Научная статья на тему 'НДФЛ: вопросы применения прогрессивной шкалы налогообложения'

НДФЛ: вопросы применения прогрессивной шкалы налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1291
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДФЛ / НАЛОГ / TAX / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ФИНАНСЫ / FINANCE / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / ЛЬГОТЫ / ПОСОБИЯ / INCOME EXCLUSIONS / FACILITY / ALLOWANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эриашвили Н.Д., Григорьев А.И.

Рассмотрены проблемы правоприменения налога на доходы физических лиц в Российской Федерации; анализируется законодательство НДФЛ как в России, так и за рубежом, а также вопросы, связанные с использованием налогоплательщиком налоговых вычетов, а также внесены предложения в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal income tax: questions of application of an ascending scale of the taxation

This work presents the study of the law enforcement of income tax in the Russian Federation. The national law concerning income tax both in Russia and abroad has been analyzed by the contributors, together with problems of tax deductions used by taxpayers. As a result, some regulatory changes in the Russian tax legislation have been introduced.

Текст научной работы на тему «НДФЛ: вопросы применения прогрессивной шкалы налогообложения»

УДК 33 ББК 65

НДФЛ: ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,

профессор Московского университета МВД России, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники;

А. И. ГРИГОРЬЕВ,

доцент кафедры публично-правовых дисциплин факультета права и управления ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйстивом

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены проблемы правоприменения налога на доходы физических лиц в Российской Федерации; анализируется законодательство НДФЛ как в России, так и за рубежом, а также вопросы, связанные с использованием налогоплательщиком налоговых вычетов, а также внесены предложения в действующее законодательство.

Ключевые слова: НДФЛ, налог, экономика, финансы, налоговые вычеты, льготы, пособия.

Annotation. This work presents the study of the law enforcement of income tax in the Russian Federation. The national law concerning income tax both in Russia and abroad has been analyzed by the contributors, together with problems of tax deductions used by taxpayers. As a result, some regulatory changes in the Russian tax legislation have been introduced.

Keywords: tax, economics, finance, income exclusions, facility, allowance.

Развернувшаяся в последнее время в СМИ дискуссия о налогах с особой остротой затронула вопрос оценки эффективности налогового законодательства. Целый ряд известных экономистов, юристов и предпринимателей высказали ряд совершенно полярных мнений в части того, что повышение налогов в условиях развивающегося экономического кризиса в стране приведет к усилению оттока капиталов, а также ухода налогов в «тень».

Из-за резкой девальвации рубля в декабре 2016 г. по отношению к мировым валютам, Правительство РФ приняло решение секвестировать федеральный бюджет на 10%. При этом дефицит федерального бюджета за 2015 г увеличился и составил 3,8% ВВП.

Из-за резкого падения нефтяных доходов Минфину РФ придется урезать межбюджетные трансферты регионам, что приведет к дальнейшему увеличению дефицитов региональных и, соответственно, местных бюджетов.

В этой связи, считаем, что настало время вернуться к рассмотрению вопроса, связанного с введением прогрессивной шкалой налогообложения по НДФЛ.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 56 БК РФ в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы по НДФЛ по нормативу 85%. Остальная часть зачисляется в бюджеты органов местного самоуправления.

Этот налог для региональных и местных бюджетов является системообразующим.

Сейчас его базовая ставка составляет 13%, причем в отличие от большинства стран, шкала обложения -плоская, т.е. не зависит от размера дохода. Например, базовая ставка по пропорциональной системе налогообложения в бывших странах СССР следующая: Грузия - 20%. Украина - 15%, Казахстан - 11%', как и в ряде африканских стран. Как было сказано выше, в мире превалирует прогрессивная шкала налогообложения. Приведем пример ставок налогообложения подоходного налога в ряде стран: Страны БРИКС

• Бразилия - 7.5-27.5%

• Индия - 10-30%

• Китай - 5-45%

Отдельные страны Евросоюза.

• Германия - 14-45%

• Италия - 23-45%

• Португалия - 0-42%

• Франция - 5.5-41%

• Швеция - 0-57% Некоторые другие страны

• Австралия - 17-45%

• Канада - 15-29%

• Япония - 5-50%

(источник: www.worldwide-tax.com)

Федеральный подоходный налог в США узаконен 16-й поправкой к Конституции США и Налоговым Кодек-

сом США (Internal Revenue Code), который принимается Конгрессом.

Федеральный подоходный налог с граждан достаточно прогрессивен: по меньшей мере, первые 8950 долл. США дохода не облагаются федеральным подоходным налогом (17 900 долл. США для супружеских пар в 2008 г), налоговые ставки варьируются от 10% (со следующих 8025 долл. США облагаемого дохода в 2008 г) до 35% (на доходы выше 357 700 долл. США), однако разнообразные вычеты из облагаемого налогом дохода (ипотечные проценты, налоги на недвижимость, образование и прочие) могут значительно уменьшить налоговое бремя для многих представителей среднего и верхнего среднего классов, особенно для домовладельцев со значительным ипотечным долгом.

Существуют следующие категории налогов, о которых надо волноваться в США:

• первая - подоходный налог (income tax);

• вторая - налог на наследование (estate tax);

• третья - налог на дарение (gift tax);

• четвертая - налог на выезд ^patr-iadon tax).

Доход в США подлежит федеральному налогообложению по прогрессирующей ставке от 0 до 35%. Также, штаты могут брать свой собственный налог, который может быть от 0 в некоторых штатах до 10+% в других штатах. Есть специальные ставки налогов для дохода от долгосрочного прироста капитала (15% в 2012 г) и для некоторых пассивных доходов иностранцев от источников в США (30%).

Шкала налогов зависит от статуса налогоплательщика. Есть разные таблицы для подающих в индивидуальном порядке, для супругов, и для основных кормильцев. Например, ставка налога для подающих индивидуально в 2012 г (в долл. США):

• доход от 0 до 8,700 - 10%;

• доход от 8,700 до 35,350 - 15%;

• доход от 35,350 до 85,650 - 25%;

• доход от 85,650 до 178,650 - 28%;

• доход от 178,650 до 388,350 - 33%;

• доход свыше 388,350 - 35%.

Также, существует множество налоговых вычетов, которые позволяют уменьшить налогооблагаемую базу. Например, для индивидуального налогоплательщика существуют стандартный вычет (standard deduction) - 5,950 долл. США и персональный вычет (personal exemption) - 3,800 долл. США. Это означает на практике то, что первые 9,750 долл. США дохода не облагаются налогом (http://usataxlawyer.livejournal.com/1059.html).

В Китае недавно прошла налоговая реформа. Так, население с доходом ниже 3 тыс. юаней (15 тыс. руб.) в месяц - вообще не платит подоходный налог. Для зарплат менее 10 тыс. юаней (50 тыс. руб.) в месяц - налог составит 5%. Максимальная, в 45%, действует только для очень богатых, зарабатывающих более 100 тыс. юаней (500 тыс. руб.). Похожие системы работают во многих странах. Например, по японским налоговым законам зарплата на уровне 70 тыс. иен (31 тыс. руб.) облагается налогом в 5%. Во Франции - с дохода менее 1 тыс. евро (43 тыс. руб.)

возьмут 5.5%, в Бразилии - 7.5%. В Финляндии налог с такой зарплаты не взяли бы вообще»2.

Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога (IR) не плоская, а прогрессивная. Чем выше доход, тем выше ставка налога.

При этом шкала налогов пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например, шкала подоходного налога для физических лиц во Франции в 2013 г :

• QF до 5 963 евро в год: налоговая ставка 0%;

• QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5%;

• QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14%;

• QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%;

• QF от 70 831 до 150 000 евро в год: налоговая ставка 41%;

• QF свыше 150 000 евро в год: налоговая ставка 45%;

• QF свыше 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 75%.

Кстати, 29 декабря 2012 г. Конституционный суд Франции отменил принятую ранее ставку в 75%. В 2012 г шкала была почти такой же, за исключением дополнительных более высоких налоговых ставок для сверхвысоких доходов:

• QF до 5 963 евро в год: налог 0%;

• QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5%;

• QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14%;

• QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%;

• QF свыше 70 830 евро в год: налоговая ставка 41%. При рассмотрении этой прогрессивной шкалы налоговых ставок очень важно учитывать два момента:

1) слева в налоговой шкале указан не доход одного физического лица, а именно среднегодовой доход в расчете на одного члена семьи (Quotient Familial).

Например, если супруг зарабатывает 28 000 евро в год (~94 750 руб. в месяц), а его жена не работает и сидит дома с единственным несовершеннолетним ребенком, то (без учета различных вычетов) QF будет равен 28 000: 2.5 = 11 200. Это значит, что налоговая ставка подоходного налога для этой семьи во Франции будет составлять 5.5% (а не 30%, как может показаться на первый взгляд неподготовленному российскому обывателю).

В России, где учитывается именно персональный доход налогоплательщика, ставка подоходного налога для доходов этой семьи будет составлять всегда 13%;

2) указанная справа процентная ставка налога применяется не ко всему доходу целиком, а только к той его части, рамки которой определены слева, т.е. часть среднедушевого дохода на члена семьи до 5 963 евро в год не облагается налогом вообще, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 5 963 до 11 896 евро в год облагается налогом по ставке 5.5%, часть среднедушевого дохода на

члена семьи от 11 897 до 26 420 евро в год облагается налогом по ставке 14% и т.д. Таким образом, определяемая по этой шкале ставка налога - это максимальная ставка, применяемая только к самой верхней части дохода. Более низкие части дохода будут облагаться налогом по более низким ставкам.

В России же единая налоговая ставка 13% применяется ко всему доходу целиком, без градаций.

Пример. Семья, состоящая из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми, зарабатывает совокупно 40 000 евро в год (135 300 руб. в месяц).

Расчет подоходного налога с этой семьи в России (в год):

40000 х 0.13 = 5200 евро (~211 100 руб.)

Расчет подоходного налога с этой семьи во Франции (в год):

Коэффициент размера семьи = 3

QF = 40000: 3 = 13333 => налоговая ставка

(максимальная) 14%

(5963 х 0 + (11896-5963) х 0.055 + (1333311896) х 0.14) х 3 = (0 + 326.315 + 201.18) х 3 =

1582 евро (~64 200 руб.)

Получается, что для семьи с таким доходом в России налоговые отчисления подоходного налога будут более чем в три раза выше, чем во Франции. А для такой же семьи с меньшим доходом платить подоходный налог в России будет еще менее выгодно, чем во Франции.

Во Франции существует широкая система налоговых вычетов (профессиональных, семейных, социальных, имущественных и др.), что снижает налоговую базу (налогооблагаемую сумму) и, соответственно, в некоторых случаях может снижать и налоговую ставку (так как шкала прогрессивная). Например, из налоговой базы подоходного налога (т.е. из налогооблагаемой суммы семейного годового дохода) перед уплатой налогов вычитаются:

а) все профессиональные расходы (расходы, понесенные работающими членами семьи на то, чтобы получить доход от своей работы). Сюда относится оплата профессионального обучения (семинары/курсы по специальности, профессиональная подготовка и переквалификация и т.п.), транспортные расходы на проезд на работу и с работы, покупка спецодежды и рабочих инструментов, необходимых для выполнения работы (включая компьютеры/ ноутбуки/телефоны/оргтехнику), расходы на рабочие обеды, расходы на аренду личного офиса и прочие рабочие/ профессиональные расходы;

б) расходы на покупку и постройку жилья для своей семьи;

в) расходы по охране дома;

г) социальные/медицинские расходы: страхование жизни (своей и членов семьи), отчисления в фонды медицинского/социального страхования, расходы на лекарства;

д) расходы на содержание детей в яслях и детских садах. Расходы на обучение детей в школах, лицеях, колледжах и вузах;

е) расходы на содержание недееспособных членов семьи.

Если вместе с семьей и на ее содержании живет ближайший родственник (родитель/ребенок), который является хоть и совершеннолетним, но недееспособным иждивенцем (инвалид, неработающий старик и др.), то на него можно либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте наравне с несовершеннолетним ребенком;

ж) вычет за ребенка-военнослужащего можно получить даже если он уже совершеннолетний, и даже если у него уже есть своя семья.

Вычет за военнослужащего производится точно так же, как за несовершеннолетнего ребенка или другого иждивенца на содержании семьи. На него можно либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте наравне с несовершеннолетним ребенком;

з) если помогаешь деньгами работающим родителям, которые живут отдельно, то тоже можешь перед уплатой налогов вычесть соответствующую сумму из своего семейного дохода, но эту передачу денег родителям придется подтвердить банковской выпиской, а также эта сумма войдет в суммарный семейный доход работающих родителей (и отразится на их налогах, если они живут во Франции);

и) расходы на благотворительность (их нужно подтверждать банковскими выписками).

Во Франции все эти вычеты существуют не просто номинально на бумаге, они реально работают, и множество французских семей ими регулярно пользуется, чтобы уменьшить свою налоговую базу3.

В Великобритании, помимо необлагаемого минимума в 7475 фунтов стерлингов, предусмотрен ряд социальных вычетов (для семейных пар, граждан в возрасте 65-74 и старше 75 лет, для слепых).

Предусмотрена льгота по подоходному налогу для выплачивающих ипотечный кредит. Льгота составляет 10% от суммы кредита, при этом налогоплательщик получает эту льготу непосредственно в банке-кредиторе, а затем государство возмещает льготу банку.

Подлежат вычету у физических лиц взносы на пенсионное страхование.

У предпринимателей принимаются к вычету производственные расходы.

В целом, налоговые ставки в Великобритании высоки, а количество вычетов, по сравнению с другими развитыми странами, весьма невелико, однако существенен размер необлагаемого налогами минимума. Как следствие, налоговая система весьма прозрачна, а доходы состоятельных людей действительно облагаются повышенными налогами, что не сглаживается массой льгот, подобно другим государствам. При этом Великобритания остается привлекательной для получения на ее территории дохода резидентами без домицилия (Источник: Клуб Главных Бухгалтеров №11 - 2011).

В России, в соответствии налоговым законодательством, имеются следующие налоговые вычеты по НДФЛ:

1) стандартные налоговые вычеты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) социальные налоговые вычеты;

3) инвестиционные налоговые вычеты;

4) имущественные налоговые вычеты;

5) налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок;

6) налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе.

Однако, они ограничены определенной суммой либо незначительны в своем размере.

Рассмотрим стандартный налоговый вычет, предоставляемый налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок.

Итак, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет предоставляется в следующих размерах;

1) 1400 руб. - на первого ребенка;

2) 1400 руб. - на второго ребенка;

3) 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка;

4) 3000 руб. - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта и приравненные к ним лица.

С 1 января 2016 г стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 12 000 руб. (вырос в 4 раза - с 3 000 руб.) будет предоставляться родителям, супругу (супруге) родителям в отношении:

• ребенка - инвалида до 18 лет;

• учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I и II группы.

Опекунам, попечителям, приемным родителям и их супругам, на обеспечении которых находятся такие дети, налоговый вычет предоставляется в размере 6 000 руб. (вырос в 2 раза - с 3 000 руб.).

Налоговый вычет производится в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю.

В соответствии с письмом ФНС России от 12 ноября 2015 г. № БС-4-11/19782@ стандартный налоговый вычет в двойном размере предоставляется единственному родителю до месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Максимальный размер налогового вычета за налоговый период не должен превышать 280 000 руб.

С 1 января 2016 г в соответствии с Законом № 317-Ф3, максимальный размер налогового вычета увеличивается и в настоящее время составляет 350 000 руб.

Как видим, каждый месяц налогового периода налогоплательщику будет возвращено из бюджета либо 182 руб. на одного ребенка, либо 390 руб. на третьего и каждого последующего ребенка.

По мнению доктора экономических наук Е. Гонт-махера, семьи с несовершеннолетними детьми - самая большая группа бедных в России. Если у вас их двое,

то вы, скорее всего, попадете за черту бедности, когда приходится экономить на еде; т.е. мы не можем средней семье с двумя малолетними детьми обеспечить нормальный уровень благосостояния,... обеспечить ей развитие4.

Гарантированной материальной поддержкой материнства, отцовства и детства в России является обеспечение граждан, имеющих детей, государственными пособиями.

Так, с 1 января 2015 г. с учетом размера индексации единовременные пособия составляют:

• женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, - 543,67 руб.

• при рождении ребенка - 14 497,80 руб.

• при передаче ребенка на воспитание в семью -14 497,80 руб.

• беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 22 958, 78 руб.

С 1 января 2015 г. ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву, с учетом индексации, составляет 9839,48 руб. на каждого ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Рассмотрим, какие льготы и пособия получают семьи, имеющие детей в некоторых странах.

Во Франции самая высокая в Европе рождаемость, а здесь на каждую женщину приходится 1,99 ребенка, имеет вполне логичное объяснение: государство этому всячески способствует.

И в первую очередь, оказывая финансовую поддержку семьям, особенно многодетным. Начнем с того, что все француженки на седьмом месяце беременности получают единовременную субсидию в 850 евро. Если после 16 недель декретного отпуска новоиспеченная мамаша решила не выходить на работу, то она может при сохранении рабочего места в течение трех лет получать пособие в пределах 400-450 евро.

При рождении второго ребенка из специальных государственных фондов семьям начинают ежемесячно выплачивать по 124 евро. Эта сумма увеличивается до 283 евро при трех детях. При четырех возрастает до 441,5 евро, ну а при появлении на свет каждого последующего чада в семейный бюджет дополнительно вливается по 159 евро.

Помимо этого, существует дополнительная прибавка: на каждого ребенка в возрасте от 11 до 16 лет из "кассы" полагается "сверху" еще 35 евро в месяц. Эта сумма поднимается почти в два раза, если сыну или дочери 17 и более лет - вплоть до 21 года. Правда, при этом он или она должны жить вместе с родителями, учиться или работать, не получая более 823 евро в месяц, что составляет 55% минимальной зарплаты (без вычета налогов) во Франции.

Каждая многодетная семья, т.е. где трое детей и более, также имеет право на субсидию. Это еще 120-130 евро. Только в виде ежемесячных пособий семья, где имеется трое детей, скажем, в возрасте от 7 до 18 лет, может получить от государства плюс-минус 700 евро наличными.

Это уже не говоря об отдельных пособиях на частичную, а при больших семьях - и полную оплату аренды жилья, на приобретение в канун нового учебного года школьных принадлежностей (от 280 до 305 евро), а также на отпуск. Стоит также упомянуть о госдотациях на возмещение расходов семей на «бебиситтеров». В зависимости от доходов семьи, а также возраста ребенка (на малютку до трех лет полагается в два раза больше, чем на ребенка от трех до шести лет) ежемесячно можно рассчитывать, предоставляя соответствующие счета, на вспомоществование по уходу за детьми в размере 150-450 евро.

В Финляндии многодетным семьям, а также матерям-одиночкам не предоставляются какие-либо льготы. Однако выдаются различные пособия.

Например, существует так называемый пакет для новорожденного, который государство дарит всем родившим женщинам. Этот пакет содержит все, что требуется новорожденному в течение первого года жизни. Общая стоимость такого пакета - несколько сот евро.

Кроме того, финское государство выплачивает пособие ребенку с момента его рождения и по достижении 17-летнего возраста - 100 евро в месяц. Если в семье рождается второй ребенок, его пособие - 110,50 евро в месяц, третьему - 131, четвертому - 151,50, пятому и следующим - 172 евро в месяц. Матери или отцы, воспитывающие детей без супруга/супруги, получают надбавку на каждого ребенка 36,60 евро.

Таким образом, родители до достижения 17-летнего возраста каждого ребенка получают от финского государства в общей сложности более 20 тыс. евро, за второго -дополнительно еще 22 тыс., за третьего - почти 27 тыс. евро. Таким образом, финское государство в качестве пособий выплачивает семье с тремя детьми порядка 70 тыс. евро. Но на этом расходы государства не ограничиваются.

На плечи бюджета ложатся еще и детские садики. Пребывание одного ребенка в саду с трехразовым питанием обходится более чем в тысячу евро в месяц. Однако, родители платят за садик не более 250 евро, а в провинции даже меньше - 200 евро. Остальные расходы берет на себя бюджет. При этом в садик принимают даже десятимесячных детей, давая возможность матерям выйти на работу5. В большей степени, за счет прогрессивной системы налогообложения перечисленные страны могут оказывать своим гражданам такие льготы.

Что касается НДФЛ, взимаемого в РФ то, можно вспомнить советский опыт. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1972 г, был введен необлагаемый налогами минимум зарплаты в размере 70 руб. в месяц, что составляло 57% от среднемесячной заработной платы в народном хозяйственна момент введения закона и 32% от среднемесячной заработной платы в народном хозяйстве в 1988 г

Авторы пропорциональной системы налогообложения в РФ утверждают, что налог на доходы один из самых низких в мире, а на деле - очень высокий. По своей природе он нацелен на защиту богатых. Приведем разницу доходов между богатыми и бедными (по децильным группам населения):

• Германия - 6:1

• Дания - 6:1

• Швеция - 6:1

• США - 15:1

• Россия - 15:1

• Мексика - 27:1

• Чили - 27:1

• Бразилия - 50:1

( по данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию)

Как видим, разрыв между богатыми и бедными в соотношение с развитыми странами мира довольно высок, достиг 15-кратного размера и продолжает увеличиваться.

В структуре консолидированного бюджета поступления налога на прибыль составили 23,4% , налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - 21, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 21, налога на добавленную стоимость (НДС) - 18%. По объему перечисленных средств за этот период НДФЛ занял твердое второе место. Как было сказано выше ,весь объем НДФЛ остается в регионах, откуда он частично распределяется в виде нормативов отчислений либо межбюджетных трансфертов в местные бюджеты.

Как было сказано ранее, НДФЛ в наши дни - основной бюджетообразующий налог в регионах и органах местного самоуправления, а раз так, то зачем менять налоговую ставку, могут сказать наши оппоненты.

На наш взгляд, прогрессивная шкала налогообложения даст возможность перераспределять национальный продукт в пользу малоимущих слоев населения, тем более, что дефицит Пенсионного фонда РФ к началу 2015 г. продолжает увеличиваться, что в условиях финансирования указанного дефицита за счет средств федерального бюджета будет иметь негативные макроэкономические последствия. Доктор экономических наук, профессор Н.Кричевский утверждает, что увеличение средней ставки всего на 3-3.5% позволит полностью снять проблему поиска средств для региональных дотаций. При этом предлагаемые льготы для занятого населения с доходами ниже МРОТ сохранятся. Автор утверждает, что если средняя ставка НДФЛ находилась бы на уровне 18-18.5%, то необходимость увеличения страховых взносов отпала бы сама собой. К тому же это решило бы проблему дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов. И это при нулевой ставке НДФЛ для всех, чьи доходы не дотягивают до МРОТ. К тому же НДФЛ в сравнении с социальными страховыми взносами администрировать значительно легче. 6

Таким образом, подняв планку дохода, необлагаемого налогом, можно увеличить реальные доходы малоимущих слоев населения и среднего класса, снять социальное напряжение в обществе, восстановить бесплатные (социальные) детские учреждения, охватить всех детей до 12 лет бесплатным санаторным лечением и отдыхом, а также обеспечить дополнительный рост показателей в оптово-розничной торговле. Временно свободные денежные средства население сможет разместить во вкладах банков, что, соответственно, предоставит банкам возмож-

ность предоставления кредитов на доступных условиях. В итоге в экономике страны произойдет рост ВВП, а также даст возможность пережить финансовый кризис с наименьшими потерями.

Прогрессивная шкала налогообложения позволит снизить размер обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями в государственные внебюджетные фонды, которые в настоящее время обременительны и доходят до 30%.

Наконец, прогрессивная шкала по НДФЛ ни в коей мере не может привести в условиях кризиса к социальному взрыву, так как в этом случае соблюдается принцип равного налогового бремени.

На рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект № 795877-6 «О внесении изменений в ст. 218 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором предлагается установить прогрессивную шкалу налогообложения НДФЛ. При годовом доходе до 600 000 руб. применяется ставка 13%, от 600 001 до 1 200 000 руб. сумма налога составит 78 000 руб. + 15% с суммы, превышающей 600 001 руб., от 1 200 001 до 1 800 000 руб. - 168 000 руб. + 20% с суммы превышающей 1 800 001 руб., от 1 800 001 до 2 400 000 руб. -288 000 руб. + 25% с суммы, превышающей

1 800 001 руб., от 2 400 001 до 3 000 000 руб. -438 000руб. + 30% с суммы, превышающей

2 400 001 руб., свыше 3 000 001 руб. - 618 000 руб. + 35%.

Кроме этого, планируется внести изменения в подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, согласно которым размер вычета на каждого ребенка будет составлять 50% прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для детей.

На наш взгляд, данное предложение заслуживает внимания, за одним исключением:

• не облагать налогом доходы в размере минимального размера оплаты труда;

• из подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ исключить максимальный размер дохода налогоплательщика в сумме 350 000 руб. за налоговый период.

Ради объективности, необходимо отметить, что на рассмотрение Госдумы представлен законопроект № 819634 - 6 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», где планируется внести изменения в ст.217 и 224 НК РФ, увеличив ставку НДФЛ, установленную п. 1 ст. 224 НК РФ, с 13 до 16%.

По мнению оппонентов, возврат к прогрессивной шкале налогообложения может привести к уклонению от уплаты налога, его администрированию налоговыми органами. На наш взгляд, все это от «лукавого» так как, налоговые органы очень внимательно относятся к перечислению НДФЛ в бюджет как налогоплательщиками, так и налоговыми агентами. Кроме того, плоская шкала налогообложения приводит к увеличению рисков, связанных с социальной напряженностью между группами с высоким и низким материальным достатком. Выпадающие доходы от такой системы налогообложения не позволяют пополнить и без того в большинстве своем, дефицитные

региональные и местные бюджеты и, соответственно консолидированный бюджет РФ.

Наконец, прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ позволит в условиях дефицита федерального бюджета смягчить последствия экономического кризиса и даст возможность, в какой-то мере, решать социальные, общенародные интересы.

Кстати, в конце 2016 г. Госдума РФ приняла к рассмотрению очередной законопроект № 943535-6 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц».

Предлагается установить следующую шкалу налогообложения по НДФЛ:

Годовой доход Ставка налога (%)

До 5 000 000 руб. включительно 13

Свыше 5 000 000 руб., но не более 50 18

000 000 руб.

Свыше 50 000 000 руб., но не более 500 23

000 000 руб.

Свыше 500 000 руб. 28

Налогообложение доходов, в отношении которых могут быть применены профессиональные налоговые вычеты в соответствии со ст. 221 НК РФ и имущественные налоговые вычеты в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ (при продаже имущества, доли в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве), будет осуществляться по ставке 13% независимо от размера доходов.

Доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, предлагается облагать по ставке, предусмотренной подп. 2 п. 1 ст. 224 НК РФ (35%).

На наш взгляд, это самый худший вариант, так как предлагаемая шкала налогообложения затронет минимальное количество лиц и не решит вопрос справедливого налогового бремени, а также пополнению налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты.

В заключение, хотелось бы напомнить слова Дэн Сяопина, который проводя экономические реформы, поставил во главу угла конкретный результат. Его простая фраза: «Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей» оказалась выше всех догматов.

1 Источник: www.worldwide-tax.com.

2 Гурдин К. Откуда ударит налоговая молния // Аргументы недели 24 ноября 2011 г. № 46.

3 http://mvgolubev.blogspot.ru/2012/12/french-tax.html

4 ГонтмахерЕ. Что осталось от «социального государства». // Новая. 2015. 8 июня. № 70.

5 Дмитриева О., Ермолаева Н., Прокофьев В., Рокоссовская А. Недетская помощь. Как в других государствах стимулируют рост рождаемости // РГ. 2010. 2 декабря. № 272.

6 Кричевский Н. Делиться надо // Новая газета. 2010. 17 февраля. № 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.