Научная статья на тему 'Нечетко-множественный подход к оценке конкурентоспособности горной продукции'

Нечетко-множественный подход к оценке конкурентоспособности горной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА / СВОЙСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРНОЙ ПРОДУКЦИИ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА / НЕЧЕТКО-МНОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гафарова К.А., Пономаренко Т.В.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности и динамика внешней среды усиливают необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Статья посвящена проблеме оценки конкурентоспособности горной продукции. С этой целью детально рассмотрены особенности формирования конкурентоспособности продукции горной промышленности на примере продукции медной отрасли. Обоснована возможность применения метода оценки конкурентоспособности продукции на основе нечетко-множественного анализа. Рассмотрены условия и технологии применения методики. Предложенная модель и разработанная методика апробированы на примере основного вида продукции ЗАО «Ормет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нечетко-множественный подход к оценке конкурентоспособности горной продукции»

ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ECONOMICS AND MANA GEMENT

УДК 339.137.22

К.А.ГАФАРОВА, студентка, ksufska@list.ru Т.В.ПОНОМАРЕНКО, канд. экон. наук, доцент, stv_mail@mail.ru Санкт-Петербургский государственный горный университет

K.A.GAFAROVA, student, ksufska@list.ru

T.V.PONOMARENKO, PhD in ec, associate professor, stv_mail@mail.ru Saint Petersburg State Mining University

НЕЧЕТКО-МНОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности и динамика внешней среды усиливают необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Статья посвящена проблеме оценки конкурентоспособности горной продукции. С этой целью детально рассмотрены особенности формирования конкурентоспособности продукции горной промышленности на примере продукции медной отрасли. Обоснована возможность применения метода оценки конкурентоспособности продукции на основе нечетко-множественного анализа. Рассмотрены условия и технологии применения методики. Предложенная модель и разработанная методика апробированы на примере основного вида продукции ЗАО «Ормет».

Ключевые слова: конкурентоспособность товара, свойства конкурентоспособности горной продукции, методы оценки конкурентоспособности товара, нечетко-множественный подход.

THE FUZZY LOGIC APPROACH TO AN ESTIMATION OF COMPETITIVENESS OF MOUNTAIN PRODUCTION

Interest of the enterprises in results of the activity and dynamics of environment strengthen necessity of increase of competitiveness of let out production. Article is devoted a problem of an estimation of competitiveness of mountain production. Features of formation of competitiveness of production of mining industry on an example of production of copper branch are with that end in view in details considered. Possibility of application of a method of an estimation of competitiveness of production on the basis of the is indistinct-plural analysis is proved. Conditions and technologies of application of a technique are considered. The offered model and the developed technique is approved on an example of a principal view of production of Joint-Stock Company «Ormet».

Key words: competitiveness of the goods, property of competitiveness of mountain production, methods of an estimation of competitiveness of the goods, the is indistinct-plural approach.

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. оказал влияние на развитие отдельных промышленных предприятий, экономики страны в целом, в

том числе минерально-сырьевого комплекса, о чем свидетельствует снижение темпов роста объемов добычи полезных ископаемых.

_ 159

Санкт-Петербург. 2012

Резкое снижение рыночных цен на продукцию минерально-сырьевого комплекса при необходимости усиления позиций товаропроизводителей на российском рынке актуализирует задачу роста обеспечения конкурентоспособности продукции как за счет снижения издержек производства, так и за счет повышения качества и освоения новых видов продукции.

В иерархии понятий конкурентоспособности базовым является «конкурентоспособность продукции», которая может рассматриваться для различных видов товаров (производственно-технического, потребительского назначения, услуг, информации и т.п.) [5]. Конкурентоспособность продукции - показатель, отражающий согласованные интересы как производителя, так и потребителя. Производитель заинтересован в продаже продукции, для этого она должна быть требуемого качества и продаваться по рыночной минимальной цене, а потребитель заинтересован в приобре-

тении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены.

Понятие конкурентоспособность товара исследовалось многими российскими и зарубежными учеными в течение нескольких десятилетий. Проанализировав ряд определений, обобщим их: конкурентоспособность продукции - совокупность качественных и стоимостных характеристик продукции, которые отражают отличие ее от аналогичной (идентичной) и обеспечивают ей преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени. По нашему мнению, такое определение охватывает весь спектр факторов конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность продукции отражает влияние ряда факторов: качественные, ценовые, экономические, внешние и др., при этом одни факторы определяют и непосредственно влияют на изменение конкурентоспособности продукции, другие -обеспечивают ее (рис.1).

Внешние факторы

Конкурентоспособность товара

Факторы качества

Экономические факторы

Тенденции развития экономики

Тенденции развития рынка

Тенденции развития научно-технического прогресса

Устойчивые

сдвиги в структуре потребления

Прочие

Долгосрочные Краткосрочные

Колебания конъюнктуры

Внезапное появление или уход конкурента с рынка

Изменения предпочтений покупателей

Стандартизируемые

Определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями

Назначения

Эргономические

Другое

Регламентируемые

Определяемые техническими регламентами и постановлениями

Патентно-правовые

Безопасности

Экологические

Прочие

Единовременные

Затраты на приобретение продукции

Цена продукции

Расходы на транспортировку

Налоги, таможенные сборы

Расходы на монтаж, предпродажное обслуживание

Прочие

Текущие

Затраты на эксплуатацию продукции

Расходы на обслуживание (услуги)

Расходы на ремонт

Расходы на запчасти

Расходы на топливо, энергию

Прочие

Рис. 1. Основные факторы конкурентоспособности товара

160 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т. 196

Таблица 1

Особенности формирования конкурентоспособности продукции в минерально-сырьевом комплексе

Свойства конкурентоспособности

Характеристики медного концентрата

Степень удовлетворения совокупности разнообразных, иногда противоречивых требований

Состав и приоритетность предъявляемых требований зависят от вида продукции и типа ее потребителя

Разнообразные виды продукции

Немногочисленность свойств концентрата

Как экономическая категория имеет релятивистскую природу, так как рассматривается относительно конкретных рынка и аналога

Определяется лишь к олигополии, которая находится в неравновесном состоянии

Показатель конкурентоспособности существенно зависит от доли рынка в предыдущий период

Динамический характер определяется применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры

В медном концентрате учитывается содержание меди, цинка, свинца и платиноидов

Медный концентрат (КМ) выпускается восьми марок: КМ0 - с содержанием меди - 40 %; КМ1 - 35 %; КМ2 - 30 %; КМ3 - 25 %; КМ4 - 23 %; КМ5 - 20 %; КМ6 - 18 %; КМ7 - 15 %

Разные металлургические заводы ориентированы на разные виды концентратов Производство разных видов продукции: черновая медь, катоды медные, катанка медная, сплавы меди, медная фольга, медная лента, медная проволока и т.д.

Цена на медные концентраты рассчитывается на основе котировок Лондонской биржи металлов, на медь - зависит от наличия в них попутных компонентов, например, других цветных металлов, которые могут быть рентабельно извлечены при современном уровне технологий [2]

Содержание меди в медном концентрате как основного полезного компонента

Особенность отечественной цветной металлургии - это ориентирование на экспорт: объем внутреннего рынка невысокий

Специфика российского рынка цветных металлов: высокая доля потребления импортного металла (продукции высоких переделов и металла с особыми свойствами) [1]

Основные компании: ОАО «Норильский никель», ОАО «Уральская горнометаллургическая компания» и ОАО «Российская медная компания» (РМК)

«Норильский никель» - 45,3 % [7, 2010];

«Уральская горно-металлургическая компания» - 35,7 %;

«Русская медная компания» - 19 % [7, 2010]

Цены цветных металлов определяются на биржах, например Лондонская биржа металлов, Нью-Йоркская товарная биржа, Шанхайская фьючерсная биржа и др.

Таблица 2

Эвристические правила для оценки конкурентоспособности продукции

Качество Цена

Низкая Средняя Высокая

Низкое Конкурентоспособен Мало конкурентоспособен Мало конкурентоспособен

Среднее Высоко конкурентоспособен Конкурентоспособен »

Высокое » Высоко конкурентоспособен Средняя

Выделяют три группы товара: потребительские товары, продукция производственно-технического назначения, услуги.

Продукция минерально-сырьевого комплекса относится к продукции производственно-технического назначения. Данная продукция закупается в больших количествах для производственного потребления и участвует в производственно-технологическом

процессе. Ее стоимость входит в себестоимость готовых изделий.

При производстве продукции промыш-ленно-технического назначения производитель ориентируется на конкретного конечного потребителя.

Нами проанализированы основные свойства конкурентоспособности горной продукции на примере медного концентрата (табл.1).

_ 161

Санкт-Петербург. 2012

Низкое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее

Высокое

©

15

©

©

16 16,5 17 17,5 Содержание полезного компонента, %

Низкая

Средняя

Высокая

900 950 1200 1300 Цена компонента, долларов

Мало Высоко

конкуренто- Конкуренто- конкурентоспособен способен способен

18

1500

30 40 70 80 Конкурентоспособность, %

100

Рис.2. Функция принадлежности входных параметров качество (а), цена (б) и выходного параметра конкурентоспособность(в)

Существуют различные подходы к оценке конкурентоспособности продукции с учетом базы сравнения, выбор которой влияет на правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения [3]. Базой для оценки конкурентоспособности продукции могут выступать: потребность покупателей; вели-

чина необходимого полезного эффекта; конкурирующий товар; гипотетический образец; группа аналогов.

Сложность оценки конкурентоспособности товара определяется динамичностью, многофакторностью, различными видами неопределенностей. В зависимости от целей исследования для определения уровня конкурентоспособности товара могут быть использованы различные методы оценки: детерминированные методы оценки эффективно применяются при точных исходных данных; вероятностные методы могут быть использования при наличии достаточной и достоверной статистической информации; нечетко-множественные методы пригодны для условий нестабильной и динамичной экономики, нечеткой, неполной, неопределенной информации [4].

Нечетко-множественный подход позволяет учесть особенности функционирования внутреннего и внешних рынков и установить связь между количественными и качественными показателями. Конкурентоспособность продукции отражает уникальные свойства и показатели различной природы, имеющие динамический относительный характер, что усложняет процедуру оценивания. Преимуществами нечетко-множественного анализа являются возможность оперировать нечеткими входными данными, например, непрерывно изменяющимися во времени значениями (динамические задачи), значениями, которые невозможно задать однозначно (результаты статистических опросов), возможность нечеткой формализации критериев оценки и сравнения, например, оперирование критериями «большинство», «возможно», «преимущественно» и т.д., которые решают многие трудности в постановке экономических задач.

Разработанный алгоритм оценки конкурентоспособности продукции включает: выбор модели оценки; построение системы эвристических правил; определение диапазонов значений; расчет конкурентоспособности нечетко-множественными методами (MatLab FIS), визуализация; интерпретация результатов; разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции.

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т. 196

а

1

б

1

0

в

1

0

I Rule Viewer: Untitled

File Edit View Optio cena = 400

IS

23

IS

23

Opened system Untitled, Э rules

j ВмДЩ

kachestvo = 15

1500 14 9

konkurentosposobnost = 55

233

:23

E22

И Rute Viewer: Untitled

File Edit View Optro cena = 376

23

23

Opened system Untitled, Э rules

kachestvo = 17.9

[22:

223

23 22:

1500 15

konkurentosposobnost = 85

233

:23

E22

Рис.3. Графический интерфейс программы. Конкурентоспособность продукции при заданных значениях цены и качества: 55 % (а) и 85 % (б)

Конкурентоспособность продукции определяется по формуле К/Ц, где Ц - цена на производимый концентрат, доллары; К -качество медного концентрата, которое оценивается по содержанию основного полезного компонента (Си), %.

Следующим этапом оценки конкурентоспособности продукции является построение эвристических правил [6] (табл.2).

В качестве нечеткой модели используется система нечеткого вывода с входными и выходными переменными. Входные переменные: качество и цена продукции. В качестве терм-множества первой переменной «качество» будем использовать множество Т1 (низкое, среднее, высокое). В качестве терм-множества второй переменной «цена» будем использовать множество Т2 (низкая, средняя, высокая). В качестве терм-множества выходной переменной «конкурентоспособность» будем использовать множество Т3 (мало конкурентоспособен, конкурентоспособен, высоко конкурентоспособен).

При построении нечеткой модели оценки конкурентоспособности медной продукции ЗАО «Ормет» было принято, что переменная «качество» изменяется на 15-18 %, переменная «цена» 350-1000 долларов. Оцениваемый параметр «конкурентоспособность» 1-100 %.

Построение нечеткой модели оценки конкурентоспособности продукции выполнено с использованием графических средств системы Ма1ЬаЬ. Для решения поставленной задачи нечеткого моделирования использована система нечеткого вывода типа Мамдани [6].

Далее определена функция принадлежности для каждой из входных и выходной переменных рассматриваемой системы нечеткого вывода. Графическое изображение функций принадлежности представлено на рис.2.

Определены интервалы изменения конкурентоспособности медного концентрата при заданных значениях входных параметров (цены 400 долларов/т и содержания полезного компонента, т.е. качества - 15 %), соответствующих фактическим ценностным и качественным параметрам продукции, производимой ЗАО «Ормет». Конкурентоспособность продукции 55 % (рис.3, а).

Далее выполнялось моделирование значений конкурентоспособности продукции по цене и качеству. В результате получены ряд аналитических значений и графическое представление показателей конкурентоспособности. При росте цены до 368 долларов (на 9 %), а качества до 18 % (на 20 %) конкурентоспособность существенно возрастает до 85 % (на 54 %) (рис.3, б). Для анализа полу_ 163

Санкт-Петербург. 2012

Рис.4. Визуализация поверхности нечеткого вывода модели оценки конкурентоспособности для входных переменных «качество» и «цена»

15 15,5 16 16,5 17

Содержание полезного компонента, %

Рис.5. Зависимость влияния изменения качества на конкурентоспособность продукции

ченных результатов по разработанной нечеткой модели удобно визуализировать соответствующую поверхность нечеткого вывода (рис.4).

С помощью построенной модели была проанализирована зависимость влияния изменения цены и качества (рис.5) на конкурентоспособность продукции (эластичности конкурентоспособности продукции).

Как видно из рисунка, к изменению качества конкурентоспособность продукции очень чувствительна, поэтому следует целенаправленно воздействовать на качество продукции. В качестве мер по повышению конкурентоспособности продукции, направленных на рост качества, возможных к реализации в ЗАО «Ормет», предлагаются следующие:

1) внедрить современные флотационные машины, применить новейшие флотореаген-ты, комбинированную схему обогащения;

2) рассмотреть возможность попутного извлечения золота и серебра;

3) получать концентрат в брикетированной форме, а не в виде порошка.

Проведенные исследования дали следующие результаты:

• выделены особенности конкурентоспособности продукции в минерально-сырьевом комплексе;

• разработана модель конкурентоспособности продукции в МСК методами нечетко-множественной оценки;

• выполнена оценка конкурентоспособности медного концентрата ЗАО «Ормет» на основе построенной модели с целью обоснования стратегии повышения конкурентоспособности продукции и компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришина Е. Особенности потребления металлов: российский парадокс // Машиностроитель. 2008. № 1.

2. Гурен М.М. Ценообразование и цены на продукцию горных предприятий. М., 2003.

3. КовалишинаГ.В. Рынок цветных металлов - основные площадки и движущие факторы // РЦБ. Товарный рынок. 2001. № 0 (01).

4. Светуньков С.Г. Информационное управление конкурентоспособностью // Энциклопедия маркетинга. http://www.marketing. spb.ru

5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2006.

6. Штовба С.Д. Прогнозирование конкурентоспособности марочного товара с помощью нечетких баз знаний / С.Д.Штовба, Е.В.Штовба // Проблемы управления и информатики. 2006. № 4.

7. Metalresearch: Российский рынок меди и медной продукции в 2010 г. http: // www. metalresearch. ru / news 11867.html

REFERENCES

1. Grishin E. Osobennosti of consumption of metals: the Russian paradox // The Machine engineer. 2008. № 1.

2. Guren M.M. Tsenoobrazovanie and the prices for production of the mountain enterprises. Moscow, 2003.

3. Kovaliscina G. V. Rynok of nonferrous metals - the basic platforms and driving factors // Commodity market. 2001. № 0 (01).

4. Svetunkov S.G. Of this year Information management of competitiveness // Marketing Encyclopedia. http: // www. marketing.spb.ru

5. Fathutdinov R.A. Management of competitiveness of the organization. Moscow, 2006.

6. ShtovbaS.D., ShtovbaE.V. Forecasting of competitiveness of the branded goods by means of indistinct knowledge bases // Management and computer science Problems. 2006. № 4.

7. Metalresearch: The Russian market of copper and copper production in 2010. http: // www. metalresearch. ru / news 11867.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

164________

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.