Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
тетов. Права на использование инновации передаются на возмездной основе, тем самым обеспечивая частичное самофинансирование научных исследований в университетах.
До 1980 г. результаты НИОКР, финансируемых из госбюджета, являлись федеральной собственностью. Это не создавало у ученых и инженеров, особой заинтересованности в коммерческом применении полученных знаний. Обострение конкуренции на мировом рынке и ухудшение торгового баланса страны заставили конгресс пойти на изменение действующего законодательства и принять ряд новых федеральных законов.
Большое значение для регулирования передачи технологий имел закон 1980 г. (Bayh- Dole Act), который предоставил университетам, бесприбыльным организациям и фирмам малого бизнеса право передавать лицензии на коммерческое использование изобретений, сделанных в ходе исследований при финансовой поддержке правительства, промышленным компаниям.
Также важную роль в вовлечении мелких и средних фирм в процесс передачи новых технологий сыграл закон 1982 г. об инновационных исследованиях (Small Business Innovation Research Act). Он инициировал специальную программу, обеспечившую выделение всеми федеральными ведомствами с годовым бюджетом на НИОКР свыше 100 млн. долл. не менее 1,25 % этого бюджета на проведение исследований и разработок силами малого бизнеса [2].
В настоящее время каждый американский университет, занимающийся инновационной деятельностью, имеет в своей организационной структуре центр трансфера технологий. В центре работают профессионалы из различных областей, позволяющих обеспечить полную цепочку перевода технологии. Это и оценщики, и маркетологи, и патентные поверенные, и финансисты.
Университеты США являются своего рода интеллектуальными центрами, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов. Объемы государственной поддержки научно-исследовательской деятельности университетов США (вне зависимости «частных» или «государственных») значительно выше, чем в других странах. Научно-исследовательские проекты университетов получают финансовую поддержку от федерального правительства в форме грантов, контрактов, соглашений о совместной деятельности
В Германии функции технологических посредников между лабораториями и компаниями выполняют различные научные общества и совместные исследовательские ассоциации в промышленности. Ведущая организационная роль принадлежит «Фраунгоферовско-му обществу», в которое после объединения Германии вошли 45 исследовательских институтов, в том числе 9 из бывшей ГДР. Их деятельность финансируется за счет субсидий федерального правительства и доходов от выполнения контрактных исследований [3].
Главной задачей общества является содействие внедрению в промышленность новых технологий и выполнение исследований общенационального значения (например, в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Для облегчения малым фирмам доступа к его услугам правительство предоставляет им субсидии в размере до 40 % полной стоимости заказываемых НИОКР
Инновационные внедренческие системы формировались за рубежом на протяжении десятилетий, и развитие их сопровождалось соответствующими изменениями в схемах трансфера технологий. На сегодняшний момент Россия только в начале этого пути, процесс внедрения научных инноваций на рынок еще не обусловлен стройной системой, не проработана должным образом законодательная база. Но использование многолетнего опыта зарбежных стран в сфере трансфера технологий поможет выстроить в России эффективную систему.
Библиографические ссылки
1. Годунова Е. С., Яковлева Т. И. Европейский опыт построения инновационной системы, рассмотренный на примере таких инструментов, как трансфер технологий. Применимость к развитию инновационной инфраструктуры Новосибирской области и создающемуся технопарку в Новосибирском Академгородке. 01.02.08.
2. Бедный А. Б. Трансфер технологий в Американских университетах информационно- аналитические материалы. Н. Новгород, 2011
3. URL: http://www.dwih.ru/index.php/ru/technolo-gietransfer-de.html (Германский дом науки и инноваций).
© Лущай А. А., 2012
УДК 669.713.7
А. И. Лыткина, Ю. В. Романовская Научный руководитель - И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
НДС В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
В связи с созданием Таможенного союза произошло немало изменений в таможенном законодательстве, которые коснулись порядка взимания НДС при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе.
На саммите межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества было решено, что 1 января 2009 года официально родится Таможенный
союз России, Белоруссии и Казахстана. В чем суть создания такого союза? Очень упрощенно - в отсутствии таможенных барьеров внутри стран-членов союза
Секция «Экономика и бизнес»
и одинаковый «таможенный подход» к любому внешнему товару, откуда бы и в какую бы страну союза он ни ввозился и где бы он ни пересек общую границу. Таможенный союз, единый рынок - идея хорошая, но спустя три года мы видим, что получилась очень сложная и громоздкая система управления в рамках союза, а «законодательные прорехи» латают на ходу. Ещё нерешенных проблем много, но остановимся на кратком анализе непосредственно той, которые в первую очередь, на наш взгляд, затрагивает интересы всех участников внешнеэкономической деятельности, то есть налог на добавленную стоимость.
В рамках Таможенного союза порядок взимания косвенных налогов приобрел новые особенности. В настоящее время поступления налога на добавленную стоимость составляют 41 % администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета. В целом механизм взимания (возмещения) НДС остался аналогичным, предусмотренному главой 21 НК РФ. Налогоплательщик предоставляет пакет документов в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период с правом на применение вычета (зачета) соответствующих сумм НДС.
Что касается экспорта товаров (работ, услуг), то здесь необходимо отметить следующее. На территории Таможенного союза действует принцип страны назначения, в соответствии с которым при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта, то есть налог взимается в той стране, где товар подлежит потреблению, а именно в государстве-импортере [1]. Антиподом принципа страны назначения служит принцип страны происхождения, который предполагает обложение НДС экспортируемых потоков. Большинство государств, имеющих налог на добавленную стоимость, взимают его по принципу страны назначения товара. Во-первых, взимание налога в стране происхождения гарантирует ввоз товара (услуги), не содержащего в цене уплаченного ранее НДС, а во-вторых, издержки, связанные с таможенным контролем, гораздо ниже издержек на оценку таможенной стоимости импорта, которые неизбежно возникают при взимании НДС по принципу страны происхождения товара.
В странах-членах ТС сложились разные налоговые ставки по НДС: у нас, например, НДС - 18%, в Казахстане -18%, в Белоруссии - 20%, и как не печально, унификации ставок НДС в ближайшее время не ожидается. Понятно, что действие принципа страны назначения нивелирует различный уровень ставок НДС в государствах-членах Таможенного союза, позволяя при экспорте применять нулевую ставку. Однако при импорте товаров участники ВЭД Республики Казах-
стан уплачивают налог на треть меньше, чем, например, российские предприниматели, что в конечном итоге вполне может сказаться на конкурентоспособности российского бизнеса. Решение данной проблемы возможно двумя путями. В идеале представляется целесообразным унифицировать ставки налога в рамках Таможенного союза, что способствовало бы более эффективной реализации принципа равенства участников ВЭД. Но этот путь очень сложный и требует больших затрат времени. Мы предлагаем рассмотреть такой выход из положения: каждая страна, входящая в ТС, начисляет и платит НДС при взаимных торговых операциях, в соответствии со своим национальным законодательством, а при зачете НДС разница, возникающая из-за разных ставок НДС, относится на взаимоотношения с бюджетом. Далее в рамках бюджета ТС эта разница перераспределяется в пользу той или иной страны.
Следует сказать еще об одном новшестве в рамках Таможенного союза. Теперь при ввозе товаров таможенное оформление не производится, и налогоплательщик обязан будет уплатить налог и представить соответствующую налоговую декларацию до 20-го числа месяца следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров [2]. По сути, данная норма представляет налогоплательщикам отсрочку по уплате налога от 20 до 50 дней в зависимости от дня поставки товара. То есть, предприниматель в течение этого срока имеет возможность реализовать товар, закупить новый без оттока денежных средств, и только потом уплатить налог. Представляется, что подобная новация таможенного законодательства благоприятно скажется на развитии бизнеса, внешнеторговой деятельности.
Подводя итог, хочется отметить, что, не смотря на все сложности, новшества таможенного законодательства Таможенного союза направлены на устранение административных барьеров внутри союза, снижение финансовой нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности, упрощение таможенных операций, однако, подобные меры могут быть эффективными только при наличии отлаженной системы налогообложения в области таможенного дела.
Библиографические ссылки
1. О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе : межгосударственное соглашение от 25.08.2008.
2. О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе : протокол от 11.12.2009.
© Лыткина А. И., Романовская Ю. В., 2012