Научная статья на тему 'Нечеткая модель оценки эффективности аутсорсинга'

Нечеткая модель оценки эффективности аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОЦЕСС / ПОДХОД / КРИТЕРИЙ / НЕЧЕТКИЕ ЧИСЛА / АУТСОРСИНГ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдкин Е.В.

В статье рассматривается оценка экономической эффективности аутсорсинга. В качестве базовой модели автор предлагает нечетко-интервальные методы. Приведен пример оценки экономической эффективности передачи бухгалтерского учета малого предприятия на аутсорсинг, основанного на использовании математического аппарата теории нечетких множеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нечеткая модель оценки эффективности аутсорсинга»

УДК 658.51

НЕЧЕТКАЯ МОДЕЛь ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

АУТСОРСИНГА

Е. В. ДАВЫДКИН,

аспирант кафедры бизнес-информатики Е-mail:692500@rambler. ги Уральский государственный экономический университет

В статье рассматривается оценка экономической эффективности аутсорсинга. В качестве базовой модели автор предлагает нечетко-интервальные методы. Приведен пример оценки экономической эффективности передачи бухгалтерского учета малого предприятия на аутсорсинг, основанного на использовании математического аппарата теории нечетких множеств.

Ключевые слова: экономика, система, эффективность, процесс, подход, критерий, нечеткие числа, аутсорсинг, оценка.

Определение эффективности экономического процесса имеет большое значение с практической и теоретической точек зрения, поскольку является ключевым моментом во всем многообразии деятельности предприятия или организации. Теоретический аспект заключается в построении критерия эффективности и включает в себя процесс моделирования и подбора подходящего экономико-математического аппарата, адекватно описывающего рассматриваемое явление или процесс. Практический же аспект состоит в поиске тех болевых точек в процессе функционирования экономической системы и ее частей, которые позволяют с наименьшими затратами оптимизировать его. Именно такой подход к проблеме определения экономической эффективности позволит наиболее полно раскрыть ее сущность как объективной категории экономической науки, оптимизировать экономическую систему в целом и каждый ее элемент в отдельности, построить количественные критерии определения ценности принимаемых управленческих решений, выявить и агрегировать наиболее существенные параметры функционирования экономической системы [3, с. 144].

Понятие бизнес-процесса содержит два элемента: бизнес и процесс. Базовое определение процесса -это некоторая логическая последовательность связанных действий, которые преобразуют вход в результаты или выход [4, с. 23]. Бизнес-процесс -это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально), достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей [4, с. 29]. Следовательно, все действия внутри организации можно рассматривать либо как бизнес-процесс, либо как его часть.

Существует много способов классификации бизнес-процессов. Один из самых распространенных - классификация бизнес-процессов по добавлению ценности продукту или услуге компании. Выделив в этой классификации бизнес-процессы управления и развития, которые обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность компании, получаем их разделение на основные, вспомогательные, управления и развития.

К основным относятся бизнес-процессы, добавляющие ценность продукту или услуге компании. Например, это бизнес-процессы закупок, получения заказов, производства, доставки и сервисного обслуживания. К основным можно отнести и бизнес-процессы, дающие компании конкурентное преимущество [2, с. 38].

Вспомогательные бизнес-процессы напрямую не добавляют ценности продукту или услуге, но увеличивают стоимость. К ним можно отнести бизнес-процессы маркетинга, складирования, обслужи-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

вания оборудования, информационного обеспечения, административно-хозяйственного обеспечения.

Бизнес-процессы управления и развития тоже напрямую не добавляют ценности продукту или услуге. Например, к бизнес-процессам управления относят управление финансами, стратегическое и оперативное управление компанией, а к бизнес-процессам развития - разработку новых продуктов и услуг, внедрение новых технологий и стандартов работы.

В случае процессного подхода функционирование каждого бизнес-процесса оценивается по его вкладу в достижение целей компании. Таким образом, преобразование деятельности носит следующий характер: изменения в одном процессе показывают влияние и необходимые новшества для других процессов.

Таким образом, каждый отдельный процесс имеет поставщика и потребителя (рис. 1).

Эта модель «поставщик - потребитель» является центральной для понимания процессного подхода.

Любую компанию можно представить как совокупность бизнес-процессов, так как: - каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на каждом процессе способствует лучшему удовлетворению потребителей; определение границ рассматриваемого процесса, а также поставщиков и потребителей позволит обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить;

при назначении ответственных за процесс удается избежать распределения ответственности по фрагментам, что часто бывает на специализированных предприятиях; управление процессами позволяет создать лучшие основания для контроля за временем выполнения работ и ресурсов. Анализ бизнес-процессов позволяет повысить эффективность и конкурентоспособность компании путем определения необходимости передачи бизнес-процессов на аутсорсинг, т. е. передачу каких-либо бизнес-процессов специализированной сторонней организации (аутсорсеру).

Для определения оценки эффективности передачи того или иного бизнес-процесса на аутсорсинг воспользуемся

процессным подходом, основную идею которого можно свести к ряду положений.

Поскольку любое предприятие - это социальная общность, т. е. человеческая группа, и именно люди составляют ее основу, выбор аппарата обусловлен вероятностными и нечеткими характеристиками. Автор предлагает в качестве наиболее подходящего аппарат нечетких множеств. Его основная идея состоит в том, что любой показатель деятельности трактуется как интервальный, т. е. задается не конкретным числом, а некоторым промежутком, что соответствует реальным ситуациям, когда достаточно точно известны лишь границы значений анализируемого показателя, в пределах которых он может изменяться, но при этом отсутствует какая-либо количественная или качественная информация о возможностях или вероятностях реализации различных его значений внутри заданного интервала [3, с. 145]. Следовательно, при использовании математического аппарата теории нечетких множеств необходимо формализовать свои представления о возможных значениях оцениваемого показателя, т. е. указать множество его значений и степень неопределенности принятия каждого из этих значений [1, с. 45]. При этом за уровень (степень) риска предлагается принимать размер максимального ущерба, приходящегося на единицу неопределенности. После того как формализация показателей произведена, можно рассчитать распределение возможности показателя эффективности деятельности по уровневому принципу обобщения или принципу обобщения Л. Заде.

Классический принцип измерения экономической эффективности отражает соотношение между эффектом Э и затратами 3 в разных формах. Традиционный показатель характеризует эффект, представляющий собой разницу между результатом Р и затратами, получаемый с единицы последних. Для достижения лучшей эффективности его значение должно быть максимизировано, т. е. Р - З

Э = -

З

->тах.

Требования и обратная связь

Требования и обратная связь

Рис. 1. Модель «поставщик - процесс - потребитель»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

Классический принцип определения экономической эффективности является в настоящее время общепризнанным отечественными и зарубежными учеными и широко используется в экономической теории и практике.

При оценке экономической эффективности немаловажную роль играет выбор критерия. Критерий -это признак, на основе которого производятся определение, классификация объекта исследования, мерило суждения, оценки. Критерий является мерой качественного содержания явлений, процессов и отражает их существенные моменты [4, с. 25]. Вопросы о критериях экономической эффективности являются одними из центральных моментов теоретических основ эффективности, однако до сих пор среди экономистов не сложилось единого мнения о необходимости использования единого критерия, либо нескольких для определения эффективности функционирования экономических систем.

Не менее важно умение оценивать эффективность деятельности не только всей системы в целом, но и любого бизнес-процесса, протекающего в ней. В этом случае, по мнению автора, математическая модель второстепенна. Первостепенное значение здесь принимают выбор экономических показателей, отражающих суть бизнес-процесса, выявление их природы, экономического смыла, назначения в системном смысле, а также выбор экономического критерия.

Для оценки параметров эффективности передачи аутсорсинга в качестве первого приближения и нечеткой классификации можно использовать трапезоидные или треугольные числа [3, с. 147], поскольку они позволяют учесть неопределенность

и стохастическую составляющую моделируемого процесса.

Рассмотрим оценку эффективности передачи на аутсорсинг самого распространенного бизнес-процесса, такого как ведение бухгалтерского учета, применив треугольные числа.

Сведем все затраты на содержание штатного бухгалтера и бухгалтера-аутсорсера в таблицу, представив их в виде нечетких чисел (см. таблицу). Данные взяты из практической деятельности компании, занимающейся бухгалтерским и кадровым аутсорсингом, обслуживающей около 50 мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Каждое нечеткое число определено тремя параметрами, как для чисел L - Л-типа. Графики функций принадлежности нечетких чисел изображены на рис. 2.

Таким образом, А, В, С и D - нечеткие числа с функциями принадлежности 'х -10

Цл =

5

20 - х

,если 10<х<15;

=

5

х - 0,34

если 15 < х < 20;

0,002 0,427 - х

если 0,340 < х < 0,342

0,085

х - 5

если 0,342 < х < 0,427

М'с =

10

20 - х

если 5 < х < 15

5

, если 15< х< 20

Затраты на содержание штатного бухгалтера и бухгалтера аутсорсера в месяц

Наименование затрат Сумма, тыс. руб. Нечеткое число

Зарплата бухгалтера, выдаваемая на руки От 10 до 20, примерно составляет 15 А = (15; 5; 5)

Отчисления с зарплаты 34 %. Интервал от 0 до 8,5 % составляют отчисления в фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимости от вида экономической деятельности От 34 до 42,5 % В = (0,342; 0,002; 0,085)

Прочие расходы: - на арендную плату рабочего места бухгалтера; - мебель, компьютер, принтер и т. д.; - расходные материалы (канцелярские товары, оплата телефона, Интернета); - обслуживание программного обеспечения бухгалтера (покупка, обновление и т. д.); - оплата больничных, отпускных и другие виды выплат От 5 до 20, примерно составляет 15 С = (15; 10; 5)

Оплата бухгалтеру-аутсорсеру. Зависит от вида налогообложения От 1 до 20, примерно составляет 10 Б = (10; 9; 10)

54

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

19 20 Тыс. руб.

1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

%

Тыс. руб.

i I Г

12 3 4

5 6 7 8

1—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—Г

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 jMc.

г

Рис. 2. Значение функций принадлежности нечетких чисел: а - числа А; б - числа В; в - числа С; г - числа D

Ra

С х - а ^

Р

20 - х

■ = 1 -

|15-.

5 5

если х > 15, причем а = 15, а = 5, в = 5.

Итак, число А = (15; 5; 5). Аналогичным образом показываем, что число В = (0,342; 0,002; 0,085), число С = (15; 10; 5) и число D = (10; 9; 10). Теперь рассчитываем затраты З на содержание штатного бухгалтера:

З = А + АВ + С = (15; 5; 5) +

+ (15; 5; 5) (0,342; 0,002; 0,085) + + (15; 10; 5);

З = (15; 5; 5) + (5,13; 1,74; 2,99) + + (15; 10; 5);

З = (35,13; 16,74; 12,99).

Следовательно, затраты на штатного бухгалтера будут варьироваться от 18,39 до 48,12 тыс. руб./мес., а в среднем составлять 35,13 тыс. руб./мес.

Далее рассчитаем экономическую эффективность передачи бухгалтерии на аутсорсинг по формуле D - 3

Э = -

3

pd =

х -1

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 - х

если 1 < х < 10

10

если 10 < х < 20

Покажем, что числа А, В, С и D являются нечеткими числами L - Л-типа. Рассмотрим число А. Очевидно, что

/а - хч

^ а ( х) =

L,

R

а

^ х - а ^

Р

,если х < а

если х > а

где L.

а - х

а

:-10 _ 1 _ |15-: 5 " 5

если х < 15;

Э = (-25,13; 21,99; 26,74) / (35,13; 16,74; 12,99) = (-0,72; 0,37; 0,42). Таким образом, экономическая эффективность от передачи бухгалтерии на аутсорсинг минимально составит 35 %, а при прочих условиях может достигать и 114 %. В среднем она составит 72 %.

Аутсорсинг позволяет существенно сократить затраты на содержание и обслуживание бизнес-процессов. Оценка экономической эффективности передачи бизнес-процессов на аутсорсинг при помощи неопределенных чисел может быть проведена для каждого бизнес-процесса с учетом специфики деятельности организации.

Список литературы

1. Заде Л. А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений / пер. с англ. М.: Мир, 1976.

2. Моисеев Н. Н. Математические задачи системного анализа: учеб. пособие. М.: Наука, 1981.

3. Назаров Д.М., Голошумов А. Ю. Применение нечетко-интервального подхода к оценке эффективности бизнес-процессов // Известия УрГЭУ. 2010. № 1.

4. Ericsson Quality Institute. Business Process Management. Ericsson, Gothenburg Sweden, 1993.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШбР%Я ъ ЪР*?жг(Ъ4

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.