укреплению устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неформальная занятость как фактор дисбаланса пенсионного страхования»

УДК 368.914

НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ КАК ФАКТОР ДИСБАЛАНСА ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

И. Н. Захаров, С. Г. Кренева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

NONFORMAL EMPLOYMENT AS A FACTOR OF IMBALANCED RETIREMENT INSURANCE

I. N. Zakharov, S. G. Kreneva

Mari State University, Yoshkar-Ola

Статья рассматривает актуальную и остро стоящую проблему стабильности пенсионной системы Российской Федерации: выделяются нерешенные проблемы пенсионных реформ, основные задачи по совершенствованию пенсионного обеспечения. Авторы рассматривают пенсионную стабильность с точки зрения взаимовлияния и единства финансового и правового баланса пенсионного страхования. Авторы выделяют факторы, оказывающие влияние на многокомпонентную, динамически меняющуюся экономическую систему пенсионного страхования. В статье рассмотрены социально-демографические, правовые, трудовые, экономические факторы. Социально-демографические факторы характеризуют основные параметры пенсионной системы, тенденции изменения состава и численности застрахованных лиц и страхователей. Правовые факторы определяют страховую модель, пенсионную формулу, правовые аспекты формирования пенсионных прав граждан. Экономические и трудовые факторы описывают внешние условия, оказывающие влияние на пенсионную систему как на элемент макроэкономики. Авторы детально рассмотрели неформальную занятость, скрытую оплату труда, определили влияние данных факторов на устойчивость пенсионной системы, на механизм формирования пенсионных прав застрахованных лиц, на уровень дохода граждан вследствие вовлеченности в теневую экономику. Авторами проанализирован механизм, направленный на снижение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений. В рамках данных мероприятий выделен процент экономически активного населения, не находящегося в трудовых отношениях и не состоящего в центрах занятости. Авторами предложен комплекс мер по дальнейшему совершенствованию механизма вывода трудовых отношений из теневого сектора и укреплению устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: пенсионное страхование, неформальная занятость, скрытая оплата труда, устойчивость пенсионной системы

The paper dwells on the actual and acute problem of the pension system stability of the Russian Federation: unresolved problems of pension reform and the main tasks of pension provision advancing are reviewed. The authors consider the pension stability in the view of interference and unity of financial and legal balance of the pension insurance. The authors identify the factors that affect the multi-component, dynamically changing economic system of the pension insurance. Socio-demographic, legal, labor, economic factors were studied in the article. Socio-demo-graphic factors describe the main parameters of the pension system, composition and numbers trends of insured persons. Legal factors determine insurance model, pension calculation and juridical aspects of pension rights forming. Economic and labor factors describe the external conditions affecting the pension system as an element of macroeconomics. The authors reviewed in detail informal employment, hidden labor, determined the impact of these factors on the stability of the pension system, on the formation mechanism of the pension rights of insured persons, the level of income of citizens as a result of involvement in the "shadow" economy. The paper analyzed the mechanism aimed at reducing informal employment and the legalization of labor relations. As part of these measures, the percentage of the economically active population, not being in labor relations and has not been employment centers was found. The authors propose a set of measures to further improve labor relations mechanism of withdrawal of the informal sector and strengthening the sustainability of the pension system in the long term.

Keywords: pension insurance, informal employment, concealed remuneration, stability of the pension system

На современном этапе становления пенсионного обеспечения, как основного страхового механизма социальной политики государства, особое вни-

мание уделяется продолжению курса на внедрение страховых принципов функционирования пенсионной системы для достижения важнейших задач:

© Захаров И. Н., Кренева С. Г., 2016

Вестник Марийского государственного университета

• решение проблемы бедности пенсионеров;

• достижение долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.

Под страховым балансом пенсионного обеспечения возможно понимание его как эквивалентности формируемых пенсионных прав застрахованных лиц и принятых государством обязательств, полнота приобретенных пенсионных прав гражданами за весь период трудовой активности, финансовая сбалансированность бюджета ПФР, подкрепленная актуарно обоснованой тарифной политикой.

Опыт проведенных институциональных пенсионных реформ (2002 г., 2010 г.) показал слабую эффективность внутренних преобразований без рассмотрения пенсионной системы как части глобального макроэкономического механизма. При этом пенсионная система России - это многокомпонентная, динамически меняющаяся экономическая система [2], зависящая от текущих условий социально-экономического развития страны. Кроме того, на нее так же оказывают влияние и другие факторы: социально-демографические, экономические, трудовые, правовые (рис. 1).

Рис. 1. Многофакторная структура пенсионной системы

Правовые факторы определяют саму модель пенсионного страхования, механизмы формирования пенсионных прав граждан, доходной части бюджета ПФР. При этом они должны быть актуарно обоснованы, иметь страховой характер, сглаживать негативные факторы разбалансировки бюджета ПФР: недостаток страхового тарифа взносов, нестраховые основания перераспределения пенсионных прав (льготные и досрочные пенсии), «потолок» базы начисления страховых взносов.

Социально-демографические аспекты определяют суммарный объем обязательств государства по поддержанию уровня жизни граждан, недопущению роста бедности среди населения старше трудоспособного возраста.

Экономические и трудовые факторы усилили свое влияние после реализации реформы 2015 года, когда страховой характер формирования пенсионных прав вышел на первый план. Существенно возросла роль доходов граждан, прозрачности трудовых отношений, продолжительности периода занятости, накопительного компонента. Таким об-

разом, реформа существенно повысила ответственность самих граждан по накоплению пенсионных прав и, как следствие, уровня дохода на пенсии. В связи с этим обостряется конфликт между ожидаемыми будущими доходами и текущим благосостоянием человека, особенно ярко это проявляется в кризисные периоды. В условиях когда официальная экономика не в состоянии обеспечить рабочие места и приемлемый уровень дохода граждан, теневая экономика предоставляет возможность для значительной части населения получать средства к существованию [1].

Являясь фактором, усиливающим кризисные последствия, теневая экономика стимулирует усиление ряда вызовов не только пенсионной системе, но и финансово-экономическому сектору страны в целом:

• снижение собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды, налоговых поступлений;

• снижение объема прогнозируемой доходной части бюджета, обеспеченности собственными средствами на выплату трудовых пенсий;

• снижение коэффициента замещения утраченного заработка;

• снижение объема формируемых пенсионных прав застрахованных лиц;

• снижение среднего размера пенсий, заработной платы;

• рост безработицы, доли «серой» оплаты труда;

Пенсионная система демонстрирует острую

чувствительность к любым изменениям социально-экономической среды. Экономический регресс 90-х годов, кризис 1998 года повлияли на размер пенсий граждан, вышедших на пенсию в последние годы (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменения размера назначенных пенсий к среднему размеру выплачиваемых пенсий

Средний размер трудовой пенсии (руб.) 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Новое назначение 6920,90 7565,84 8175,06 8811,78

Выплачиваемая 8509,67 9405,39 10312,86 11151,41

Отклонение, % 81,13 % 80,04 % 79,27 % 79,01 %

Негативная динамика снижения размера трудовой пенсии новых назначений по отношению к среднегодовому размеру пенсий прослеживается на протяжении всех последний лет. Так, размер назначаемых пенсий снизился с 81,13 % до 71,01 % от среднего размера выплачиваемой трудовой пенсии в 2014 году. Это объясняется не только снижением общего трудового стажа граждан вследствие высокого уровня безработицы в 1990-е годы, исключением нестраховых периодов стажа, но и активным участием населения в «теневой» экономике в течение последних десятилетий. Характерной особенностью новых назначений трудовых пенсий является устойчивая динамика к снижению продолжительности общего трудового стажа. За последнее десятилетие трудовой стаж снизился более чем на четыре года, ограничивая возможность граждан накапливать пенсионные права. Как следствие, новые пенсионеры имеют коэффициент замещения существенно ниже норм МОТ. В период с 2011 по 2014 год коэффициент замещения утраченного заработка для новых трудовых пенсионеров снизился с 29,62 % до 27,11 % (табл. 2). Наблюдается устойчивая динамика роста бедности среди «молодых» пенсионеров. При этом объективных предпосылок к достижению международной нормы коэффициента замещения в 40 % нет.

Одним из ключевых факторов роста теневой экономики в период кризиса является увеличение

доли неформальной занятости трудоспособного населения. Таким образом, на фоне неформально занятых граждан, страхователей, имеющих льготные условия отчисления страховых взносов, граждан, досрочно выходящих на пенсию, основное бремя нагрузки по финансированию государственных пенсионных обязательств ложится на население, работающее по найму.

Таблица 2

Динамика коэффициента замещения вновь назначенных трудовых пенсий

Показатель (руб.) 2011 г. 2013 г. 2012 г. 2014 г.

Размер з/п 23369 26629 29960 32495

Новое назначение 6920,90 7565,84 8175,06 8811,78

Коэффициент замещения 29,62 % 28,41 % 27,29 % 28,11 %

В 2014 году в России отмечается устойчивая тенденция к повышению объема скрытой оплаты труда (СОТ) (табл. 3). Последствия экономического кризиса проявились в росте неофициально работающего населения и доли неучтенной заработанной платы от общего фонда оплаты труда, что ограничивает пенсионные права работающих граждан и угрожает финансовой стабильности пенсионной системы, выраженной в дефиците средств на выплату текущих обязательств. Если к 2003 году доля СОТ сократилась до 45,5 % от общего ФОТ, то к 2011 году возросла до 61,16 %, а к концу 2014 года составила 57,29 %. Начисление страховых взносов на СОТ принесло бы в бюджет ПФР в 2014 году более 1,4 трлн руб. [1], что существенно сократило бы дефицит на выплату трудовых пенсий.

Таблица 3

Динамика изменения скрытой оплаты труда (млрд руб.)

2011 г. 2013 г. 2012 г. 2014 г.

СОТ и смешанные доходы 7858 8739 9350 10161

ФОТ 12864 14666 16379 17737

Доля % 61,16 % 59,58 % 57,08 % 57,29 %

Анализ текущей ситуации показывает, что для обеспечения долгосрочной стабильности пенсионного страхования в России необходимо принятие мер не только в сфере демографии (стимулирование рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни на пенсии), макроэкономики (ликвидация «теневой» экономики, снижение уровня инфляции, увеличение заработанной платы), но и в сфере рынка труда

Вестник Марийского государственного университета

(сокращение рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, снижение безработицы, активное вовлечение населения в процесс формирования собственных пенсионных прав в рамках мероприятий по легализации заработанной платы).

Пенсионным фондом России разработаны и проводятся мероприятия по повышению уровня участия страхователей и застрахованных лиц в системе обязательного страхования за счет мер сокращения неформальной занятости и СОТ. Данный механизм подразумевает оценку факторов и последствий теневой занятости и СОТ, определение индикаторов для выявления плательщиков страховых взносов, входящих в группы риска по признаку вовлеченности в неформальный сектор рынка труда, а также выработку предложений по сокращению числа плательщиков страховых взносов, работающих в «теневом» секторе экономики, и обеспечению на этой основе роста сборов страховых взносов, в том числе во внебюджетные фонды. В рамках данных мероприятий проводится глубокий анализ структуры численности трудоспособных граждан, сведения о которых занесены в базу данных индивидуального (персонифицированного) учета (диаграмма 1). В 2014 году численность застрахованных лиц в возрастном диапазоне от 16 до 54/59 лет составила 86,5 млн чел. Из полученного массива следует

выделить граждан, за которых уплачивались страховые взносы, и у которых накапливались пенсионные права, из них работающих «по найму» (53,5 млн чел.) и «не по найму» (2,4 млн чел., так называемое самозанятое население). Данные категории составляли большую часть застрахованных лиц - 64 % от общего числа граждан трудоспособного возраста. Далее следует выделить получателей социальной помощи, пенсий, иных социальных выплат: неработающих инвалидов (2,7 млн чел.) и неработающих пенсионеров (2,4 млн чел.). Доля данных групп лиц составляет 6 %. Из числа лиц трудоспособного возраста необходимо обособить учащихся и студентов (6,5 млн чел.), лиц, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к пенсии которых установлена компенсационная выплата (2,1 млн чел.), лиц особого статуса (военнослужащие, судьи, следователи и прочие) (2,5 млн чел.), безработных, состоящих на учете (0,9 млн чел.). Таким образом, численность «иных» лиц трудоспособного возраста составила 13,5 млн чел. Это граждане с большой долей вероятности занятые в «теневой» экономике, имеющие недекларируемые доходы, как следствие, не уплачивающие налоги и иные обязательные платежи в бюджет, но при этом пользующиеся тем же объемом прав (в том числе и пенсионных), что и остальные застрахованные лица.

Учащиеся 3%

"Иные лица" трудоспособного возраста 16%

Неработающие инвалиды 3%

Неработающие, осуществляющие уход 2%

Безработные 1%

Неработающие пенсионеры 3%

Диаграмма 1. Структура состава трудоспособного населения, вовлеченного в систему обязательного пенсионного страхования в 2014 году

Следует отметить, что категория «иных лиц» занятых по основному месту работы, при этом не уч-показывает застрахованных граждан, неформально тены масштабы и уровень вторичной занятости

граждан на эпизодических, временных, нерегулярных работах. Таким образом, приведенная численность 13,5 млн чел. представляет собой нижнюю границу уровня неформальной занятости застрахованных лиц, при которой каждый шестой работающий включен в сферу теневой экономики.

Легализация трудовых отношений значительной доли трудоспособного населения (16 %) позволит существенно снизить бюджетный дефицит, сбалансировать финансовую стабильность пенсионной системы РФ (дополнительно более 1,4 трлн руб. страховых взносов), добиться признания трудовых прав работающих, позволит отслеживать и контролировать процесс формирования пенсионных прав самими застрахованными лицами, снизить в перспективе налоговую нагрузку на малый и средний бизнес.

Для эффективной реализации комплекса мер, направленного на снижение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, необходимо добиться:

• Оперативного межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти (органы

государственной власти Субъекта РФ, местное самоуправления, ПФР, ФСС, ФНС, инспекция труда, МВД, центр занятости) по выявлению неоформленных трудовых отношений и оплаты труда.

• Широкой информационно-разъяснительной работы с гражданами с целью формирования атмосферы нетерпимости к явлению теневой занятости, информированию о негативных последствиях неформальной занятости (ущемление пенсионных прав и социальной защищенности граждан), положительной мотивации к легальной трудовой деятельности.

• Роста налоговых поступлений и страховых взносов за счет отказа от «серой» формы оплаты труда, повышения размера заработанной платы до прожиточного минимума.

Таким образом, долгосрочная стабильность (финансовая и правовая) пенсионной системы РФ недостижима без регулирования внешних факторов развития (демография, макроэкономика, рынок труда) при соблюдении рыночно-страхового солидарного механизма формирования пенсионных прав граждан.

Литература

1. Найденов А. С., Кривенко И. А. Теневая экономика в условиях экономического кризиса: диагностика состояния и прогнозирование последствий // Экономика региона. 2013. № 1. С. 46-53.

2. Соловьев А. К. Институциональные проблемы пенсионной системы // Пенсия. 2013. № 6. С. 69-73.

References

1. Najdenov A. S., Krivenko I. A. Tenevaja jekonomika v uslovijah jekonomicheskogo krizisa: diagnostika sostojanija i prognozirovanie posledstvij. Jekonomika regiona. 2013, no. 1, pp. 46-53.

2. Solov'ev, A. K. Institucional'nye problemy pensionnoj sistemy. Pensija. 2013, no. 6, pp. 69-73.

Статья поступила в редакцию 13.10.2016 г.

Submitted 13.10.2016.

Для цитирования: Захаров И. Н., Кренева С. Г. Неформальная занятость как фактор дисбаланса пенсионного страхования // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. Т. 2. № 4 (8). С. 69-73.

Citation for an article: Zaharov I. N., Kreneva S. G. Nonformal employment as a factor of imbalanced retirement insurance. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics ". 2016, t. 2, no. 2 (6), pp. 69-73.

Захаров Игорь Николаевич,

слушатель 1 ступени, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, zaxar_work@inbox. ги

Кренева Светлана Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, kreneva.sv@yandex.ru

Zaharov Igor' Nikolaevich,

Mari State University, Yoshkar-Ola,

zaxar_work@inbox. ru

Kreneva Svetlana Gennad'evna,

Candidate of Economics, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,

kreneva. sv@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.